Другие проблемы, могущие являться предметом клинического вмешательства
Физическое здоровье. По сравнению с терапией взрослых более молодого возраста, для терапии пожилых типичны некоторые существенные отличия, хотя старики могут страдать и от любых проблем, свойственных молодым клиентам. Одним важным аспектом является то, что у престарелых проблем со здоровьем больше, а психологический статус тесно связан с физическим и функциональным (Zeiss et al., 1996). Престарелым зачастую бывает трудно приспособиться к изменениям в стиле жизни, явившимся результатом изменившегося здоровья. Они часто чувствуют себя бесполезными или беспомощными, так как не могут позаботиться о себе настолько же самостоятельно, насколько умели раньше.
Пожилые люди часто страдают хроническими заболеваниями (т. е. артритом, гипертонией, нарушением слуха, болезнями сердца). У престарелых чаще встречаются заболевания, оказывающие резкое воздействие на когнитивный статус, — болезнь Альцгеймера и инсульты. Помимо проблем, возникающих, когда имеешь дело с больным деменцией, для многих стариков число проблем, связанных с уходом за дементным близким человеком, неисчислимо, и эти проблемы могут сохраняться годами (Gallagher-Thompson, Coon, Rivera, Powers & Zeiss, 1998).
Таким образом, соматические заболевания часто бывают важным фактором для терапии престарелых. Многие пожилые люди страдают из-за хронических болей. К отдельным соматическим заболеваниям пожилых, обычно сопровождающимся болью, относятся остеоартрит, ревматоидный артрит, стенокардия (боли в груди, связанные с заболеванием сердца), головные боли и боли в спине (Harkins, 1995). Психологи применяют ряд стратегий, которые помогают контролировать боль, включая техники релаксации и биологическую обратную связь. (Мы вернемся к ним в следующей главе.)
МОДУЛЬ 10.1. ЗНАКОМСТВО С ДЕМЕНЦИЕИ ПО ТИПУ БОЛЕЗНИ АЛЫДГЕИМЕРА
Шерилин
Андреа, студентка колледжа 18 лет, рассказывает о своей бабушке следующую историю:
Моей бабушке Шерилин 78 лет. Мы были с ней лучшими подругами. Она была веселой и доброй, и если я из-за чего-то расстраивалась, то всегда могла к ней обратиться. Мы много гуляли вдвоем по городу или ходили в лес. Она научила меня играть на пианино и готовила для меня праздничные обеды, если я выучивала трудный новый фрагмент. Теперь все изменилось, и мне ее так не хватает. Примерно 4 года назад она начала меняться. Сперва это было едва заметно, и мы думали, что у нее просто выдавались неудачные дни. В те дни она все путала и забывала, что мы собиралась сделать, а иногда даже не могла отыскать дорогу домой, когда мы куда-то выезжали.
Спустя какое-то время неудачные дни, казалось, пришли навсегда. Она стала забывать выключать конфорки на плите и, плача, звала маму, потому что сожгла кастрюлю или досуха выкипятила чайник. По-моему, она тоже страшно пугалась из-за происходящего — мы-то точно перепугались, это я знаю. Потом она перестала одеваться к выходу. Она просто сидела в своей комнате в халате поверх ночной рубашки с потерянным видом. Она казалась такой беспомощной и расстроенной. Я едва это выносила, набрасывалась на нее и приказывала взять себя в руки. Но она отвечала смущенным и еще более расстроенным взглядом. Она говорила мне, что да, я права, и я хорошая девочка, после чего путала меня с моей мамой. Казалось, она помнила многое из прошлых лет; иногда, когда она бывала поспокойнее, рассказывала мне о днях, когда повстречала дедушку и они полюбили друг друга. Все было так, будто он находился прямо тут, рядом — настолько хорошо она помнила, как он улыбался, и всякие мелочи, которыми они занимались. Мне нравились эти периоды, но после я жда-
ла, что она сумеет вспомнить о происходящем сейчас, а бабушка совершенно не могла этого сделать. Сперва ее врач не вполне понимал, в чем дело, особенно по той причине, что бабушка всегда приходила к нему, настроенная дружелюбно и приветливо, а он постоянно спешил и не находил у нее никаких явных соматических отклонений. Впрочем, когда дела пошли хуже и хуже, семья встретилась с ним, и мы попросили его сделать все, чтобы выяснить, в чем же дело. Врач направил ее к психологу, который долго говорил с ней и дал выполнить кое-какие тесты — психолог назвал их «тестами на когнитивную функцию». Бабушку повидала и медсестра, которая много работает с больными болезнью Альцгеймера и которой многое известно о том, как этот недуг поражает способность людей справляться с обыденными обязанностями. Наконец эти специалисты поставили нас в известность, что все они сошлись в наличии у бабушки болезни Альцгеймера й что это неизлечимо. Они постарались помочь нам уразуметь все то, что будет происходить по мере постепенного ухудшения, и дали рекомендации по уходу. В этом разговоре участвовала и бабушка. Мне понравилось, что они обращались с ней как с достойным человеком, хотя она и не могла понять всего сказанного. Она по-прежнему моя бабушка, и я все равно ее люблю и хочу, чтобы люди выказывали к ней уважение, она прожила хорошую жизнь, много сделала и заслуживает достойного отношения.
Нам удалось оставить бабушку у нее дома, наняв женщину, которая живет с нами и ухаживает за ней. Я знаю, как много это значит — быть дома, где ей спокойно и уютно, но для мамы это тяжкое бремя. Мама приходит к бабушке каждый день, чтобы о чем-нибудь позаботиться, и на две ночи в неделю остается с ней, чтобы отпустить сиделку. Когда я дома, я помогаю, чем могу, но это не слишком много, потому что я занята учебой, и у меня есть друзья и свои дела. Эх, если бы все могло стать, как прежде
Согласие на медикаментозное лечение и адаптация к жизненным изменениям тоже являются темами, которые часто поднимаются при терапии престарелых. Многим пожилым людям назначают лекарства, и при этом никто им не объясняет, насколько важно постоянно их принимать. Поэтому многие престарелые принимают препараты, пока не почувствуют себя лучше, а после бросают. В данном аспекте врачевания психологи могут сыграть важную роль, побуждая пожилых людей принимать предписанные лекарства и помогая понять всю важность этого дела. Кроме того, психолог может помочь своим пониманием системы убеждений пожилого человека, и если получится, встроить эти убеждения в медицинский режим. Случай, изложенный в модуле 10.2, являет пример подобных проблем у пожилого человека и дает читателю возможность задуматься о креативных стратегиях, которые можно адаптировать к максимальной выгоде для престарелых клиентов.
Жестокое обращение с престарелыми. Злоупотребление престарелыми (абьюз) привлекает внимание по мере того, как у Америки «прибавляется седины». Проблема жестокого обращения с пожилыми людьми со стороны членов их семей или опекунов была первоначально поднята в 1970-х гг., выступив затем на передний план. С тех пор акцент был сделан на том, в чем именно состоит это злоупотребление и жестокое обращение и как о нем следует оповещать, а также на соответствующих стратегиях лечения.
Как правило, выделялись пять типов злоупотребления и небрежения: а) физическое насилие и заброшенность: б) финансовое злоупотребление; в) попрание основных прав (например, отказ в праве голосовать, придерживаться выбранного вероисповедания); г) нарушение процессуальных прав (другими осуществляющими опеку или надзор); д) психологическое насилие. Жертвы могут подвергаться нескольким разновидностям насилия сразу, и дурное обращение обычно не ограничивается единичным инцидентом. Физическое насилие приводит к ряду травм: потертости от веревок при связывании, недоедание, обезвоживание, переломы костей, пролежни, порезы и ссадины. Финансовое злоупотребление, которое встречается часто, может приводить престарелых к потере своих жилищ и другого имущества. В телепередачах периодически сообщается о случаях, когда пожилых людей «обдирают как липку» благодаря домогательствам по телефону или по электронной почте с предложением быстро разбогатеть. Бывает, что растерянностью и неинформированностью пожилых людей в нашем сложном обществе пользуются родственники. Когда нарушаются права человека, страдает достоинство и независимость пожилых людей.
МОДУЛЬ 10.2. ХАРАКТЕРИСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА С ПЛОХИМ ЗДОРОВЬЕМ
Случай с Хербом
У многих престарелых с хроническими заболеваниями присутствует общий паттерн, называемый избытком недееспособности. У них действительно наличествуют соматические заболевания, но при этом инвалидизация превышает реальную тяжесть этих заболеваний. Поэтому лечение таких больных часто требует интеграции многочисленных перспектив в междисциплинарном подходе при участии врачей, физиотерапевтов, социальных работников и психологов. Психология полезна при оценке возможных изменений в когнитивной обработке и научении, тревоге и депрессии, наряду с идентификацией негативных паттернов мышления, мешающих функционированию. Представьте себе, что вы психолог и к вам поступают направления для характеристики и лечения пациентов, посещающих множество медицинских клиник. Ниже представлен самый последний пациент, направленный к вам для характеристики. Что могло бы помочь Хербу с вашей точки зрения как геронтопсихолога и за что вы сможете за- i целиться?
Херб — 80-летний мужчина с заболеванием коронарных артерий в легкой форме и постуральной гипотензией (внезапное падение кровяного давления при вставании). Еще полгода назад он играл по 5 сетов в теннис в неделю и ходил на ежедневную «кардиологическую прогулку» — 2 мили быстрым шагом, — приводя свой сердечный ритм в соответствие с тем, что посоветовал ему кардиолог В последние 6 месяцев он бросил упражнения и стал жаловаться на «головокружение» и «пошатывание». Его врач говорит, что эти жалобы нельзя объяснить соматическими причинами.
_______________________________________________________
Иногда формами насилия считают и самонасилие и небрежное отношение к себе, но здесь имеются разногласия по поводу того, можно ли считать это злоупотреблением. Однако во многих штатах самонасилие считается достойным отчета в нем и составляет наибольшую часть случаев, о которых поступают сообщения (Quinn, 1995). Самонасилие определяется как действия престарелого, угрожающие его здоровью и безопасности, например отказ от пищи. Все эти формы насилия оказывают значительное влияние на качество жизни пожилых людей.
Выступать в роли попечителя или опекуна при престарелом из-за того, что тот больше не в состоянии себя обслуживать, означает нести ответственность за уход за ним. Термины попечитель (guardian) и опекун (conservator) взаимозаменяемы; в одних штатах употребляется первый, в других — второй. Уход может включать в себя принятие решений, касающихся здоровья, и несение ответственности за ведение финансовых и юридических дел подопечного. Объем необходимого ухода зависит от немощи охраняемого лица. Если такая система в состоянии
защитить пожилых людей, то должно быть очевидным и то, что престарелый, у которого есть опек;. s зависим от поведения этого человека, и оказывает.» уязвим, если опекун ведет себя не вполне гуманно и. этично. Психологическое насилие имеет место, когда осуществляется намеренная попытка угрожать постарелому, унижать его, запугивать или вести себя каким-то иным оскорбительным образом, включая изоляцию.
Во всех американских штатах закон предписывает оповещать о случаях насилия над престарелым, главная цель оповещения — прекратить насилие (Quinn & Tomita, 1986). Благодаря оповещению больному могут понадобиться юристы, чтобы перекрыв доступ к тающим банковским счетам, а социальный работник может договориться со службами надомного обеспечения о доставке пищи и помощи по хозяйству, если уход, осуществляемый членом семьи, приобрел характер насилия. Для лечения заболеваний можно связаться с врачом, а психологов попросит» просветить членов семьи и жертв насчет характер насилия, а также обеспечить терапию в плане лучих подходов к разрешению конфликтных ситуаций.
Проблема жестокого обращения с престарелыми сложна и, к сожалению, не имеет готовых решений. В большинстве семей о стариках заботятся без особых проявлений насилия или небрежения. Нередко те, кто осуществляет насилие, переживают сильнейший стресс и вовсе не хотят навредить своему pродственнику . Им нужно помочь понять, каким образе* осуществлять уход за престарелым. Конечно, жестокое обращение может практиковаться лицом, не являющимся членом семьи. До подачи официальной жат бы важно обсудить положение с вероятной жертвой, сделав запрос в одну из специальных служб по защите взрослых (Adult Protective Services). В материал модуля i.0.3 приводится пример ситуации вероятного насилия по отношению к пожилому человеку.
МОДУЛЬ 10.3. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ СТАРОСТЬЮ - ИЛИ НЕТ?
Случай с мистером Гиббнером
Представьте себе, что вы психолог и занимаетесь следующим случаем. Как, пострадавшему, идет ли здесь речь о злоупотреблении старостью и следует ли вам проинформировать о ситуации соответствующие :службы защиты?
Мистеру Гиббнеру 82 года, и он получал у вас терапию, так как ему было трудно вести свою жизнь достаточно упорядоченным образом, однако большую часть времени он функционировал грамотно и независимо. Он умел ответственно работать, у него была семья, друзья и т. д. Но иногда он бывал рассеянным, тревожным и не отличался здравостью рассуждений. Когда вы начали за ним наблюдать, он вот уже много лет вдовел, а его старинную приятельницу недавно поместили в заведение для больных деменцией в связи с ее нараставшими проблемами. Он вел одинокий, но активный образ жизни и поддерживал связь со своими взрослыми детьми, равно как и с кругом друзей. Несколько месяцев назад он нанял молодую женщину по имени Дженни прибирать в доме, и та постепенно все более и более прочно вошла в его жизнь. Теперь она живет в его доме и оказывает ему услуги сексуального характера, но при четкой договоренности о
том, что считает это «удовлетворением его потребностей» и делает это вовсе не из-за какой-то любви к нему. Дженни получает от него тысячу долларов в месяц, а также ей покрывают все расходы на уход за ним. Месяц назад у мистера Гиббнера был инсульт и ему пришлось около недели провести в больнице. Он также утратил права на управление автомобилем, но выздоровел и в настоящее время не выказывает никаких видимых дефектов ни в речевой, ни в двигательной функции. Однако поскольку он больше устает и чаще путается, его деньгами начала распоряжаться дочь. И вот дочь выясняет, что мистер Гиббнер тратит так много, что его финансы находятся в полном расстройстве. Нет никаких доказательств того, что деньги украла «домработница», хотя однажды мистер Гиббнер застал ее за пользованием его чековой книжкой, та вернула ее по первому требованию. Однако Дженни умеет быть очень настойчивой, повышая голос и жестко критикуя своего подопечного, стоит ему не подчиниться ее воле. Если же спросить о ситуации самого мистера Гиббнера, он говорит: «Я знаю, что у Дженни трудный характер, но я одинок, и мне приятно, когда кто-то рядом. Я потрачу на нее все деньги, какие сочту нужным».
Бессонница. Невозможность заснуть — это час-проблема, с которой сталкиваются пожилые и; бессонница с неподдержанием сна связана с возрастом и является изнуряющим состоянием (Bootzin, Enlgle-Friedman & Hazelwood, 1983). При бессоннице с неподдержанием сна больные засыпают быстро, но часто и надолго просыпаются посреди ночи. На следующее утро эти люди обычно залеживаются в постели, чтобы довести число часов сна максимума, или находят время вздремнуть днем, приводит к тому, что они пребывают в постели всё дольше, чтобы получить определенное количество сна; дневная же дремота еще больше нарушает цикл сна и способность спать ночью.
Лечение бессонницы с неподдержанием сна у пожилых располагает некоторыми особыми эмпирически валидизированными методами лечения. Исходя научной литературы, психологи часто предлагают комбинацию просвещения, ограничений сна и стимульно-контрольных вмешательств. В ходе обучения сну терапевт просвещает клиента о возрастных нениях сна, об эффектах кофеина, никотина, алкоголя, снотворных, физнагрузки и диеты, а тактом, что депривация сна на большинство людей оказывает минимальное воздействие. Большинство из нас может не спать весьма долго без каких-либо последствий для здоровья.
.Данная информация, а именно то, что некоторое недосыпание нормально и не обязательно вредит здоровью, часто снижает тревогу, сопровождающую жницу. Клиентам можно запретить дремать, а ложиться и вставать (т. е. ограничения, связанные с пребыванием в постели) исходя из количества часов сна, которые они получают в настоящее время. Представьте себе, например, клиентку, которая привыкла ложиться спать в 23.00, за ночь она несколько раз просыпается и встает в 7.00. Ведя ежедневный журнал сна в течение недели, терапевт и клиентка решают, что спать ей нужно в среднем 5 часов. В начале лечения терапевт предложит ей ложиться в полночь и вставать в 5 утра. С улучшением эффективности сна (т. е. она будет реже просыпаться по ночам), время ее отхода ко сну и пробуждения можно приспособить так, чтобы обеспечить больше сна. Также важны процедуры стимульного контроля; к ним относится инструктирование клиента в том, чтобы пользоваться постелью, главным образом, для сна (не читать, не отдыхать, не смотреть телевизор); если клиент бодрствует уже более получаса, ему следует посоветовать вставать, а обратно в постель отправляться только при чувстве сонливости. Для некоторых клиентов можно добавить компонент из когнитивной терапии, специально адаптированный для бессонницы. Это поможет клиентам: а) идентифицировать их личные дисфункциональные мысли и тревоги; б) оспорить эти дисфункциональные убеждения и установки касательно сна и влияния потери сна на их функционирование днем, а также на в) замену этих мыслей более реалистическими альтернативами.
В частности, две исследовательские группы сфокусировались на проблемах поддержания сна и пожилых людей и продемонстрировали работоспособность только что описанных подходов: Хёльшер с коллегами (Edinger, Hoclshcr, Marsh, Lipper & Ionescu-Pioggia, 1992) и Мори» с коллегами ( Morin, Mi-meault & Gagne, 1999). Эти исследователи выяснили, что сочетание образовательных и стимульно-коитрольных процедур превосходит по качеству тренинг релаксации или имажинации. Хотя основные составляющие такого подхода (те, что наиболее важны для изменений) вызывают некоторые вопросы, эти процедуры зарекомендовали себя эффективными и уже применяются в клинике.
Сексуальные проблемы. Как указывает Педерсен (Pedersen. 1998), часто считают, что сексуальные желания и поведение у пожилых людей редки, но это не так. Несмотря на такие физиологические изменения у мужчин и женщин, как менопауза и нарушение эрекции, высокий сексуальный интерес сохраняется даже у тех, кому далеко за 80. Установлено, что частотность сексуальных дисфункций и у мужчин, и у женщин с возрастом увеличивается, главным образом в связи с учащением хронических заболеваний. Полезные сведения о работе с сексуальными проблемами пожилых людей, связанными со здоровьем, можно найти у Шовера и Иенсена (Schover & Jensen, 1988). Кроме того, независимо от наличия проблем со здоровьем тревогу касательно перформанса у пожилых часто удается предотвратить благодаря просвещению о возрастных изменениях сексуального поведения и о старении. Было предложено (см., например: Zeiss & Zeiss. 1999; Zeiss, Zeiss & Davies, 2000), чтобы клиницисты практиковали индивидуально приуроченные вмешательства, сосредоточиваясь на сочетании следующих элементов: повышение сексуальной осведомленности, снижение сексуальной тревоги, изменение дезадаптивных установок и представлений о сексуальности, повышение общего качества отношений с партнером, улучшение навыков коммуникации в ходе сексуальных контактов и улучшение сексуальных техник. Сюда же входит помощь паре в расширении диапазона сексуальной деятельности, которую они сочтут приемлемой и приятной. Также может потребоваться адаптация к физическим ограничениям, испытываемым кем-то из партнеров. Даже в случае когда половой акт невозможен, большинство пар находит, что «объятия», массаж и прикосновения друг к другу тем или иным образом доставляют огромное удовольствие.
Однако в области сексуальной терапии пожилых проведено мало проконтролированных исследований лечебных итогов. В большинстве случаев речь идет об опубликованных разборах случаев (см., например: Renshaw, 19888; Whitlach & Zarit, 1988), а также об исследованиях, описывающих отличительные особенности престарелых при сексуальной терапии. Так, Цейсе, Цейсе и Дорнбранд (Zeiss, Zeiss & Dornbrand, 1992) доложили о высокой частоте успешных итогов лечения сексуальных дисфункций в клиниках для пожилых — в основном при лечении пожилых мужчин с эректильными нарушениями. В их клинике был использован междисциплинарный подход, сочетавший в себе врачебные и психосоциальные вмешательства. Опираясь на опыт той же клиники. Цейсе, Дельмонико, Цейсе и Дорнбранд (Zeiss, Delmonico, Zeiss & Dornbrand. 1991 ) представили данные об эффективности такого подхода при работе с пожилыми мужчинами, имеющими как психиатрические, так и соматические проблемы, связанные с сексуальной дисфункцией. Стоун (Stone. 1987) наметил возможные трудности и решения в сексуальной терапии клиентов преклонных лег. включая проблемы с согласием на выполнение некоторых межсессионных заданий (например, пожилым женщинам при лечении женской оргазмической дисфункции могут быть неприятны методы самостимуляции). В 1990-х гг. новинки в медикаментозном лечении (например «Виагра») помогли мужчинам добиться эрекции, хотя этот препарат срабатывает не у всех мужчин и при определенных заболеваниях чреват серьезными побочными эффектами. В материале модуля 10.4 рассматривается случай сексуальной дисфункции у пожилой женщины.
Вопросы смерти и умирания. В XXI в. роль психологии в рассмотрении вопросов умирания и смерти будет неуклонно повышаться. С увеличением продолжительности жизни и продолжением технологического прогресса в ее продлении тема жизни и смерти усложняется. Проблемы состоят в том, как и когда умирать, кто вправе принять решение касательно смерти человека, и последнее, но отнюдь не самое неважное, — как развивать наше общество, делая его лучше в тех жизненных аспектах, которые сопряжены со смертью. Сегодня необходимость сосредоточиться на проблемах смерти и умирания в преклонном возрасте диктуют две тенденции. Во-первых, люди живут дольше, а из роста продолжительности жизни следует, что большая часть смертей будет происходить в старости. Во-вторых, постоянное применение техник поддержания жизни делает процесс умирания все более контролируемым и поддающимся отсрочке (Riley, 1992). Эти тенденции разительно изменили общественные взгляды на смерть и умирание. В средствах массовой информации, равно как и в профессиональной среде, дискуссия все больше сосредоточивается на достой ной смерти, качестве жизни при умирании и «хорошей смерти». Калиш и Кастенбаум пишут, что во многих отношениях смысл смерти и умирания одинаков независимо от возраста: под смертью понимается «прекращение переживаний, потеря близких, незавершенные дела и вступление в неведомое» (Kalish & Kasten-baum, 1995, p. 250).
Психологи, занимающиеся в данной области пожилыми людьми, должны быть чутки к ряду факторов, влиятельных в отношении смерти и ее аспектов, включая тендерную принадлежность, класс, экономические переменные и культурные соображения. Значение последнего фактора растет с ростом численности престарелых меньшинств. Голдстейн и Халленбек (Goldstein & Hallenbeck, 1999) обсуждают роль культуры в решениях, принимаемых в конце жизни, и то, насколько эти соображения выходят за рамки врачебной этики. Авторы утверждают, что в США врачебная этика опирается на ценности Северной Европы, а потому не отражает ценностей и убеждений других культур. В различных культурах на решения, связанные с завершением жизни, смотрят по-разному. Для практических работников из сферы охраны психического здоровья дополнительным источником размышлений является роль психотерапии при работе с умирающими. Столкнувшись с реальностью того, что времени почти не осталось, терапевтам особенно важно принимать в расчет и, по возможности, задействовать людей, которых оставляет умирающий (Schneidman, 1978). Решения, касающиеся завершения жизненного пути, в последние годы XX в. привлекли к себе внимание как средств массовой информации, так и научной литературы. В 1994 г. Орегон стал первым штатом, где был принят закон, позволяющий врачу выписывать препараты для совершения самоубийства (Oregon Death with Dignity Act, ORS 127. 000-127. 897, 1994; Chain. Hedberg. Higginson & Fleming, 1999), а в других штатах прошли дебаты о праве индивида покончить с собой (Worth & Holdwick. 2000). Когда человек обдумывает просьбу об эвтаназии или самоубийство, то чаще всего окружающие задаются вопросом: действует ли этот человек в здравом рассудке, или же он страдает депрессией или каким-то иным расстройством
МОДУЛЬ 10.4. ТЕРАПИЯ ПОЖИЛОЙ ЖЕНЩИНЫ С СЕКСУАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМОЙ
Пациентка Руби
Руби — белая вдова 78 лет, ушедшая на пенсию после длительной общественной работы. Медсестра из дома престарелых направила клиентку в клинику по лечению сексуальных дисфункций после того, как та обсудила с персоналом и некоторыми собеседницами чувство вины, возникавшее у нее в связи с мастурбацией. При поступлении в дом престарелых Руби мастурбировала 1 раз в неделю, стимупировала себя в процессе мастурбаций и говорила, что эти действия усиливали ее оргазм. За полгода до лечения частота мастурбации у Руби повысилась. Все это началось после смерти мужа Руби 5 лет назад. Сначала она мастурбировала ежедневно й ласкала себя при каждом удобном случае, но постепенно частота этих действий сократилась до 2 в неделю. За 2 месяца до лечения клиентка мастурбировала 1 раз в неделю; в последний раз ей удалось возбудить себя лишь 1 раз в месяц.
Как лечить Руби?
Программа когнитивно-поведенческого лечения. Первой и главной задачей было выполнить тщательную оценку и концептуализировать проблему. Процесс прочно опирается на способность клиентки замечать и прислушиваться к своим мыслям и поведению всякий раз, когда они способствовали возникновению ее проблемы. Исходя из данной оценки, терапевт и клиентка совместно, в атмосфере сотрудничества, поставили цели, чтобы по-новому взглянуть на мысли и паттерны поведения. Руби ежедневно записывала свои мысли, особенно останавливаясь на выявлении негативных мыслей о мастурбации. Затем терапевт обучил ее навыкам копинга для контроля и изменения этих когниций: например, идентифицировать искажения логики и реалистичности в мыслях и после заменять их более адаптивными. Для Руби важнее всего было оспаривание негативных убеждений о сексе и сексуальности. Обучая пациента ставить под сомнение негативные мысли о сексуальности, терапевт также предоставил ему психообразовательную информацию, касающуюся старения и сексуальности, женщин и мастурбации, а также о сексуальности
как о всеобщем человеческом переживании, свойственном любому возрасту. Руби и ее терапевт совместно собрали данные о связях между настроением и ключевыми событиями. При помощи этих данных они разработали стратегии для повышенного вовлечения клиентки в приятные действия разного рода. Руби начала принимать пищу в обществе некоторых женщин из того же дома престарелых и все чаще вступала в беседы. Кроме того, она стала навещать одну соседку и чаще играть в карты и другие игры, предусмотренные заведением. Руби сообщила, что нашла себе из числа других жилиц неформальную группу поддержки и уже не чувствовала себя такой одинокой. Вдобавок ей помогал тренинг навыков копинга: научение релаксации при помощи дыхательной гимнастики и инкорпорация релаксации в сексуальные ситуации для снижения тревоги и дистресса, ранее связанных с мастурбацией. Наконец, для повышения социального взаимодействия применялись тренинг навыков и решение проблем.
Когда 20 сессий были позади, Руби разрешила свои проблемы с мастурбацией. Она могла мастурбировать без чувства вины и всякий раз, когда ощущала такую необходимость. Эти сдвиги сохранялись при контроле через 3 и 6 месяцев. Кроме того, Руби уже не считала сексуальные действия, особенно самостимуляцию, чем-то постыдным и «грязным». Напротив, секс стал ассоциироваться с удовольствием, самоутверждением и здоровой частью людского опыта. «Теперь я совершенно уверена, что в сексе и мастурбации нет ничего дурного. Мастурбируют многие. Большинство людей достаточно стары, и многие молодые люди стремятся к любовным отношениям. Мне нечего стыдиться ни в прошлом, ни в настоящем, и я ни в чем не виновата. Я не сделала ничего плохого!»
В целом приведенный пример иллюстрирует ценность структурированного, сотрудничающего подхода к лечению сексуальных проблем у пожилых взрослых. Для расширения возможностей уважение к глубоким убеждениям клиента можно сочетать с психообрэзовательными и терапевтическими вмешательствами.
___________________________________________________________________
В ответах на эти вопросы роль практических работников сферы охраны психического здоровья будет возрастать. Психологам приходится понимать процессы мышления и быть внимательными к поведенческим сигналам (Gallagher-Thompson & Osgood, 1997) в связи с оценкой суицидной идеации у престарелых, чтобы выбрать оптимальное вмешательство. Многие старики принимают смерть как часть жизненного пути и занимаются активной адаптацией к ней, например составляют завещания, оставляют распоряжения и улаживают интерперсональные конфликты. Они могут также приступить к процессу осмысленной реинтеграции жизненного опыта (Goleman, 1988). Особый характер решения о прерывании жизни способен столкнуть психологов и психиатров друг с другом как результат законодательно закрепленного разрешения на содействие в прерывании жизни; эта проблема обсуждается в материале модуля 10.5.
Еще одна спутница смерти и процесса умирания — горе. К несчастью, так как суть горя обычно понимают не до конца, горюющие могут переживать тяжелые времена, получая от других поддержку, но зная при этом, что нуждаются совсем в другой. Задача психолога — помочь горюющему справиться со своими чувствами в здоровой манере (Worden, 1982). По данным последних исследований, обычаи оплакивания, когда-то высокоструктурированные и культурно определенные, становятся разнородными, а обычаи, могущие оказать терапевтическое воздействие, становятся более индивидуализированными и идут вразрез с общей культурой (Riley, 1992). Да и сами определения «здорового» горя часто подвергаются сомнению.
Элизабет Кублер-Росс в своем конструктивном труде On Death and Dying («О смерти и умирании») (Kubler-Ross, 1969) обсуждает 5 стадий, через которые проходит умирающий, узнав о своем смертельном заболевании. Стадии горя по Кублер-Росс выглядят так:
1.Отрицание: пациент отказывается поверить, что умрет.
2.Гнев: пациент гневается на Бога или судьбу.
3.Торг: пациент пытается договориться с Богом или судьбой о какой-то альтернативе.
4. Депрессия: пациент становится депрессивным.
5.Принятие: пациент принимает смерть.
В настоящее время идут споры об очередности и взаимоналожении стадий, а также об обязательности переживания всех стадий. На процесс переживания горя может влиять и возраст умирающего. Тем не менее стадии но Кублер-Росс и понимание горя как процесса продолжают считаться вехой в изучении смерти и умирания, и они привлекают внимание к переживаемым людьми процессам копинга.
В США выход книги доктора Кублер-Росс «О смерти и умирании» дал толчок организации хосписов. Программы хосписов были разработаны для лечения смертельно больных пациентов и их семей. Философия хосписа фокусируется на качестве остающейся жизни (Campbell, 1986), что подразумевает содержание больных в комфорте, без боли, и поддержку для ухаживающих. Программы хосписов являются междисциплинарными и обычно имеют в составе персонала врача, медсестер, социального работника, представителей духовенства и волонтеров. Иногда в команду хосписа входят психологи, и мы полагаем, что они могли бы играть там роль большую, чем сейчас. Вследствие развития системы хосписов частные вопросы смерти и умирания теперь обсуждаются на общественном уровне. Программы хосписов в этой стране продолжают развиваться и все отчетливее делаться частью публичного дискурса касательно вопросов смерти и умирания. Но есть и те, кто относится к программе хосписов критически и поднимает много правовых и этических вопросов. Самой частой критикой выступают вопросы вроде следующих: не слишком ли быстро умирающий смиряется со смертью? Не ущемляет ли то, что услуги в хосписах оказываются только умирающим, нужд других больных? Достаточно ли подготовлено профессиональных медиков в преддверии роста населения?