Специальное обучение и услуги для учащихся с ограниченными возможностями
В отличие от общей популяции учащихся, дети с выявленными специфическими ограничениями возможностей, скажем, умственно отсталые или с нарушениями слуха, могут получать специализированные услуги от учителей, специально подготовленных для удовлетворения нужд особых групп населения.
МОДУЛЬ 8.2. ДЕСЯТЬ РЕКОМЕНДАЦИЙ, СОСТАВЛЕННЫЕ ШКОЛЬНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОСТАВЩИКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХИАТРИЧЕСКИХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
1. Ознакомиться с законами, политическими акта
ми и процедурами для специального обучения.
2. Усердно стараться понять культуру школы.
3. Установить рабочие и товарищеские отношения
с педагогами и администраторами.
4. Регулярно выделять время для встреч с препо
давателями.
5. После работы с молодежью делиться лечебны
ми планами и предоставлять учителям обрат
ную связь.
6. Отзываться на беспокойство учителей по пово
ду учеников.
7. Помогать развитию школы и тренингу учителей.
8. Проводить больше времени в школах и посе
щать их аккуратно и по предварительной дого
воренности.
9. Придерживаться постоянного расписания, но
проявлять гибкость в оказании услуг.
10. Постараться сфокусироваться на профилактике и раннем вмешательстве.
Источник: По Osterloh & Koorland, 1998 (приводится в Waxman et al., 1999).
Главным законодательным актом, который уполномочил оказание детям такого рода услуг в американских школах, был «Общественный Закон 94-142» (PL), «Акт об обучении детей-инвалидов» (ЕНА), прошедший через Конгресс в 1975 г. ЕНА гарантировал всем детям от 3 лет до 21 года свободное надлежащее государственное обучение независимо от характера и тяжести инвалидности. Это установление было поставлено в пару с разделом 504 «Акта о реабилитации» от 1973 г. В 1990 г. ЕНА был пересмотрен и получил название «Акт об обучении индивидов с ограниченными возможностями» (IDEA), а следующий пересмотр состоялся в 1997 г. Для получения специальных образовательных услуг под эгидой IDEA учащийся должен удовлетворять одной из уточненных правовых категорий и получить диагноз, основанный на всесторонней психообразовательной характеристике. Учащиеся, чье право на специальное обучение определено, могут получить ряд услуг, включая речевую и языковую терапию, индивидуальное консультирование, врачебную помощь и специализированные курсы обучения.
В ходе последующих пересмотров полномочий закона 94-142 требования к услугам были расширены, особенно если речь шла о ранних вмешательствах для детей 0-3 лет и о специальном образовании для детей 3-5 лет. Эти услуги были адресованы не только детям с явными отклонениями, но и детям из групп риска. Эффективное раннее вмешательство должно включать в себя интенсивные услуги высокого качества, которые состоят из прямых научающих переживаний при внимании к поддержке со стороны окружающей среды и поддержке семьи (Ramey & Ramey, 1998). Наверное самым известным вмешательством является программа «Head Start»; это финансируемая государством программа, обеспечивающая компенсаторное обучение дошкольников из семей, живущих за чертой бедности. В стране есть множество программ раннего вмешательства, показавших себя эффективными в профилактике и сокращении влияния связанных с развитием, связанных с научением, эмоциональных и поведенческих расстройств. (Более пространное обсуждение литературы по ранним вмешательствам можно найти у Guralnick, 1997, и Yoshikawa & Knitzer, 1997.)
Проблемы разнородности и культуры. При сохранении современных тенденций к 2030 г. более 40% детей в США будут цветными (Rounds, Weil & Bishop, 1994), а в некоторых регионах группы, традиционно именовавшиеся «меньшинствами», станут «большинствами». Дети, происходящие из традиционных меньшинств, чаще рискуют здоровьем, и в будущем объем соответствующих услуг, в которых они нуждаются, будет расти. Одна из проблем заключается в том, что большинство поставщиков оздоровительных услуг принадлежит к господствующей культуре, они прошли подготовку в рамках философии большинства, и стиль их жизни мало чем отличается от стиля того же большинства. Для успешного лечения решающую важность имеют коммуникация и хороший раппорт, а это может оказаться проблематичным, коль скоро поставщик услуг не сензитивен к разному происхождению детей и семей, когда объясняет диагноз, процедуры оценки и планы лечения. Одной такой проблемой выступает использование сложного профессионального жаргона, особенно если английский язык не является для семьи родным. Если поставщики психологических и психиатрических услуг рассчитывают добиться правильного и эффективного лечения, они должны предлагать свои услуги в релевантных культурных и этнических контекстах. Это требует понимания структуры семьи, культуры, ценностей и убеждений, относящихся к вопросам развития и психического здоровья. Фостер и Мартинес (Foster & Martinez, 1995) выступили с утверждением: «Недостаточная представленность детей различного происхождения сопровождается нехваткой эмпирической литературы по истокам, коррелятам и лечению детской психопатологии в различных этнических группах на территории Соединенных Штатов» (р. 214). Этот недостаток данных касательно эффективных подходов способен еще больше осложнить обеспечение услуг для разнородных групп.
В каждой семье и в каждой культуре по-разному ищут помощи и источники поддержки. Исследование, проведенное в Соединенных Штатах Мак-Миллером и Венссом (McMiller & Weisz, 1996), подтвердило другие данные, указывающие на то, что афро-американские и латиноамериканские семьи обращаются за психологической помощью реже, чем белые семьи, но чаще ищут семейной и общинной поддержки. Обращаемость в семьях городских меньшинств можно улучшить, к примеру, обдумав манеру, в которой такие семьи вступают в первый контакт с психологами и опрашиваются соответствующими профессионалами, ибо многие клиенты так и теряются где-то между телефонным интервью и первым визитом (McKay, Stoewe, McAdam & Gonzales. 1998). В исследовании, которое провели Мак-Кей с коллегами (McKay et al., 1998), социальных работников обучили заинтересовывать семью при первом телефонном разговоре, разъясняя сущность процесса оказания помощи, устанавливая основу для рабочего сотрудничества, фокусируясь на сиюминутных и практических заботах и решая проблемы, касающиеся барьеров, которые мешают обратиться за помощью. Этот тренинг повышения интереса был также использован при подготовке социальных работников-интернов, которых учили вслед за первичным телефонным интервью проводить личное интервью. В тех семьях, которые получили такого рода контакты, результаты оказались обнадеживающими — по сравнению с более традиционным телефонным скринингом, эти семьи чаще являлись на первую сессию и возвращались на следующую. Однако к значительной разнице в существующей практике услуг первоначальный тренинг заинтересованности не привел.
В Соединенных Штатах дети, происходящие из меньшинств, часто находятся под воздействием социальных и экономических стрессоров и обычно не обладают доступом к учреждениям здравоохранения и психологических услуг. Нищета в этих группах распространена больше, чем среди белого населения, и сочетается с недоеданием, бездомностью, насилием и загрязненностью окружающей среды. Следовательно, нищета подвергает детей воздействию целого ряда факторов риска. Как описал Мак-Лойд (McLoyd, 1990), эти дети нередко оказываются в двойной опасности: с одной стороны, это факторы биологического риска — низкий вес при рождении, отравление свинцом и болезни, с другой — это повышенная частота родительской депрессии и экономические стрессоры. В общинах, где живут эти дети, часто не существует адекватных ресурсов и поддержки для устранения факторов риска.
Так, в США латиноамериканская молодежь чаще других выбывает из средней школы, имеет социальные и эмоциональные проблемы, страдает нарушением поведения и низким самоуважением (Ма-lgady & Constantino, 1999). В их семьях — множество факторов риска: нищета, необразованность родителей, неполные семьи, что сопряжено с психическими расстройствами. Да и терапию в такой среде чаще прекращают досрочно. В системе оказания услуг необходимо произвести изменения — привлекать двуязычный и бикультурный персонал, устанавливать связи с общиной, знакомиться с латиноамериканской культурой и ценностями.