Специальное обучение и услуги для учащихся с ограниченными возможностями

В отличие от общей популяции учащихся, дети с выявленными специфическими ограничениями воз­можностей, скажем, умственно отсталые или с нарушениями слуха, могут получать специализирован­ные услуги от учителей, специально подготовленных для удовлетворения нужд особых групп населения.

Специальное обучение и услуги для учащихся с ограниченными возможностями - student2.ru Специальное обучение и услуги для учащихся с ограниченными возможностями - student2.ru МОДУЛЬ 8.2. ДЕСЯТЬ РЕКОМЕНДАЦИЙ, СОСТАВЛЕННЫЕ ШКОЛЬНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОСТАВЩИКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХИАТРИЧЕСКИХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

1. Ознакомиться с законами, политическими акта­
ми и процедурами для специального обучения.

2. Усердно стараться понять культуру школы.

3. Установить рабочие и товарищеские отношения
с педагогами и администраторами.

4. Регулярно выделять время для встреч с препо­
давателями.

5. После работы с молодежью делиться лечебны­
ми планами и предоставлять учителям обрат­
ную связь.

6. Отзываться на беспокойство учителей по пово­
ду учеников.

7. Помогать развитию школы и тренингу учителей.

8. Проводить больше времени в школах и посе­
щать их аккуратно и по предварительной дого­
воренности.

9. Придерживаться постоянного расписания, но
проявлять гибкость в оказании услуг.

10. Постараться сфокусироваться на профилакти­ке и раннем вмешательстве.

Источник: По Osterloh & Koorland, 1998 (приводится в Waxman et al., 1999).

Специальное обучение и услуги для учащихся с ограниченными возможностями - student2.ru Главным законодательным актом, который уполно­мочил оказание детям такого рода услуг в американ­ских школах, был «Общественный Закон 94-142» (PL), «Акт об обучении детей-инвалидов» (ЕНА), прошедший через Конгресс в 1975 г. ЕНА гаранти­ровал всем детям от 3 лет до 21 года свободное над­лежащее государственное обучение независимо от характера и тяжести инвалидности. Это установле­ние было поставлено в пару с разделом 504 «Акта о реабилитации» от 1973 г. В 1990 г. ЕНА был пере­смотрен и получил название «Акт об обучении ин­дивидов с ограниченными возможностями» (IDEA), а следующий пересмотр состоялся в 1997 г. Для по­лучения специальных образовательных услуг под эгидой IDEA учащийся должен удовлетворять одной из уточненных правовых категорий и получить ди­агноз, основанный на всесторонней психообразова­тельной характеристике. Учащиеся, чье право на специальное обучение определено, могут получить ряд услуг, включая речевую и языковую терапию, индивидуальное консультирование, врачебную по­мощь и специализированные курсы обучения.

В ходе последующих пересмотров полномочий закона 94-142 требования к услугам были расшире­ны, особенно если речь шла о ранних вмешатель­ствах для детей 0-3 лет и о специальном образова­нии для детей 3-5 лет. Эти услуги были адресованы не только детям с явными отклонениями, но и детям из групп риска. Эффективное раннее вмешательство должно включать в себя интенсивные услуги высо­кого качества, которые состоят из прямых научающих переживаний при внимании к поддержке со стороны окружающей среды и поддержке семьи (Ramey & Ramey, 1998). Наверное самым известным вмеша­тельством является программа «Head Start»; это фи­нансируемая государством программа, обеспечиваю­щая компенсаторное обучение дошкольников из се­мей, живущих за чертой бедности. В стране есть множество программ раннего вмешательства, показавших себя эффективными в профилактике и со­кращении влияния связанных с развитием, связан­ных с научением, эмоциональных и поведенческих расстройств. (Более пространное обсуждение ли­тературы по ранним вмешательствам можно най­ти у Guralnick, 1997, и Yoshikawa & Knitzer, 1997.)

Проблемы разнородности и культуры. При со­хранении современных тенденций к 2030 г. более 40% детей в США будут цветными (Rounds, Weil & Bishop, 1994), а в некоторых регионах группы, тра­диционно именовавшиеся «меньшинствами», станут «большинствами». Дети, происходящие из традици­онных меньшинств, чаще рискуют здоровьем, и в будущем объем соответствующих услуг, в которых они нуждаются, будет расти. Одна из проблем за­ключается в том, что большинство поставщиков оздо­ровительных услуг принадлежит к господствующей культуре, они прошли подготовку в рамках филосо­фии большинства, и стиль их жизни мало чем отли­чается от стиля того же большинства. Для успешно­го лечения решающую важность имеют коммуни­кация и хороший раппорт, а это может оказаться проблематичным, коль скоро поставщик услуг не сензитивен к разному происхождению детей и семей, когда объясняет диагноз, процедуры оценки и пла­ны лечения. Одной такой проблемой выступает ис­пользование сложного профессионального жаргона, особенно если английский язык не является для семьи родным. Если поставщики психологических и пси­хиатрических услуг рассчитывают добиться пра­вильного и эффективного лечения, они должны предлагать свои услуги в релевантных культурных и этнических контекстах. Это требует понимания структуры семьи, культуры, ценностей и убеждений, относящихся к вопросам развития и психического здоровья. Фостер и Мартинес (Foster & Martinez, 1995) выступили с утверждением: «Недостаточная представленность детей различного происхождения сопровождается нехваткой эмпирической литерату­ры по истокам, коррелятам и лечению детской пси­хопатологии в различных этнических группах на территории Соединенных Штатов» (р. 214). Этот недостаток данных касательно эффективных подходов способен еще больше осложнить обеспечение услуг для разнородных групп.

В каждой семье и в каждой культуре по-разному ищут помощи и источники поддержки. Исследова­ние, проведенное в Соединенных Штатах Мак-Мил­лером и Венссом (McMiller & Weisz, 1996), подтвер­дило другие данные, указывающие на то, что афро-аме­риканские и латиноамериканские семьи обращаются за психологической помощью реже, чем белые се­мьи, но чаще ищут семейной и общинной поддерж­ки. Обращаемость в семьях городских меньшинств можно улучшить, к примеру, обдумав манеру, в ко­торой такие семьи вступают в первый контакт с пси­хологами и опрашиваются соответствующими про­фессионалами, ибо многие клиенты так и теряются где-то между телефонным интервью и первым визи­том (McKay, Stoewe, McAdam & Gonzales. 1998). В исследовании, которое провели Мак-Кей с колле­гами (McKay et al., 1998), социальных работников обучили заинтересовывать семью при первом теле­фонном разговоре, разъясняя сущность процесса оказания помощи, устанавливая основу для рабоче­го сотрудничества, фокусируясь на сиюминутных и практических заботах и решая проблемы, касающи­еся барьеров, которые мешают обратиться за помо­щью. Этот тренинг повышения интереса был также использован при подготовке социальных работни­ков-интернов, которых учили вслед за первичным телефонным интервью проводить личное интервью. В тех семьях, которые получили такого рода контак­ты, результаты оказались обнадеживающими — по сравнению с более традиционным телефонным скри­нингом, эти семьи чаще являлись на первую сессию и возвращались на следующую. Однако к значитель­ной разнице в существующей практике услуг перво­начальный тренинг заинтересованности не привел.

В Соединенных Штатах дети, происходящие из меньшинств, часто находятся под воздействием со­циальных и экономических стрессоров и обычно не обладают доступом к учреждениям здравоохранения и психологических услуг. Нищета в этих группах распространена больше, чем среди белого населения, и сочетается с недоеданием, бездомностью, насилием и загрязненностью окружающей среды. Следователь­но, нищета подвергает детей воздействию целого ряда факторов риска. Как описал Мак-Лойд (McLoyd, 1990), эти дети нередко оказываются в двойной опас­ности: с одной стороны, это факторы биологическо­го риска — низкий вес при рождении, отравление свинцом и болезни, с другой — это повышенная ча­стота родительской депрессии и экономические стрессоры. В общинах, где живут эти дети, часто не существует адекватных ресурсов и поддержки для устранения факторов риска.

Так, в США латиноамериканская молодежь чаще других выбывает из средней школы, имеет соци­альные и эмоциональные проблемы, страдает нару­шением поведения и низким самоуважением (Ма-lgady & Constantino, 1999). В их семьях — множество факторов риска: нищета, необразованность родите­лей, неполные семьи, что сопряжено с психическими расстройствами. Да и терапию в такой среде чаще прекращают досрочно. В системе оказания услуг не­обходимо произвести изменения — привлекать дву­язычный и бикультурный персонал, устанавливать связи с общиной, знакомиться с латиноамерикан­ской культурой и ценностями.

Наши рекомендации