Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

при необходимости осуществляется кафедрой на основе адаптированной рабочей программы с использованием специальных методов обучения и дидактических материалов, составленных с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся (обучающегося). ( Так же нужно указать какие условия созданы для обучения инвалидов с ОДС (калясочников) на кафедре и целом на факультете). Имеются ли на данный период (2017/2018 уч. год) студенты – инвалиды в данное группе, в которой преподается дисциплина.

2. В целях освоения учебной программы дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностямиздоровья кафедра обеспечивает:

1) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

• размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме справочной информации о расписании учебных занятий;

• присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

• выпуск альтернативных форматов методических материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

2) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

• надлежащими звуковыми средствами воспроизведение информации;

3) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:

возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, туалетные комнаты и другие помещения кафедры, а также пребывание в указанных помещениях. Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

3. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяможет быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или в отдельных организациях. Если в данной группе обучается инвалид или ОВЗ студент, то конкретно указываем форму обучения данного студента.

4. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине.

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:



Категории студентов Формы
С нарушением слуха - в печатной форме; - в форме электронного документа;
С нарушением зрения - в печатной форме увеличенным шрифтом; - в форме электронного документа; - в форме аудиофайла;
С нарушением опорно-двигательного аппарата - в печатной форме; - в форме электронного документа; - в форме аудиофайла;
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся. 5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 5.1 Перечень фондов оценочных средств, соотнесённых с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Для студентов с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены следующие оценочные средства:_______________________________________________

Категории студентов Виды оценочных средств Формы контроля и оценки результатов обучения
С нарушением слуха тест преимущественно письменная проверка
С нарушением зрения собеседование преимущественно устная проверка (индивидуально)
С нарушением опорно­двигательного аппарата решение дистанционных тестов, контрольные вопросы организация контроля с помощью электронной оболочки MOODLE, письменная проверка
Студентам с ограниченными возможностями здоровья увеличивается время на подготовку ответов к зачёту, разрешается готовить ответы с использованием дистанционных образовательных технологий. Прикладываем (добавляем) материалы ФОС (тесты, контрольные вопросы, вопросы для зачетов и экзаменов, адаптированных под данную категорию студентов. 5.2 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций. При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их



индивидуальными особенностями. Эти средства могут использоваться собственные технические средства. Процедура оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации: Для лиц с нарушениями зрения: - в печатной форме увеличенным шрифтом; - в форме электронного документа; - в форме аудиофайла. Для лиц с нарушениями слуха: - в печатной форме; - в форме электронного документа. Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: - в печатной форме; - в форме электронного документа; - в форме аудиофайла. Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся. При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине (модулю) обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся: 1. инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме, устно с использованием услуг сурдопереводчика); 2. доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода); 3. доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, с использованием услуг ассистента, устно). При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов процедура оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю) может проводиться в несколько этапов. Проведение процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается с использованием дистанционных образовательных технологий.



6. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины. Для освоения дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья предоставляются основная и дополнительная учебная литература в виде электронного документа в фонде библиотеки и / или в электронно-библиотечных системах. А также предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература и специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указываем конкретный перечень основной и дополнительной литературы - желательно электронные учебники и спецучебники и учебные пособия. В печатной форме (обычные учебники) для студентов ОДА. Было бы вообще нормально если по каждой категории инвалидо укажите литературу. 7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины В освоении дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет индивидуальная работа. Под индивидуальной работой подразумевается две формы взаимодействия с преподавателем: индивидуальная учебная работа (консультации), т.е. дополнительное разъяснение учебного материала и углубленное изучение материала с теми обучающимися, которые в этом заинтересованы, и индивидуальная воспитательная работа. Индивидуальные консультации по предмету являются важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению воспитательного контакта между преподавателем и обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Типовой график индивидуальных консультации студентов инвалидов. И так сказать типовой план индивидуальной воспитательной работы.(Но не указываем что он типовой график или план. Например: График индивидуальных консультаций:
День недели: Время / продолжительность Место проведения Форма проведения:
Пн. 9.00/ 1час Ауд. 122 Очно, практическое занятие
Ср. 14.00/ 2 часа (с перерывом 10 минут) По месту проживания Дистанционно, семинарское занятие.
Пт. 10.00/ 3 часа (с перерывами по 15 минут) Ауд. 122 и (или) по месту проживания Очно-заочно решение тестовых заданий и практических задач




8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Освоение дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения:

- лекционная аудитория - мультимедийное оборудование, мобильный радиокласс (для студентов с нарушениями слуха); источники питания для индивидуальных технических средств;

- учебная аудитория для практических занятий (семинаров) мультимедийное оборудование, мобильный радиокласс (для студентов с нарушениями слуха);

- учебная аудитория для самостоятельной работы - стандартные рабочие места с персональными компьютерами; рабочее место с персональным компьютером, с программой экранного доступа, программой экранного увеличения и брайлевским дисплеем для студентов с нарушением зрения.

В каждой аудитории, где обучаются инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, должно быть предусмотрено соответствующее количество мест для обучающихся с учётом ограничений их здоровья.



В учебные аудитории есть беспрепятственный доступ для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В Центре коллективного пользования по междисциплинарной подготовке инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ул. Булякова,50) имеются специальные технические средства обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Указать где и как оборудованы аудитории для обучения инвалидов с ОВЗ.

Наши рекомендации