Сходства, различия, эклектизм и интеграционные формы терапии
Что объединяет различные формы вмешательства, направленные на помощь людям? В чем они отличаются между собой? Можно ли каким-то образом объединить их? Материал модуля 7.11 содержит приблизительный перечень факторов, общих для многих видов терапии. Большинство из этих факторов представляют собой общие установки и цели, возникают при установлении любых отношений, ориентированных на оказание помощи.
В табл. 7.1 приводится приблизительный и упрощенный обзор акцентов, свойственных трем главным теориям и практическим методам психотерапии.
Фрейдистам присущ явный биологический уклон в сторону патологии, возникающей из неспособности индивида на ранних стадиях развития адаптировать свои базовые влечения к нормам социальной морали. Представители психодинамической психологии склонялись в своем подходе к индивидуализму, тогда как бихевиористы и до некоторой степени гуманисты хотя и уделяют внимание отдельным индивидам, работают также с более крупными системами. Если фрейдисты пытаются вскрыть бессознательное пациента, то последователи Роджерса и бихевиористы (в том числе когнитивные бихевиористы) работают с тем, что представлено в его сознании. Психодинамические подходы заостряют внимание на прошлом индивида, а два других — на настоящем. Роджерианцы склонны занимать в терапии пассивную роль, терапевты-психоаналитики также преимущественно пассивны, однако предлагают свои интерпретации, бихевиористы наиболее склонны занимать активную и директивную позицию. Кроме того, бихевиористы — в основном благодаря своим исследованиям — разработали большой и детально проработанный комплекс техник, у которых их в арсенале больше, чем у представителей двух других направлений.
Быть эклектичным означает пользоваться различными источниками и методами, нежели жестко придерживаться какой-либо одной теории или набора техник. (Слово эклектичный заимствовано из греческого и связано с понятием отбора или сбора.) Сол Гарфилд (Garfield, 1991) проиллюстрировал свой широко известный эклектический подход разбором конкретного случая, в котором использует динамические, центрированные на клиенте, поведенческие и другие идеи. Говоря об общих факторах, объединяющих эти методы, он утверждает:
Все индивиды обращаются к терапевту, поскольку они несчастны, им больно, и они деморализованы... Самый основной фактор... это установление позитивных терапевтических отношений между клиентом и терапевтом... Большинство ориентации... предоставляет то или иное объяснение [проблем пациента]... и деятельность, направленная на предоставление клиенту какого-то объяснения, может являться терапевтической (р. 201).
Единой версии эклектической терапии не существует. Каждый терапевт имеет собственные излюбленные представления относительно того, как формулировать проблемы клиента и как обращаться с ним в ходе тесных взаимоотношений, которые и представляет собою психотерапия.
Многие терапевты называют себя эклектичными, конвергентными, интеграционными или транстеоретическими в своих подходах к клиническому вмешательству. По мнению этих специалистов, каждая теория обладает своими уникальными достоинствами и недостатками, и ни одна теория не затрагивает в достаточной мере нужд всех клиентов без исключения (Bolea. 2000). В поддержку этой позиции важно отметить, что, по данным исследований, в реальной сессионной работе опытные практикующие клиницисты, придерживающиеся широкого круга заявленных теоретических ориентации, ведут себя скорее сходным образом, чем отличаются друг от друга (Gold-fried, 1982). Клиницисты, считающие себя сторонниками интеграции многих теорий, часто цитируют труды видных приверженцев психодинамической, поведенческой и гуманистической терапии, которые публично заявляли, что больше не могут работать, будучи ограничены рамками одной-единственной теории (Lazarus, 1993; Marmor, 1993; Watchel, 1993). По оценкам исследователей от 30 до 50% клинических психологов и психологов-консультаитов считают себя эклектиками (Norcross, Karg & Prochaska, 1997).
МОДУЛЬ 7.11. ФАКТОРЫ, ОБЩИЕ ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
Стимуляция инсайта и повышение осознавания — развитие самоанализа и самосознания.
Побуждение к катарсису — высвобождение сдерживаемых эмоций или коррективные эмоциональные переживания.
Просвещение — процесс обучения новым навыкам и передача новых знаний.
Поручение заданий вне терапии — выдача домашних заданий подчеркивает важность самопомощи клиента вне терапевтических сеансов.
Развитие терапевтических отношений — использование терапевтических отношений с целью дальнейшего улучшения состояния клиента.
Снижение эмоционального дискомфорта — способствование снижению дискомфорта, благодаря чему клиент активнее участвует в терапии.
Ожидание изменений — процесс укрепления надежды клиента на изменение.
Источник: Частично основано на работах Nietzel, Bernstein S. Milich (1998] и Prochaska & Norcross [1999].
Хотя в реальной практике различные виды и составляющие психотерапии практически неизбежно сочетаются между собой сотнями разных способов, в литературе относительно подробно обсуждались три наиболее типичных метода. Первый из них, теоретическая интеграция, пытается объединить 2 или несколько теоретических воззрений в единое целое в надежде на то, что итоговая модель принесет более позитивные результаты, чем ее составляющие в отдельности (Prochaska & Norcross, 1999). Так, за последние несколько десятилетий предпринимались многочисленные попытки объединить поведенческую и психодинамическую теории. Технический эклектизм пытается принять на вооружение практические методы вмешательства, основанные на различных воззрениях, при этом он вовсе не обязательно разделяет теории, на которых эти методы основаны. Из этого, однако, не следует, что клиницисты, работающие в стиле технического эклектизма, полностью «свободны от теорий». Как правило, клиницисты этой категории активнейшим образом следят за последними научными данными — они прорабатывают литературу, отыскивая прошедшие эмпирическую проверку методы, и пытаются подобрать оптимальную технику для каждой предъявляемой проблемы (Lazarus, Beutler & Norcross, 1992). Так, некоторые теоретики, придерживающиеся психодинамических взглядов, используют методы поведенческого вмешательства, и наоборот. Наконец, теория конвергентных, или общих факторов, пытается идентифицировать основные компоненты, которые объединяют между собой или отличают друг от друга различные виды терапии. Этот подход основан на положении, гласящем, что такие общие факторы намного важнее для терапевтического прогресса, чем факторы, являющиеся уникальными для той или иной разновидности терапии. Теоретики конвергенции чаще всего анализируют практики наиболее опытных терапевтов, используемые во время сеансов (Garfield. 1982)
Таблица 7.1. СОПОСТАВЛЕНИЕ РАССТАНОВКИ АКЦЕНТОВ В ТРЕХ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ
Тема
Психоаналитическая (фрейдистская)
Бихевиоральная и когнитивная
Гуманистическая [роджерианская)
Мышление — перевод бессо- Поведение и сознательное знательного в осознаваемое мышление В основном пассивная Ограниченное (катарсис, интерпретация, анализ переноса) |
системный акцент
Человек в противовес ситуации
Период жизни, выступающий в качестве объекта внимания
Фокус лечения и осознавания
эоль терапевта
Число техник и их акцент
Индивидуальный с биологической подоплекой
Человек Прошлое
Индивидуальный акцент и акцент на более крупных единицах (управление поведением) И то, и другое — во взаимодействии Настоящее
Активная
Большое количество техник, сосредоточенных на идее подкрепления
Индивидуальный акцент
и акцент на группах тренинга
Человек Настоящее
Текущие чувства и осознанное восприятие Пассивная
Ограниченное(отжение чувств
. Источник: Составлено на основе таблицы Schofield (1988, р. 59).
Судя по всему, популярность интегративного и эклектического подходов к психотерапии имеет под собой ряд причин. Первой и, быть может, самой важной является то, что ни одна теория не зарекомендовала себя как адекватная для всех ситуаций, проблем и клиентов без исключения (Kazdin. 1995). Во-вторых, многие страховые и ведающие контролируемым лечением компании ограничивают количество сеансов, которые они готовы компенсировать, оплачивая расходы в сфере охраны психического здоровья и психотерапии, и многие из этих организаций требуют сегодня применения к конкретным проблемам эмпирически подкрепленных техник (Austad, 1996). В-третьих, как явствует из результатов национального исследования, проведенного журналом Consumer Reports (Seligman, 1995), создается впечатление, что наиболее популярны среди потребителей терапевтических услуг краткосрочные формы вмешательства. Кроме того, растет их популярность и среди клиницистов. Помимо этого, стимулом для движения к интеграции явилось признание того факта, что терапевтическая вариативность в гораздо большей степени определяется общими, нежели специфическими факторами (Lambert. 1992). И наконец, разработка оптимальных методов лечения конкретных расстройств также способствует движению в направлении терапевтической интеграции (Lambert & Bergin, 1992, 1994; Prochaska & Norcross. 1999).
Транстеоретический подход к терапевтическому вмешательству показывает, что по мере созревания клинических дисциплин между основными теоретическими подходами наблюдаются все большее согласие и конвергенция. Одним из аспектов этой конвергенции, рассмотренным Прохазкой и Норкроссом (Prochaska & Norcross, 1999). являются процессы изменения. К числу процессов, получивших наибольшее эмпирическое подтверждение в специальной литературе, относятся повышение осознавания, катарсис или драматическое облегчение, пересмотр самооценки, пересмотр оценки окружающей среды, самоосвобождение, социальное освобождение, контробусловливание, контроль стимулов, управление обстоятельствами и отношениями. Ориентированные на помощь, авторы этих исследований утверждают, что подобные процессы изменения происходят как в условиях терапии, так и между сеансами, и даже на протяжении всей человеческой жизни.
Наконец, для того чтобы транстеоретические подходы оказались полезными, они должны отвечать пяти основным критериям. Во-первых, необходимо уважать проявления различий и сходства разных теоретических подходов к психотерапии. Во-вторых, модель должна быть подвергнута эмпирической оценке, и центральное место в ее эволюции должны занимать ожидаемые показатели надежности и валидно-сти. В-третьих, манера, в которой концептуализируются процессы изменения, должна применяться к жизни пациента и вне терапевтического контекста. В-четвертых, необходимо заострять внимание на распространяемости результатов лечения, выходя за
пределы их психологического использования. Наконец, транстеоретический подход должен не просто «заимствовать» те или иные техники, но и стимулировать новаторство (Prochaska & Norcross, 1999).