Терапия, центрированная на клиенте, или персоноцентрическая терапия
В развитии гуманистического движения особенно важную роль сыграла деятельность Карла Роджерса. Очерк его жизни был изложен в главе 2. Имея в прошлом опыт клинической работы с детьми и все более сознавая важность терапевтических отношений, Роджерс разработал метод лечения, первоначально названный недирективным консультированием. Революционной явилась его книга 1942 г. «Консультирование и психотерапия». В те времена господствовало психоаналитическое мышление с целью доведения бессознательного до сознания и вниманием к прошлому. Роджерс работал с настоящим и помогал клиентам прояснить их восприятие самих себя при минимуме интерпретации и директивное™. Другим революционным аспектом деятельности Роджерса явилось то, что он был первым, кто стал записывать фактические проведенные интервью и публиковать их стенограммы. Теперь терапевтическое общение стало непосредственно доступным для исследования. Он также основал программы широкомасштабных исследований, сравнивая отчеты клиентов о восприятии своего фактического «я» с их идеальным «я». В 1950-х гг. он переименовал свой подход в терапию, центрированную на клиенте, а позднее — в персоноцентрическую терапию'. Получить некоторое представление о подходе Роджерса позволяет материал модуля 7.8, содержащий выдержки из интервью, проведенного им в 1983 г. с женщиной средних лет, у которой возникли проолемы с одним из ее детей.
В этом коротком примере, Иллюстрирующем метод Роджерса, наглядно проявляется основная техника, которую он привнес в психотерапию, — отражение чувств. Выступая в качестве терапевта, он предпочитает действовать наподобие зеркала, сообщая женщине о том, какой она ему видится, но в то же время чуть глубже проникая и эмоции, которые она раскрывает. Благодаря этому клиентка постепенно все больше и больше входит в контакт со своей индивидуальностью, и в итоге начинает принимать себя и воспринимать изменившиеся отношения с дочерью. В ходе своих исследований и в результате накопленного опыта Роджерс сформулировал три взаимосвязанных между собою качества терапевта, которые обеспечивают необходимые и достаточные условия для терапевтического роста: а) конгруэнтность (соответствие между мыслями и поведением терапевта); б) эмпатия (точное восприятие чувств другого) и в) безусловное позитивное отношение (уважение без примеси осуждения). Эти положения Роджерса также явились предметом многочисленных исследований. Выступая с беседами в Японии и в других странах, по мере того как его теории распространялись по миру, Роджерс ассимилировал идеи экзистенциальной и восточной философии. Он включал в поле своего внимания все больше и больше сфер, сосредоточиваясь в большей степени на личностном росте, нежели на терапии. В 1970-х и в начале 1980-х гг. он способствовал развитию получившей широкое влияние «персоноцентрической» теории и практики. Его концепция «я» сравнивалась с некоторыми аспектами психодинамической «я»-психологии (Tobin, 1991).
Гештальт-терапия
Гештальт-психология зародилась в Германии в начале XX в. и оказала огромное влияние на экспериментальную психологию. Гештальт (Gestak) — немецкое слово, обозначающее форму, очертания или единое целое, и основатели этого направления утверждали, что психологические феномены представляют собой организованное целое, а не разрозненные части, каковыми их рассматривали более ранние системы: «Целое больше суммы его частей». Основоположником гештальт-терапии в середине столетия стал Фриц Перлз (1893-1970). и она распространилась далеко за пределы Северной Калифорнии, места своего зарождения. Гештальт-тера-певты фокусируют внимание клиента на злесь-и-те-перь и побуждают принять на себя ответственность за свои мысли и поступки. В работе Полстера основные положения гештальт-терапии излагаются следующим образом:
Гештальт хочет быть завершенным. Если гештальт не завершен, мы остаемся с незаконченными ситуациями, и эти незаконченные ситуации снова и снова оказывают на нас давление и стремятся к завершению. Допустим, вы подрались, всерьез разозлились на противника и хотите отомстить.
МОДУЛЬ 7.8. ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ ПО КАРЛУ РОДЖЕРСУ: ВЫДЕРЖКИ ИЗ НАЧАЛА БЕСЕДЫ
Роджерс: Я не знаю, чем вам хотелось бы со мной поделиться, но целиком и полностью готов вас выслушать. У нас есть полчаса, и я надеюсь, что за это время мы узнаем друг друга как можно глубже, однако мы не должны прилагать специальных усилий к этому. Таково мое мнение. Пожалуйста, расскажите мне о том, что вас беспокоит.
Клиентка: У меня много проблем с дочерью. Ей двадцать лет, она учится в колледже, мне было очень трудно послать ее туда... 1/1 я чувствую себя ужасно виноватой перед ней; я просто не могла отпустить ее от себя.
Роджерс: Потребность не отпускать от себя — так, чтобы вы могли компенсировать те ваши поступки, за которые вы чувствуете себя виноватой? Отчасти причина в этом, не правда ли?
Клиентка: Во многом это именно так... она была для меня настоящей подругой и наполняла мою жизнь... И это очень тяжело... Ее нет со мной, и я повсюду наталкиваюсь на пустоту.
Роджерс: Своеобразный вакуум, когда ее нет рядом.
Клиентка: Да-да. 1/1 мне хотелось бы быть сильной матерью, способной сказать: «Ступай и будь счастлива», а мне это сделать действительно трудно.
Роджерс: Отказываться от вещей, которые были столь драгоценными, очень тяжело, но мне кажется, что есть еще какая-то причина, по которой вам теперь больно, и вы испытываете вину.
Клиентка: Да. И я понимаю, что была на нее зла из-за того, что не всегда получала то, что мне хочется. У меня есть неудовлетворенные потребности. И я чувствую, что не имею права на эти потребности. Видите ли... Она мне дочь, а не мать, хотя иногда мне кажется, что я хочу, чтобы она меня удочерила... Мне очень нелегко об этом просить и иметь на это право.
Роджерс: Итак, это может быть неразумно, и все же когда она не удовлетворяет ваши потребности, вы начинаете выходить из себя.
Клиентка: Да, я бываю очень-очень злой с ней. [Вскоре после этого клиентка говорит, что одинока, и начинает плакать.)
Клиентка: И знаете, я еще и боюсь за нее. Я боюсь за то, что с ней случится в этом мире. Я боюсь, когда думаю, что ей придется пройти через все, что прошла я, й как это больно. Я хочу уберечь ее от этого.
Роджерс: Вы хотите защитить ее от жизни в большом мире и от всей боли, через которую прошли.
Источник: Воспроизведено с разрешения издателя, F. E. Peacock Publishers, Inc., Itasca, Illinois. From Corsini & Wedding, Current Psychotherapies, 4* Edition, 1989 copyright, p. 173-17
Потребность и мести будет ныть, и ныть, и ныть, пока вы не расквитаетесь с ним. Итак, существуют тысячи незавершенных гештальтов. Избавиться от них очень просто. Эти гештальты обязательно проявятся. Они выйдут на поверхность. Первым всегда проявляется самый важный гештальт. Нам не нужно углубляться в самые глубины бессознательного в духе Фрейда. Мы должны осознавать очевидное. Если мы поймем очевидное, в нем уже содержится вся информация. Любой невротик — это человек, который не видит очевидного. Поэтому все, что мы пытаемся сделать в гештальт-терапии, это понять слово «теперь», настоящее, осознавание и посмотреть, что происходит «в теперь» (Polster & Polster, 1973, p. 119-120).
Гештальтисты говорят, что цель заключается в познании структуры жизненного сценария человека, который часто принимается после долгих самоистязаний и тщетных игр. Когда встречаются два человека с разными жизненными сценариями, один может попытаться принудить другого к собственному образу мышления или испытывать чрезмерное желание угодить. В результате возникают чрезмерная поглощенность друг другом, конфликты и недоразумения. Полстер так описывает гештальт-терапию (Polster & Polster, 1973, p. 7):
К числу наиболее центральных положений, которые лежат в основе гештальт-терапии, а если вдуматься, то
и в основе значительной части всего гуманистического движения, можно отнести следующие: 1) сила — в настоящем; 2) переживание превыше всего; 3) терапевт является своим собственным инструментом; 4) терапия слишком хороша, чтобы ограничиваться больными.
Целью гештальт-терапии является осознание, ведущее к личностному росту, автономии и принятию ответственности за себя. Терапевты честно выражают то, как они воспринимают пациента в процессе непосредственного совместного переживания. Йон-теф и Симкин (Yontef & Simkin, 1989, p. 340-341) приводят следующий диалог, состоявшийся с 30-летней пациенткой:
Т: Вы говорите и выглядите так, будто находитесь в ярости.
П: Да. Я просто хочу его убить.
Т: Создается впечатление, что вы чувствуете себя беспомощной.
П: Я...
Т: Ваша ярость настолько интенсивна, что она кажется
больше самой ситуации.
П: (Кивает и медлит).
Т: Что вы испытываете?
П: В моей жизни было много мужчин, похожих на этого.
Йонтеф и Симкин (Yontef & Simkin. 1989, p. 341) говорят, что все техники гештальт-терапии являются вариациями одного и того же вопроса: «Что вы осознаете (или переживаете) сейчас?» и одной и той же инструкции: «Попробуйте выполнить этот эксперимент и посмотрите, что вы будете осознавать (переживать или понимать)». По завершении отдельного сеанса клиент нередко не испытывает чувства завершенности и полон раздумий, тогда ему дается домашнее задание, которое он должен выполнить перед следующим сеансом.