Модуль 7.5. одиннадцать иррациональных убеждений
Альберт Эплис (Ellis, 1962] выделил убеждения, которые часто обнаруживаются в американской культуре и, вероятно, во многих других. Ниже перечисляется 11 таких иррациональных убеждений.
1. Для меня совершенно обязательно быть любимым и получать одобрение чуть ли не от каждого человека, с кем я вступаю в тесный контакт.
2. Я должен во всем разбираться и всегда оставаться на высоте, иначе я окажусь никчемным человеком.
3. Некоторые люди дурны или злы, и заслуживают осуждения и наказания. (Человек не в состоянии понять, что «плохость» коренится в глазах смотрящего, а наказание ради наказания — иррационально.)
4. Если дела идут не так, как мне хочется» то это катастрофа.
5. Огорчение причиняют внешние события, над которыми я почти не имею никакого контроля.
6. Некоторые явления крайне опасны и представляют угрозу для жизни, поэтому я должен постоянно о них думать.
7. Легче уклоняться от трудностей и обязанностей, чем встретиться с ними лицом к лицу.
8. Я ничего не могу сделать сам; мне нужно искать кого-то сильнее меня, на кого я смогу положиться.
9. То, что произошло со мной в прошлом, определяет то, что я делаю и думаю сейчас, а поскольку некоторые события моего прошлого были травматичными, то и в настоящем они останутся такими же.
10.Я должен глубоко печалиться по поводу чужих проблем и бед.
11. Для человеческих проблем всегда существует правильное и точное решение, и если оно не найдено, я неизбежно буду очень расстроен.
представили, как лежите в постели ночью накануне экзамена. Представьте себе, что вы думаете об экзамене и приходите к выводу, что недостаточно к нему подготовились.
Т: Хорошо, вы можете это представить. Вы ощущаете тревогу и хотите встать. Теперь я хочу, чтобы вы представили, что лежите в постели ночью накануне экзамена. Вы подготовились, как вы это обычно делаете, и теперь готовы его сдать.
Т: Видите ли вы теперь, как ваши мысли влияют на чувство тревоги?
Повторные попытки идентифицировать и оспорить содержание реакций клиента порождают, согласно Беку, 3 эффекта. Первый заключается в том, что беспокойство по поводу неприятных событий уменьшается благодаря ослабеванию убеждений. Вторым является то, что необъяснимое качество, присущее эмоциям, начинает проясняться, и возникает надежда. Наконец, клиенты приобретают новое орудие, возможности применения которого в новых ситуациях неуклонно расширяются. Аналогично тому как анализируются когнитивные ошибки, анализируются и базовые убеждения, касающиеся самого себя (схемы). Материал модуля 7.6 представляет собою описательный отчет о когнитивной терапии по Беку.
В процессе концептуализации клинического случая и осуществления вмешательства когнитивный терапевт обычно пытается идентифицировать и модифицировать автоматические мысли клиента. Такие мысли по своему характеру являются привычными и непроизвольными, они не возникают в ответ на какое-то конкретное событие окружающей среды. Подобные мысли способны оказывать значительное воздействие на чувства и поведение и часто играют важную роль в развитии и сохранении психологических расстройств, негативным или неблагоприятным образом влияя на общую оценку клиентом различных ситуаций. Для того чтобы когнитивная терапия была успешной, клиент должен научиться идентифицировать подобные мысли в момент их возникновения. К числу методов, которыми клиницисты часто пользуются при оценке автоматических мыслей клиентов, относятся а) прямые вопросы; б) направленное, или сократическое, расспрашивание; в) представление ситуаций в уме; г) ролевые игры; д) поведенческие стратегии; е) отслеживание частоты возникновения автоматических мыслей путем регистрации дисфункциональных мыслей. Клиент обучается оценивать роль автоматических мыслей и их влияние на возникновение и сохранение проблем. Это, как правило, достигается в результате сотрудничества, в процессе которого правильность автоматических мыслей обычно подвергается сомнению, а также путем предоставления альтернативных объяснений и оценок, чему содействует клиницист.
Идентификация и модификация базовых допущений и основных схем (выстраиваемых в уме планов или руководств к действиям) занимают центральное место в типичных случаях когнитивного вмешательства. На основе этих допущений формируются ожидания клиентов, касающиеся поведения других людей и адекватных форм поведения в конкретной ситуации. Когда эти внутренние процессы развиваются дезадаптивным образом, они часто становятся причиной неоправданных негативных интерпретаций и их результатов. В материале модуля 7.7 перечислены ключевые отличительные особенности когнитивной терапии.
МОДУЛЬ 7.6. СЛУЧАЙ, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЙ КОГНИТИВНУЮ ТЕРАПИЮ БЕКА
35-летний оптовый торговец замороженными продуктами переживал хроническую депрессию после развода, состоявшегося 6 годами раньше. Он воспитывал двух дочерей и ничего не знал ни о жене, ни о единственном сыне. Трагическим событием его биографии было самоубийство отца, когда пациенту было 15 лет. Отец умер у него на руках. За последний год депрессия пациента усилилась, и ему было все труднее ходить на работу и обзванивать заказчиков. Он подолгу расхаживал по дому, приговаривая: «Завтра я должен начать обзванивать клиентов». Он опасался, что его уволят, и с каждым днем уклонения от работы ему становилось все труднее пойти туда и предстать перед начальником. Избегание приводило к чувству стыда. Мужчина был уверен, что страдает не от депрессии, а от лени. Он поделился со своим терапевтом уверенностью в том, что ему лучше покончить с собой, поскольку это представлялось ему единственным «реалистичным решением». Терапевт поинтересовался, какие проблемы тот рассчитывал решить при помощи самоубийства. «Во-первых, я потерял лицо перед шефом. Он платит мне жалованье, а я за месяц не сделал ни одной продажи и ни одного звонка. Я не могу смотреть в глаза ни ему, ни клиентам. Я уверен, что потерял работу и всякое уважение к себе. Во-вторых, раз у меня нет комиссионных, я не могу должным образом содержать дочерей. Придет время, и они захотят поступить в колледж, а у меня не будет денег. В-третьих, я постоянно подавлен и вовсе не тот отец, каким должен быть. Наконец, они спрашивают меня: "Папа, почему ты не похож на себя?"» Терапевт указал на отсутствие логики в позиции мужчины. Во-первых, у него нет никаких доказательств того, что он лишился работы и потерял лицо. Чтобы выяснить это, ему надо связаться с работодателем, честно объяснить ситуацию и получить какую-то информацию. А если он потерял уважение работодателя и/или место — а это кажется маловероятным, учитывая тот факт, что работодатель сам предложил ему пройти терапию и помог ее оплатить, — то самоубийством делу не помочь. Не поможет оно и его дочерям поступить в колледж, равно как иметь хорошего отца. Самоубийство, по сути, взвалит на них дополнительный груз, устранив единственного родителя, который готов был заниматься их воспитанием после развода. Пациент испытал боль в результате осознания того, что самоубийство означало лишь дальнейшее уклонение от проблем, но никак не их решение. У него не было никаких фактов в пользу того, что эти проблемы были неразрешимыми, ибо он и не пытался их решать. Он не принял во внимание то обстоятельство, что до депрессии был энергичным, преуспевающим торговцем, а лень и некомпетентность были совершенно ему не свойственны.
Хотя и не до конца убежденный оценкой терапевта, он согласился позвонить начальнику и одному из заказчиков. Работодатель выразил поддержку и понимание, заверив его, что никакие опасности в смысле потери работы ему не грозят. Когда же тот позвонил заказчику, тот пошутил насчет «шестинедельных каникул», но сделал небольшой заказ. Впоследствии мужчина с удивлением признался, что дискомфорт, который он ощутил при этом поддразнивании, был ничтожен по сравнению с тем, что он испытывал дома, ежедневно уклоняясь от работы. Это открытие придало ему отваги позвонить другим заказчикам, и через две недели он вернулся к нормальному трудовому графику и начал строить планы на будущее. Когда он начал объективнее взирать на свое прошлое, настоящее и будущее и научился более перспективному видению себя и окружающей действительности, вся прочая симптоматика тоже значительно ослабла.
Источник: J. P. Foreyt S. D. Rathjen, Cogn/tiVe Behavior Modification. Copyright © 1978 by Kluwer Academic/Plenum Publishers. Перепечатывэется с разрешения.
Когнитивно-бихевиоральные подходы. Ребер (Reber, 1995, р. 133-134, цит. по: А. Ребер. Большой толковый психологический словарь. М.: Вече; ACT, 2001. — Прим. перев.), давая определение когнитивно-поведенческой терапии, утверждает, что она:
...первоначально основана на поведенческой терапии и согласуется с ее основными принципами. Новый аспект включает продолжение изменений и повторное научение процедурам познавательных процессов, таких как иоображение, фантазия, мышление, самовосприятие и т. д. Сторонники подхода довольно убедительно утверждают, что убеждения клиента в отношении того, что он делает, и причины для этих дел могут быть так же важны, как и сами действия.
Идеи Эллиса и Бека можно с равными правами назвать не просто когнитивными, но когнитишю-бихевиоральными. Эти подходы требуют когнитивного переструктурирования, однако терапия редко ограничивается одной лишь мыслительной сферой. Подобно продавцу, о котором рассказывалось в модуле 7.6, клиент осуществляет изменения и в своем поведении. В конце 1970-х и в 1980-е гг. были предприняты попытки объединить поведенческие и когнитивные подходы к терапии. Для синтеза двух различных ориентации теоретикам и практикующим клиницистам потребовалось определенное время. Это изменение не было стимулировано какими-либо неожиданными открытиями, вместо этого, судя но всему, причиной являлась коллективная готовность
МОДУЛЬ 7.7. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ ТЕРАПИИ
1. Клиенту демонстрируется взаимосвязь между событиями, их оценкой и вытекающими из нее эмоциональными и психологическими состояниями.
2. Вмешательство обычно является краткосрочным (как правило, занимая не более 20 сеансов).
3. Терапия нацелена на идентификацию и модификацию базовых допущений, основных убеждений и схем, являющихся дезадаптивными.
4. Терапия нацелена на модификацию автоматических мыслей, возникающих по привычке и не являющихся рациональными реакциями на события.
5. Терапия нацелена на исправление таких когнитивных ошибок, как сверхобобщение и фундаментальная ошибка атрибуции.
6. Терапия часто предполагает выдачу домашних заданий для выполнения за пределами терапии, направленных на опровержение дезадаптивных убеждений и когнитивных ошибок.
7. Между клиентом и клиницистом устанавливается полноценное сотрудничество.
8. Терапия ориентирована на цели и сфокусирова на проблемах.
со стороны бихевиористов уделить свое внимание внутренним когнитивным процессам, таким, как задержка вознаграждения, моделирование, разговоры с собой, перцептивные стили и скрытые формы поведения. Как уже говорилось выше, Бандура (Ban-dura, 1969) расширил сферу модификации поведения, включив в нее моделирование, подражание и научение посредством наблюдения. Совместно с Канфером и Голдстейном (Kanfer & Goldstein, 1975) он сделал еще один недвусмысленный шаг к признанию роли внутренних процессов, когда эти ученые сосредоточили свое внимание на процессах саморегуляции с целью помочь клиентам изменить свое поведение — например бросить курить или пить. Ученые сфокусировались на трех этапах: а) принятие стандарта: к примеру, достижение четкого понимания намеченной цели — снижение веса, отказа от алкоголя или курения; б) сопоставление текущего функционирования со стандартом — например помощь людям обращать больше внимания на ситуации, относящиеся к группе повышенного риска, и фокусироваться на последствиях возможного рецидива; в) изменение поведения, если текущее поведение не отвечает принятому стандарту, например использование когнитивных или поведенческих методов преодоления проблем с целью противодействия настойчивым позывам к нежелательному поведению или возвращению к стандарту после рецидива. Вес-товер и Лэньон (Westover & Lanyon, 1990) сообщают, что модель самоконтроля, основанная на саморегуляции, представляется оптимальной в плане закрепления успеха в сохранении веса на достигнутом уровне после бихевиорального лечения от ожирения. Отойдя от строгого бихевиоризма, психологи нашли, что им проще встроить в свою терапию когнитивные процедуры, чем пользоваться фрейдовскими или другими психодинамическими концепциями, поскольку когнитивные аспекты лучше поддаются наблюдению и проверке.
В числе других факторов, ответственных за поворот к когнитивно-бихевиоральным подходам, следует назвать рост процента психологов в широкой сфере услуг по охране психического здоровья и социальному обеспечению. В то же время круг проблем и категорий клиентов, для которых оптимальным лечением оставались различные виды психодинами-чески ориентированной терапии, продолжал сужаться. Более свойственная когнитивным бихевиористам склонность к ориентации на фактические данные и высокие стандарты подотчетности является преимуществом для программ, от которых все чаще требуют тех или иных доказательств эффективности. Стремительно растущий благодаря усилиям когни-тивистов объем знаний, касающихся перцептивных процессов, стилей мышления и переработки информации, можно эффективно сочетать с техниками наблюдения и измерения, заимствованными из бихевиоризма.
Добсон (Dobson, 1988) свел воедино различные виды когнитивно-поведенческой терапии, как основывающиеся на трех фундаментальных постулатах.
1. Когнитивная деятельность воздействует на поведение. Существуют веские доказательства того, что когнитивные оценки событий способны оказывать
влияние на реакции на эти события (см., например: Lazarus & Folkman, 1984).
2. Когнитивная деятельность доступна мониторингу и коррекции. Предполагается, что исследователи и клиницисты могут получить доступ к мыслительным процессам и изменять их.
3. Желаемых поведенческих изменений можно достичь посредством когнитивных изменений. Конечной целью остается поведенческое изменение, но для ее достижения могут быть использованы когнитивные механизмы вместо классического и оперантного обусловливания.
Тремя главными формами когнитивно-поведенческой терапии были признаны:
а) различные виды терапии когнитивного переструктурирования, образцами которой являются методы Эллиса и Бека;
б) терапия навыков копинга (преодоления стресса);
в) терапия, направленная на разрешение проблем.
Два последних типа, как явствует из названий, уде ляют основное внимание осторожному и продуманному усвоению или совершенствованию адаптивных и ассертивных навыков, а также развитию способности к разрешению проблем.
Тренинг навыков часто подразумевает обучение процедурам самоуправления (self-management). К числу основных понятий, связанных с этой концепцией, относятся самоэффективность (Bandura, 1977a, 1977b, 1980), самоинструктирование (Meichenbaum, 1977) и самоконтроль (Kanfer & Karoly, 1972). Самоэффективностью называется представление индивида о себе с точки зрения оценки своих способностей успешно демонстрировать определенные формы поведения или влиять на его результат. Такая оценка основывается на нескольких источниках, включая фактические достижения, косвенно получаемый опыт (vicarious experience), вербальные убеждения и физииологические состояния. По мнению Бандуры, субъективно воспринимаемая самоэффективность играет важную роль, поскольку она может являться основной детерминантой, инициирующей поведение или его отсутствие, определяющей объем прилагаемых усилий и длительности предпринимаемых клиентом попыток преодоления неблагоприятных обстоятельств. Процедуры, призванные повысить самоэффективность, как правило, сфокусированы на усовершенствовании навыков и обеспечении того, чтобы клиент отметил для себя это усовершенствование.
Данный подход можно рассматривать и как метод решения социальных проблем. Такой способ размышления о клиническом вмешательстве и профилактике основан на допущении, согласно которому решение социальных проблем позитивно связано с социальной компетентностью и обратно пропорционально психопатологии и дезадаптивному поведению. Считается также, что тренинг навыков разрешения проблем повышает социальную компетентность и помогает ослабить дезадаптивное поведение, а также справиться со стрессом и вновь возникающими проблемами (D'Zurilla, 1988). Этот подход подразумевает оценку способности клиента идентифицировать и осознавать проблемы и связанные с ними эмоции, а также анализировать возможные альтернативные пути их решения. Клиент может отрабатывать и апробировать различные решения, сообщая о своих переживаниях.