Исследование, оценка и социальная политика

Психологические исследования и оценка имеют большое значение для формирования государствен­ной социальной политики. Психологов довольно ча­сто просят выступить перед законодательными орга­нами, Конгрессом и судами Соединенных Штатов. Они выступают в качестве экспертов, располагаю­щих данными о результатах исследований, оказывая помощь законодателям и судьям, чьи познания в психологии могут ограничиваться обывательским уровнем, но которые обязаны принимать решения, влияющие на судьбы многих людей. Следует указать на то, что мы не можем ожидать от политиков, что­бы они сразу и безоговорочно принимали результа­ты оценочных исследований и учитывали их при определении социальной политики и решении во­просов финансирования. Для проведения презента­ций и сообщения результатов своих исследований психологам нужны подготовка и опыт. Психические заболевания, алкоголизм, наркомания, суициды, убийства и другие преступления широко распро­странены на всей территории Соединенных Штатов. Если в год тюремная койка обходится в США доро­же, чем год обучения в колледже, то становится оче­видно, что психически больные и поведенчески де-виантные лица отвлекают на себя колоссальные средства, которые могли бы пойти на благоустрой­ство общества. Существующие системы здравоохра­нения и исправительные службы не в силах обеспе­чить лечение всем нуждающимся — как но причине того, что для этого никогда не будет хватать доста­точно подготовленных профессионалов, так и по той причине, что на это никогда не найдется достаточ­ных экономических ресурсов. Согласно Кислеру, Симпкинсу и Мортону (Kiesler, Simpkins & Morton, 1991), основная задача состоит в том, чтобы с мак­симальной пользой использовать имеющихся специ­алистов; привлекать альтернативных поставщиков услуг и альтернативные системы (социальные сети, добровольцев и группы самопомощи); оптимально использовать ресурсы по охране психического здо­ровья в существующих системах здравоохранения, образования и социального обеспечения; гарантиро­вать, чтобы условия труда и стиль жизни людей так­же способствовали упрочению психического здоро­вья. Особую важность имеет демонстрация возможностей эффективных профилактических программ. С аналогичными проблемами столкнулись и другие страны, и нам есть чему у них поучиться. Почему, к примеру, среди промышленно развитых стран Со­единенные Штаты занимают первое место по коли­честву смертей от огнестрельного оружия и преступ­лений с его применением? В этом отношении есть поле для широких дискуссий о причинах этих про­блем и возможностях внесения изменений.

В отличие от многих других процветающих стран, в Соединенных Штатах услуги по охране психиче­ского здоровья, адресованные таким категориям населения, как дети и престарелые, по-прежнему ха­рактеризуются наличием огромной разницы между лицами, имеющими страховку, и теми, у кого ее нет, — между бедными и богатыми. Многие дети растут в нищете и проживают в трущобах, где быстро приуча­ются к наркотикам, проституции и другим преступ­лениям. Проблемы с лечением и уходом существу­ют и для пожилых людей, нередко получающих, к примеру, чрезмерные объемы лекарственной тера­пии. Основные вопросы исследований, касающихся социальной политики, звучат так: чем вызвано со­противление переменам и как .можно осуществить эффективные изменения? Кроме того, профилакти­ческие меры, несмотря на все свои очевидные пре­имущества, слишком активно игнорировались на протяжении многих лет и нуждаются в более убеди­тельных исследованиях, посвященных результатам их реализации.

Кислер и коллеги (Kiesler et al, 1991) замечают, что политика охраны психического здоровья неиз­бежно является широкомасштабной и междисцип­линарной по своему характеру. Если психологи на­мереваются играть заметную роль в этих процессах, им придется набраться терпения и ознакомиться с экономическими моделями, эпидемиологией и тех­никами компьютерной имитации, которые начина­ют использоваться в данной отрасли. Полноправное участие психологии в исследованиях и оценочных процедурах, касающихся общеполитических вопро­сов, важно не только для преуспевания профессии, но и для благополучия пациентов. К вопросам соци­альной политики мы вернемся в последней главе, а также будем время от времени затрагивать их на протяжении всей книги.

КОММЕНТАРИИ

Оллендик (Ollendick, 1999), покидая ноет президен­та отдела клинической психологии АПА, подтвердил актуальность идеала модели подготовки ученого-практика, разработанной Боулдером в конце 1940-х гг., заявив, что методологию исследований нужно пре­подавать в контексте клинических проблем. Он срав­нил клиническую психологию с такими прикладны­ми науками, как инженерное дело и архитектура. Инженеры, возводя свои мосты, опираются на науку, иначе построенные ими сооружения рухнут. Архи-

текторы должны проектировать здания и городские площади не только исходя из научной основы; они также должны учитывать ценности и архитектурные стили, которые совпадали бы с характером деятель­ности и стилем жизни людей, населяющих эти про­странства.

Фундаментальную важность имеет глубокая за­интересованность в проведении исследовании и оценке собственной деятельности, независимо от того, какой профессии принадлежит специалист. В ос­нове обоих аспектов исследования — как связанно­го с открытием, так и касающегося обоснования — лежат восприимчивость и наблюдательность. Про­фессиональная подготовка в сфере клинической психологии требует изучения как фундаментальной психологической науки, так и прикладного мира людских проблем и возможностей. И тут и там мож­но заблудиться. Оказание людям помощи может представлять собой настолько захватывающее заня­тие, что забываешь осмотреться по сторонам и мно­гое упускаешь из виду. Однако и сугубо академиче­ский исследователь рискует постепенно изолировать­ся от реальной жизни и забыть, что набор данных, полученных для популяции депрессивных людей, является лишь абстрактным свидетельством той боли и тех трудностей, которые переживают испы­туемые. Задача состоит в том, чтобы поддерживать все аспекты клинической работы в контакте друг с другом, так чтобы научное «построение социальной реальности» не затерялось в облаках оторванной от практики и официозной теории, и чтобы практиче­ские клинические мероприятия соответствовали ре­альности и не сводились лишь к ритуалам, подска­зываемым интуицией. Оба эти аспекта подвержены и экономическому давлению, а потому мы вынужде­ны задаваться вопросом, не сводится ли наша рабо­та к умиротворению богов финансирования или ублажению богов обязательств. Читатель, вероятно, заметил, что на протяжении всей данной главы мы периодически высказывали предупреждения и опа­сения, касающиеся этических и правовых проблем.

Резюме

В этой главе мы обсудили, что такое подотчетность и как клинические психологи отвечают за анализ своей профессиональной деятельности и ее дальней­шее развитие, оставаясь в курсе новых исследований и проводя оценку. Источником расширения клини­ческих знаний является также личный опыт и ос­мысление путей возможного усовершенствования и тестирования своей деятельности. И хотя не все спе­циалисты располагают временем и ресурсами для проведения исследований, потребителями исследо­ваний являются все. Клиницисты не должны быть лишь пассивными потребителями, они должны так­же уметь оценивать и критиковать исследования, с которыми они знакомятся. Мы проанализировали разнообразные методы и аспекты исследования, в частности разборы случаев из клинической практи­ки, исследования с участием отдельных испытуемых и эксперименты. Мы отметили проблемы, возника исследование, оценка и социальная политика - student2.ru ющие при определении критериев, касающихся ре­зультатов терапии, и важность учета эффектов пла­цебо при попытке объяснить результаты исследования или вмешательства. Мы отметили важность установ­ления не только работоспособности вмешательства в условиях контролируемого исследования, но и его эффективности в реальном мире. Далее мы описали способы объединения больших количеств исследо­ваний посредством метаанализа. Оценка программ яв­ляется еще одной ветвью исследований, которая каса­ется природы лечебных программ или функциониро­вания систем. Оценка может касаться либо процесса, либо результатов; аналогичным образом она может быть формирующей или суммирующей. Мы рассмот­рели этапы разработки оценочного исследования и его принципиальную зависимость от готовности оценива­емой системы к ведению документации.

Рекомендуемая литература и источники

О психологических исследованиях имеется обширная информация. Тем, кого интересует общее введение в статистические методы исследования или обзор статистических методов, используемых в психологии, поможет книга «Statistics for the Behavioral Sciences» (Gravetter & Wallnau, 1988). Методы клинического исследования описаны в ряде фундаментальных работ, одной из кото­рых является книга «Handbook of Research Methods in Clinical Psychology» (Kendall & Butcher. 1999). Вопросы оценки программ хорошо освещены в работе Росси, Фримена и Лнпси (Rossi, Freeman & Lipsey, 1998).

Если обратиться к более специальным клиническим вопросам, то имеет смысл ознакомиться со следующи­ми трудами: Статья в Science, резюмирующая и ком­ментирующая клинические подходы к оценочным суждениям в противовес статистическим (Dawes, Faust & Meehl, 1989); серия статей по процессуаль­ным психотерапевтическим исследованиям под редак­цией Бейтлера (Beutler. 1990), а также книга «The Heart and Soul of Change: What Works in Therapy» (Hubble & Duncan, 1999). Последние сведения, каса­ющиеся исследований, содержатся в многочисленных специальных журналах и размещены на соответству­ющих вебстраницах, некоторые из которых были упо­мянуты в конце главы 1 принять решение. Психолог

ГЛАВА 7

ВВЕДЕНИЕ В ФОРМЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА:

Наши рекомендации