Подотчетность: исследования и оценка

Две предыдущие главы были посвящены процеду­рам обследования, а в последующих главах мы пе­рейдем к психотерапии и другим формам вмеша­тельства. Однако перед этим мы рассмотрим важный аспект клинической психологии, присутствующий во всех формах и на всех уровнях клинической дея­тельности, — тему проведения исследований и оцен­ки. Компетентный и добросовестный клиницист должен время от времени делать шаг назад от непо­средственной работы с клиентами и задаваться во­просами следующего порядка: эффективны ли мои действия в отношении клиентов? Эффективна ли используемая мною программа? Что нам известно о природе оказываемых нами услуг и лежащих в их основе принципов? Как мы можем расширить и углу­бить наши представления о человеческих проблемах и возможностях? Пытаясь найти ответы на подоб­ные вопросы, клиницисты в конечном счете работа­ют на благо улучшения жизни людей.

ЧТО ТАКОЕ ПОДОТЧЕТНОСТЬ?

Подотчетность по отношению к рассматриваемой нами теме означает, что клиницисты критически анализируют свою профессиональную деятельность с целью объяснить, почему они используют те или иные методы и формы деятельности, или отчитаться о ходе и результатах применяемых ими процедур. В широком смысле клиницист берет на себя ответ­ственность за собственную работу. Развитие чувства подотчетности как личной ответственности — не­отъемлемая часть того, что называется профессиона­лизмом. Вопрос о подотчетности уместен по отношению ко всем уровням власти в организации; его рас­смотрение способствует обмену информацией и делает возможными управление системой и ее ус­пешное функционирование (Lerner & Tellock, 1999 Tetlock, 1999).

Кому подотчетен клиницист? Человек, полностью отчитывающийся за свою деятельность, подотчетен самым различным категориям лиц — клиентам, участвующим в реализуемой им программе (потребите­лям его услуг), организации, в которой проводится программа, спонсирующим его работу учреждениям налогоплательщикам и частным лицам, оказывающим благотворительную помощь, профессиональному сообществу и всем ученым, обеспечивающим получение используемых им знании. Поэтому быт подотчетным означает не только анализировать степень практичности, стоимость и преимущества того или иного мероприятия или программы, но также постоянно находиться в курсе всех изменений и новшеств в клинической деятельности. Сфера деятельности клинициста включает в себя не только практическое- усовершенствование лечебных программ, но и совершенствование лежащих в их основе тео­рий и концепций. Таким образом, оценка и иссле­дование в сфере клинической психологии представ­ляют собой не рутинные операции, а творческое изучение основ психического здоровья и методов оздоровления отдельных индивидов и сообществ. Поскольку время и ресурсы любого отдельно взято­го индивида ограничены, стремящийся к подотчет­ности клиницист должен сотрудничать со своими коллегами и поддерживать постоянный контакт с ис­точниками профессиональной информации.

В чем различие между исследованием и оценкой? В этой главе мы сначала рассмотрим исследование, а затем оценку клинических программ (или, для краткости, просто оценку). Как правило, специали­сты проводят различение между оценкой и прочими типами исследований. Исследование. — более общий термин, а оценка — это приложение исследований к практике конкретных организаций или более круп­ных систем, чем отдельный индивид. По отношению к оценке применимы многие фундаментальные поня­тия, касающиеся клинического обследования, рассмот­ренные нами в двух предыдущих главах, например, надежность и валидность. Различие между клиниче­ским обследованием и оценкой программы касается единиц, выступающих в качестве предмета анализа. Оценка используется по отношению к более круп­ным организациям и проводящимся в них програм­мам. При оценке программ можно использовать тех­ники обследования отдельных индивидов с целью составить представление о результатах деятельнос­ти и более широкомасштабных процессах, происхо­дящих в организации. Как уже констатировалось, исследование —- более широкий термин, относящий­ся к широкому кругу элементов анализа, проводяще­гося в соответствии со строгой исследовательской схемой. Исследование может касаться теоретических вопросов, изучения и описания представляющих ин­терес событий или усовершенствования методов, ко­торые могут не иметь непосредственного отношения к сиюминутным нуждам клинической программы, Для целей этой книги нет необходимости вдаваться в эти тонкие различения: достаточно сказать, что расширение сферы знаний, лежащих в основе кли­нической психологии, а также практическая оценка клинических программ входит в круг обязанностей клинициста независимо от того, называть ли эту де­ятельность оценкой или исследованием.



Наши рекомендации