Подотчетность: исследования и оценка
Две предыдущие главы были посвящены процедурам обследования, а в последующих главах мы перейдем к психотерапии и другим формам вмешательства. Однако перед этим мы рассмотрим важный аспект клинической психологии, присутствующий во всех формах и на всех уровнях клинической деятельности, — тему проведения исследований и оценки. Компетентный и добросовестный клиницист должен время от времени делать шаг назад от непосредственной работы с клиентами и задаваться вопросами следующего порядка: эффективны ли мои действия в отношении клиентов? Эффективна ли используемая мною программа? Что нам известно о природе оказываемых нами услуг и лежащих в их основе принципов? Как мы можем расширить и углубить наши представления о человеческих проблемах и возможностях? Пытаясь найти ответы на подобные вопросы, клиницисты в конечном счете работают на благо улучшения жизни людей.
ЧТО ТАКОЕ ПОДОТЧЕТНОСТЬ?
Подотчетность по отношению к рассматриваемой нами теме означает, что клиницисты критически анализируют свою профессиональную деятельность с целью объяснить, почему они используют те или иные методы и формы деятельности, или отчитаться о ходе и результатах применяемых ими процедур. В широком смысле клиницист берет на себя ответственность за собственную работу. Развитие чувства подотчетности как личной ответственности — неотъемлемая часть того, что называется профессионализмом. Вопрос о подотчетности уместен по отношению ко всем уровням власти в организации; его рассмотрение способствует обмену информацией и делает возможными управление системой и ее успешное функционирование (Lerner & Tellock, 1999 Tetlock, 1999).
Кому подотчетен клиницист? Человек, полностью отчитывающийся за свою деятельность, подотчетен самым различным категориям лиц — клиентам, участвующим в реализуемой им программе (потребителям его услуг), организации, в которой проводится программа, спонсирующим его работу учреждениям налогоплательщикам и частным лицам, оказывающим благотворительную помощь, профессиональному сообществу и всем ученым, обеспечивающим получение используемых им знании. Поэтому быт подотчетным означает не только анализировать степень практичности, стоимость и преимущества того или иного мероприятия или программы, но также постоянно находиться в курсе всех изменений и новшеств в клинической деятельности. Сфера деятельности клинициста включает в себя не только практическое- усовершенствование лечебных программ, но и совершенствование лежащих в их основе теорий и концепций. Таким образом, оценка и исследование в сфере клинической психологии представляют собой не рутинные операции, а творческое изучение основ психического здоровья и методов оздоровления отдельных индивидов и сообществ. Поскольку время и ресурсы любого отдельно взятого индивида ограничены, стремящийся к подотчетности клиницист должен сотрудничать со своими коллегами и поддерживать постоянный контакт с источниками профессиональной информации.
В чем различие между исследованием и оценкой? В этой главе мы сначала рассмотрим исследование, а затем оценку клинических программ (или, для краткости, просто оценку). Как правило, специалисты проводят различение между оценкой и прочими типами исследований. Исследование. — более общий термин, а оценка — это приложение исследований к практике конкретных организаций или более крупных систем, чем отдельный индивид. По отношению к оценке применимы многие фундаментальные понятия, касающиеся клинического обследования, рассмотренные нами в двух предыдущих главах, например, надежность и валидность. Различие между клиническим обследованием и оценкой программы касается единиц, выступающих в качестве предмета анализа. Оценка используется по отношению к более крупным организациям и проводящимся в них программам. При оценке программ можно использовать техники обследования отдельных индивидов с целью составить представление о результатах деятельности и более широкомасштабных процессах, происходящих в организации. Как уже констатировалось, исследование —- более широкий термин, относящийся к широкому кругу элементов анализа, проводящегося в соответствии со строгой исследовательской схемой. Исследование может касаться теоретических вопросов, изучения и описания представляющих интерес событий или усовершенствования методов, которые могут не иметь непосредственного отношения к сиюминутным нуждам клинической программы, Для целей этой книги нет необходимости вдаваться в эти тонкие различения: достаточно сказать, что расширение сферы знаний, лежащих в основе клинической психологии, а также практическая оценка клинических программ входит в круг обязанностей клинициста независимо от того, называть ли эту деятельность оценкой или исследованием.