Проблемы, возникающие при составлении отчетов
При составлении отчета может встретиться немало подводных камней. Некоторые из этих проблем уже были упомянуты, к ним относятся злоупотребление психологическим жаргоном, непонятным реципиенту отчета, или неспособность удовлетворить запросы и потребности лица или учреждения, направляющего клиента на обследование. Другой типичной ошибкой при написании отчета, особенно часто допускаемой относительно неопытными клиницистами, является попытка охватить и интерпретировать абсолютно все данные, собранные в процессе обследования. Как указывает Фауст (Faust, 1998), некачественные прогнозы могут фактически снизить валидность проведенных процедур, а дублирование измерений вовсе не обязательно способствует ее повышению. Фауст также предостерегает от рискованных попыток обосновать свою собственную тенденциозность; эффективному клиницисту всегда следует рассматривать проблему с обеих сторон, отыскивая данные в пользу и той и другой точки зрения.
Классической проблемой при составлении отчета является неумение индивидуализировать отчет. Миль (МееЫ, 1956) ввел термин эффект Барнума для описаний, представляющих собой смесь стереотипов, расплывчатых слов и уверток, а также для отчетов, содержащих такие универсально валидные утверждения, как «пациент тревожен» или «мать питает смешанные чувства к поведению ребенка — иногда она сердится, а иногда довольна». Проблема индивидуализации психологического отчета — не из легких. По данным исследований, люди охотно принимают за чистую монету фальшивые или состряпанные по типу Барнума описания собственной личности (Forer, 1949; Snyder, Shenkel & Lowery, 1977; Sundberg, 1955). Во избежание таких расплывчатых усредненных сообщений психолог должен указывать частотность проблемных форм поведения или цитировать собственные утверждения индивида, услышанные из его собственных уст или взятые из истории болезни. Такие меры позволяют индивидуализировать интерпретации и придают им четкий и конкретный смысл. Модуль 5.7 содержит пример отчета, который поможет свести воедино понятия, рассмотренные в этой главе.
Материалом модуля 5.8 является письмо пациенту, содержащее ту же информацию, что и в отчете, но написанное так, чтобы быть максимально понятным клиенту и минимизировать возможность недопонимания или злоупотребления клинической информацией.
В обоих случаях психолог, доктор Гарри Джеймс, сообщает информацию об амбулаторном клиенте по имени Рэй Бирчер, который долгое время находился в коме после аварии, произошедшей во время езды на мотоцикле. Через год он оправился от физических травм как таковых, но все еще испытывал проблемы, требовавшие реабилитационного лечения. Физически Рэй выглядел здоровым. Он вел себя, как обычный подросток. Однако вызывал беспокойство тот факт, что он совершенно нереалистично взирает на собственное будущее. Остаточные явления перенесенной черепно-мозговой травмы являлись причиной для многочисленных опасений; рассказывали, что друзья угощали его марихуаной и хохотали, глядя, как он не может войти в дверь, находившуюся прямо перед ним. Было ясно, что оценка его сильных качеств и слабых сторон — это только начало работы. Более серьезной проблемой окажется помощь Рэю в обретении самостоятельности и независимости. Доктор Джеймс воспользовался ранее составленными документами и провел многочисленные консультации с социальным работником, который тоже интервьюировал Рэя и членов его семьи.
Доктор Джеймс подробнейшим образом прокомментировал свой отчет совместно с Рэем и его родителями. Родители хотели удостовериться, что их сын сможет восстановить тот потенциал, на реализацию которого они рассчитывали в былые годы. Рэй хотел жить отдельно и купить мотоцикл на деньги, причитающиеся ему в качестве компенсации. Доктор Джеймс, понимая, что еще одна травма приведет к катастрофе, сосредоточился на вопросе о том, как родители могли бы помочь Рэю управиться со своей свободой. Он описал им разнообразные ресурсы, которые могли бы восстановить здоровье сына, такие как профессиональная реабилитация. Рэй попросил копию отчета. Принимая во внимание ограниченный объем внимания Рэя и его склонность к конкретности, доктор Джеймс пришел к выводу, что не имеет смысла передавать Рэю текст официального отчета.