Переоценка собственных способностей к прогнозированию
Причиной многочисленных ошибок, возникающих в процессе проведения вмешательства, является неверное прогнозирование результатов терапии. Неоднократно продемонстрировано, что клиницисты не настолько хорошо умеют прогнозировать поведение клиентов, как они склонны полагать. В 1954 г. Пол Мил издал книгу под названием «Клинические методы прогнозирования в противовес статистическим» (Paul Meehl. Clinical Versus Statistical Prediction), которая вызвала значительный резонанс среди психологов и психиатров. До выхода его книги преобладала точка зрения, согласно которой при работе с людьми экспертная оценка оказывается более точной по сравнению с привлечением статистических данных. Считалось, что в личной беседе с клиентом терапевт способен получить больше существенной информации, чем при проведении тестов. Однако еще до Мила Сарбен (Sarbin, 1943) продемонстрировал, что простая статистическая процедура, сочетающая результаты тестов со средними показателями школьной успеваемости, позволяет более точно прогнозировать вероятность успешного обучения в университете, чем это делают консультанты, использующие значительно больший объем информации. Мил в своей работе, изданной в 1954 г., собрал результаты нескольких исследований, посвященных составлению психологических прогнозов, и обнаружил, что почти во всех случаях прогнозы клиницистов оказывались менее точными, чем статистические расчеты. Последующая ожесточенная научная полемика дала импульс для дальнейших исследований, результаты которых подтвердили выводы Мила. Позднее Мил и его коллеги (Dawes, Faust & Meehl, 1989), с учетом новых данных, вновь доказали превосходство статистических методов над клиническими, приведя несколько обоснований полученных ими убедительных данных. Так, например, статистические процедуры, в которых используются одинаковые данные, позволяют приходить к одинаковым выводам, тогда как клиницисты, анализирующие одни и те же данные, могут приходить к различным заключениям. В статистических процедурах используются только валидные прогностические переменные; тогда как люди, выносящие суждения, часто не могут сказать, насколько валидны данные, которыми они оперируют. Прогностическая ценность переменных пропорциональна их статистической значимости, в то время как клиницисты, формируя свои суждения, могут переоценивать или недооценивать определенные типы данных. Мил (Meehl, 1997) настойчиво подчеркивает опасность формирования суждений клиницистами на основе случайных впечатлений, ссылаясь в качестве примеров на исчезнувшие ныне многочисленные суеверия, царившие некогда в медицине и в обыденном сознании людей. Хотя при оценке клиницисты неизбежно вынуждены полагаться на собственный опыт, они должны сознавать, что заключения, выводимые на подобной субъективной основе, могут включать как верные, так и не совсем верные, а иногда и совершенно ошибочные суждения.
При составлении плана и подписании контракта необходимо прогнозировать результаты терапии, поскольку ни один клиент не согласится на лечение, вероятность успеха которого ничтожно мала. Сравнительные исследования статистического и клинического прогнозирования указывают нам на то, что если существуют уже готовые статистические таблицы, как это имеет место в случае прогнозирования успехов в учебе, следует полагаться на эти статистические данные, а не цепляться за старое заблуждение, согласно которому «доктор знает лучше». При отсутствии готовых статистических формул, как это зачастую бывает в клинической практике, следует делать весьма осторожные прогнозы, регулярно проверяя их по мере осуществления запланированной программы. Точное прогнозирование — лишь одна из составляющих развитой способности к формированию умозаключений.
Способность к точным умозаключениям имеет крайне важное значение для специалистов, работающих в тесном контакте с людьми и в условиях необходимости принимать важные решения, касающиеся жизни других людей. Что такое способность к умозаключениям? На этот вопрос не существует однозначного ответа. Различия между многочисленными теоретическими взглядами на личность и сущность психотерапии свидетельствуют о том, что между психологами нет согласия относительно оптимальных методов понимания других людей и оказания им профессиональной помощи. Мы полагаем, что развитая способность к умозаключениям является следствием глубокого интереса и уважения к людям, понимания и уважения к системе ценностей того сообщества, в котором работает клиницист, признания того факта, что в жизни людей всегда есть место для развития, учета места, занимаемого индивидом в более крупном сообществе людей, и постоянной готовности овладевать новыми знаниями и оценивать уровень своей компетентности, а также развивать свой клинический опыт.
ЭТИКА: РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭФФЕКТИВНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Этические рекомендации и кодексы традиционно играют существенную роль в профессиональной деятельности специалистов, предоставляющих людям различные виды помощи. Синклэр, Саймон и Петтифор (Sinclair, Simon & Pettifor, 1996) утверждают, что профессия объединяет группу людей, которой присущи следующие характеристики: 1) группа и ее члены предоставляют другим определенные виды услуг; 2) члены группы обладают большим количеством специальных знаний и навыков, приобретение которых требует длительной подготовки; 3) группа предъявляет к новым членам, желающим войти в нее, определенные требования; 4) группа обучает и воспитывает новых членов; 5) группа наблюдает, за деятельностью своих членов и регулирует их деятельность; 6) группа постоянно развивает круг знаний и навыков, составляющих сферу профессиональной деятельности ее членов; 7) члены группы несут определенную профессиональную ответственность и предоставляют возможность проверки и оценки своей деятельности другим членам группы и обществу в целом: 8) члены группы способствуют формированию и принятию этическою кодекса своей деятельности и действуют в соответствии с этим кодексом.
Классическим примером одного из первых этических кодексов, сыгравшего значительную роль в становлении профессий, связанных с оказанием различных видов помощи, является клятва Гиппократа. Считается, что эта клятва была написана примерно за 400 лет до нашей эры и представляла собой часть церемонии посвящения в медицинскую профессию, которая в Древней Греции была организована по цеховому принципу. Чтобы узнать, как древние греки определяли профессию врача, прочтите клятву Гиппократа, которую мы цитируем в модуле 3.3. Сравнив клятву Гиппократа с современными этическими кодексами, вы заметите некоторые различия в деталях (так, например, в античности практиковалось бесплатное профессиональное обучение сыновей учителя, запрещались аборты и хирургические операции по удалению камней из почек), однако преемственность и общие традиции очевидны.