Переоценка собственных способностей к прогнозированию

Причиной многочисленных ошибок, возникающих в процессе проведения вмешательства, является не­верное прогнозирование результатов терапии. Не­однократно продемонстрировано, что клиницисты не настолько хорошо умеют прогнозировать поведе­ние клиентов, как они склонны полагать. В 1954 г. Пол Мил издал книгу под названием «Клинические методы прогнозирования в противовес статистичес­ким» (Paul Meehl. Clinical Versus Statistical Prediction), которая вызвала значительный резонанс среди пси­хологов и психиатров. До выхода его книги преоб­ладала точка зрения, согласно которой при работе с людьми экспертная оценка оказывается более точ­ной по сравнению с привлечением статистических данных. Считалось, что в личной беседе с клиентом терапевт способен получить больше существенной информации, чем при проведении тестов. Однако еще до Мила Сарбен (Sarbin, 1943) продемонстри­ровал, что простая статистическая процедура, соче­тающая результаты тестов со средними показателя­ми школьной успеваемости, позволяет более точно прогнозировать вероятность успешного обучения в университете, чем это делают консультанты, исполь­зующие значительно больший объем информации. Мил в своей работе, изданной в 1954 г., собрал ре­зультаты нескольких исследований, посвященных составлению психологических прогнозов, и обнару­жил, что почти во всех случаях прогнозы клиницис­тов оказывались менее точными, чем статистические расчеты. Последующая ожесточенная научная поле­мика дала импульс для дальнейших исследований, результаты которых подтвердили выводы Мила. Позднее Мил и его коллеги (Dawes, Faust & Meehl, 1989), с учетом новых данных, вновь доказали пре­восходство статистических методов над клинически­ми, приведя несколько обоснований полученных ими убедительных данных. Так, например, статисти­ческие процедуры, в которых используются одина­ковые данные, позволяют приходить к одинаковым выводам, тогда как клиницисты, анализирующие одни и те же данные, могут приходить к различным заключениям. В статистических процедурах исполь­зуются только валидные прогностические перемен­ные; тогда как люди, выносящие суждения, часто не могут сказать, насколько валидны данные, которы­ми они оперируют. Прогностическая ценность пере­менных пропорциональна их статистической значи­мости, в то время как клиницисты, формируя свои суждения, могут переоценивать или недооценивать определенные типы данных. Мил (Meehl, 1997) на­стойчиво подчеркивает опасность формирования суждений клиницистами на основе случайных впе­чатлений, ссылаясь в качестве примеров на исчез­нувшие ныне многочисленные суеверия, царившие некогда в медицине и в обыденном сознании людей. Хотя при оценке клиницисты неизбежно вынужде­ны полагаться на собственный опыт, они должны сознавать, что заключения, выводимые на подобной субъективной основе, могут включать как верные, так и не совсем верные, а иногда и совершенно ошибочные суждения.

При составлении плана и подписании контракта необходимо прогнозировать результаты терапии, поскольку ни один клиент не согласится на лечение, вероятность успеха которого ничтожно мала. Срав­нительные исследования статистического и клинического прогнозирования указывают нам на то, что если существуют уже готовые статистические табли­цы, как это имеет место в случае прогнозирования успехов в учебе, следует полагаться на эти статисти­ческие данные, а не цепляться за старое заблужде­ние, согласно которому «доктор знает лучше». При отсутствии готовых статистических формул, как это зачастую бывает в клинической практике, следует делать весьма осторожные прогнозы, регулярно про­веряя их по мере осуществления запланированной программы. Точное прогнозирование — лишь одна из составляющих развитой способности к формиро­ванию умозаключений.

Способность к точным умозаключениям имеет крайне важное значение для специалистов, работа­ющих в тесном контакте с людьми и в условиях не­обходимости принимать важные решения, касающи­еся жизни других людей. Что такое способность к умозаключениям? На этот вопрос не существует од­нозначного ответа. Различия между многочисленны­ми теоретическими взглядами на личность и сущность психотерапии свидетельствуют о том, что между пси­хологами нет согласия относительно оптимальных методов понимания других людей и оказания им профессиональной помощи. Мы полагаем, что раз­витая способность к умозаключениям является след­ствием глубокого интереса и уважения к людям, по­нимания и уважения к системе ценностей того сообщества, в котором работает клиницист, признания того факта, что в жизни людей всегда есть место для развития, учета места, занимаемого индивидом в бо­лее крупном сообществе людей, и постоянной готов­ности овладевать новыми знаниями и оценивать уровень своей компетентности, а также развивать свой клинический опыт.

Переоценка собственных способностей к прогнозированию - student2.ru ЭТИКА: РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭФФЕКТИВНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Этические рекомендации и кодексы традиционно играют существенную роль в профессиональной де­ятельности специалистов, предоставляющих людям различные виды помощи. Синклэр, Саймон и Петтифор (Sinclair, Simon & Pettifor, 1996) утверждают, что профессия объединяет группу людей, которой присущи следующие характеристики: 1) группа и ее члены предоставляют другим определенные виды услуг; 2) члены группы обладают большим количе­ством специальных знаний и навыков, приобретение которых требует длительной подготовки; 3) группа предъявляет к новым членам, желающим войти в нее, определенные требования; 4) группа обучает и воспитывает новых членов; 5) группа наблюдает, за деятельностью своих членов и регулирует их дея­тельность; 6) группа постоянно развивает круг зна­ний и навыков, составляющих сферу профессио­нальной деятельности ее членов; 7) члены группы несут определенную профессиональную ответственность и предоставляют возможность проверки и оценки своей деятельности другим членам группы и обществу в целом: 8) члены группы способствуют формированию и принятию этическою кодекса сво­ей деятельности и действуют в соответствии с этим кодексом.

Классическим примером одного из первых эти­ческих кодексов, сыгравшего значительную роль в становлении профессий, связанных с оказанием раз­личных видов помощи, является клятва Гиппокра­та. Считается, что эта клятва была написана пример­но за 400 лет до нашей эры и представляла собой часть церемонии посвящения в медицинскую профес­сию, которая в Древней Греции была организована по цеховому принципу. Чтобы узнать, как древние гре­ки определяли профессию врача, прочтите клятву Гип­пократа, которую мы цитируем в модуле 3.3. Сравнив клятву Гиппократа с современными этическими ко­дексами, вы заметите некоторые различия в деталях (так, например, в античности практиковалось бес­платное профессиональное обучение сыновей учите­ля, запрещались аборты и хирургические операции по удалению камней из почек), однако преемствен­ность и общие традиции очевидны.

Наши рекомендации