Четыре основные специальности связанные с охраной психического здоровья
Четырьмя основными специальностями, связанным! с охраной психического здоровья, являются «психиатрическая социальная работа», «клиническая психология», «психиатрия» и «сестринское дело в псих атрии». На рис. 1.2 перечислены общие черты и специфические отличия этих специальностей, которые традиционно являются самостоятельными и независимыми. Теми или иными из них руководили таки известные личности, как Флоренс Найтингейл Джейн Аддамс, Зигмунд Фрейд, Б. Ф. Скиннер, которые внесли в их развитие значительный вклад Каждая из специальностей имеет свои собственные журналы и организации, через которые осуществляется руководство и организационное обеспечение профессиональной деятельности, а также информационная поддержка, поскольку специалист в одно области может быть не очень хорошо осведомлен смежных дисциплинах. Каждая из 4 специальностей имеет собственные стандарты лицензирования, сертификации и регистрации в США и Канаде. Социальные работники и средний медицинский персона) крайне редко имеют ученую степень доктора, реже занимаются частной практикой, состоят преимущественно из женщин и являются менее оплачиваемы ми по сравнению с психологами и психиатрам! Психиатры обязаны иметь ученую степень доктора для них характерны наиболее высокие заработки наиболее длительный период обучения. Помимо преддипломного изучения биологии и химии, психиатры, как правило, проходят 4-летний курс медицинского обучения, за которым следует 3- или 4-летняя интернатура и ординатура по психиатрии Психиатры получают право выписывать рецепты использовать такие методы лечения, как электросудорожная терапия. Однако в последние годы некоторые лицензированные работники из числа среднего медицинского персонала и ассистенты врачей Tai же получают право на выписку рецептов; кроме топ наметились тенденции к предоставлению аналогичных прав и клиническим психологам (Dunivin Orabona, 1999). Давние традиции связывают cpeдний медицинский персонал и психиатров с работой больниц и клиник, а социальные работники традиционно взаимодействуют с общественными служб; ми. Психологи же по традиции поддерживают контакты с колледжами и университетами. Благодаря этой традиции, предполагающей общение с университетскими учеными, психологи приобретают знания, касающиеся общих закономерностей нормального развития, мышления, эмоциональной сферы поведения. Обычно психологи проходят более основательную подготовку в области проведения научных исследований по сравнению с представителями трех других специальностей, хотя в тоже время они, как правило, имеют меньший опыт прохождения учебной практики; в этой ситуации очень полезными могут оказаться практические модели обучения.
Экономические и политические факторы, о которых мы говорили выше, оказывают большое влияние на все четыре смежные специальности, наиболее близки из которых- психиатрия и клиническая психология. Психиатры, имея статус врачей, обладающих правом выписки рецептов, традиционно участвуют в работе психотерапевтических групп, преимущественно выступая в качестве их руководителей, принимая окончательные решения и назначая необходимые методы терапии. Тем не менее после второй мировой войны руководителями терапевтических групп все чаще становятся психологи, поскольку экономические факторы заставляют психиатров заниматься частной практикой. Многие , а возможно даже и большинство пациентов психиатрических клиник, страдают не столько от тяжелых психических расстройств, сколько от проблем, связанных с научением или поведением и возникающих в процессе индивидуального развития под воздействием неблагоприятных социальных факторов. Приблизительно 2/3 всех жалоб на физическое самочувствие, с которым пациенты обращаются к врачам, связаны частично или исключительно с состоянием психики. Психиатрические социальные работники, получая лицензии, приобретают такой же независимый статус, как и психологи, и некоторые социальные работники оказывают помощь клиентам на условиях оплаты 1/3 стоимости их услуг за счет медицинской страховки. Это позволило квалифицированным психиатрам-социальным работникам, имеющим ученую степень магистра, открывать частные клиники, предлагая услуги в области консультирования и психотерапии.
В то же время многие общественные организации, такие как государственные психиатрические больницы и службы детского социального обеспечения, расширяют штат социальных работников, имеющих степень магистра или в некоторых случаях — бакалавра, являющихся представителями других дисциплин. Отдельным представителям среднего психиатрического медицинского персонала, получившим степень магистра, предоставляется возможность вести частную практику.
Развитие клинической психологии отчасти определяется сегодня динамичным характером ее взаимодействия с системой здравоохранения и психиатрией. Продолжающийся кризис системы здравоохранения в США заставляет руководителей лечебных учреждений и психологических служб частного и общественного сектора искать способы снижения уровня цен на предлагаемые ими услуги и предоставления эффективного и недорогого обслуживания, которое могло бы позволить себе как можно большее число клиентов. Помимо этого перед специалистами встает вопрос о том, на ком лежит ответственность за результаты оказываемой помощи. Ответы на эти вопросы определяют источники финансирования, которые, в свою очередь, формируют будущее данной профессии.
Несмотря на многочисленные различия, связанные с характером профессиональной подготовки, повышения квалификации и историческими традициями, все четыре специальности имеют между собой много общего. Большинство представителей всех четырех дисциплин владеют навыками психотерапии, хорошо знакомы с теориями научения и обладают базовыми знаниями в области психологии и биологии. Они имеют достаточную подготовку для осуществления профессионального вмешательства, проведения интервью в рамках клинического обследования, а также диагностики психических нарушений и расстройств. Положение представителей всех четырех специальностей во многом определяется отношением общества к проблемам психического здоровья и схемами финансирования системы здравоохранения.
Парапрофессионалы
В середине 60-х гг. сфера профессиональной деятельности клинических психологов и психиатров пополнилась широкими слоями специалистов по поддержанию психического здоровья населения, получивших общее название парапрофессионалов. Эти люди не имеют специального психологического образования, а в некоторых случаях даже дипломов о высшем образовании, однако у таких людей есть практический жизненный опыт, соответствующий требованиям тех или иных программ помощи населению, участие в которых предполагает подготовку по конкретным видам оказания помощи. Основное внимание таких программ сосредоточено на работе с людьми, испытывающими специфические проблемы; к ним относятся индивиды, злоупотребляющие наркотиками, бывшие заключенные, представители социальных меньшинств, клиенты с суицидными наклонностями, а также инвалиды. Для выполнения этих задач парапрофессионалы нуждаются в специальных психологических знаниях, овладение которыми включается в состав программ профессиональной ориентации и подготовки этих специалистов. Однако после того как проводимые в США общественные программы 60-х гг. уступили место программам приватизации в 80-е гг., число инновационных программ, призванных обучать и вовлекать в психотерапевтическую деятельность парапрофессионалов, заметно сократилось. Появилось много исследований, посвященных сравнению эффективности работы парапрофессионалов и квалифицированных специалистов. Кристенсен и Джекобсон (Christensen & Jacobson, 1994, p. 8), проведя общий анализ этих работ, приходят к следующему выводу: «Результаты исследований свидетельствуют о том, что работа парапрофессиональных клиницистов дает более положительные результаты по сравнению с результатами, полученными в контрольных группах, а эффективность их работы вполне сопоставима с эффективностью профессиональной психотерапии». Авторы утверждают, что необходимо провести исследования с целью выяснить, при каких условиях работа парапрофессионалов наиболее эффективна и какой уровень подготовки необходим для выполнения тех или иных клинических задач.