Гармонические законы Вселенной
Триада основных цветов:
Уместно было бы сказать несколько слов о тройственном делении типичных цветов.
Красный, возбуждающий цвет почти в самом центре тепла.
Желтый, средний цвет и центр яркости.
Синий, тонкий цвет, холодный, успокаивающий, электрический.
Из них можно получить практически все остальные цвета, вернее, можно бы, будь в нашем распоряжении достаточно невидимого красного цвета, чтобы получить с его помощью фиолетовый и индиго, и если бы нам удалось найти пигменты абсолютно чистого красного, желтого и синего цветов.
Триада составных цветов:
Оранжевый, состоящий из равных частей красного и желтого.
Зеленый, состоящий из равных частей синего и желтого.
Пурпурный, состоящий из равных частей синего и красного.
Триада ахроматических или нейтральных цветов:
Черный, состоящий из равных частей красного, желтого и синего.
Белый, состоящий из пяти частей красного, трех частей желтого и восьми частей синего.
Серый (нормальный серый), состоящий из черного и белого.
Все это приведено на основе формулы выдающихся художников и, по-видимому, доказывает, что, в конечном счете, «черное есть белое, а белое есть черное», хотя и не вполне, ибо это невозможно проверит на практике, из-за отсутствия чистых пигментов. Называя их нейтральными, мы подразумеваем нейтральность в хроматическом отношении, поскольку у них нет никаких особых цветовых оттенков, но по части яркости белый цвет наиболее позитивен среди всех прочих. В настоящее время приходит конец неразумной характеристике черного цвета как отсутствия всяких цветов, хотя он и в самом деле образуется путем поглощения всех прочих цветовых оттенков. Нормальный серый наиболее нейтрален из всех и не диссонирует ни с одним цветом.
Триада основных серых:
Красно-серый, или красновато-коричневый, состоящий из нормального серого и красного.
Желто-серый, или лимонно-желтый, состоящий из нормального серого и желтого.
Сине-серый, или оливковый, состоящий из нормального серого и синего.
Триада составных серых:
Оранжево-серый, состоящий из нормального серого и оранжевого.
Зелено-серый, состоящий из нормального серого и зеленого.
Пурпурно-серый, состоящий из нормального серого и пурпурного.
Оранжево-серый и красно-серый цвета иногда называют коричневым.
Тройственное деление тонов и оттенков:
1. Светлые оттенки цветов с добавлением некоторой части белого, такие как светло-желтый, светло-синий, светло-зеленый, светло-серый, светло-зелено-серый, светло-сине-серый и т.д.
2. Средние оттенки цветов, такие как обычный желтый, пурпурный, красно-серый, зелено-серый и т.д.
3. Темные оттенки цветов с добавлением некоторой части черного, такие как темно-желтый, темно-синий, темно-зеленый, темно-красный, темно-серый, темно-красно-серый и т. д. Их еще называют приглушенными тонами.
Тройственное деление красок:
Три основных цвета – красный, желтый и синий – имеют определяющее значение , и по этой причине вернее было бы говорить не «зелено-синий», «оранжево-красный» или «зелено-желтый», а «сине-зеленый», «красно-оранжевый», «желто-зеленый», ибо надлежит не подчинять главнейшие основные цвета составным, а наоборот – составные цвета подчинять центральным. Однако из-за несовершенства языка мы временами вынуждены говорить: «красновато-синий», «желтовато-синий», «синевато-красный» и т.д. Общее же тройственное деление составных цветов можно изложить в следующем виде.
Оранжевый – сочетание красного и желтого.
Красно-оранжевый – сочетание красного и желтого с преобладанием красного.
Желто-оранжевый – сочетание красного и желтого с преобладанием желтого.
Зеленый – сочетание желтого и синего.
Желто-зеленый – сочетание желтого и синего с преобладанием желтого.
Сине-зеленый – сочетание желтого и синего с преобладанием синего.
Пурпурный – сочетание красного и синего.
Сине-пурпурный – красный и синий с преобладанием синего.
Красно-пурпурный – красный и синий с преобладанием красного.
Часть пурпурного, расположенная ближе к синему, приобретает сине-пурпурный оттенок, а ближе к красному – красно-пурпурный, ближе к этим крайним точкам расположена зона густого средне-пурпурного цвета, а ближе к центру – светлый пурпур, и так происходит со всеми цветами и оттенками.
Как я уже говорил, фиолетовый цвет невозможно точно воспроизвести ни одним сочетанием двух пигментов.
Глава вторая