Iii уровня доречевого развития

Петя Я. (1 год 5 мес).

Анамнез. Ребенок от второй беременности. Роды прежде­временные. Вес—1600 г. Закричал сразу. Выявлена групповая несовместимость крови. К груди приложен в возрасте 2 месяцев, сосал хорошо. Установлен диагноз — билирубиновая энцефалопатия (желтуха).

Зрительная фиксация появилась в 3 месяца, улыбаться начал в 4 месяца, единичные звуки гуления появились после 6 месяцев, слуховое сосредоточение на звуках и голосе стало возможным на 8-м месяце.

Обследование

1. Общие психические реакции. Ребенок адекватно реагирует на новую обстановку. Эмоции ребенка дифференцированы. Зри­тельное внимание неустойчивое из-за выраженного косоглазия. Слуховое внимание удовлетворительное. Зрительно-моторная ко­ординация затруднена. Тянется к игрушке, но не может ее пра­вильно взять, так как первый палец плотно прижат к ладони и не участвует в акте хватания.

2. Общая моторика. Ребенок может изменять свое положение в кровати — перевернуться на бок. В специальном стуле сидит неустойчиво, голова откидывается назад. Мышечный тонус повышен, выражены патологические тонические рефлексы. Пытается тянуться к игрушкам, захватывает их с порочной установкой кистей рук, произвольно отпустить их из руки не может.

3. Артикуляционный аппарат. Рот приоткрыт, губы вялые. Язык толстый, синюшного цвета, часто выдвинут из полости рта. Тонус его меняющийся. Твердое нёбо очень узкое, высокое, щелевидное. Ярко выражены оральные синкинезии, которые возникают при по­пытке осуществить произвольное действие и при эмоциональных реакциях. Обильная саливация.

4. Голос модулированный, громкий.

5. Дыхание некоординированное во время приема пищи.

6. Кормление. Поперхивается, захлебывается пищей, из чашки пить не может.

7. Импрессивная речь. Ребенок сосредоточивается на звуках речи. Различает простые инструкции в конкретной ситуации. Знает названия нескольких игрушек, находит взором некоторые окружающие предметы (окно, лампа, кровать).

8. Экспрессивная речь. Издает гласные звуки а, э, ы, как спон­танно, так и отраженно. Наибольшая голосовая активность в по­ложении лежа на спине.

Заключение. Развитие познавательной деятельности идет с отставанием от возрастной нормы. Задержка доречевого раз­вития. Голосовая активность по типу гуления. Ребенок по раз­витию соответствует III доречевому уровню.

Перспективный план коррекционно-педагогической работы

1. Нормализация состояния артикуляционного аппарата, голо­са, дыхания:

1) подавление оральных синкинезий;

2) укрепление губной мускулатуры, выработка кинестетического ощущения позы закрытого рта;

3) развитие подвижности языка, губ;

4) выработка «схемы жевания»;

5) дыхательная гимнастика.

2. Вызывание звуков лепета:

1) вызывание губных звуков: м, п, б;

2) вызывание звукокомплексов ма, па, бупутем создания оп­ределенных укладов губ в моменты произвольного голосообразования.

3. Развитие зрительно-моторной координации:

1) выработка правильного положения кисти рук при захвате игрушки, обучение произвольному отпусканию игрушки;

2) развитие предметной деятельности методом пассивных дви­жений.

4. Увеличение пассивного словаря.

5. Тренировка зрительного восприятия (работа на тренажере).

Примерное занятие с ребенком

Тема. Вызывание с механической помощью губного звука мв сочетании с гласным звуком а.

Ц е л ь. Помочь ребенку ощутить вибрацию своих губ, привлечь его внимание к произнесению в момент вибрации губ звукосо­четания ма.

План

1. Помещение ребенка в лечебное положение во время заня­тия - «рефлекс запрещающие позиции».

2. Проведение упражнений, направленных на подавление ораль­ных синкинезий.

3. Укрепляющий массаж губ.

4. Выработка кинестетических ощущений при различных укла­дах губ (губы сомкнуты, растянуты, вытянуты хоботком или со­браны в трубочку).

5. Вызывание с механической помощью вибрации губ (смыка­ние - размыкание) в момент произвольной вокализации, что обес­печивает произнесение звукокомплекса ма.

6. Привлечь внимание ребенка к произносимым им звукам, соотнести их с образом матери.

Оборудование. Пеленальник, валик под голову, прибор для вибромассажа, фотографии матери, воротник.

Ход занятия

1. Ребенок располагается на пеленальнике, голова несколько приподнята с помощью валика. Ноги и руки ребенка согнуты и приведены к животу. Ласковым голосом ребенка успокаивают.

2. В момент появления оральной синкинезии, которая возникает на фоне положительных эмоций, проводится точечный массаж в области губ и под углами нижней челюсти по методике К.А. Се­меновой. После прекращения оральных синкинезии дается инструк­ция: «Закрой рот». На некоторое время ребенок закрывает рот. Затем на шею ребенка надевают высокий воротник для придержи­вания нижней челюсти ребенка и препятствования чрезмерному открыванию его рта в момент возникновения оральных синкинезии. Воротник остается на все время проведения артикуляционного массажа.

3. Проводится укрепляющий массаж губ. Помимо методов руч­ного массажа (описанных выше), используют вибромассаж. На­садкой служит твердый шарик, находящийся в комплекте прибора. Места приложения и направления вибромассажа те же, что и при ручном массаже, но сила вибрации выбирается индивидуально.

4. Кинестетические ощущения возникают при различных укладах губ. При растягивании губ и прижимании их к деснам создают уклад для произнесения звука и. Затем рот ребенка широко от­крывают и удерживают некоторое время в таком положении, что способствует произнесению звука а.Собирая губы ребенка в хо­боток или трубочку, создают уклад для звуков о,у.

5. Удерживая губы ребенка сомкнутыми, логопед указательным пальцем правой руки проводит легкую вибрацию нижней губы (палец под нижней губой). Возникающие при этом ритмичные соприкосновения и размыкания верхней и нижней губ в сочетании с произвольной вокализацией ребенка вызывают появление у ре­бенка звука м-м-м. При этом стремятся, чтобы ребенок видел артикуляцию логопеда, произносящего эти же звуки. Упражнение должно вызывать у ребенка оживление, радость, желание продол­жать эту игру.

6. Внимание ребенка привлекается к звукам, напоминающим слово мама. Ребенка хвалят за то, что он зовет маму, просят позвать еще раз. Ребенку показывается фотография матери, с тем
чтобы он мог соотнести звуки, произносимые им пока еще в пас­сивном плане, с тем, что они обозначают

Длительность занятия не превышает 15—20 минут.

ПРИМЕРНОЕ ЗАНЯТИЕ С РЕБЕНКОМ IV УРОВНЯ ДОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Оля К. (2 года 7 мес).

Анамнез. Ребенок от первой беременности, протекавшей с токсикозом. Роды затяжные в течение четырех суток, в срок. Родился в глубокой синей асфиксии. Реанимационные мероприятия в течение 30:минут. Крик появился после завершения реанимационных ме­роприятий. Состояние после рождения расценивалось тяжелым. Фиксация взора появилась после 2 месяцев, улыбка с 5 месяцев, реакция на звуки с 5 месяцев. Начало развития зрительно-моторной координации с 6 месяцев. Единичные звуки гуления с 10 месяцев.

Лепет появился с 1 года 6 месяцев.

Обследование

1. Общие психические реакции. Поведение ребенка ровное, спокойное. Во время общения со взрослым по поводу предметов преображается, становится веселый, эмоциональные реакции диф­ференцированные. Зрительное и слуховое внимание хорошие. Зри­тельно-моторная координация развивается, но движения рук за­медленные, неловкие, захват игрушки неправильный. Познаватель­ные реакции активные. Внимание устойчивое, память хорошая.

2. Общая моторика. Ребенок может сидеть в специальном стуле, короткое время может стоять у опоры в манеже, но положение ног патологическое - с перекрестом на уровне голени. Руки чаще сжаты в кулаки, но по просьбе расправляет их, выполняет простые игровые действия. Манипулятивная деятельность рук ограниченна.

3. Артикуляционный аппарат. Лицо ребенка выразительное, ми­мика живая. Сглажены обе носогубные складки. Губы вялые. Язык широкий, массивный, часты гиперкинезы языка в передне-заднем направлении. Возможны некоторые произвольные движения языка, губ: может открыть и плотно сомкнуть рот, высунуть язык. По­вышенная саливация.

4. Голос тихий, маломодулированный, иссякающий.

5. Дыхание в покое свободное, но при попытке к произношению звуков проявляется слабость речевого выдоха.

6. Кормление. Во время приема пищи усиливаются гиперкинезы языка. Появляются разнообразные движения в мышцах языка - волнообразные подергивания, учащенные выбрасывания всей мас­сы языка вперед. Эти непроизвольные насильственные движения языка мешают приему и удерживанию пищи во рту. Процесс глотаний не нарушен.

7. Импрессивная речь. Ребенок понимает обращенную, речь. Знает свое имя, имена детей в палате, различает интонации голоса. Ориентируется в окружающей обстановке, узнает окружающие предметы, персонал, игрушки. Знает части тела и лица, показывает их на себе, на кукле и взрослом. Ориентируется в предметных кар­тинках. Запас знаний и представлений ограничен.

8. Экспрессивная речь. Произносит единичные лепетные слоги ма, ба,па, за. Иногда по просьбе взрослого, подражая ему, го­ворит ам; спонтанно это звукосочетание появляется редко. Звук а носит функцию общения с окружающими. Этим звуком ребенок выражает просьбу что-то дать, взять его на руки, нежелание за­канчивать занятие и другие состояния. Пик речевой активности наблюдается во время занятий и сразу после них.

Заключение. Отставание в психическом развитии вследствие педагогической запущенности. Голосовая активность на уровне лепета. Звуко-слоговые ряды в лепете отсутствуют. По развитию ребенок соответствует IV доречевому уровню.

Перспективный план коррекционно-педагогической работы

1. Нормализация состояния артикуляционного аппарата, голоса, дыхания:

1) укрепление губной мускулатуры;

2) развитие подвижности языка, губ;

3) подавление гиперкинезов;

4) проведение дыхательных упражнений, направленных на уве­личение глубины вдоха-выдоха;

5) развитие громкого, продолжительного, модулированного го­лоса.

2. Стимулирование лепетной активности; развитие отраженного лепета, усвоение новых, переднеязычных звуков. Материал для звукоподражания: слоги бах, бух, му, ав-ав, слова мама, баба, ляля, муму, дай, папа, няня и др.

3. Развитие манипулятивной функции рук:

1) стимулирование тонких дифференцированных движений паль­цев рук;

2) обучение игровым действиям с пирамидкой, кубиками, кук­лой, мячом, машиной, детской посудой и мебелью;

3) развитие точности и плавности движений при работе с мел­кими предметами.

4. Развитие умения сравнивать предметы по величине, форме,цвету.

5. Увеличение объема пассивного словаря, расширение запаса знаний и представлений об окружающем.

Примерное занятие с ребенком

Тема. Развитие понимания речи.

Цель. Исследование уровня развития понимания названий часто встречающихся предметов и речевых инструкций в конкретной ситуации. Проверка в обучающем эксперименте степени понимания более сложных речевых инструкций.

Используемый материал. Детская посуда (тарелка, ложка, чашка), кукла, медведь, одежда для куклы, фигуры из фанеры - персонажи сказки «Курочка ряба», набор мелких иг­рушек (машинка, куколка, мячик, кубик, зайчик) и коробки. Кар­тинки предметные и сюжетные.

Ход занятия

I. Развитие понимания речи в конкретной ситуации.

1. Ориентировка в окружающем. Ребенку предлагаются следу­ющие вопросы: Где тетя?; Где огонек?; Где окно?; Где ча­сы? и др.

2. Понимание инструкций, связанных с процессом кормления. Ребенку предлагаются вопросы и задания: Где ложка?; Возьми ее, покорми Лялю, ешь сама, а теперь дай мне, дай. Ляле пить, попей сама, дай пить мишке.

3. Знание частей тела и названий предметов одежды. Вопросы и речевые инструкции: Где шапка, носки, кофта?; Возьми ша­почку, надень ее Ляле, а теперь себе на голову; Где у тебя носочки?; Где у Ляли носки?; Где у тебя кофта, где у Ляли?

II. Знакомство со сказкой.

1. Ребенку рассказывается сказка «Курочка ряба» с одновре­менным показом персонажей этой сказки и их действий. Персо­нажи сказки выполнены в виде фигур из фанеры.

По ходу повествования ребенку задаются вопросы, цель которых вызвать у ребенка ответы в виде звукоподражания и слов, а также доступных действий и жестов. Логопед определяет частоту использования тех или иных средств общения (жесты, мимика, звукоподражания, слова).

Вопросы и задания.Кто в домике живет?

Кто живет у дедушки и бабушки?

Что курочка принесла?

Как дед и баба били яичко?

Как упало яичко?

Как плачет дед и баба?

Пожалей деда и бабу.

Погрози мышке пальцем: нельзя

бить яичко.

Какое курочка принесла яичко?

2. Понимание двухсложных инструкций. Ребенку предлагается несколько мелких игрушек, хорошо ему знакомых: кубик, машина, зайка, кукла, мяч. Эти игрушки вынимаются из коробки. Ребенка просят взять кубик и положить его в коробку, взять мяч и бросить его на пол, положить зайчика в коробку, а машину взять себе, посадить в нее куклу и покатать.

3. Узнавание на картинке известной ребенку игрушки и на­хождение изображения нового предмета. Ребенку предлагается 5—6 картинок, среди которых одна новая, в данном случае это мышка. Ребенка просят найти мышку.

4. Ребенку предлагается показать изображение на сюжетной картинке действия. На трех картинках изображена девочка: в первом случае она спит, во втором сидит, в третьем идет. Ребенка просят показать, где девочка спит, где сидит, где идет.

Длительность занятия 20—25 минут.

Примечание. Ребенок во время занятия сидит в специаль­ном стуле.

Iii уровня доречевого развития - student2.ru МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ГОЛОСОВОЙ И

РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА

При обследовании речевого уровня развития у детей логопед (воспитатель, родитель) отмечает характер крика, его интонацион­но-выразительную окраску и коммуникативную функцию. Устанавли­вает наличие, характер и время появления интонируемого голоса, используемого ребенком как средство общения. Наблюдая за ре­бенком в период его бодрствования и во время занятий, логопед отмечает время появления гуления, его развитие от спонтанной вокализации до самоподражания и ответного гуления.

Приведем пример методики выявления возможных реакций ре­бенка. (Методика диагностики развития речи заимствована из книги : Г.В.Пантюхина и др. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни.- М., 1979.- с.6 – 56)

Методика выявления.Ситуация провоцирующая или естествен­ная. Ребенок лежит на спине, спокоен. 1) Взрослый наклоняется над ним на расстоянии 25—30 см от его глаз. Сосредоточивает внимание ребенка на своем лице, произносит ласковым голосом слова, звуки в течение 2—3 мин. 2) Ведется только наблюдение, без средств воздействия. 3) Наблюдения чередуются с повторным произнесением гласных звуков в течение 8—10мин.

Реакция ребенка.В первом случае ребенок 2—3 раза отвечает взрослому отдельными звуками. Допустима отсроченная на несколь­ко секунд реакция. Во втором случае ребенок издает отдельные согласные звуки без учитываемого раздражителя, спонтанно. В третьем — рассматривая игрушки, ребенок произносит гласные зву­ки, прислушивается к звукам, которые произносит взрослый, и спустя несколько минут гулит.

При наличии у ребенка лепета логопед определяет этап его развития (I, II, III этапы по В. И. Бельтюкову).

Методика выявления.Ситуация естественная. Ребенок бодр­ствует. Взрослый наблюдает за ним в течение 30 мин. 1) Можно перекликаться с ребенком. 2) Взрослый повторно произносит слоги, которые есть в лепете ребенка. 3) Ситуация провоцирующая. Взрос­лый, сидя перед ребенком, эмоционально обращается к нему, четко, раздельно, с небольшими паузами произносит слоги, которые ребе­нок ранее сам произносил. Проверка проводится в течение 30 мин. 4) Взрослый произносит четко, раздельно с небольшими паузами слоги, которых нет в лепете ребенка.

Реакция ребенка.В первом случае ребенок произносит неодно­кратно или очень редко слог с губными согласными 6а, ма, прислу­шивается к взрослому. Во втором случае ребенок повторно произ­носит слоги, молча слушает взрослого или смотрит на его губы. Через 2—5 мин произносит повторно слоги за взрослым. В третьем случае ребенок повторяет за взрослым слоги. Возможна отсроченная реакция. Ребенок прислушивается к голосу взрослого, следит за движениями губ, затем (через 1—2 мин): произносит услышанные слоги. В четвертом случае ребенок повторяет за взрослым услышан­ные слоги.

При наличии у ребенка первых слов определяют время их появ­ления и характер аморфных слов-предложений.

Методика выявления.Ситуация естественная или провоци­рующая. 1) Взрослый наблюдает за играющим ребенком. У ребенка знакомые ему игрушки, которыми он играл неоднократно и которые назывались по нескольку раз взрослыми. Например: кукла — ляля, собачка — ав, ав и т. д. Взрослый может взять игрушку в руки и спросить ребенка: Что (кто) э т о? 2) Взрослый сидит перед ребенком и произносит с разной интонацией слоги в разнообраз­ном сочетании, которые ребенок ранее не произносил. 3) Ребенку показывают игрушку таким образом, чтобы она вызвала у него интерес, и спрашивают: Что (кто) это?

Реакция ребенка.В первом случае во время игры при виде игрушки ребенок называет ее облегченным словом и повторяет за взрослым слова. Во втором случае повторяет слоги. Допустима отсроченная реакция. В третьем — ребенок повторяет за взрослым слова.

В соответствии с перечисленными этапами доречевого развития логопед выбирает для работы с ребенком тот, на котором он на­ходится перед началом занятий. Это позволяет логопеду опреде­лить «зону ближайшего развития» ребенка и стимулировать его к дальнейшему развитию.

Наши рекомендации