Ii уровня доречевого развития
Сергей X. (1 год 2 мес).
Анамнез. Ребенок от 4-й беременности, протекавшей с токсикозом. Роды со стимуляцией, родился в асфиксии, закричал через 5 минут после мер оживления. Вес — 4700 г. В первые дни были судороги. К груди приложен на 9-е сутки. Сосал вяло, поперхивался.
Обследование
1. Общие психические реакции. Ребенок доступен эмоциональному контакту, при общении улыбается, оживляется. В периоды спокойного бодрствования вялый, не интересуется игрушками. Зрительное и слуховое восприятие удовлетворительное. К игрушкам не тянется, вложенный в руку предмет не удерживает.
2. Общая моторика. Положение тела вынужденное, голову удерживает слабо, часто закидывает ее назад. Не ползает, не сидит. Руки напряжены, вытянуты вдоль туловища, кисти плотно сжаты в кулаки. Опирается на перекрещенные ноги.
3. Артикуляционный аппарат. Лицо маловыразительное. Рот приоткрыт. Толстый язык выдвинут из полости рта. Тонус языка меняющийся. Частые гиперкинезы языка в передне-заднем направлении. Почти постоянные оральные синкинезии, которые усиливаются при эмоциональном напряжении. Губы вялые, малоподвижные. В вертикальном положении у ребенка появляется слюнотечение.
4. Голос глухой, немодулированный, хриплый.
5. Дыхание поверхностное, некоординированное во время приема пищи.
6. Кормление. Ест замедленно, плохо удерживает губами пищу, часто поперхивается, ест с ложки в полулежачем состоянии.
7. Импрессивная речь. Ребенок сосредоточивает свое внимание на лице говорящего, различает интонации сердитого и ласкового голоса, адекватно на них реагирует. Понимания слова в конкретной ситуации нет.
8. Экспрессивная речь. Ребенок издает единичные недифференцированные гортанные звуки нечеткой артикуляции — а, э, ы, у.
Заключение. Задержка в развитии познавательной деятельности. Голосовая активность на уровне недифференцированных звуков. Гуление и лепет отсутствуют. Ребенок соответствует по своему развитию II доречевому уровню.
Перспективный план коррекционно-педагогической работы
1. Стимуляция эмоционально-положительного отношения ребенка к взрослому, к занятиям с логопедом.
2. Нормализация состояния артикуляционного аппарата, голоса:
1) подавление оральных синкинезии, гиперкинезов языка;
2) расслабление языка, развитие его подвижности;
3) активизация губ;
4) выработка кинестетического ощущения позы закрытого рта.
3. Стимуляция гуления.
4. Развитие зрительно-моторной координации:
1) расслабление кистей рук и нормализация положения первого пальца;
2) развитие хватательной функции рук;
3) проведение пассивных манипуляций с игрушками с целью формирования правильных кинестетических ощущений.
5. Развитие понимания речи в конкретной ситуации.
Примерное занятие с ребенком
Тема. Развитие зрительно-моторной координации.
Цель. Расслабление кистей рук и отведение приведенного большого пальца. Выработка кинестетических ощущений в руках ребенка при вкладывании, удержании игрушки и пассивных движений рукой в случае манипулирования с игрушкой.
План
1. Помещение ребенка в лечебную позу — «рефлекс запрещающие позиции».
2. Проведение упражнений, направленных на подавление оральных синкинезий и гиперкинезов языка (точечный массаж).
3. Расслабление кистей рук, отведение большого пальца.
4. Пассивные манипуляции с игрушкой, вложенной в руку ребенка.
Оборудование. Пеленальник, валик под голову, ворсовая щетка, погремушка на длинной ручке — грибок.
Ход занятия
1. Ребенок располагается на спине на пеленальнике, под голову подкладывается валик, с тем чтобы голова ребенка была склонена немного на грудь. Ноги и руки ребенка сгибаются и приводятся к животу. В этом положении — позе эмбриона — несколько раз проводятся покачивания ребенка вперед-назад. После некоторого общего мышечного расслабления ребенок плавно опускается, голова помещается на валике.
2. Проводится укрепляющий массаж губ. В направлении от середины верхней и нижней губ проводятся вначале поглаживающие движения, а затем растирание, разминание губ. Затем проводится точечный массаж: перекрестный массаж в углах губ, перекрестный в углах губ и в области сосцевидного отростка (за ухом), точечный массаж одновременно в двух точках под углами нижней челюсти. Некоторое время сохраняется поза закрытого рта; с целью выработки у ребенка ощущений от закрытого рта губы прижаты к деснам. При этом обращается внимание ребенка на то, что рот закрыт.
3. Удерживая руки ребенка за кисти или предплечья, выполняются несколько раз потряхивания рук по методике Фелпса с целью их расслабления. Используя ворсовую щетку, несколько раз проводят ею по наружной поверхности кисти в направлении от кончиков пальцев до лучезапястного сустава, что рефлекторно вызывает расслабление кисти, расправление ее пальцев. Слегка поглаживая и потряхивая кисть, отводят большой палец руки ребенка. Расслабленная рука подносится к лицу ребенка, и внимание его привлекается к свободно расправленным пальцам. Затем руки опускаются на лицо ребенка, и ими производится поглаживание по голове, по губам ребенка, по лбу, по щекам. Это упражнение проводится в отдельности с каждой рукой.
4. Из-под головы ребенка убирается валик. В одну из рук ребенка (начинать следует с наиболее сохранной руки) вложить погремушку, причем это действие логопеда должно быть в поле зрения ребенка. Далее логопед обхватывает одной рукой кисть ребенка с игрушкой, а другую руку помещает под голову ребенка. Одновременно с отведением руки с игрушкой в сторону в том же направлении пассивно поворачивается и голова ребенка. Игрушкой постукивают по краю пеленальника, чтобы заинтересовать ребенка в повторном действии. Затем рука и голова ребенка возвращаются в исходное положение по средней линии, и рука с игрушкой подносится к губам ребенка. После этого упражнение повторяется другой рукой. Упражнение выполняется 4—5 раз. Длительность занятия до 10—15 минут.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ С РЕБЕНКОМ