Ii уровня доречевого развития

Сергей X. (1 год 2 мес).

Анамнез. Ребенок от 4-й беременности, протекавшей с токси­козом. Роды со стимуляцией, родился в асфиксии, закричал через 5 минут после мер оживления. Вес — 4700 г. В первые дни были судороги. К груди приложен на 9-е сутки. Сосал вяло, поперхивался.

Обследование

1. Общие психические реакции. Ребенок доступен эмоциональ­ному контакту, при общении улыбается, оживляется. В периоды спокойного бодрствования вялый, не интересуется игрушками. Зрительное и слуховое восприятие удовлетворительное. К игрушкам не тянется, вложенный в руку предмет не удерживает.

2. Общая моторика. Положение тела вынужденное, голову удер­живает слабо, часто закидывает ее назад. Не ползает, не сидит. Руки напряжены, вытянуты вдоль туловища, кисти плотно сжаты в кулаки. Опирается на перекрещенные ноги.

3. Артикуляционный аппарат. Лицо маловыразительное. Рот приоткрыт. Толстый язык выдвинут из полости рта. Тонус языка меняющийся. Частые гиперкинезы языка в передне-заднем направ­лении. Почти постоянные оральные синкинезии, которые усили­ваются при эмоциональном напряжении. Губы вялые, малопод­вижные. В вертикальном положении у ребенка появляется слю­нотечение.

4. Голос глухой, немодулированный, хриплый.

5. Дыхание поверхностное, некоординированное во время при­ема пищи.

6. Кормление. Ест замедленно, плохо удерживает губами пищу, часто поперхивается, ест с ложки в полулежачем состоянии.

7. Импрессивная речь. Ребенок сосредоточивает свое внимание на лице говорящего, различает интонации сердитого и ласкового голоса, адекватно на них реагирует. Понимания слова в конкрет­ной ситуации нет.

8. Экспрессивная речь. Ребенок издает единичные недифферен­цированные гортанные звуки нечеткой артикуляции — а, э, ы, у.

Заключение. Задержка в развитии познавательной деятель­ности. Голосовая активность на уровне недифференцированных звуков. Гуление и лепет отсутствуют. Ребенок соответствует по сво­ему развитию II доречевому уровню.

Перспективный план коррекционно-педагогической работы

1. Стимуляция эмоционально-положительного отношения ре­бенка к взрослому, к занятиям с логопедом.

2. Нормализация состояния артикуляционного аппарата, го­лоса:

1) подавление оральных синкинезии, гиперкинезов языка;

2) расслабление языка, развитие его подвижности;

3) активизация губ;

4) выработка кинестетического ощущения позы закрытого рта.

3. Стимуляция гуления.

4. Развитие зрительно-моторной координации:

1) расслабление кистей рук и нормализация положения пер­вого пальца;

2) развитие хватательной функции рук;

3) проведение пассивных манипуляций с игрушками с целью формирования правильных кинестетических ощущений.

5. Развитие понимания речи в конкретной ситуации.

Примерное занятие с ребенком

Тема. Развитие зрительно-моторной координации.

Цель. Расслабление кистей рук и отведение приведенного большого пальца. Выработка кинестетических ощущений в руках ребенка при вкладывании, удержании игрушки и пассивных дви­жений рукой в случае манипулирования с игрушкой.

План

1. Помещение ребенка в лечебную позу — «рефлекс запреща­ющие позиции».

2. Проведение упражнений, направленных на подавление ораль­ных синкинезий и гиперкинезов языка (точечный массаж).

3. Расслабление кистей рук, отведение большого пальца.

4. Пассивные манипуляции с игрушкой, вложенной в руку ребенка.

Оборудование. Пеленальник, валик под голову, ворсовая щетка, погремушка на длинной ручке — грибок.

Ход занятия

1. Ребенок располагается на спине на пеленальнике, под го­лову подкладывается валик, с тем чтобы голова ребенка была склонена немного на грудь. Ноги и руки ребенка сгибаются и приводятся к животу. В этом положении — позе эмбриона — не­сколько раз проводятся покачивания ребенка вперед-назад. После некоторого общего мышечного расслабления ребенок плавно опус­кается, голова помещается на валике.

2. Проводится укрепляющий массаж губ. В направлении от середины верхней и нижней губ проводятся вначале поглаживающие движения, а затем растирание, разминание губ. Затем проводится точечный массаж: перекрестный массаж в углах губ, перекрестный в углах губ и в области сосцевидного отростка (за ухом), точечный массаж одновременно в двух точках под углами нижней челюсти. Некоторое время сохраняется поза закрытого рта; с целью вы­работки у ребенка ощущений от закрытого рта губы прижаты к деснам. При этом обращается внимание ребенка на то, что рот закрыт.

3. Удерживая руки ребенка за кисти или предплечья, выпол­няются несколько раз потряхивания рук по методике Фелпса с целью их расслабления. Используя ворсовую щетку, несколько раз проводят ею по наружной поверхности кисти в направлении от кончиков пальцев до лучезапястного сустава, что рефлекторно вы­зывает расслабление кисти, расправление ее пальцев. Слегка по­глаживая и потряхивая кисть, отводят большой палец руки ре­бенка. Расслабленная рука подносится к лицу ребенка, и внимание его привлекается к свободно расправленным пальцам. Затем руки опускаются на лицо ребенка, и ими производится поглаживание по голове, по губам ребенка, по лбу, по щекам. Это упражнение проводится в отдельности с каждой рукой.

4. Из-под головы ребенка убирается валик. В одну из рук ребенка (начинать следует с наиболее сохранной руки) вложить погремушку, причем это действие логопеда должно быть в поле зрения ребенка. Далее логопед обхватывает одной рукой кисть ребенка с игрушкой, а другую руку помещает под голову ребенка. Одновременно с отведением руки с игрушкой в сторону в том же направлении пассивно поворачивается и голова ребенка. Игрушкой постукивают по краю пеленальника, чтобы заинтересовать ребенка в повторном действии. Затем рука и голова ребенка возвращаются в исходное положение по средней линии, и рука с игрушкой подносится к губам ребенка. После этого упражнение повторяется другой рукой. Упражнение выполняется 4—5 раз. Длительность занятия до 10—15 минут.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ С РЕБЕНКОМ

Наши рекомендации