Стратегии поведения при конфликте в спортивной группе: сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление, избегание.

Избегание конфликта (уход, изменить отношение к ситуации) состоит в том, что человек оттягивает момент решения проблемы, стремится не замечать противоречия или на некоторое время отложить принятие решения, и действительно, при определённых условиях ситуация сама собой затихает. Но всё же такое поведение нельзя назвать бесконфликтным, так как иногда затягивание решения конфликта приводит к непомерному росту проблемы и нарастанию напряженности в коллективе. Если учитель физически или эмоционально уходит от конфликта, то он теряет возможность участвовать в дальнейшем развитии ситуации.

Данный стиль приемлем, когда ситуация не достаточно важна или противоречие, лежащее в основе ситуации, разрешить нельзя (ребёнок в состоянии истерики). В этом случае конфликт можно завершить, т. е. прекратить конфликтное взаимодействие. Например, семейные конфликты обычно неразрешимы, но завершимы. Или, когда сила противника слишком велика. Дети довольно часто пользуются этим стилем во взаимоотношениях с учителями и родителями, им обусловлено появление вторых дневников, имитация болезни, пропуск занятий.

Приспособление (соглашательский стиль поведения, измениться самому) . Если при уклонении человек не входит в конфликтную ситуацию, то используя приспособление, он сам изменяется под воздействием другого человека и пытается поддержать добрые отношения любой ценой. Эта тактика может быть разумной, если конфронтация по поводу незначительных разногласий вносит чрезмерный стресс во взаимоотношения на данном этапе, но в серьезном конфликте соглашательский стиль приводит к тому, что главные спорные вопросы остаются не затронутыми. Приспособлением необходимо владеть для построения взаимоотношений с близкими людьми, когда предстоит сделать выбор: хотите ли вы быть правым или спокойным и счастливым. Данный стиль неприемлем, когда

- приходится поступиться своим достоинством и честью;

- уступая, человек “теряет своё лицо”;

- стиль используется как постоянный вариант поведения в конфликте.

Компромисс (изменить ситуацию и измениться самому) - достижение соглашения взаимными уступками. Однако такое решение проблемы подразумевает, что делится какая-то конечная величина и что в процессе её раздела нужды всех участников не могут быть полностью удовлетворены. Тем не менее, раздел поровну нередко воспринимается как самое справедливое решение и, раз мы не можем увеличить размер делимой вещи, равноправное пользование имеющимися благами - уже достижение. Недостатки компромисса в том, что он не до конца удовлетворяет нужды сторон и является далеко не самым оптимальным решением конфликта (компромисс может послужит этапом принятия оптимального решения, т.е. «если мы не найдём лучшего решения, то разделим пополам»).

Сотрудничество (изменить отношение к ситуации и изменить ситуацию) - стратегия “выиграть-выиграть”. Наличие победителя не означает автоматически наличия побежденного. Соглашение достигается в опорной ситуации, когда принято высококачественное решение, не встречающее возражений. Типичные правила действий в этом варианте предполагают, что участники прежде всего стремятся победить проблему, а не друг друга, что они избегают торга или усреднения, что они ищут факты для решения проблемы; что они принимают конфликт как полезный, считая, что он не вызовет угрозы или обороны. В основу данной стратегии положен закон толерантности (терпимости), любой участник конфликта имеет право “быть другим”. Цель использования данной стратегии - достижение долгосрочного согласия.

На выбор стратегии поведения в конфликте влияют:

n соотношения статусов оппонентов;

n иерархия ценностей или ценностные ориентации;

n прошлый опыт взаимодействия, стереотипы (профессиональные, половые, расовые и т.д.).

72. Реализация системы принципов обучения в условиях обучения конкретному виду
физкультурно-спортивной деятельности (на примере базового вида спорта).

Организация и проведение учебного процесса строится на основ принципов обучения, которые по аналогии с любым другим производственным процессом, играют роль технологических требований, соблюдение которых в полном объеме обязательно.

Выполнение, или, как чаще говорят, реализация каждого из принципов, конкретизируется в правилах обучения, которые указывают на условия и особенности этой реализации.

Система принципов обучения: воспитывающего и раз­вивающего обучения, сознательности (связи теории с практи­кой), наглядности, активности (инициативы и творчества), дос­тупности (индивидуализации), систематичности и последова­тельности (научности и постепенности), прочности (повторно-сти). В скобках указаны структурные компоненты, которые мо­гут становиться самостоятельными принципами.

• Принцип воспитывающего и развивающегообуче­ния требует обязательного решения воспитательных задач, обеспечивающих организацию учебно-тренировочных занятий или способствующих успешному освоению учебного материала, одновременно решая задачи всестороннего развития личности.

• Принцип сознательности (связи теории с практи­кой)требует глубокого и полного понимания изучаемого мате­риала. Правила: обучаемый должен знать - что делать; как это выполняется технически; почему именно так, а не иначе; зачем Это нужно и где может быть полезным или необходимым (в уче­бе, спорте, жизни). Последнее правило обеспечивает мотивацию Учения, поэтому с него может начинаться учебный процесс.

• Принципнаглядности требует создания отчетливого и Полного чувственно-двигательного представления об изучаемом ■Движении. Оно по мере формирования начинает выполнять роль ^талона в сознании обучаемого, с которым он сличает реальное Свое исполнение и вносит, если обнаруживаются расхождения, Уточнения и поправки в последующие повторения действия. Пра­вило: начинать со зрительного восприятия обучаемым двигатель­ного действия, выполняющего роль предварительного, чернового Образца в его сознании, который затем последовательно уточняется Нерез мышечно-временные ощущения: величину и момент прило­жения усилия, амплитуду и направление движения тела или от­дельных его звеньев, темп и ритм движения и т.д.

Принципактивности (инициативы итворчества) при обучении двигательным действиям приобретает самостоя­тельное значение, поскольку здесь требуется не только понимание ценности изучаемого, но необходимо преодоление трудно­стей внешнего и внутреннего характера: боязни, монотонности многократных повторений, медленного прироста результатов, усталости и т.д. Условия успешной реализации принципа: по­ложительный моральный климат в группе, атмосфера доброже­лательности и взаимопомощи, оптимальная моторная плотность занятия, чистота и эстетичность мест занятий и спортивной одежды, использование музыкального сопровождения. Правила: точное знание и понимание обучаемыми требований к структуре осваемого действия; оценка каждого исполнения по степени приближения к заданному образцу, включение в систему доб­рожелательного соперничества; гласное озвучивание успехов каждого, стремление повысить их статус в сознании товарищей; побуждать интеллектуальные усилия и сообразительность.

• Принцип доступности (индивидуализации)требует трудность, объем и содержание материала, а также методы обу­чения привести в соответствие с возрастом, развитием и подго­товленностью занимающихся. Успешная реализация этого принципа базируется на хорошем владении педагогом методами групповой и индивидуальной диагностики развития и подготов­ленности занимающихся путем их тестирования и использова­ния других методов педагогического исследования. Правила: на основе установления межпредметных связей обучение должно идти: от главного - к второстепенному; от известного - к неиз­вестному; от простого - к сложному; от легкого - к трудному; от близкого - к далекому.

Принцип систематичности и последовательности (научности)требует в каждом конкретном виде спорта такого распределения учебного материала во времени, при котором обеспечивается наиболее успешное его усвоение с установлени­ем взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными дви­гательными действиями и тактико-техническим их исполнени­ем. В условиях общеобразовательной школы подобные требова­ния предъявляются к освоению разделов учебной программы по физической культуре, отражающих различные виды спорта. Правила: учитывать положительный или отрицательный пере­нос навыков от одного действия к другому. В случае отрицательного переноса отдалять изучение этих действий друг от друга. Остальные правила реализации - те же, что и в принципе доступности, но там они указывали на организационно-методические условия обучения отдельному сложному двига­тельному действию, а здесь относятся к планированию всего учебного материала.

• Принцип прочноститребует хорошего сохранения в памяти знаний, умений и навыков, быстрого их воспроизведе­ния и умелого применения на практике. Успешная реализация этого принципа является итогом полноценного выполнения всех предыдущих принципов дидактики. Правила реализации данно­го принципа частично относятся и к реализации других дидак­тических принципов. Необходимо опережающее развитие ка­честв (двигательных, волевых или моральных), обеспечиваю­щих успешность овладения конкретным двигательным действи­ем. Количество и частота повторений определяются особенно­стями и закономерностями перевода каждого отдельно двига­тельного умения в навык. На основе закрепленного действия в основном структурном исполнении необходимо осуществлять освоение его вариативных возможностей в зависимости от усло­вий, в которых действие осуществляется.

Наши рекомендации