Классификация упражнений и терминология в избранном виде спорта. Их роль в учебно-тренировочной работе.
Классификация упражнений – это разделение их на группы (классы) в соответствии с определенным классификационным признаком. С помощью классификации учитель, преподаватель, тренер могут определить характерные свойства тех или иных физических упр-ий, их образовательно-воспитательный потенциал, а следовательно, и более целенаправленно и эффективно подбирать те упражнения, которые в большей мере отвечают решению конкретных педагогических задач, индивидуальным и возрастным особенностям занимающихся.
В наст. время известно более 300 классификаций физич. упр-ий. Надо иметь в виду, что каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерным признаками. Стало быть, не может быть создано пригодной для каждого случая единой классификации упражнений.
Рассмотрим основные, наиболее распространенные классификации.
1. Классиф-я упр-ий по преимущественно целевой направленности их использования. Это упражнения: общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстановительные, рекреационные, лечебные и др.
2. Классиф-я упр-ий по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека. По этому признаку выделяют упражнения для развития скоростных, силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости, сенсорно- перцептивных, интеллектуальных, эстетических и волевых способностей и т.д.
3. Классиф-я упр-ий по преимущественному проявлению определенных двигательных умений и навыков. Здесь обычно различают акробатические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и др. упр-ия.
4. Классиф-ия упражнений по структуре движений. Это упражнения: циклические (ходьба, бег, плавание, гребля, передвижение на велосипеде, лыжах и др.), ациклические ( метание диска, толкание ядра, прыжки с места, гимнастические упражнения), смешанные (прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, метание копья с разбега).
5. Классиф-ия упражнений, построенная по преимущественному воздействию на развитее отдельных мышечных групп. Упражнения для мышц шеи, живота, спины, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени, стопы.
6. Классиф-ия упражнений по особенностям режима работы мышц. Динамические упражнения, статические (изометрические), комбинированные.
7. Классификация упражнений по интенсивности работы. Упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, малой и умеренной интенсивностью.
48. Физическая подготовка спортсмена в избранном виде спорта (понятие, виды, основные направления, задачи, средства, методы, содержание, значение, связь с другими видами подготовки).
Физическая подготовка— это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную.
Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена. К их числу относятся различные передвижения — бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др.
Общая физическая подготовка должна проводиться в течение всего годичного цикла тренировки.
Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения; в избранном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения: и специально подготовительные упражнения.
Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других — аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих — скоростно-силовыми и координационными способностями; в четвертых — равномерным развитием различных физических качеств.
Физ. подготовка направлена на укрепл. здор., физ.кач-в. Цель ФП- достижение высокой работоспос., слажености отдельных органов и сис-м. Ср-ва ФП:физ.упр.,оказывающ. общее воздействие на организм (бег, ходьба, упр.с отягощениями).С помощью общей ФП путём переноса тренированности, созд-ся предпосылки к максимальному развитию специальной готовности спортсмена. СФП напрвлена на развитие физ. кач-в приминительно к специфике ИВС.Ср-ва-специализированые упр. или его элементы, спец-но подготов. упр.
49. Техническая подготовка в избранном виде спорта: понятие, значение, виды,
содержание, связь с другими видами подготовки.(Корзинина)
Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства.
Спортивная техника — это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей.
Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой.
1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения
2. Виды спорта c проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт и ДР) Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена.
3. Виды спорта, c искусством движений (гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.
4. Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность в изменяющихся условиях соревновательной борьбы.
Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой. Высокий уровень технической подготовленности называют техническим мастерством. Критериями технического мастерства являются:
1. Объем техники — общее число технических приемов, которые умеет Выполнять спортсмен.
2. Разносторонность техники— степень разнообразия технических приёмов.
Данные показатели технического мастерства являются особенно значимыми в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий, — спортивные игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание
3. Эффективность владения спортивной техникой, близости техники спортивного действия к индивидуально оптимальному варианту.
Оценку эффективности техники осуществляют несколькими способами:
а) сопоставление ее с некоторым биомеханическим эталоном. Если техника близка к биомеханически рациональной, она признается наиболее эффективной;
б) сопоставление оцениваемой техники движения с техникой спортсменов высокой квалификации;
в) сопоставление спортивного результата с результатами в технически более простых заданиях, характеризующих двигательный потенциал спортсмена — силовой, скоростно-силовой и др. Например, выполняется бег от 30 м с низкого, а затем высокого старта. Разница во времени будет характеризовать эффективность техники низкого старта;
г) сопоставление показанного результата с затратами энергии и сил при выполнении двигательного действия. Чем меньше будут затраты энергии, т.е. экономичность его движений, тем выше эффективность техники.
4. Освоенность техники движений. Этот критерий показывает, как заучено, закреплено данное техническое действие.
Для хорошо освоенных движений типичны:
а) стабильность спортивного результата и ряда характеристик техники движения при его выполнении в стандартных условиях;
б) устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при выполнении действия (при изменении состояния спортсмена, действий противника в усложненных условиях);
в) сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке;
г) автоматизированность выполнения действий.
Виды подготовки:
Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными гениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности.
Задачи в процессе обшей технической подготовки решаются следующие
1. Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта.
2. Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средст ФП.
Специальная техническая подготовка направлена на овладение техникой движений в избранном виде спорта. Она обеспечивает решение следующих задач:
1. Сформировать знания о технике спортивных действий.
2. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможностям спортсмена.
3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях.
4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования).
5. Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее
50.Тактическая подготовка в избранном виде спорта: понятие, значение, виды, содержание, связь с другими видами подготовки.
Тактическая подготовка спортсмена направлена на овладение спортивной тактикой и достижение тактического мастерства в избранном виде спорта. Тактика — это совокупность форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований.
Различают индивидуальную, групповую и командную тактику. Тактика может быть также пассивной, активной и комбинированной (смешанной).
Пассивная тактика —предусмотренное предоставление инициативы противнику для того, чтобы в нужный момент предпринять активные действия.
Активная тактика — это навязывание сопернику действий, выгодных для себя. Например, бег с нерегулярно меняющейся скоростью, так называемый рваный бег.
Смешанная тактика включает в себя активные и пассивные формы ведения соревновательной борьбы.
В зависимости от того какая задача поставлена перед спортсменом выделяют 4 тактические формы ведения соревновательной борьбы:
1. Тактику рекордов.
2. Тактику выигрыша соревнований независимо от показанного результата.
3. Тактику выигрыша соревнований с высоким результатом.
4. Тактику выхода в очередной тур состязаний.
Тактика рекордов. В циклических видах спорта чаще всего применяется тактика лидирования в ходе состязания. Спортсмен берет на себя роль лидера задолго до финиша и старается удержать преимущество до конца соревнований. Указанная тактика может вывести из равновесия основных конкурентов, заставить их нервничать, менять свои тактические планы.
Выделяют два варианта тактики лидирования:
-лидирование с равномерной скоростью при прохождении дистанции — в беге, плавании, гребле;
-лидирование с изменением скорости, темпа на дистанции. Тактику рекордов с равномерным темпом успешно демонстрировали
Тактика выигрыша соревновании независимо от показанного результата. Эту тактику обычно применяют в финальных соревнованиях, а также тогда, когда показанный спортивный результат не может повлиять на окончательное распределение мест между основными соперниками. В этом случае могут применяться следующие тактические варианты ведения соревновательной борьбы. Любой из тактических приемов должен быть тщательно подготовлен в процессе тренировки.
Тактика выигрыша соревнований с высоким результатом. Это довольно редкая тактика. Она встречается тогда, когда места в соревнованиях определяются без финалов, т.е. по результатам, показанным в различных забегах, попытках, заплывах — в конькобежном спорте, тяжелой атлетике,
При решении этой задачи возможны две ситуации:
1) когда основные соперники уже стартовали и спортсмену известен их результат;
2)когда основные конкуренты стартуют в последующих забегах, заплывах.
Тактика выхода в очередной тур состязаний. Некоторые спортсмены показывают высокие результаты в предварительных соревнованиях, затрачивая много сил, а в финале, не успев отдохнуть, значительно снижаю" свои достижения и проигрывают. Другие спортсмены слишком экономят силы в предварительной части соревнований и в итоге не попадают в финал
Виды:
Принято различать общую и специальную тактическую подготовку.
Общая тактическая подготовка направлена на обучение спортсмена разнообразным тактическим приемам. Специальная тактическая подготовке направлена на овладение и совершенствование спортивной тактики в избранном виде спорта.
В процессе тактической подготовки решаются следующие основные задачи:
1. Приобретение спортсменом знаний по спортивной тактике (о ее эффективных формах, тенденциях развития в избранном и смежных видах спорта).
2. Сбор информации о соперниках, условиях предстоящих состязаний, о режиме соревнований, социально-психологической атмосфере е этой стране и разработка тактического плана выступления спортсмена на соревновании.
3. Освоение и совершенствование тактических приемов ведения соревновательной борьбы.
4.Формирование тактического мышления и непосредственно связанных с ним способностей — наблюдательности, сообразительности, творческой инициативы, предвидения тактических замыслов противника, результатов его и своих действий, быстроты переключения от одних тактических действий на другие в зависимости от конкретной обстановки состязаний и действий противника.
5. Овладение приемами психологического воздействия на соперника и маскировка собственных намерений.
Доп. Информация…
Тактика выхода в очередной тур состязаний. Некоторые спортсмены показывают высокие результаты в предварительных соревнованиях, затрачивая много сил, а в финале, не успев отдохнуть, значительно снижаю" свои достижения и проигрывают. Другие спортсмены слишком экономят силы в предварительной части соревнований и в итоге не попадают в финал.
Спортсмен должен знать:
- правила соревнований, особенности их судейства и проведения; ус
ловия соревнований и своих противников;
- основы тактических действий в спорте, их зависимость от физичес
кой, технической и волевой подготовленности; главные особенности так
тики своего вида спорта и др.
Важное значение имеет изучение специальной литературы, изучени правил, особенностей судейства и проведения соревнований, анализ фот киноматериалов по тактике, анализ наблюдений на соревнованиях, из; чение условий и мест проведения соревнований.
Тактическая подготовка сводится в одних случаях к рациональнс
распределению сил спортсмена в ходе соревнований или целесообразному
использованию техники для решения конкретных спортивных задач, в
гих — к повышению эффективности во взаимодействиях с партнерами
команде или к быстрому и своевременному переключению с одной си
мы тактических действий на другую. е
Наиболее типичные задачи тактической подготовки, методиче приемы для их решения и виды спорта, в которых они преимуществе применяются, представлены в табл. 24.3.
Содержание и методика составления тактического плана выступления спортсмена в соревнованиях
Все средства, способы и формы ведения соревновательной борьбы излагаются в тактическом плане.
Тактический тан — это программа основных действий отдельных спортсменов или команды. Он составляется в процессе подготовки к соревнованиям и окончательно уточняется к моменту начала соревнований.
Тактический план имеет следующие разделы:
1,Главная задача, которая ставится перед спортсменом или командой
в этих соревнованиях.
2.Общая форма тактической борьбы — активная, пассивная, комби
нированная.
3.Распределение сил на протяжении всего соревнования с учетом
режима соревнований.
4.Распределение сил в процессе каждого выступления (график скоро
сти прохождения дистанции, темп игры, боя, длительность и характер
разминки).
5. Возможные переключения от одного вида тактики к другому непос
редственно в процессе соревнования в связи с возможными изменениями
задач и обстановки тактической борьбы.
6. Способы маскировки собственных намерений (действий).
7. Данные о противниках, слабые и сильные стороны в их подготовке.
8. Данные о местах соревнования, о погоде, о судействе предстоящих
соревнований и о зрителях.
Тактический план имеет основные разделы: а) главная задача; б) общая форма тактической борьбы (наступательная, активно-оборонительная, защитная) и ее вариант применительно к условиям данных соревнований. В спортивных играх, кроме того, надо предусматривать систему игры, комбинации, частные приемы во взаимодействии игроков. В остальных видах спорта — возможность применения групповой тактики и отдельных комбинаций и приемов; в) распределение сил с учетом интенсивности, продолжительности и характера нагрузок и отдыха -- режим соревнований; г) распределение сил в процессе каждого отдельного выступления (график скорости, условный график, темп игры, длительность и характер разминки); д) возможные переключения от одной тактики (или системы) к другой тактике (системе) в процессе соревнования в связи с возможными изменениями задач и обстановки тактической борьбы; е) способы и методы маскировки собственных намерений; ж) данные о противнике, слабые и сильные стороны в его подготовке (физической, тактической, технической и волевой) и соответствующие приемы нападения (индивидуальные и групповые) и противодействия (активно-оборонительные и защитные); з) данные о местах соревнований, погоде, судействе,
зрителях и т.д.
В спортивных играх кроме общего тактического плана игры команды может быть составлен тактический план и для отдельных игроков. В основу такого плана может быть положен анализ соотношения сил, единоборствующей пары (нападение и защита).
План проведения предстоящего состязания составляется спортсменом и тренером совместно, так как рост тактического мастерства спортсмена невозможен без его активного участия в составлении тактических планов соревнований.
51.Психологическая подготовка в избранном виде спорта: понятие, значение, виды,
содержание, связь с другими видами подготовки.
Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную. Суть общей психологической подготовки заключается в том, что она направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства. Этот вид подготовки предусматривает также обучение приемам активной саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, воспитания способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения. Общая психологическая подготовка осуществляется в процессе тренировок. Она проводится параллельно с технической, тактической подготовкой. Но может осуществляться и вне спортивной деятельности.
Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретном соревновании. Психологическая готовность к соревнованиям характеризуется (по А.Ц. Пуни) уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью устойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы.
Компонентами психологической подготовки являются: психические качества и процессы, способствующие овладению техникой и тактикой; свойства личности, обеспечивающие стабильные выступления на соревнованиях; высокий уровень работоспособности и психической деятельности в трудных условиях тренировки и соревнований; стабильные положительные психические состояния, проявляемые в этих условиях (П.А. Рудик, НА Худатов).
Специфика вида спорта предъявляет различные требования к качеств и структуре психологической подготовленности спортсмена (табл.2.44)
Так, спортсменам, специализирующимся в боксе, борьбе, метаниях тяжелой атлетике, спринтерских дистанциях видов спорта циклического характера, присущи такие качества, как склонность к лидерству, независимость, высокий уровень мотивации, склонность к риску, умение сконцентрировать в нужный момент все свои силы и отдать их для победы. Но одновременно им часто свойственны недоверчивость, стремление избежать подчиненной роли, упрямство, склонность к конфликтам.
Для спортсменов, специализирующихся на длинных дистанциях, характерны активность, способность к перенесению высоких нагрузок, умение подчинять личные интересы общественным, отсутствие мнительности. Однако они нередко недостаточно уверены в собственных силах нуждаются в лидере, склонны к своеобразным поступкам и суждениям/
Спортсменов, специализирующихся в спортивных играх и единоборствах, сложнокоординационных видах спорта, отличают эффективное зрительное восприятие, быстрота сенсомоторного реагирования и оперативного мышления, широкое распределение, быстрое переключение и устойчивость внимания, сообразительность, настойчивость, решительность, смелость, быстрота и точность сложных двигательных реакций, легкость образования и перестройки двигательных навыков.
Психологическая подготовка к тренировочному процессу
Рассматривая подготовку спортсмена в психолого-педагогическом аспекте, целесообразно, прежде всего, остановиться на формировании мотивов, определяющих отношение к спортивной деятельности; воспитании волевых качеств, необходимых для успеха в спорте; совершенствовании специфических психических возможностей.
Спортивная деятельность отдельного спортсмена или команды в любом виде спорта всегда обусловлена теми или иными мотивами, которые как личностную, так и общественную ценность. Они выступают в качестве внутренних побудителей человека к деятельности. В отличие от
ей деятельности, которые определяют то, что хочет сделать или чего хочет достичь спортсмен, мотивы объясняют, почему он хочет именно это сделать и именно этого достичь.
в качестве мотивов спортивной деятельности могут быть различные интересы, стремления, влечения, установки, идеалы и т.п.
У юных спортсменов, как правило, преобладают опосредованные мотивы занятий спортом — быть сильным, здоровым, ловким, всесторонне физически развитым и др. С возрастом и по мере роста достижений эти мотивы отходят на второй план, на первый выходят непосредственные вы спортивной деятельности — выполнить спортивный разряд, стать vi спорта, войти в состав сборной команды страны, добиться высоких результатов во всероссийских и международных соревнованиях, стать (чемпионом мира или Олимпийских игр, получить крупные денежные вознаграждения и др. (Ю.Ф. Курамшин, Б. Кретти, Р.А. Пилоян). Значение конкретных мотивов, которыми руководствуется спортсмен, имеет для тренера и спортивных руководителей большое практическое значение, так как позволяет оценить свойства личности, проявляющиеся в этих мотивах (любознательность, целеустремленность, патриотизм, честолюбие, индивидуализм, коллективизм, чувство товарищества и др.), и использовать их для воспитания спортсмена.
Успеху формирования мотивации к длительному тренировочному процессу способствуют: постановка далеко отставленных целей, формирование и поддержание установки на успех, оптимальное соотношение поощрений и наказаний, эмоциональность тренировочных занятий, развитие спортивных традиций, принятие коллективных решений, особенности личности тренера (Г.Д. Горбунов).
Кроме обеспечения мотивации спортсменов, тренер должен формировать систему отношений к разным сторонам тренировочного процесса, обеспечивающих успешность спортивной деятельности. Элементами системы отношений спортсменов к тренировочному процессу являются отношение к спортивной тренировке в целом, отношение к тренировочным и соревновательным нагрузкам, отношение к тренировочным занятиям, отношение к спортивному режиму и т.п.
Составной частью общей психологической подготовки является волевая подготовка.
Под волей понимается психическая деятельность человека по управлению своими действиями, мыслями, переживаниями, телом для достижения сознательно поставленных целей при преодолении различных трудностей во имя тех или иных побуждений. Воля развивается и закаляется в процессе преодоления трудностей, возникающих на пути к цели.
Трудности в спорте делятся на субъективные и объективные. Субъективные трудности зависят от особенностей личности данного спортсмена (характера, темперамента и т.д.). Эти трудности чаще всего проявляются в отрицательных эмоциональных переживаниях (страх перед противником,
Инициативность и самостоятельность предполагают творчество, личный почин, находчивость и сообразительность, умение противостоять дурным влияниям. Спортсмен должен уметь самостоятельно выполнять и оценивать физические упражнения, готовиться к очередным тренировкам анализировать проделанную работу, критически относиться к суждениям и действиям товарищей, исправлять свое поведение.
Решительность и смелость есть выражение активности спортсмена, его готовности действовать без колебаний. Эти качества подразумевают своевременность, обдуманность принятых решений, хотя в отдельных случаях спортсмен может идти и на определенный риск.
Выдержка и самообладание означают способность ясно мыслить, относиться к себе самокритично, управлять своими действиями и чувствами в обычных и неблагоприятных условиях, т.е. преодолевать растерянность страх, нервное возбуждение, уметь удержать себя и товарищей от ошибоч-1 ных действий и поступков.
Воспитание волевых качеств у спортсменов требует, прежде всего, постановки перед ними ясных и конкретных целей и задач. Добиваясь достижения поставленных целей, спортсмены напрягают свою волю, развивают волевые усилия, учатся преодолевать трудности и управлять своим поведением. Основным средством воспитания волевых качеств спортсменов является систематическое выполнение ими в процессе тренировки упражнений, требующих применения специфических для данного вида спорта волевых усилий.
В любом волевом действии есть интеллектуальная, моральная и эмоциональная основа (А.Ц. Пуни). Вот почему волевая подготовка должна базироваться на формировании у спортсменов нравственных чувств и совершенствовании интеллектуальных способностей, таких, как ширина, глубина и гибкость ума, самостоятельность мышления и т.п.
Воспитывать волевые качества у спортсменов необходимо планомерно, с учетом возраста и пола занимающихся, их физических и психологических возможностей. При воспитании волевых качеств у спортсменов следует, прежде всего, учитывать особенности избранного вида спорта. В связи с этим заслуживают внимания классификация ведущих и дополнительных волевых качеств спортсмена, которую предложил <3 Генов (табл. 24.5).