Лабораторная работа. Определение концентрации кальция в сыворотке крови унифицированным колориметрическим методом.
Принцип метода. Кальций в щелочной среде образует окрашенный комплекс с о-крезолфталеин комплексоном. Интенсивность окраски пропорциональна концентрации кальция в пробе.
Ход работы. Осуществляется в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
РЕАКТИВЫ | Опытная проба, мл | Калибровочная проба, мл |
Сыворотка крови | 0,05 | - |
Реагент № 1 | 1,0 | 1,0 |
Реагент № 2 | 1,0 | 1,0 |
Калибратор | - | 0,05 |
Реакционную смесь тщательно перемешивают и инкубируют 5 минут при комнатной температуре. Измеряют оптическую плотность опытной и калибровочной проб на фотометре против дистиллированной воды в кюветах с длиной оптического пути 5 мм при длине волны 540 – 590 нм.
Расчет концентрации кальция (С) в сыворотке крови проводят по формулам:
C = Еоп / Екал • 2,5 [ммоль/л]
или
С = Еоп / Екал • 10 [мг/100мл]
где: Еоп – экстинкция опытной пробы;
Екал – экстинкция калибровочной пробы.
Примечание: Окраска стабильна не менее часа. Если концентрация кальция превышает 3,75 ммоль/л (15 мг/100 мл) разведите образец в 2 раза дистиллированной водой, повторите анализ и умножьте результат на 2.
Норма. 2,02 – 2,60 ммоль/л (8,10 – 10,4 мг/100 мл)
Выводы. Записать полученный результат и дать его клинико-диагностическую оценку.
Лабораторная работа № 2.Определение кальция в моче по методу Сулковича
При гиперпаратиреозе, передозировке витамина D, опухолях костей и некоторых других заболеваниях наблюдается гиперкальциемия, которая исключительно опасна для здоровья. В связи с этим необходим длительный контроль за содержанием кальция в сыворотке крови. Определение уровня кальция в моче может быть использовано для ориентировочной оценки его содержание в сыворотке крови.
Принцип метода. В кислой среде в присутствии реактива Сулковича (состав: щавелевая кислота 2,5 мг, оксалат аммония 2,5 г, ледяная уксусная кислота 5 мл, дистиллированная вода до 150 мл) кальций выпадает в осадок в виде оксалата кальция.
Ход работы. В пробирку с 1 мл мочи прибавляют 0,5 мл реактива Сулковича. Отмечают прозрачность раствора.
Оценка. Отсутствие помутнения означает, что содержание кальция в моче ниже нормы. При этом в крови отмечается гипокальциемия (содержание в сыворотке менее 1,8–2 ммоль/л).
Легкое помутнение указывает на нормальный уровень кальция 2,25–2,6 ммоль/л. Резкое (молочного вида) помутнение характерно для гиперкальциемии при условии, что последующая проба с кипячением не обусловлена присутствием уратов или белка.
Выводы. Записать полученный результат и дать его клинико-диагностическую оценку.
Лабораторная работа № 3.Качественные реакции, подтверждающие белковую природу инсулина
Принцип метода (см. раздел "Химия белка").
Ход работы.
1 Биуретовая реакция. В пробирку с 1 мл раствора инсулина добавляют 5–6 капель раствора гидроксида натрия и 1–2 капли раствора сульфата меди (II). После перемешивания жидкость окрашивается в розово-фиолетовый цвет.
2 Реакция Милона. К 5–10 каплям раствора инсулина добавляют 2–3 капли реактива Милона и осторожно нагревают. Образуется осадок в виде сгустка красного цвета.
3 Реакция Фоля. К 5–10 каплям раствора инсулина (использовать неразбавленный препарат) добавляют 2–3 мл раствора гидроксида натрия и кипятят 10 мин на маленьком пламени горелки. После охлаждения добавляют 1–2 капли раствора Pb(ONa)2. Появляется бурое окрашивание.
Примечание – Раствор Pb(ONa)2 приготовить в отдельной пробирке. Для этого к одной капле раствора ацетата свинца добавляют по каплям раствор 10 %-го гидроксида натрия до растворения образовавшегося осадка гидроксида свинца. При стоянии или нагревании бурое окрашивание может усилиться до черного и может выпасть черный осадок.
Выводы. Записать полученный результат и дать его клинико-диагностическую оценку.
Рекомендуемая литература
Основная
1 Кухта, В.К и др. Биологическая химия: учебник / В.К. Кухта, Т.С. Морозкина, Э.И. Олецкий, А.Д. Таганович; под ред. А.Д. Тагановича. – Минск: Асар, М.: Издательство БИНОМ, 2008. – С. 427-468.
2 Биохимия: Учебник для вузов / Под ред. Е.С. Северина. – 4-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – С. 545-568.
3 Филиппович, Ю. Б. Основы биохимии. – 4-е изд. – М.: Агар, 1999. – С. 441-459.
4 Николаев, А.Я. Биологическая химия. М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – С. 380-386.
5 Марри Р. и др. Биохимия человека: в 2-х т.: Пер. с англ., М.: Мир, 2004. – Т.1: С.
6 Березов, Т. Т. Биологическая химия / Т.Т. Березов, Б.Ф. Коровкин. – М.: Медицина, 1998. – С. 248–297.
Дополнительная
7 Дильман В .М. Эндокринологическая онкология. М.: Медицина, 1974, 1983.
8 Розен В. Б. Основы эндокринологии. М.: Высшая школа, 1984.
9 Уайт А. и др. Основы биохимии. М.: Мир, 1981. Т. 3. С. 1499–1513, 1529–1542, 1563–1574.
10 Теппермен Дж., Теппермен Х. Физиология обмена веществ и эндокринной системы. М.: Мир. 1989.
Занятие 26
Гормоны-2. Частная эндокринология. Гормоны эндокринных желез
Цель занятия: изучить механизмы действия гормонов, участвующих в регуляции метаболизма.
Исходный уровень знаний и навыков
Студент должен знать:
1 Строение и свойства основных классов гормонов (стероидные, пептидные, катехоламины).
2 Строение аденилатциклазного комплекса.
3 Механизмы регуляции активности ферментов через системы вторичных посредников (мессенджеров).
4 Структуру хроматина и регуляцию биосинтеза белка.
5 Механизмы интеграции обмена углеводов, липидов и белков.
6 Основные онтогенетические изменения морфологических признаков, функций и метаболизма.
Студент должен уметь:
1 Проводить качественный анализ на биологически активные вещества.
Структура занятия
1 Теоретическая часть
1.1 ТТГ. Химическая природа, регуляция секреции, механизм действия.
1.1.1 Щитовидная железа. T3, T4 – химическая природа, биосинтез, регуляция секреции, механизм действия, роль в обмене, метаболизм в тканях, основные клинические проявления гипо- и гиперфункции T3 и T4. Механизм возникновения эндемического зоба.
1.2 СТГ. Химическая природа, регуляция секреции, механизм действия, механизм анаболических и контринсулярных эффектов. Основные клинические проявления гипо- и гиперфункции.
1.3 Поджелудочная железа. Инсулин, глюкагон, соматостатин. Химическая природа, регуляция секреции, механизм действия, роль в обмене. Основные клинические проявления гипо- и гиперинсулинизма.
1.3.1 Диабет 1-го типа (инсулиндефицитный) и диабет 2-го типа (инсулинрезистентный). Причины возникновения, сравнительная характеристика (сходство и отличия).
1.4 АКТГ. Химическая природа, механизм действия, основные клинические проявления гипо- и гиперфункции.
1.4.1 Глюкокортикоиды. Строение, регуляция синтеза и секреции, метаболизм в тканях. Механизм действия, роль в обмене. Основные клинические проявления гипо- и гиперкортицизма.
1.4.2 Минералокортикоиды, химическая природа, регуляция секреции, метаболизм в тканях, механизм действия, роль в обмене. Основные клинические проявления гипо- и гиперфункции.
1.4.3 Мозговое вещество надпочечников. Катехоламины. Химическая природа, биосинтез, регуляция секреции, метаболизм в тканях, механизм действия, роль в обмене.
1.5 Гонадотропины, ФСГ, ЛГ. Химическая природа, механизмы регуляция секреции, механизм действия.
1.5.1 Половые гормоны. Андрогены. Химическая природа, регуляция секреции, механизм действия, роль в обмене, метаболизм в тканях. Основные клинические проявления гипо- и гиперфункции.
1.5.2 Эстрогены. Химическая природа, регуляция секреции, механизм действия, роль в обмене, метаболизм в тканях. Основные клинические проявления гипо- и гиперфункции.
1.5.3 Гестагены. Прогестерон, химическая природа, регуляция секреции, механизм действия, роль в обмене, метаболизм в тканях. Основные клинические проявления гипо- и гиперфункции.
1.6 Гормоны желудочно-кишечного тракта. Химическая природа. Биологическая роль и клиническое применение.
1.7 Гормоны тимуса. Химическая природа. Биологическая роль и клиническое применение.
1.8 Эндорфины, энкефалины – структура, биологическая роль.
1.9 Адаптивная роль гормонов. Стресс, основные проявления. Стадии стресса и их клиническое значение. Понятие о дистрессе и эустрессе. Гормональная регуляция энергетического обмена при стрессе.
Практическая часть
2.1 Решение задач.
2.2 Лабораторные работы.
2.3 Проведение контроля конечного уровня знаний.
Задачи
1. Тиреоидные гормоны:
а) понижают уровень глюкозы в крови
б) являются гормонами роста и дифференцировки
в) уменьшают тканевое потребление кислорода
г) являются гормонами, непроникающими в клетку
д) способствуют липогенезу?
2. Орган-мишень для глюкагона:
а) печень; б) почки; в) скелетная мышечная ткань; г) лимфоидная ткань; д) нервная ткань; е) семенники?
3. Интегральный показатель секреции стероидных гормонов:
а) 11-кетостероиды в моче; б) 17-кетостероиды в моче; в) 17-кетостероиды в сыворотке крови; г) 17-кетостероиды в слюне?
4. Причина сахарного диабета – нарушение выработки:
а) глюкокортикоидов; б) инсулина; в) тиреоидных гормонов; г) соматотропина; д) адреналина; е) вазопрессина?
5. Причина несахарного диабета – нарушение выработки:
а) глюкокортикоидов; б) тиреоидных гормонов; в) соматотропина; г) адреналина; д) инсулина; е) вазопрессина?
6. Причина феохромоцитомы – нарушение выработки:
а) глюкокортикоидов; б) тиреоидных гормонов; в) соматотропина; г) адреналина; д) инсулина; е) вазопрессина?
7. Причина синдрома Иценко-Кушинга – нарушение выработки:
а) тиреоидных гормонов; б) соматотропина; в) глюкокортикоидов; г) адреналина; д) инсулина; е) вазопрессина?
8. Свойство адреналина:
а) синтезируется из тирозина;
б) действует только через фосфоинозитольный механизм;
в) вызывает снижение уровня цАМФ в гепатоцитах;
г) действует подобно стероидному гормону;
д) активирует липолиз?
9. Ключевое соединение для синтеза и тестостерона, и кортизола из холестерина:
а) 7-гидроксихолестерол; б) альдостерон; в) прегненолон; г) ретиноевая кислота?
10. Стимулирует продукцию инсулиноподобного фактора роста (ИФР):
а) лютеинизирующий гормон (ЛГ); б) пролактин; в) тиреотропный гормон (ТТГ); г) гормон роста (СТГ); д) фолликулостимулирующий гормон (ФСГ); е) адреналин?
Лабораторные работы
Лабораторная работа № 1.Обнаружение иода в препарате щитовидной железы
Принцип метода. При щелочном гидролизе тироксина образуется иодид калия, из которого иод вытесняется иодатом калия. Выделившийся свободный йод дает с крахмалом синее окрашивание.
Приготовление реагентов. В лаборатории кафедры (!) проводят гидролиз аптечного тиреоидина по следующей методике. В фарфоровой ступке растирают 10 таблеток тиреоидина. Полученный порошок пересыпают в колбу для гидролиза и заливают 25 мл 10% раствора NaHCO3. Перемешивают, закрывают пробкой с обратным холодильником и ставят на песчаную баню. Содержимое пробирок кипятят 10–15 мин и охлаждают.
Ход работы. К 1 мл гидролизата, полученного в лаборатории, помещают в пробирку и нейтрализуют 10 %-м раствором серной кислоты, добавляя ее по каплям до слабокислой реакции на лакмус. Затем добавляют 2 капли раствора крахмала и 2-3 капли раствора KIO3. Выделившийся йод окрашивает жидкость в синий цвет.
Выводы. Записать полученный результат и дать его клинико-диагностическую оценку.
Лабораторная работа № 2.Качественная реакция на адреналин
Принцип метода. Адреналин и норадреналин образуются из аминокислоты тирозина и являются производными пирокатехина. Присутствие в их структуре пирокатехинового кольца определяет химические свойства этих гормонов. Они легко окисляются в нейтральных растворах с образованием красного пигмента – адренохрома, который при последующей полимеризации образует меланины.
Ход работы.
Реакция с хлоридом железа (III).
В пробирку вносят 3 капли раствора адреналина и 1 каплю 1% раствора хлорида железа (III). Проявляется изумрудно-зеленое окрашивание, которое затем при добавлении 1 капли раствора гидроксида натрия приобретает вишнево-красный цвет. Реакция обусловлена тем, что пирокатехиновое ядро образует с ионами железа (III) соединения типа фенолятов.
Выводы. Записать полученный результат и дать его клинико-диагностическую оценку.
Лабораторная работа № 3.Обнаружение 17-кетостероидов в моче
Принцип метода. Метод основан на взаимодействии 17-кетостероидов с м-динитробензолом в щелочной среде с образованием продуктов конденсации розово-фиолетового цвета.
Ход работы. В пробирку вносят 20 капель мочи и 30 капель раствора м‑динитробензола, который добавляют медленно, так, чтобы он стекал по стенке пробирки. Пробирку не встряхивать. Затем по стенке пробирки добавляют 6 капель раствора гидроксида натрия.
Верхний слой жидкости окрашивается в розово-фиолетовый цвет.
Выводы. Записать полученный результат и дать его клинико-диагностическую оценку.
Рекомендуемая литература
Основная
1 Кухта, В.К и др. Биологическая химия: учебник / В.К. Кухта, Т.С. Морозкина, Э.И. Олецкий, А.Д. Таганович; под ред. А.Д. Тагановича. – Минск: Асар, М.: Издательство БИНОМ, 2008. – С. 468-514.
2 Биохимия: Учебник для вузов / Под ред. Е.С. Северина. – 4-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – С. 568-615.
3 Филиппович, Ю. Б. Основы биохимии. – 4-е изд. – М.: Агар, 1999. – С. 459-467
4 Николаев, А.Я. Биологическая химия. М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – С. 387-395, 399-430
5 Марри Р. и др. Биохимия человека: в 2-х т.: Пер. с англ., М.: Мир, 2004. – Т.1: С.
6 Березов, Т. Т. Биологическая химия / Т.Т. Березов, Б.Ф. Коровкин. – М.: Медицина, 1998. – С. 248–297.
Дополнительная
7 Эндокринология и метаболизм / Под. ред. П. Фелига и др. М.: Медицина, 1985.
8 Дильман В. М. Эндокринологическая онкология. М.: Медицина, 1974, 1983.
9 Розен В. Б. Основы эндокринологии. М.: Высшая школа, 1984.
10 Уайт А. и др. Основы биохимии. М.: Мир, 1981, Т. 3. С. 1542–1702.
11 Теппермен Дж., Теппермен Х. Физиология обмена веществ и эндокринной системы. М.: Мир, 1989.
Занятие 27
Контрольное занятие по разделам «Биохимия Белков и нуклеиновых кислот» и «Биохимия витаминов и гормонов»
Цель занятия: контроль усвоения тем разделов.
1. Биологическая ценность белка. Нормы и роль белка в питании. Заменимые и незаменимые АК. Биосинтез заменимых АК из глюкозы. Полноценность белка, азотистый баланс.
2. Состав и свойства желудочного сока. Значение компонентов желудочного сока в переваривании белков (НСl, пепсин, слизь). Механизм секреции НСl. Анализ состава желудочного сока в норме и при патологии.
3. Кишечный и панкреатический соки. Ферменты соков и значение в переваривании пищи. Значение определения в клинической практике.
4. Механизм переваривания белков и всасывания аминокислот в ЖКТ. Роль градиента pH различных отделов ЖКТ в переваривании белков. Гниение белков в толстом кишечнике. Обезвреживание продуктов гниения белков в печени.
5. Аминокислотный пул клетки. Пути поступления и утилизации АК в организме.
6. Прямое и непрямое окислительное дезаминирование АК. Переаминирование Ферменты. Биологическая роль.
7. Ферменты. Коферменты. Значение этого процесса для клеток. Диагностическое определение активности АЛТ, АСТ и амилазы.
8. Аммиак, его токсичность. Пути детоксикации аммиака (восстановительное аминирование, образование Глн, Асн), аммониогенез. ЦСМ. Локализация процесса. Реакции, ферменты, значение. Связь ЦСМ с ЦТК и обменом аминокислот. Энергетическая ёмкость ЦСМ. Энзимопатии ЦСМ, их клинические проявления.
9. Декарбоксилирование аминокислот. Ферменты. Коферменты. Биогенные амины, их роль. Пути превращения безазотистого остатка аминокислот. Гликогенные и кетогенные аминокислоты. Пути вступления аминокислот в ЦТК.
10. Обмен Сер и Гли. Роль ТГФК в обмене. Биосинтез холина, этаноламина, пуриновых оснований, гема, креатина, ПВК, GSH, коллагена, гиппуровой кислоты, желчных кислот. Нарушения обмена Гли.
11. Глу и Асп.. Дезаминирование. Трансаминирование. Декарбоксилирование Биологическое значение. Роль в обмене. Их адаптивная, антитоксическая, антигипоксическая, и антиоксидантная роль.
12. Гидроксилирование. Про, Лиз, Фен (роль аскорбата, NADPH, цитохрома Р450)
13. Обмен Про. Биосинтез, распад. Нарушение обмена Про (клинические проявления).
14. Обмен Цис, его биологические функции, антитоксическая, антиоксидантная, и радиопротекторная роль. Нарушения обмена, основные клинические проявления.
15. Обмен Мет. S-аденозилметеонин, его роль в синтезе холина, адреналина, карнитина, креатина, в реакциях детоксикации и др.
16. Обмен Фен и Тир. Биосинтез катехоламинов, тиреоидных гормонов. Нарушения обмена Фен и Тир (фенилкетонурия, алкаптонурия, альбинизм).
17. Обмен Гис. Образование гистамина, дипептидов (ансерина, карнозина). Их протекторная роль.
18. Пути обмена Трп. Клинические проявления в нарушении обмена Трп.
19. Пути обмена Арг. Адаптивная роль системы Арг-аргиназа-мочевина.
20. Обмен АК с разветвлённым радикалом в норме и при патологии.
21. Применение АК в медицине.
22. Интеграция углеводного, липидного и белкового обменов. Общие метаболиты.
23. Сложные белки. Строение, классификация. Биологическая роль. Строение нуклеопротеидов, особенности строения рибосом и хромосом.
24. Обмен нуклеопротеидов. Переваривание и всасывание нуклеотидов, нуклеозидов, свободных пуриновых и пиримидиновых оснований.
25. Биосинтез и распад пиримидиновых нуклеотидов. Оротовая кислота, Роль ТГФК в синтезе пиримидиновых нуклеотидов.
26. Биосинтез и распад пуриновых нуклеотидов. Исходные субстраты синтеза. Регуляция синтеза. Роль продуктов распада пуринов в инициации перекисных процессов. Нарушения обмена пуринов. Образование мочевой кислоты. Значение определения мочевой кислоты в крови, в моче для клинической практики.
27. Строение нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Уровни структурной организации. Формы и типы ДНК.
28. Особенности строения тРНК. Участие её в процессе активирования аминокислот.
29. Матричный механизм синтеза ДНК (репликация и репарация). Ферменты, субстраты. Роль ДНК в синтезе различных РНК. Гены гемоглобина, гены рРНК, гены гистоновых белков. Индукционный и репрессибильный опероны.
30. Белок р53 как фактор транскрипции, его строение, свойства.
31. Процессинг и сплайсинг РНК
32. Строение митохондриальной ДНК. Особенности митохондриального генома.
33. Общая схема биосинтеза белка. Информационый поток биосинтеза белка (репликация, транскрипция РНК, процессинг, сплайсинг). Роль ревертазы в биосинтезе вирусных белков. Характеристика генетического кода.
34. Пластический поток. Механизмы активации аминокислот. Характеристика ферментов. Энергетический поток. Роль АТФ и ГТФ.
35. Механизмы трансляции, рекогниции, инициации, элонгации, терминации. Рибосома как молекулярная машина для сканирования генетической информации.
36. Процессинг пробелков. Виды. Механизм: химическая модификация, ограниченный протеолиз, самосборка молекул.
37. Регуляция биосинтеза. Особенности регуляции биосинтеза у эукариот - избирательная транскрипция, альтернативный сплайсинг иРНК. Химическая модификация гистоновых и негистоновых белков.
38. Полиморфизм белков на примере Ig., их структура. Регуляция экспрессии генов Ig.
39. Патология белкового обмена: белковое голодание, квашиоркор, биосинтез дефектных белков, первичные и вторичные протеинопатии, поврежденные белки.
40. Биохимические основы и биологическая роль апоптоза.
41. Гормоны. Определение. Свойства. Номенклатура, классификация.
42. Принципы организации и функционирования нейро-эндокринной системы.
43. Факторы, определяющие гормональный эффект. Общая схема синтеза гормонов. Понятие о про- и антигормонах. Механизм действия гормонов (катехоламинов, пептидных, стероидных, тиреоидных). Характеристика рецепторов, их клеточная локализация.
44. Феномен десенситизации, его механизмы и биологическое значение. Пермиссивный, сенсибилизирующий эффекты гормонов.
45. Гистогормоны - цитокины и ФР (факторы роста).Классификация, функциональная роль. Представители интерлейкинов (ИЛ) и ФР. Роль ионов Са2+ в регуляции гормональных эффектов.
46. Витамин D и его метаболиты. Регуляция Са-Р обмена. Паратгормон и кальцитонин. Нарушение Са-Р обмена. Рахит.
47. ТТГ, химическая природа, механизм действия. Щитовидная железа. Т3 и Т4, химическая природа, биосинтез, метаболизм в тканях. Механизм действия, роль в обмене, основные клинические проявления гипо- и гиперфункции Т3 и Т4.
48. СТГ. Химическая природа, механизм действия, основные клинические проявления гипо- и гиперфункции.
49. Поджелудочная железа. Проинсулин, инсулин, глюкагон, соматостатин: химическая природа, регуляция секреции, механизм действия. Роль в обмене. Основные клинические проявления гипо- и гиперфункции инсулина. Диабет 1 типа (инсулинодефицитный) и диабет 2 типа (инсулинорезистентный). Сходство и различия.
50. АКТГ. Химическая природа, механизм действия, основные клинические проявления гипо- и гиперфункции. Глюкокортикоиды. Строение, регуляция секреции, метаболизм в тканях, механизм действия, роль в обмене. Основные клинические проявления гипо- и гиперфункции. Минералокортикоиды. Химическая природа, регуляция секреции, метаболизм в тканях, механизм действия, роль в обмене. Основные клинические проявления гипо- и гиперфункции.
51. Мозговое вещество надпочечников. Катехоламины, химическая природа, регуляция секреции, метаболизм в тканях, механизм действия, роль в обмене.
52. Гонадотропины: ФСГ и ЛГ. Химическая природа, механизм действия.
53. Половые гормоны. Андрогены. Эстрогены. Химическая природа, регуляция секреции, механизм действия, роль в обмене. Основные клинические проявления гипо- и гиперфункции. Гестагены. Прогестерон. Химическая природа, регуляция секреции, механизм действия.
54. Гормоны тимуса. Химическая природа. Биологическая роль.
55. Эндорфины.
56. Адаптивная роль гормонов. Понятие о стрессе. Гормональная регуляция энергетического обмена при стрессе.
57. История учения о витаминах (работы Лунина Н.И., Сосина К.А, Эйкмана К., Функа К.). Причины развития гиповитаминозов.
58. Общая характеристика и классификация витаминов. Групповая характеристика витаминов. Каждый витамин (A, D, E, K, B1, B2, B3, B6, B12, Bc, H, C) рассматривается по схеме:
v Химическая природа и основные свойства (устойчивость к действию света, рН, высокой температуре).
v Роль витаминов в обмене веществ. Физиологические эффекты.
v Картина гипо-, авитаминоза и гипервитаминоза и их лабораторная диагностика.
v Содержание в продуктах питания, Источники витаминов, профилактические и лечебные дозы.
[1] 3,5-дихлоро-2-фенолсульфонат
[2] 4-аминоантипирин