Методы логопедического воздействия, характеристика группы наглядных методов

В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.

Наглядные методы -формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

a. Наблюдение - применение картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений.

Наглядные средства должны:

· быть хорошо видны всем;

· подобраны с учетом возрастных и индивидуально особенностей ребенка;

· соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции;

· сопровождаться точной и конкретной речью;

· словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, развитию речи.

Использование пособий может преследовать различные цели:

ü коррекцию нарушений сенсорной сферы (представлений о цвете, форме, величине),

ü развитие фонематического восприятия (на картине найти предметы, в названиях которых имеется отрабатываемый звук),

ü развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков),

ü закрепление правильного произношения звука,

ü развитие лексического запаса слов,

ü развитие грамматического строя,

ü развитие связной речи (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).

b. Воспроизведение аудиозаписей сопровождаются беседой логопеда, пересказом. Аудиозаписи речи самих детей используются для анализа, для выявления характера нарушения, для сравнения речи на различных этапах коррекции, для воспитания уверенности в успехе работы.

c. Диафильмы, кинофильмы используются при автоматизации звуков речи по время беседы при пересказе содержания, для развития навыков слитной плавной речи при устранении заикания, для развития связной речи.

Методы логопедического воздействия, характеристика группы словесных методов

Логопедическое воздействие, как основа построения индивидуальных логопедических занятий, осуществляется различными методами.

В логопедической работе используются следующие методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.

Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

Рассказ - это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи.

Рассказ предполагает воздействие на мышление ребенка, его воображение, чувства, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями. В дошкольном возрасте рассказ желательно сопровождать демонстрацией серии сюжетных картин. Перед воспроизведением текста можно провести короткую предварительную беседу, которая подготовит детей к его восприятию. После рассказа проводятся беседа, обмен впечатлениями, пересказ, игры-драматизации в зависимости от задач логопедической работы.

В зависимости от дидактических задач организуются предварительные, итоговые, обобщающие беседы. В ходе предварительной беседы логопед выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы.

При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать его возрастные и индивидуально-психологические особенности. Неуверенных, застенчивых, остро переживающих свой дефект следует чаще поощрять проявлять педагогический такт при оценке их работы.

Развитие голоса у детей

Развитие детского голоса условно делится на несколько периодов: дошкольный до 6—7 лет, домутационный от 6—7 до 13 лет, мутационный — 13—15 лет и послемутационный — 15—17 лет. В домутационном периоде параллельно с анатомическим ростом органов голосообразования заканчивается развитие рецепторного аппарата гортани, и к 12 годам по месту расположения и морфологическому строению он соответствует рецепторному аппарату взрослого. Детский голос постепенно развивается, его диапазон расширяется до 11 —12 нот.

Мутация голоса наступает в результате изменений в голосовом аппарате и во всем организме под влиянием возрастной эндокринной перестройки, возникающий в период полового созревания. Время, в течение которого происходит переход детского голоса во взрослый, называется мутационным периодом. Явление это физиологическое и наблюдается в возрасте 13—15 лет.

У мальчиков голосовой аппарат в это время растет быстро и неравномерно, у девочек гортань развивается замедленно. В период полового созревания мужская и женская гортани приобретают четкие отличительные особенности.

У девочек голос меняется постепенно, теряя детские свойства. В мутационный период детская гортань увеличивается в размерах. У мальчиков начинает увеличиваться в саггитальном направлении щитовидный хрящ, образуя своим передним углом выпуклость на передней поверхности шеи — «адамово яблоко». При остром течении мутации голос у мальчиков понижается на октаву, появляется охриплость, звуки басового тембра внезапно соскальзывают на фальцет. Происходит так называемая «ломка» голоса. Продолжительность мутации от одного — нескольких месяцев до 2—3 лет.

Весь период мутации делят на три стадии: начальную, основную — пиковую и конечную.

Начальная стадияхарактеризуется только небольшой покраснением голосовых складок. Основная стадия сопровождается покраснением слизистой оболочки всей гортани, иногда появляется несмыкание задних третей голосовых складок по типу равностороннего треугольника. Отмечаются как синхронные, так и асинхронные колебания голосовых складок.

В пиковой стадии мутации голос страдает более всего.

Конечная стадия мутации закрепляет механизм голосообразования взрослого человека.

Послемутационному периоду свойственна легкая ранимость неокрепшего голосового аппарата, быстро наступающее голосовое утомление. В этот период расширяется диапазон и определяется индивидуальный тембр, высота, сила голоса.

32. Нарушения голоса, их сущность

Нарушения голоса — это полное или частичное отсутствие фонации или ее расстройство, вызванное патологическими изменениями в голосообразующих органах.

В медицине есть два термина, обозначающих нарушения голоса. Это афония — абсолютная потеря голоса, дисфония — ухудшение его качества, силы и окраски звука.

Причиной развития всех расстройств являются различные патологические изменения в голосообразующих органах, голосовое переутомление и огромное количество ощущений, связанных с сенсорными нарушениями.

Заболевание возникает одинаково часто в разных возрастных группах. Попытки самостоятельно заниматься пением часто приводят к избыточным нагрузкам на голосовые связки и увеличивают риск развития патологий голоса. При несвоевременной медицинской помощи эти дети рискуют навсегда остаться с неполноценным голосовым аппаратом.

Коррекция нарушений голоса — важнейшая задача логопедии. Не так давно врачи разработали систему педагогического воздействия для людей с нарушениями голоса, назвав ее фонопедия.

Фонопедия— это педагогическое воздействие, суть которого заключается в выполнении различных упражнений для улучшения дыхания и функций нервно-мышечного аппарата верхней части дыхательного горла. В ходе занятий пациенты учатся говорить с минимальной нагрузкой на артикуляционный аппарат и добиваться при этом наилучшего акустического эффекта.

Виды нарушений голоса

Голос —это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок.

Нарушения голоса — это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Виды нарушений голоса:

афония — полное отсутствие голоса

дисфония— частичные нарушения высоты, силы и тембра.

Нарушения голоса разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным.Большинство нарушений проявляется как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только голосового аппарата.

Органические нарушения голоса. Патология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата.

К периферическим органическим нарушениям относятся дисфонии и афониипри хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухолей.

Все нарушения голоса относятся к хроническим и самостоятельно не исчезают. Спонтанное развитие дефекта всегда отрицательное.

Функциональные нарушения голоса не сопровождаются воспалительными или анатомическими изменениями гортани. Причины функциональной патологии: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияния психических факторов.

К периферическим функциональным нарушениям относятся фонастения, гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии.

Фонастения — нарушение голоса которое не сопровождается видимыми объективными изменениями в голосовом аппарате. Данное нарушение имеет профессиональный характер и развивается у лиц голосоречевых профессий.

Гипотонусная дисфония (афония)обусловлена парезами внутренних мышц гортани Гипертонусные (спастические)нарушения голоса связаны с повышением тонуса гортанных мышц с преобладанием тонического спазма в момент фонации.

К функциональным нарушениям голоса центрального происхождения относится функциональная,или психогенная афония.Возникает она внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. При полном отсутствии голоса сохраняются звучный кашель и смех, это является важным диагностическим признаком. Форма несмыкания голосовых складок при обследовании очень изменчива. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы.


Наши рекомендации