Характеристика наглядных методов

К наглядным методам относится:

-Наблюдение

-Рассматривание картин

-демонстрация

-моделирование

Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, планомерное восприятие детьми объектов и явлений природы. Этот метод основан на чувственном восприятии природы. В процессе наблюдений у детей развивается наблюдательность. Ребёнок учится наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать. Воспитываются нравственные качества как любовь, бережное отношение к природе. Дети учатся видеть, понимать, создавать красоту природы.

Этапы Н.1)подготовит.2)сосредоточения3)основ.4)заключ.

Улассиф Н.-ПО ВИДУ-ПО ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ-ПО ДЛИТЕЛЬНОСТИ-ОТ КОЛ.ДЕТЕЙ.

Рассматривание картин направлено на уточнение конкретизацию природоведческих знаний, на систематизацию и обобщение знаний, формирование эстетического воспитания.

Значение: дают возможность подробно рассмотреть объекты и явления природы; длительно сосредоточить внимание детей на объекте или явлении, формируют у детей эстетическое отношение к природе.

Картины делятся на : дидактические, предметные, художественные

Демонстрация: диафильмы, слайды, диапозитивы, презентации

формирует представления о динамике явлений природы; дают возможность показать явления, которые протекают длительный период; способствуют более успешному усвоению знаний;вызывают особое эмоциональное отношение и интерес.

Моделирование- процесс создания моделей

Модель- предметное, графическое изображение объекта или явления природы.

Обеспечивает проникновение в сущность предмета или явления; делает доступным изучение скрытых сторон, связей и взаимосвязей в природе; формирует реальную картину мира; способствует становлению научного мировоззрения

Модели бывают: предметные, предметно-схематические, графические.

Цель моделирования — обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Характиристика практических методов

Методы:

игра

труд,

эксперимент,

опыт.

Опыт

опыт – это основанное на практике чувственно эмпирического познание объективной деятельности.

Опыт- наблюдение за объектом или объектом природы в специальных созданных искусственных условиях.

Значения:

важнейшее средство удовлетворения детской любознательности, пытливости «потребности докопаться до сути природных явлениях.

Элемент. Развития обучения в ходе кот. происходит активное познания ребенком окружающий природы

Раскрывая причины явлений природы дети подводиться к суждениям, умозаключением, что способствует развитию их мыслительных процессов

Цель: выявить различные свойство и особенности предметов установить причины их изменений.

Виды:1.с предметами, 2. С растения,3.животные.

Требования к организации опытов:

Четкость формулировки целей и задач

Предоставление детям максимально самостоятельной и активности при разрешении проблем ситуации.

Что бы опыты были детьми хорошо сделаны, необходимо повторить дважды

При проведении опытов с живыми объектами необходима соблюдать осторожность.

Целесообразно про водить опыты с детьми от дошкольного возраста у которых накоплен опыт анализировать природоведческую

Готовить детей к опытнической деят-ти нужно с мл. возраста с использ-ем проблемно-поисковой ситуации

Структура:

Постановка

Проверка предположений

Формулировка выводов

Эксперимент- это особый вид наблюдений , организованный в спец. Созданных условий.

1. Длительный

2. кратковременный

Игра

Игра-это специально организованная воспитательная в процессе познания природы и взаимодействия с ней деятельности

Значение:

Влияет на расширение диапазона знаний и представлений о мире природы

Развивать способность ребенка видеть красоту, уметь любоваться ее, т.е развивать эстетически.

Влияет на развития у детей гуманных чувств и познавательного интереса к природе

Во время игры ребенок раскован, может проявлять инициативу.

Игры:подвижные,ридакт,сюж-ролев,игры-тренинги.

Труд

значения:

Формируются осознанные представление о зависимости состояние живых организмов от качество ухода за ними.

Позволяет ознакомить детей с биологическими способностями и потребность живых организмов

Формулировать трудолюбия

Способность развитию наблюдательности

Формулировать бережное отношение к природным явлениям .

Формы организации труда

-Индивидуальное поручение во всех возрастных группах.

-коллективный труд (средняя и старшая группа)

-дежурство(ср.гр и старш.гр.)

Требования

Труд должен быть разнообразный

Цель задачи, содержание труда должны быть конкретный доступны ребенку

Трудовые умение и навыки необходимо усложнить систематически и постоянно.

Труд должен быть пассивным

Должен быть регулярным

Осуществлять контроль за продолжительности труда

Орудия труда должно соответствовать возрасту

Орудия труда и сам труд должно соответствовать возрасту

Виды труды: 1.на земельным участке(цветник,огород,газон),2. в уголке природы(жив и раст).

Виды труда

на земельном участке (цветник, огород, газон);

в уголке природы (животные, растения).

Трудовые действия: сбор камешков, сбор мусора; перекопка; разбивка клумб; посев семян; рыхление прополка; полив; сбор урожая.

Сельскохозяйственный инвентарь: лопата, совки; грабли деревянные; ведра, лейки; носилки; этикетки (фонерные дощечки с рисунком культур 20на30); колышки(30на50); мерные палочки; веревка, шнур.

В.22. Словесные методы ознакомления детей с природой

Словесные методы — это рассказы в-ля и детей, чтение худ-ых произв-ий о природе, беседы, экологические сказки. Слов-ые методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Помогают форм-ть у детей эмоционально полож-ное отнош-е к природе.

Значение:

1. Словом конкретизируются, пополняются и уточняются значения об известных явлениях природы, фактах из жизни растений и животных, полученных в процессе наблюдений и экскурсий.

2. Слово помогает углубить, осознать связи и взаимозависимости, существующие в природе.

3. Способствуют формированию природоведческих понятий.

Рассказ. Требования:

1. Строится с учетом опыта, интереса дошк., их возраста.

2. Доступный, научный.

3. Занимательный, яркий, динамичный сюжет, эмоциональный.

4. Можно осуществлять от лица героя.

5. Должен сопровождаться наглядностью.

6. Непродолжительный по времени: 3-5 мин., 5-7 мин., 7-10 мин.

В ходе рассказа опираются на наблюдения из жизни природы, встреч с интересными людьми, научно-познават.лит-ры.

Виды:- описательный (какой зайчик);

- объяснительный (почему меняет шубку);

- описательно-объяснительный.

Беседа как метод используется в ср.и ст. гр.

1. Предварительная.

Проводится перед экскур., наблюд. Для уточнения опыта детей и установления связейпредстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.

2. Обобщающая.

Систематизация и обобщение при наблюдении за сезонными изменениями в природе.

3. Итоговая.

Систематизация, обобщение полученных фактов, их конкретизация и закрепление.

Значения/требования:

1. Эффективность зависит от предварительной подготовки детей.

2. Перед воспитат. стоит задача- накопление у детей представлений ч/з наблюдение, трудовую деят-ть, игры, чтение худ.лит., рассказы.

3. Беседовать можно только о том, о чем у детей есть конкретные представления.

4. Воспитат. должен четко представлять дид.цель беседы:

- какое содержание надо уточнить и конкретизировать;

- какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить;

- к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы.

Требования к вопросам:

1. Ко всей группе.

2. Ясные по содержанию, точные по формулировке.

3. В каждом вопросе должна содержаться одна мысль.

4. Нельзя ставить вопросы, требующие односложных ответов (да-нет).

5. Дети сами должны формулир-ть выводы, обобщения, а не повторять готовые.

6. Использовать наглядный и занимательный материал.

Чтение худ.лит.

Значение.

1. Детск.кн. воздействуют на сознание и чувства ребенка.

2. Дает богатый мат-л для воспитания у детей познават.интереса, наблюдат-ти, любознат-ти.

3. Ставит новые вопросы перед детьми, заставляет их присматриваться к окруж.природе, выводит ребят за пределы наблюдаемого, расширяет представления, знакомит с объектами и явлениями, кот.ребенок непосредственно воспринимать на может.

4. Помогает раскрывать явления в неживой природе, знакомит с природой др. климатических зон.

Основоположники: В.Бианки, М.Пришвин, Ю.Дмитриева и др.в наст.время – Трафимовы.

Методика использования:

1. Небольш.рассказ-сказка – перед наблюдением (поставить задачу, вызвать интерес).

2. В процессе наблюдения (помогают выделить особенности, качество, усилить эстетич.восприятие).

3. Возможно чтение с обязательной беседой по теме, кот. Должна раскрыть связи м/у явлениями природы, осмыслить факты.

4. Использовать вопросы от лица героя.

Экологические сказки.

Развивают фантазию ребенка, делают занятие привлекательным, интересным, творческим.

- Бытовые.

- Волшебные.

- Народные.

- Авторские.

В сказках очень много точно подмеченных особенностей многих животных, растений, прир.явлений, описываются национальные и культурные традиции и приздники.

Методика использования:

1. Чтение и обсуждение.

2. Исп-е фрагментов сказки.

3. Исп-е сказочных персонажей.

4. Анализ ск. с т.зрения различных героев (фантастический анализ).

5. «Сказочные» вопросы.

6. Исп-е сказок для организации игр.

7. Ск. и театр.

8. Ск. и ИЗО.

Сочинение сказок.

1. «Переваривание» сказок (сказка по-иному, на свой лад).

2. Салат из сказок.

3. Продолжение начатой сказки.

4. Ск. «наизнанку" (поменять + на -, т.е. положит.героев поменять на отрицат.)

Наши рекомендации