Анатомо-физиологические аспекты речевой деятельности
Знание анатомо-физиологическнх аспекты речевой деятельность позволяет представлять сложный механизм речи в норме, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии и правильно определять пути коррекционного воздействия.
Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека.
Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.
Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов.
Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть точными. Вместе с тем эти движения должны быть автоматическими, т. е. такими, которые осуществлялись бы без специальных произвольных усилий. Так и происходит на самим деле. Обычно говорящий следит только за течением мысли, не задумываясь над тем, какое положение должен занять его язык во рту, когда надо вдохнуть и т.д. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата.
Психологический и психолингвистический аспекты речевой деятельности
Речевая деятельность рассматривается как частный случай деятельности, как один из ее вид, имеющий свою качественную специфику, но подчиняющийся общим закономерностям формирования, строения и функционирования любой деятельности. Психолингвистика связана с проблематикой психического отражения человеком окружающего мира. Психолингвистика, использует основополагающие понятия и результаты исследования и ПЛ обогащает предметные области психологии как в теоретическом плане, так и в прикладном направлении.
ПЛ связана с общей психологией. Так как она имеет непосредственное отношение к исследованию деятельности общения. Формирование и развитие языковой способности и речевой деятельности входит в объект исследования психолингвистики.
ПЛ связана с различными прикладными областями психологии: с педагогической психологией, специальной психологией, психологией труда, включая инженерную, космическую и военную психологию, с судебной и юридической психологией, политическая психология, психология массовой культуры, психология рекламы и пропаганды. Именно эти прикладные задачи, которое общественное развитие поставило перед психологией, и «послужили непосредственным толчком к возникновению ПЛ как самостоятельной научной области» .
ПЛ связана с лингвистикой.
Лингвистика - наука о языке. Предмет, объектом лингвистики является речевая деятельность. Предмет: система языковых средств, используемых в речевом общении.
Как указывает А.А. Леонтьев, ПЛ имеет наиболее тесные связи с общим языкознанием.Она постоянно взаимодействует с социолингвистикой, этнолингвистикой и прикладной лингвистикой
Т.о., ПЛ – это междисциплинарная область знания о законах формирования в онтогенезе и сформированных процессах речевой деятельности в системе различных видов жизнедеятельности человека.
Методы логопедии как науки
Методы логопедии как науки делятся на несколько групп:
1. Организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.
2.Эмперические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметри-ческие примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).
3. Количественный (мате-матико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением ЭВМ.
4. Интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.).