Антропогенные экосистемы. Медико-экологическая характеристика сельских поселений и транспортных коммуникаций.
Антропогенные экосистемы - сообщества людей, создавших вокруг себя особый вид среды обитания, в которой социально-культурные компоненты (искусственная среда) преобладают над биоприродными (естественная среда). К антропогенным экосистемам относятся: индустриально-городские, агросистемы (сельские поселения), транспорт и транспортные коммуникации, замкнутые пространства космических кораблей и подводных лодок. Вклад человека в формирование таких экосистем больше, чем вклад естественных факторов - почвы и климата. Таким образом, среда обитания человека - сложное переплетение разнообразных факторов естественных и антропогенных. Критерием качества среды обитания является состояние здоровья населения (Устав ВОЗ, 1968).
Агроэкосистемы. Сельские поселения Агроэкосистема - искусственно созданная и поддерживаемая человеком экосистема, предназначенная для производства сельскохозяйственной продукции. Агроэкосистемы различны но природным условиям, типам землепользования, степени освоения. Основные черты сельских поселений: •производство сельскохозяйственной продукции и частичная ее переработка; • деятельность людей связана с работой на открытом воздухе, что делает их подверженными воздействию погодных условий; • большая зависимость от абиотических экологических факторов, в том числе стихийных явлений - наводнений, засух, лесных пожаров;
• преобладание определенных видов загрязнений, связанных с минеральными и органическими удобрениями, стоками с животноводческих комплексов; • значительное изменение профиля почвы, ее структуры, обеднение почвенного покрова; •возможно наличие очагов трансмиссивных заболеваний; • наличие рекреационных зон, включающих дома отдыха, санатории, пансионаты, турбазы, дачные участки. Транспорт. Транспортные коммуникации Образуют основу техногенной подсистемы города и сельских поселений. Сетевую основу урбанизированных территорий составляют железные дороги (пути, депо, вокзалы), автодороги (проезжая часть, АЗС, СТО, автомобили, стоянки), аэродромы и авиационный транспорт, портовые терминалы, морской и речной флот, трубопроводный транспорт. Негативное влияние транспорта на окружающую среду можно разделить на группы. Первая группа экологических проблем связана с производством транспортных средств. Вторая обусловлена их эксплуатацией, при которой в атмосферу выделяются токсические отходы сгорания углеродного топлива (бензин, керосин, дизельное топливо и природный газ). Автомобильный транспорт в городе - источник химического и шумового загрязнения. Транспорт является причиной дорожнотранспортных происшествий и, следовательно, гибели людей. Третья группа связана с отчуждением земель под транспортные магистрали, гаражи, стоянки, АЗС, аэродромы, аэропорты и т.д., что приводит к эрозии почвенного покрова и сокращению ареалов животных и растений. Четвертая группа объединяет проблемы регенерации и утилизации шин, масел и других технологических жидкостей, а также самих отслуживших транспортных средств. Замкнутые пространства К таким антропоэкосистемам относятся обитаемые космические корабли, подводные лодки и глубоководные аппараты. Для них характерны: • возможное отсутствие круговорота веществ; • повышенное атмосферное давление; • невесомость для космических кораблей; • отсутствие чередования дня и ночи; • усиленная радиация в космосе (в 6 раз превышает допустимый на Земле уровень); • отсутствие привычных раздражителей; • большие физиологические нервно-психические перегрузки людей; • наличие биологических систем жизнеобеспечения (ОКО): кондиционирования, терморегуляции, регенерации воздуха. СЖО созданы преимущественно на основе устойчивого биологического круговорота веществ и включают как технические средства, так и расходуемые вещества
В сельской местности сконцентрирована основная доля таких отраслей, как лесное хозяйство, заготовка леса, охота, речное и озерное рыболовство, сбор пищевых и лекарственных трав. Сельские территории служат также местами складирования бытовых и промышленных отходов городов. У сельских жителей более тесный контакт с природным окружением, большая зависимость от природных условий. В связи с этим на жизнедеятельность людей в сельской местности влияют специфические факторы, связанные с регионом проживания и видом деятельности. Основными источниками неблагоприятного влияния на среду в сельской местности являются животноводческие комплексы и фермы, обрабатываемые ядохимикатами поля, пункты обкатки и ремонта сельхозтехники, заправочные станции, некоторые перерабатывающие предприятия. Жилая зона также несвободна от загрязнений (хозпостройки для скота и птицы). В итоге - ухудшение состояния здоровья сельского населения.