Основные направления социальной поддержки мигрантов в Российской Федерации
Миграция населения – это характерная черта современного развития общества. Она сочетает в себе противоречивые тенденции: устраняет дефицит рабочей силы; повышает уровень социальной мобильности некоторых категорий населения; восполняет существенные социально-демографические потери; решает проблему перенаселенности отдельных территорий; способствует преодолению безработицы; позволяет сохранить национально-культурную и историческую идентичность; повышает уровень криминогенности на территориях массового скопления мигрантов; обостряет социальные проблемы принимающих территорий; нарушает естественно-антропологические связи мигранта; увеличивает количество маргинальных элементов в обществе.
Мигрантом называют человека, покинувшего место своего постоянного проживания более чем на шесть месяцев под влиянием выталкивающих или притягивающих факторов. Под выталкивающими факторами понимается совокупность обстоятельств, препятствующих свободной и безопасной жизни человека (политические репрессии, экологические катастрофы, военные действия, национально-этнические вооруженные конфликты и другие). Притягивающие факторы, напротив, демонстрируют стремление к улучшению жизни (переезд в экономически развитые регионы, в центры образования).
Миграционные движения разнообразны по структуре и содержанию. В современной науке до сих пор не существует единой классификации миграционных процессов. Традиционно миграционные потоки разделяют на добровольные и вынужденные. Принципиальное отличие между ними состоит в факторе, подтолкнувшем индивида к переезду. Если, в основе лежит стремление улучшить свою жизнь, то движение осуществляется под влиянием притягивающих факторов и мигранта называют добровольным. Если, индивид, стремясь сохранить свою жизнь и здоровье, жизнь и здоровье своей семьи от негативных воздействий, перемещается на новую территорию под влиянием выталкивающих факторов, то его называют вынужденным мигрантом: беженцем, перемещенным лицом или вынужденным переселенцем (употребляется только в Российской Федерации).
В зависимости от направления движения миграции могут быть внутренними (индивид не пересекает границ своего государства) и внешними (связаны с пересечением границ одного или нескольких иностранных государств). В свою очередь внешние миграции делятся на эмиграцию (выезд из страны временно или на постоянное жительство) и иммиграцию (въезд в страну на постоянное жительство или временно). В зависимости от степени законности внешних мигрантов их пребывание в стране становится либо легальным, транзитным, либо нелегальным.
Исходя из вышеперечисленных параметров, можно выделить четыре глобальных миграционных потока: вынужденная внешняя миграция, добровольная внешняя миграция, внутренняя вынужденная миграция, внутренняя добровольная миграция.
К вынужденным внешним мигрантам можно отнести: людей, ищущих политическое убежище; беженцев; людей, ищущих работу, но попавших в руки криминальных структур, обманом или силой вывозящих мигрантов в другие страны для эксплуатации.
К добровольным внешним мигрантам относятся: трудовые мигранты, находящие более выгодные условия приложения своих сил в другой стране; мигранты, переезжающие в другие страны для воссоединения с семьей; репатрианты (соотечественники, возвращающиеся из-за границы с целью стать гражданами на территории исторической родины).
Вынужденные внутренние мигранты – это временно перемещенные лица; вынужденные переселенцы; мигранты из зон экологических бедствий.
К внутренним добровольным мигрантам можно отнести переезжающих из сельской местности в города и наоборот в поисках более подходящих условий; внутренних трудовых мигрантов; переселяющихся в поисках подходящего для здоровья климата (например переселенцы из районов Крайнего севера и приравненных к ним областей).
Мигранты, ввиду особенностей их положения на новом месте жительства, являются, с одной стороны, социально уязвимой, а с другой – потенциальной важной для развития территорий категорией населения. Поэтому государство обращается особое внимание на меры социальной поддержки легальных мигрантов.
Социальная работа с мигрантами строится в соответствии с основными направлениями Государственной миграционной политики, целью которой является эффективное управление миграционными процессами для устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, обеспечение ее национальной безопасности, геополитических интересов, прав и свобод человека и гражданина.
Современная Государственная миграционная политика реализуется в четырех приоритетных направлениях: первое - привлечение в РФ высококвалифицированных трудовых ресурсов; второе – содействие добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом; третье – формирование гармоничной системы расселения на основе миграционной привлекательности регионов страны в зависимости от демографической ситуации, потребности в трудовых ресурсах, прогноза социально-экономического развития, а также создания благоприятных условий для жизнедеятельности местного населения; четвертое – эффективное противодействие правонарушениям и преступлениям в сфере миграции в системе борьбы с преступностью и терроризмом на международном и национальном уровнях.
Государственная миграционная политика базируется на следующих принципах: индивидуально-дифференцированного подхода к решению проблем различных категорий мигрантов; обеспечения национальной безопасности и защиты интересов РФ; соответствие миграционной политики тенденциям социально-экономического развития страны; учет интересов коренного населения; открытость и доступность информации о реализации ГМП; обеспечение прав и свобод мигрантов в рамках российского законодательства; преодоление ксенофобии в отношении мигрантов, формирование толерантного отношения к ним; научного обоснования и сопровождения реализации ГМП.
С точки зрения социальной работы мигрант – это субъект, нуждающийся в социальной помощи и поддержке, особенно в период адаптации и интеграции в принимающее общество. Понятие «трудной жизненной ситуации» мигранта включает в себя следующие компоненты: 1) давление внешних обстоятельств, не поддающихся индивидуальному контролю, нарушающих привычный жизненный уклад индивида; 2) множественные потери, ставящие под угрозу социальное и экономическое благополучие индивида; 3) сильные негативные переживания, ухудшающие социальное самочувствие индивида.
Но не все категории мигрантов в равной степени могут рассчитывать на социальную поддержку со стороны государства. В Российской Федерации к социально поддерживаемым категориям мигрантов относят: студентов – мигрантов; вынужденных переселенцев и беженцев; высококвалифицированных трудовых добровольных мигрантов; легальных мигрантов, относящихся к социально ущемленным слоям населения (многодетные семьи, инвалиды, дети, пожилые люди).
Целями социальной работы с социально одобряемыми категориями мигрантов являются: с одной стороны, повышение социального статуса и улучшение положения мигранта; а с другой – воздействие на среду, в которую они включаются. Результатом должно стать “примирение” с новой социальной средой, интеграция в ней.
Социальная работа с мигрантами осуществляется в рамках разных социально-миграционных стратегий. Наибольшее распространение с мире имеют стратегии интеграции и мультикультурализма. Стратегия интеграции предполагает включение мигрантов в жизнедеятельность принимающего общества, что приводит к принятию ими норм культуры этого общества при существенном ослаблении влияния на них норм общества исхода. Так преодолевается маргинальное раздвоение идентичности мигранта. Стратегия мультикультурализма предполагает сохранение в принимающем обществе сообществ мигрантов, живущих в соответствии с культурными нормами общества исхода, но признающих официальные нормы принимающего общества. Обе эти стратегии имеют некоторые недостатки. В первом случае мигранты и принимающее общество могут потерять всякую идентичность, что приведет к формированию симбиозных культур. Во втором случае коренное население может проводить по отношению к мигрантам политику изоляции, при которой мигранты допускаются лишь в ограниченные страты принимающего общества. Для России характерно использование обеих стратегий социальной работы.
Приоритетными направлениями в области социальной поддержки мигрантов в Российской Федерации можно назвать: создание условий для получения профессионального образования (квотирование мест в средне специальных и высших учебных заведениях для особо нуждающихся мигрантов и жителей сельской местности); социально-экономическая поддержка (пособия, льготы, натуральная помощь); медико-социальная поддержка (медицинское страхование, льготное медицинское обслуживание, бесплатная экстренная медицинская помощь, организация диспансеризации); социально-правовая поддержка (юридические консультации, правовое просвещение); информационная поддержка (создание информационных служб и бесплатных консультационных пунктов); помощь в трудоустройстве (биржи труда, организация дополнительных рабочих мест для высококвалифицированных специалистов); поддержка молодой семьи (льготное ипотечное кредитование, снижение налогового бремени, выплата компенсаций и пособий при рождении ребенка и на период декретного отпуска); социально-психологическая поддержка в период адаптации к новому месту жительства (работа психологических служб в учебных заведениях и на некоторых предприятиях, телефоны доверия); профилактика асоциальных явлений (наркомании, алкоголизма, проституции, преступных действий) в среде мигрантов; контроль нелегальной миграции (организация регулярных рейдов службами правопорядка, проверка паспортного режима, выдворение нелегальных мигрантов из страны); социально-культурная поддержка (деятельность национально-культурных объединений и диаспор, различных религиозных концессий, общественных организаций).
Таким образом, социальная поддержка легальных мигрантов направлена на смягчение трудной жизненной ситуации, создание условий для их успешной адаптации и интеграции в принимающее общество. Значительно сложнее положение нелегальных мигрантов. в их отношении государство придерживается двух основных линий: во-первых, облегчение процедуры получения легального статуса мигранта на территории страны (в первую очередь для мигрантов из стран СНГ); во-вторых, контроль и выдворение нелегальных мигрантов.