Модуль «Лечебная физкультура».
Задачи:
· обучение родителей-тьюторов основам формирования маршрута индивидуального сопровождения развития ребёнка, направленного на преодоление проблем, связанных с двигательной функцией организма;
· формирование у родителей представления о повышении реабилитационного потенциала детей с ОВЗ через коррекцию физического развития;
· обучение родителей методам и приемам, упражнениям физиотерапии и лечебной физкультуры с целью домашней реабилитации детей с ОВЗ.
№ п\п | Тема | Содержание | Форма | Количество часов |
1.1. | Основные направления и методики работы с детьми, страдающими расстройством двигательных функций в результате неврологических заболеваний. | Знакомство родителей с особенностями проявления основных неврологических заболеваний у детей. Характеристика различных методик ЛФК, применяемых в реабилитации лиц с ограниченными возможностями. | Мини-лекция | 1 час |
1.2. | Основные принципы организации и проведения занятий ЛФК с детьми, страдающими заболеваниями ЦНС. | Знакомство родителей с общеметодическими принципами проведения занятий по ЛФК. Специально-методические принципы проведения занятий по ЛФК с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. | Мини- лекция | 1час. |
1.3. | Показания и противопоказания к проведению занятий по ЛФК. | Изучение родителями-тьюторами общих показаний и противопоказаний к проведению ЛФК, а так же противопоказаний к применению отдельных физических упражнений в частных случаях. | Мини-лекция | 1 час |
1.4. | Оценка физического состояния и двигательных навыков детей с нейрогенными нарушениями ОДА | Знакомство родителей-тьюторов с применением шкалы оценки двигательных навыков детей с ограниченными возможностями, а так же со способом измерения подвижности суставов по Вейсу. | Мини-лекция | 1 час. |
1.5. | Приемы ЛФК, направленные на расслабление спастичных мышц. | Роль дыхательной гимнастики при применении приемов, направленных на расслабление мышц. Принудительное расслабление мышц. | Мини-лекция | 1 час. |
1.6. | Основные приемы пассивно – активной гимнастики для увеличения подвижности суставов. | Классификация упражнений пассивно – активной гимнастики. Изучение особенностей работы с суставами верхних и нижних конечностей с целью увеличения в них объёма движений. | Мини-лекция | 1 час |
1.7. | Особенности обучения произвольному контролю за работой мышц. | Этапы обучения произвольному контролю за движениями. Подходы к обучению произвольному контролю за движениями детей разного возраста. | Мини-лекция | 1 час |
1.8. | Подготовка ребенка к И.П.сидя | Характеристика мышечной деятельности в И.П. «сидя». Способы перехода в И.П. «сидя» из различных положений | Мини-лекция | 1 час |
1.9. | Подготовка ребенка к освоению навыка ползанья | Изучение родителями-тьюторами специальных упражнений пассивно- активной гимнастики, позволяющих подготовить ребенка к вставанию на четвереньки и ползанью. | Мини-лекция | 1 час |
1.10. | Подготовка ребенка к ходьбе | Изучение родителями-тьюторами специальных упражнений для выработки шагового рефлекса, а так же улучшению опорной функции нижних конечностей у детей с заболеваниями ЦНС. | Мини-лекция | 1 час. |
1.11 | Применение средств механотерапии и различных предметов во время занятий пассивно – активной гимнастикой. | Знакомство родителей с некоторыми средствами механотерапии, которые могут быть использованы в домашних условиях, а так же с набором вспомогательных предметов и подручных средств для проведения занятий ЛФК. | Мини-лекция | 1 час |
1.12 | Основные современные методики в реабилитации лиц с заболеваниями ЦНС. | Знакомство родителей-тьюторов с элементами некоторых современных авторских методик проведения пассивно-активной гимнастики. | Мини-лекция | 1 час |
Практический блок | 20 часов | |||
1.13 | Оценка двигательных навыков ребенка с нарушением функций ЦНС | Обучение родителей-тьюторов выявлению двигательных нарушений, которые нужно корректировать, и составлению некоторого плана действий (на примере ребенка). | Практическое занятие | 1 час |
1.14 | Применение приемов ЛФК, способствующих расслаблению мышц. | Обучение родителей-тьюторов применению некоторых приемов ЛФК, направленных на расслабление напряженных мышц. | Практическое занятие | 2 часа |
1.15 | Применение приемов ЛФК, способствующих увеличению объёма движений суставов. | Обучение родителей – тьюторов общепринятым приемам ЛФК, в частности, пассивно – активной гимнастики, направленных на увеличение объёма движений в суставах. | Практическое занятие | 2 часа |
1.16 | Произвольный контроль со стороны ребенка за работой мышц. | Обучение родителей способности заставить ребенка напрягать и расслаблять определенную группу мышц по сигналу (просьбе). Предполагается дальнейший перенос выработанных действий в навыки повседневной жизни | Практическое занятие | 1 час. |
1.17 | Тренировка мышц - разгибателей | Обучение родителей-тьюторов упражнениям пассивно-активной гимнастики, способствующим укреплению мышц – разгибателей. | Практическое занятие | 2 часа |
1.18 | Тренировка мышц спины. | Обучение родителей-тьюторов основным упражнениям, применяемым для укрепления мышц спины, в зависимости от возраста и степени тяжести заболевания. | Практическое занятие | 1 час |
1.19 | Освоение подготовительных упражнений к переходу в положение «сидя» | Обучение родителей-тьюторов специальным упражнениям, подготавливающим ребенка к последующему самостоятельному переходу и з положения «лёжа» в положение «сидя» | Практическое занятие | 1 час |
1.20 | Освоение подготовительных упражнений к ползанью | Обучение родителей-тьюторов специальным упражнениям, позволяющим подготовить ребенка с стоянию на четвереньках и ползанью. | Практическое занятие | 2 часа |
1.21 | Освоение упражнений для выработки шагового рефлекса. | Обучение родителей - тьюторов специальным упражнениям, способствующим улучшению опорной функции нижних конечностей, а так же выработке шагового рефлекса. | Практическое занятие | 2 часа |
1.22 | Применение дыхательных упражнений в сочетании со специальными | Обучение родителей-тьюторов правильной постановке дыхания у детей при выполнении физических упражнений. | Практическое занятие | 2 час |
1.23 | Применение вспомогательных предметов при выполнении упражнений. | Обучение родителей умению применять вспомогательные предметы (в том числе предметы обихода) в процессе занятий физическими упражнениями с ребёнком, имеющим заболевание ЦНС | Практическое занятие | 1 час |
1.24 | Применение средств механотерапии при выполнении физических упражнений | Обучение родителей правилам применения различных тренажёров и технических средств на занятиях ЛФК с детьми в домашних условиях. | Практическое занятие | 1 час |
1.25 | Применение элементов новейших методик | Обучение родителей-тьюторов применению в работе с детьми, страдающими заболеваниями ЦНС, наиболее эффективных элементов методик современных авторов | Практическое занятие | 2 часа |
Раздел 2. Работа с родителями по обучению их проведению активной гимнастики с детьми, страдающими ортопедическими заболеваниями. | ||||
Теоретический блок | 8 часов | |||
2.1 | Характеристика основных заболеваний ОДА | Изучение родителями-тьюторами особенностей наиболее часто встречающихся заболеваний ОДА у детей. | Мини-лекция | 1 час |
2.2 | Формы организации занятий ЛФК детей разного возраста с заболеваниями ОДА | Изучение родителями-тьюторами форм организации и проведения занятий ЛФК с детьми разного возраста, страдающими заболеваниями ОДА | Мини-лекция | 1 час |
2.3 | Показания и противопоказания к применению ЛФК у детей с заболеваниями ОДА | Изучение родителями-тьюторами общих и частых противопоказаний к выполнению детьми с различными поражениями ОДА тех или иных физических упражнений | Мини-лекция | 1 час |
2.4 | Способы дозирования физической нагрузки | Изучение родителями-тьюторами способов дозирования физической нагрузки и распределения её в течение всего времени занятия ЛФК. | Мини-лекция | 1 час |
2.5 | Укрепление мышечного корсета | Изучение родителями-тьюторами способов увеличения тренированности крупных мышц | Мини-лекция | 1 час |
2.6 | Корригирующая гимнастика | Изучение родителями-тьюторами особенностей асимметричных упражнений, применяемых на занятиях по коррекции осанки. | Мини-лекция | 1 час |
2.7 | Лечебная гимнастика для детей с патологиями тазобедренных суставов | Изучение родителями–тьюторами особенностей занятий ЛФК в домашних условиях с детьми, имеющими патологии тазобедренных суставов. | Мини-лекция | 1 час |
2.8. | Применение средств механотерапии и различных вспомогательных предметов на занятиях ЛФК | Изучение родителями–тьюторами арсенала средств механотерапии, доступных для применения в домашних условиях. | Мини-лекция | 1 час |
Практический блок | 10 часов | |||
2.9 | Применене упражнений для профилактики и лечения плоскостопия | Обучение родителей–тьюторов применению в работе с детьми упражнений, способствущих укреплению мышц свода стопы | Практическое занятие | 1 час |
2.10 | Применение упражнений для укрепления мышечного корсета | Обучение родителей–тьюторов специальным упражнениям для тренировки крупных групп мышц и формирования этим мышечного корсета | Практическое занятие | 1 час |
2.11 | Применение упражнений корригирующей гимнастики | Обучение родителей–тьюторов правилам применения асимметричных упражнений при различных нарушениях осанки | Практическое занятие | 2 часа |
2.12 | Упражнения для детей с патологиями тазобедренных суставов | Обучение родителей применению специальных физических упражнений при работе с детьми, имеющими патологии тазобедренных суставов | Практическое занятие | 1 час |
2.13 | Упражнения для детей, перенесших длительную иммобилизацию | Обучение родителей–тьюторов применению суставной гимнастики в процессе работы с детьми, перенесшими длительный период иммобилизации | Практическое занятие | 2 часа |
2.14 | Особенности проведения ЛФК у детей с последствиями травм | Обучение родителей–тьюторов подбору и проведению упражнений, позволяющих полностью или частично восстанавливать навыки, потерянные в результате травм | Практическое занятие | 1 час |
2.15 | Применение средств механотерапии на занятиях ЛФК | Обучение родителей правилам применения различных тренажёров, технических средств, вспомогательных предметов на занятиях ЛФК с детьми в домашних условиях | Практическое занятие | 2 часа |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ