Для желудочной рвоты характерно

1 - рвоте предшествует тошнота а) 1,5,6

2 - рвоте не предшествует тошнота б) 1,3,4

3 - рвота приносит облегчение в) 2,4,5

4 - связь с приемом пищи

5 - рвота не приносит облегчение

6 - нет связи с приемом пищи

Ответ: Б.

Ответы: 1 – А, 2 – Б, 3 – В, 4 – Б, 5 – А, 6 – А, 7 – Б, 8 – Б, 9 – А, 10 – В, 11 – Г, 12 – Д,

13 – Г, 14 – Б.

Блок информации, разработанный на кафедре:

1.методическая разработка;

2.тестовые вопросы для контроля усвоения материала занятия;

3.ситуационные задачи.

Рекомендованная литература:

Основная литература:

1.Лекционный материал.

2.Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с.

Дополнительная литература:

1.Атлас. Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Регинова И.М., перевод с английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с.

2.Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с.

3.Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтера; 2007, 569 с.

4.Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М.: МЕДпресс-информ; 2004, 304 с.

5.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) “Лечебное дело”. В 2-х частях. Москва. 2006.

6.Руководство по клиническому обследованию больного. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Баранова, И.Н. Денисова, В.Т. Ивашкина, Н.А. Мухина.- М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2007.- 648 с.

7.Чучалин А.Г. Основы клинической диагностики. Изд. 2-е, перераб. и доп. / А.Г. Чучалин, Е.В. Бобков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 584 с.

8.Циммерман Я.С. Очерки клинической гастроэнтерологии. Пермь, 2003 г.

6. Работа на занятии:

План проведения занятия:

1.Организационные вопросы – 2 мин.

2.Проверка исходного уровня знаний – 10 мин.

3.Коррекция исходного уровня знаний – 3 мин.

4.Опрос студентов с использованием контрольных вопросов – 20 мин.

5.Самостоятельная работа студентов в учебной комнате и в палате - 25 мин.

6.Клинический разбор больных – 15 мин.

7.Итоговый контроль – тестирование – 10 мин.

8.Подведение итогов занятия – 5 мин

9.Воспитательные аспекты занятия – взаимоотношение врача и больного.

Место проведения занятия:

учебная комната и больничные палаты.

Оснащение занятия:

1.тематические больные,

2.ситуационные задачи,

3.компьютер с лекционными слайдами,

4.тестовые вопросы.

Форма отчетности:

Доклады студентов, результаты письменного тестирования, решения ситуационных задач.

Методическая разработка для студентов 3 курса лечебного факультета (семестр 5) составлена доцентом кафедры пропедевтики внутренних болезней (Ю.М. Бобылевым)

ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

Утверждаю:

Зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней

Проф.___________ В.Ю. Мишланов

Клинические методы обследования больных с заболеванием

Желчного пузыря и поджелудочной железы

Методическая разработка для студентов

Курс – III семестр - 6

Факультет:лечебный

Продолжительность занятия:2 академических часа

Место проведения:терапевтическое отделение ГКБ № 4

Пермь, 2009

1.Тема занятия: Клинические методы обследования больных с заболеванием желчного пузыря и поджелудочной железы.

2.Значение изучения данной темы:

Знание клинических методов обследования больных с заболеваниями желчного пузыря и поджелудочной железы необходимо для постановки синдромного диагноза, на старших курсах – на нозологические формы заболевания. Знание темы обеспечивает правильную диагностику заболеваний желчного пузыря и поджелудочной железы в будущей практической деятельности.

3.Цель занятия:

а) студент должен знать: жалобы больных, данные общего и местного осмотра при патологии желчного пузыря и поджелудочной железы; знать зоны и болевые точки при заболевании поджелудочной железы;

б) студент должен уметь: выявлять характерные пальпаторные симптомы при заболевании желчного пузыря; пальпировать желчный пузырь и поджелудочную железу; определять зоны и болевые точки при заболеваниях поджелудочной железы.

4.Самоподготовка к занятию:

Цель самоподготовки:

- Студент должен знать: анатомию и физиологию желчевыделительной системы и поджелудочной железы.

- Студент должен уметь: собирать жалобы больных, анамнез заболевания и жизни, проводить общий осмотр больных.

Работа с методической разработкой кафедры по теме занятия:

предусматривает изучение изложенного материала, контрольных тестов и ситуационных задач, изображение в рабочей тетради болевых зон и болевых точек при заболевании поджелудочной железы.

Базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах:

- анатомия и физиология желчевыделительной системы и поджелудочной железы.

Тесты для контроля исходного уровня знаний студентов:

1. В области шейки желчного пузыря располагается сфинктер

а) Люткенса

б) Одди

в) Мирицци

2. Отличительными признаками дискинетических болей является

а) наличие признаков воспаления

б) отсутствие признаков воспаления

в) наличие того и другого

3. Характерной чертой болей при заболевании желчевыделительной системы является

а) связь с сезонностью

б) связь с физическими упражнениями

в) связь с волнением, нервно-психическим переживанием

4. Симптом Курвуазье наблюдается при

а) желчекаменной болезни

б) хроническом холецистите

в) раке головки поджелудочной железы

Ответы: 1 – А, 2 – Б, 3 – В, 4 – В.

Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:

1.Анатомо-физиологические особенности билиарной системы.

2.Анатомофизиологические особенности поджелудочной железы.

3.Характерные жалобы больных с заболеванием желчного пузыря.

4.Анамнез заболевания и жизни у больных с заболеванием желчного пузыря.

5.Методика пальпации желчного пузыря.

6.Характерные симптомы, выявляемые у больных с заболеванием желчного пузыря.

7.Жалобы больных с заболеванием поджелудочной железы.

8.Анамнез заболевания и жизни у больных с заболеванием поджелудочной железы.

9.Общий осмотр больных с заболеванием поджелудочной железы.

11.Методика пальпации поджелудочной железы.

14.Зоны и болевые точки выявляемые у больных с заболеванием поджелудочной железы.

Наши рекомендации