Для желудочной рвоты характерно
1 - рвоте предшествует тошнота а) 1,5,6
2 - рвоте не предшествует тошнота б) 1,3,4
3 - рвота приносит облегчение в) 2,4,5
4 - связь с приемом пищи
5 - рвота не приносит облегчение
6 - нет связи с приемом пищи
Ответ: Б.
Ответы: 1 – А, 2 – Б, 3 – В, 4 – Б, 5 – А, 6 – А, 7 – Б, 8 – Б, 9 – А, 10 – В, 11 – Г, 12 – Д,
13 – Г, 14 – Б.
Блок информации, разработанный на кафедре:
1.методическая разработка;
2.тестовые вопросы для контроля усвоения материала занятия;
3.ситуационные задачи.
Рекомендованная литература:
Основная литература:
1.Лекционный материал.
2.Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с.
Дополнительная литература:
1.Атлас. Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Регинова И.М., перевод с английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с.
2.Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с.
3.Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтера; 2007, 569 с.
4.Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М.: МЕДпресс-информ; 2004, 304 с.
5.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) “Лечебное дело”. В 2-х частях. Москва. 2006.
6.Руководство по клиническому обследованию больного. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Баранова, И.Н. Денисова, В.Т. Ивашкина, Н.А. Мухина.- М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2007.- 648 с.
7.Чучалин А.Г. Основы клинической диагностики. Изд. 2-е, перераб. и доп. / А.Г. Чучалин, Е.В. Бобков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 584 с.
8.Циммерман Я.С. Очерки клинической гастроэнтерологии. Пермь, 2003 г.
6. Работа на занятии:
План проведения занятия:
1.Организационные вопросы – 2 мин.
2.Проверка исходного уровня знаний – 10 мин.
3.Коррекция исходного уровня знаний – 3 мин.
4.Опрос студентов с использованием контрольных вопросов – 20 мин.
5.Самостоятельная работа студентов в учебной комнате и в палате - 25 мин.
6.Клинический разбор больных – 15 мин.
7.Итоговый контроль – тестирование – 10 мин.
8.Подведение итогов занятия – 5 мин
9.Воспитательные аспекты занятия – взаимоотношение врача и больного.
Место проведения занятия:
учебная комната и больничные палаты.
Оснащение занятия:
1.тематические больные,
2.ситуационные задачи,
3.компьютер с лекционными слайдами,
4.тестовые вопросы.
Форма отчетности:
Доклады студентов, результаты письменного тестирования, решения ситуационных задач.
Методическая разработка для студентов 3 курса лечебного факультета (семестр 5) составлена доцентом кафедры пропедевтики внутренних болезней (Ю.М. Бобылевым)
ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава
Кафедра пропедевтики внутренних болезней
Утверждаю:
Зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней
Проф.___________ В.Ю. Мишланов
Клинические методы обследования больных с заболеванием
Желчного пузыря и поджелудочной железы
Методическая разработка для студентов
Курс – III семестр - 6
Факультет:лечебный
Продолжительность занятия:2 академических часа
Место проведения:терапевтическое отделение ГКБ № 4
Пермь, 2009
1.Тема занятия: Клинические методы обследования больных с заболеванием желчного пузыря и поджелудочной железы.
2.Значение изучения данной темы:
Знание клинических методов обследования больных с заболеваниями желчного пузыря и поджелудочной железы необходимо для постановки синдромного диагноза, на старших курсах – на нозологические формы заболевания. Знание темы обеспечивает правильную диагностику заболеваний желчного пузыря и поджелудочной железы в будущей практической деятельности.
3.Цель занятия:
а) студент должен знать: жалобы больных, данные общего и местного осмотра при патологии желчного пузыря и поджелудочной железы; знать зоны и болевые точки при заболевании поджелудочной железы;
б) студент должен уметь: выявлять характерные пальпаторные симптомы при заболевании желчного пузыря; пальпировать желчный пузырь и поджелудочную железу; определять зоны и болевые точки при заболеваниях поджелудочной железы.
4.Самоподготовка к занятию:
Цель самоподготовки:
- Студент должен знать: анатомию и физиологию желчевыделительной системы и поджелудочной железы.
- Студент должен уметь: собирать жалобы больных, анамнез заболевания и жизни, проводить общий осмотр больных.
Работа с методической разработкой кафедры по теме занятия:
предусматривает изучение изложенного материала, контрольных тестов и ситуационных задач, изображение в рабочей тетради болевых зон и болевых точек при заболевании поджелудочной железы.
Базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах:
- анатомия и физиология желчевыделительной системы и поджелудочной железы.
Тесты для контроля исходного уровня знаний студентов:
1. В области шейки желчного пузыря располагается сфинктер
а) Люткенса
б) Одди
в) Мирицци
2. Отличительными признаками дискинетических болей является
а) наличие признаков воспаления
б) отсутствие признаков воспаления
в) наличие того и другого
3. Характерной чертой болей при заболевании желчевыделительной системы является
а) связь с сезонностью
б) связь с физическими упражнениями
в) связь с волнением, нервно-психическим переживанием
4. Симптом Курвуазье наблюдается при
а) желчекаменной болезни
б) хроническом холецистите
в) раке головки поджелудочной железы
Ответы: 1 – А, 2 – Б, 3 – В, 4 – В.
Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:
1.Анатомо-физиологические особенности билиарной системы.
2.Анатомофизиологические особенности поджелудочной железы.
3.Характерные жалобы больных с заболеванием желчного пузыря.
4.Анамнез заболевания и жизни у больных с заболеванием желчного пузыря.
5.Методика пальпации желчного пузыря.
6.Характерные симптомы, выявляемые у больных с заболеванием желчного пузыря.
7.Жалобы больных с заболеванием поджелудочной железы.
8.Анамнез заболевания и жизни у больных с заболеванием поджелудочной железы.
9.Общий осмотр больных с заболеванием поджелудочной железы.
11.Методика пальпации поджелудочной железы.
14.Зоны и болевые точки выявляемые у больных с заболеванием поджелудочной железы.