Исследование желудочной секреции

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

По специальности «Лечебное дело»

Курс «Пропедевтика внутренних болезней»

Тема: «Дополнительные методы исследования больных с патологией желудочно-кишечного тракта».

Утверждена на кафедральном заседании

№ протокола

«___» _________2007 г.

Зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

д.м.н., проф. Поликарпов Л.С. (подпись)_____________

Составитель:

асс. Деревянных Е.В.

Красноярск 2007

1.Тема занятия: «Дополнительные методы исследования больных с патологией желудочно- кишечного тракта».

2. Форма организации учебного процесса:практическое занятие.

3.Значение темы: Дополнительные методы исследования органов пищеварения дают возможность уточнить локализацию, объем поражения, стадию заболевания и нарушение функции, что способствует постановке точного диагноза и выбору эффективной терапии. Поэтому учебное значение данной темы - дать представление о возможностях того или иного метода обследования больных с патологией органов пищеварения.

Профессиональное значение темы: подготовка квалифицированного специалиста, хорошо ориентирующегося в методах обследования больных с патологией ЖКТ. Личностное значение темы: развитие ответственности будущего врача за точность диагностики патологии органов пищеварения.

4. Цели обучения:

4.1. Общая цель: научить студентов назначению необходимых методов дообследования при различных заболеваниях ЖКТ с элементами дифференциальной диагностики, уметь интерпретировать полученные данные. Для этого надо:

4.2. Учебная цель:

· знать основные клинико-лабораторные синдромы при заболеваниях органов пищеварения;

· знать возможности лабораторных и инструментальных методов обследования больных с патологией ЖКТ;

· уметь интерпретировать результаты дополнительных методов обследования пациентов с заболеваниями органов пищеварения.

4.3 Психолого- педагогическая цель: развитие ответственности будущего врача за своевременную диагностику заболеваний желудочно-кишечного тракта и определения тактики ведения больного, соблюдение правил биомедицинской этики и деонтологии.

5. Место проведения занятия: Учебная комната, палата 1-го, 2-го хирургического отделения ГКБ №6.

6. Оснащение занятия:Таблицы, набор анализов ( желудочного сока , дуоденального зондирования , анализы кала , мочи, ОАК, биохимические анализы крови, протоколы инструментальных методов исследования).

7. Структура содержания темы ( хронокарта ,план занятия).

Этапы занятия Время (мин) Оснащенность
1. Организация занятия Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
2. Формулировка темы и цели Преподавателем объясняется тема и ее актуальность, цели занятия
3. Контроль исходного уровня знаний, умений   Тесты № 1, индивидуальный устный опрос.  
4. Раскрытие учебно-целевых вопросов Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности)
5. Самостоятельная работа обучающихся 1) Интерпретация анализов желудочного сока, дуоденального содержимого, анализов кала, мочи, крови, инструментальных методов исследования. 2) выявление типичных ошибок. Работа: 1) В учебной комнате с результатами дополнительных методов обследования.  
6. Итоговый контроль знаний письменно или устно с оглашением оценки каждого обучающегося за теоретические знания и практические навыки по изучаемой теме Тесты №2 Ситуационные задачи.
7. Подведение итогов, задание на дом. Учебно-методические разработки следующего занятия, индивидуальные задания (составить схемы, графологические таблицы и т.д.
Всего:  

Аннотация

Исследование желудочной секреции

Методы изучения желудочной секреции можно разделить на две группы:

§ Зондовые: желудочное зондирования или метод интрагастральной рН-метрии.

§ Беззондовые (метод ионообменных смол, гастроацидотесты, эндорадиозондирование, гастрохромоскопия)

ЗОНДОВЫЕ МЕТОДЫ

Желудочное зондирование

§ проводят утром натощак в положении сидя с использованием тонкого зонда. На тонкий зонд предварительно наносят метку ( расстояние до желудка ,которое вычисляется по формуле: рост- 100см или измерение длины от пупка до нижних резцов. Зонд кладут на корень языка и во время глотательных движений вводят в желудок.Сразу же после введения зонда извлекают весь сок, содержащийся в желудке натощак. (большой объем косвенно говорит о повышенной секреции желудка , наличие крови позволяет заподозрить источник кровотечения (эрозия, язва или опухоль).

В течение последующего часа получают базальную секрецию (при фракционном зондировании получают 4 порции с интервалов в 15 мин.) Затем под кожу вводят стимулятор и в течение следующего часа получают стимулированную секрецию желудка.Унифицированным парентеральным раздражителем признан гистамин (фосфат или дигидрохлорид), являющийся мощным побудителем желудочной секреции.

В зависимости от дозы гистамина различают:

- субмаксимальный гистаминовый тест (тест Лямблена), когда вводят подкожно 0,008 мг/кг дигидрохлорида гистамина.

- максимальный тест (тест Кея), когда подкожно вводят 0,024 мг/кг массы пациента дигидрохлорида гистамина. Максимальная проба с гистамином позволяет судить о предельных возможностях желудка выделять кислоту и имеет преимущество перед пробой с субмаксимальной стимуляцией гистамином для выявления истинной ахлоргидрии. В настоящее время созданы синтетические аналоги гастрина: пентагастрин, тетрагастрин, применение которых в качестве стимуляторов желудочной секреции весьма перспективно, в виду выраженного сокогонного эффекта и практического отсутствия побочных явлений при их введении. Для подкожного введения пентагастрина оптимальной является доза 6 мкг/кг (по Классену), при этом обеспечивается максимальный секреторный ответ желудка.

Химическое исследование:

Как в базальной секреции, так и в стимулированной определяют объем сока, общую кислотность, свободную соляную кислоту , дебит- час соляной кислоты, молочную кислоту, в порции с максимальной кислотностью- количество пепсина.

Дебит- час соляной кислоты- общая кислотная продукция за час. Дебит-час выражают в миллимолях (или в мг) и вычисляют по формуле:

§ Д-Ч = Y1•E1• 0,001 + Y2 • Е2 • 0,001…,

Y- объем порции желудочного содержимого в мл.

Е- общая кислотность ( ммоль/л).

НОРМЫ ЖЕЛУДОЧНОЙ СЕКРЕЦИИ

Секреторные показатели базальная   субмаксимальная максимальная
Объем сока мл. 50-100   100-140 180-200
Общая кислотность (ммоль/л) 40-60   80-100 100-120
Свободная HCL (ммоль/л) 20-40   65-85 90-110
         
Связанная HCL (ммоль/л) 10-15   10-15 10-15
         
Дебит-час HCL (ммоль/л) мг 1,5-5,5 55-200   8-14 300-500   18-26 650-950
         
Пепсин по Туголукову мг/100 мл 20-40   50-65 50-75

Наши рекомендации