Физиологические обоснования наличия критических периодов
Увеличение мозга ребенка происходит за счет деления глиальных клеток, формирующих каркас мозга, обеспечивающих питание, электрическую изоляцию нейронов, а также за счет роста самих нейронов и увеличения связей между ними.
Наличие критических периодов обусловлено образованием нервных связей между нейронами. На третьей неделе внутриутробного развития у эмбриона формируется нервная трубка, в которой интенсивно делятся клетки таким образом, что скорость образования новых достигает приблизительно 250 тысяч клеток в минуту. Но в конце шестого месяца деление завершается, и в дальнейшем процесс образования нейронов прекращается (Berk, 1994). После рождения созревание мозга происходит посредством формирования связей между нейронами под воздействием стимуляции извне. Только в первый месяц жизни ребенка число синапсов увеличивается с 50 до 1000 триллионов (Carnegie, 1994).
В критические периоды, существующие для каждой способности мозга, формирование связей достигает пика, а в дальнейшем резко падает (Berk, 1994).
В течение первых недель онтогенеза большинство органов чувств развивается независимо от соответствующих мозговых центров переработки информации. Их рост в дальнейшем будет определяться тем, насколько успешно они смогут найти пути взаимодействия со своими мозговыми центрами, а значит, насколько эффективно нейроны центральной нервной системы найдут свои органы-мишени (Шатц, 1992).
Взаимодействие мишеней и нейронов, идущих к ним из мозга, требует постоянной сигнализации о месте расположения каждого для взаимной кор-
"^1 485
Рис 20 14 Зрительный путь взрослого человека демонстрирует сегрегацию аксонов Соседние ганглиозные клетки сетчатки в каждом глазу посылают свои аксоны к соседствующим же нейронам в наружном коленчатом теле Аналогично распределяются аксоны нейронов наружного коленчатого тела в зрительной коре Система топографически упорядочена, отчасти этим объясняется такое ее свойство, как бинокулярное зрение (Шатц, 1992)
рекции и подстройки. После рождения это обусловливается специфической стимуляцией в критический период.
Когда свет падает на глаз, его рецепторы — палочки и колбочки сетчатки — трансформируют световой сигнал в нервный и затем передают его к интернейронам, а те в свою очередь — к ганглиозным клеткам. Аксоны ган-глиозных клеток составляют зрительный нерв, соединяющий глаз с наружным коленчатым телом таламуса. Нейроны наружного коленчатого тела посылают зрительную информацию определенным нейронам четвертого слоя шестислойной первичной зрительной коры в затылочной доле каждого из полушарий мозга (рис. 20.14).
Внутри наружного коленчатого тела аксоны ганглиозных клеток левого и правого глаза строго разделены: идущие от разных глаз аксоны, чередуясь, образуют глазоспецифичные слои, каждый из которых относится лишь к одному глазу. Терминали нейронов наружного коленчатого тела распределены локальными пятнами: эти аксоны заканчиваются в определенных, ограниченных участках четвертого слоя зрительной коры, каждый из которых соответствует одному глазу. Участки, относящиеся к разным глазам, вместе образуют колонки глазодоминантности.
Для формирования такой регулярной системы связей аксоны нейронов должны целенаправленно расти на значительные расстояния к мишеням, формирующимся в различных областях мозга. Так, ганглиозные клетки сетчатки образуются в глазах, нейроны наружного коленчатого тела — в промежуточном мозге, из которого в дальнейшем будет дифференцирован таламус, клетки четвертого слоя зрительной коры возникают в конечном мозге, который позднее развивается в кору головного мозга В начале развития плода эти три структуры находятся друг от друга на расстоянии многих клеточных диаметров. Аксоны нейронов достигают структуры-мишени с топографической точностью, при которой нейроны-соседи в одной структуре располагают свои терминали на рядом расположенных нейронах мишени (Шатц, 1992).
Как показали К. Гудмэн из Калифорнийского университета и Т. Джес-сел из Колумбийского университета (Шатц, 1992), в большинстве случаев аксоны сразу выбирают правильное направление и растут вдоль него, находя нужную мишень с высокой точностью. Каждый аксон обладает конусом роста, который определяет нужное направление, ориентируясь на вещества-метки на поверхности клеток вдоль пути роста аксона или на вещества, выделяемые этими клетками. Сами мишени также могут выделять химические метки, направляющие рост нейронов. Удаление таких меток генетически или хирургически приводит к бесцельному росту аксонов. В отличие от поиска направления и обнаружения участка мишени распознавание адресата происходит не сразу, а включает в себя процесс корректировки многих первоначально ошибочных связей. Этот процесс крайне затрудняется еще и тем, что адресаты возникают не одновременно (Шатц, 1992).
Эксперименты с использованием радиоактивных веществ позволяют проследить формирование связей между нейронами и мишенями. П.С. Гольд-ман-Ракич (1992) показала, что у обезьян в зрительном тракте сначала устанавливаются связи между сетчаткой и наружным коленчатым телом, а потом между последним и четвертым слоем зрительной коры.
У человека слои наружного коленчатого тела формируются раньше, чем появляются палочки и колбочки сетчатки, что ставит вопрос: как формируются слои глазоспецифичности?
Функциональные свойства нейронов достигают присущей им специфичности лишь через некоторое время после рождения ребенка. Микроэлектродное отведение ЭЭГ от зрительной коры новорожденных котят и обезьян обнаружило, что большинство нейронов четвертого слоя коры головного мозга одинаково отвечают на стимуляцию любого из глаз. У взрослых животных каждый из них реагирует на воздействие только со стороны одного глаза. Следовательно, в процессе окончательного выбора адресата нейроны | должны оставить входы только от одного глаза.
В 1983 г. К.Дж. Шатц и П. Кирквуд показали, что в процессе развития происходит тонкая настройка образованных нейронами связей. Авторы выделяли | ту часть зрительного тракта у шестинедельных эмбрионов кошки, которая располагалась от ганглиозных клеток обоих глаз до наружного коленчатого тела, и раздражали зрительный нерв электрическим током. Было показано, что нейроны наружного коленчатого тела получают входы от обоих глаз, хотя у взрос-
лых животных нейроны каждого слоя отвечают на стимуляцию только одного глаза (Шатц, 1992).
В дальнейшем удалось обнаружить, что возникновение колонок глазодоминирования или слоев гла-зоспецифичности связано с коррек-тировкой аксонами собственных связей. На относительно ранней стадии , когда аксоны ганглиозных клеток врастают в наружное коленчатое тело, они имеют простую форму в виде палочковидного отростка с конусом роста на конце (рис. 20.15). Через несколько дней у аксонов появляются боковые отростки, что ведет к смешению входов от разных глаз на нейронах наружного коленчатого тела на этом этапе развития.
Позднее аксоны ганглиозных клеток теряют боковые ответвления, но начинают ветвиться в области окончаний. В конце концов аксоны, идущие от каждого глаза, приобретают широкие разветвленные терминали, расположенные в пределах только соответствующего слоя. Там же, где аксоны от одного глаза проходят сквозь слой, нннервируемый аксоном от другого глаза, они не имеют боковых ответвлений. Таким образом, при формировании зрелой картины межнейронных связей форма аксонов постоянно закономерно меняется так, что одни от-рюстки избирательно уничтожаются, а другие усиленно ветвятся.
fuc. 20.15. Аксонная перестройка в наружном ь<оленчатом теле происходит задолго до рождения. На начальном этапе развития (1) аксоны от обоих глаз просты по форме и заканчиваются конусами роста. В ходе развития аксоны приобретают множество боковых ответвлений (2), а затем теряют некоторые из ьчих, но образуют терминальные разветвле-ь-шя (3), которые в итоге занимают определенную территорию, формируя глазоспеци-с^ичный слой (4) (Шатц, 1992).
Под влиянием чего происходят эти перестройки, если в это время глаза еще не видят и сетчатка не посылает никаких сигналов? К. Шатц с соавторами (1992) высказали предположение, что иннервация всех нейронов области мишени равновероятна, а формирование специфических функциональных юн происходит путем конкуренции между входными аксонами.
Д. Хьюбел и Т. Визел (Hubel, Wiesel, 1979) изучали развитие катаракты у i •гей. Они сшивали веки у новорожденных котят и фиксировали через неделю изменение формирования глазодоминантности в наружном коленчатом теле. Аксоны от наружного коленчатого тела, представляющие закрытый глаз, иннервировали меньшие области в четвертом слое коры головного мозга, чем это встречается в норме, когда глаз получает лучи света. Напротив, аксоны, соответствующие открытому глазу, иннервировали существенно большие области коры, чем отмечено в норме.
Важно отметить, что такие изменения ограничены определенным критическим периодом: если у детей вовремя (до двух лет) не удалить катаракту, они навсегда останутся слепыми (у взрослых таких тяжелых последствий не отмечается).
Колонки глазодоминантности формируются благодаря активности нейронов, идущих от наружного коленчатого тела. Их аксоны, представляющие разные глаза, конкурируют друг с другом за общую территорию в четвертом слое зрительной коры. При одинаковом поступлении света в оба глаза колонки, соответствующие левому и правому глазу, получаются одинаковыми, уменьшение стимуляции одного из глаз приводит к неравному распределению площади в четвертом слое (Шатц, 1992).
М.П. Страйкер и У. Харрис (цит. по: Шатц, 1992), блокируя все ПД в ганглиозных клетках сетчатки с помощью тетродотоксина в критический период постнатального развития, показали, что это препятствует нормальному развитию и установлению аксонами необходимых связей (рис. 20.16).
Однако сами по себе ПД недостаточны для структурной компартмента-лизации (членения на участки) коры. Для этого ее нейроны должны возбуждаться неодновременно, поскольку искусственное одновременное раздражение всех аксонов зрительных нервов препятствует подразделению аксонов нейронов наружного коленчатого тела по зонам иннервации в четвертом слое зрительной коры.
Временная последовательность в возбуждении нейронов является критическим фактором, определяющим, какие синаптические связи укрепятся и сохранятся, а какие — ослабнут и элиминируются (будут удалены). В естественных условиях корреляция активности соседних ганглиозных клеток происходит сама собой благодаря тому, что они получают раздражение от одних и тех же зрительных стимулов (Шатц, 1992).
Механизмом укрепления или ослабления связей в зрительной коре в критический период формирования глазоспецифичности является синапс Хеб-ба (см. гл. 15). Такой синапс возникает при совпадении возбуждения в пре-синаптической и постсинаптической клетках, что ведет к повышению эффективности передачи сигнала и пластическим изменениям в пресинапти-ческом аксоне. В. Зингер и И. Френьяк обнаружили наличие синапсов Хебба
Рис. ЗЛО. Установлено, что у новорожденных котят области 4-го слоя зрительной коры, ин-нервируемые аксонами разных глаз, частично перекрываются (а). Зрительная стимуляция приводит к разделению зон иннервации соответствующих аксонов и формированию колонок гла-зодоминантности (б). Этот нормальный ход развития может быть блокирован тетродотокси-ном; в результате сегрегации аксонов не происходит и колонки глазодоминантности не образуются (в). Нарушить развитие можно также путем депривации, т. е. закрыв один глаз и лишив его зрительной стимуляции (г). В этом случае аксоны, соответствующие открытому глазу, занимают в зрительной коре большую территорию, чем им следовало бы (Шатц, 1992).
в зрительной коре в критический период формирования глазоспецифично-сти (Шатц, 1992).
В процессе развития колонок глазодоминантности синаптические окончания, возбуждающиеся неодновременно, снижают эффективность передачи сигнала и изчезают. Есть предположение, что существует механизм ослабления синаптической передачи в зависимости от степени активности нейронов.
Сходные процессы аксонных перестроек происходят в спинномозговых мотонейронах при формировании иннервации их мишеней — мышц, как показал М. О'Донован. У взрослых млекопитающих каждое мышечное волокно иннервируется только одним мотонейроном. Однако в раннем онтогенезе, когда аксоны мотонейронов достигают мышц и устанавливаются первые контакты с ними, к каждому мышечному волокну подходят аксоны многих мотонейронов. Впоследствии, как и в зрительной системе, часть си-наптических входов утрачивается, неэффективно работающие нейроны погибают, что приводит к формированию иннервации, свойственной взрослому организму. Для сохранения нервных волокон, которые будут передавать сигналы мышечным волокнам, необходима определенная временная последовательность импульсной активности мотонейронов (Шатц, 1992).
Подобным образом происходит формирование слоев глазоспецифичнос-ти в наружном коленчатом теле. В 1988 г. Л. Галли-Реста и Л. Маффеи регистрировали активность ганглиозных клеток плода. Они показали пачечную активность клеток в полной темноте. Эта активность способствует разделению аксонов нейронов, идущих от разных глаз, и формированию глазоспе-цифичных слоев в наружном коленчатом теле еще до рождения ребенка.
Однако при случайной импульсации клеток не может возникнуть сортировка нервных окончаний, обусловленная взаимной корреляцией их импульсной активности. Для этого необходимо, чтобы соседние ганглиозные клетки в каждом глазу возбуждались почти одновременно, а импульсация клеток разных глаз была асинхронной. Можно предположить, что существует некое организующее начало, соответствующее этому требованию.
Синапсы между аксонами ганглиозных клеток и нейронами наружного коленчатого тела, по-видимому, также могут быть синапсами Хебба, т. е. обладать чувствительностью к корреляции и активности иннервирующих окончаний. В лаборатории К.Дж. Шатц удалось показать связанную активность ганглиозных клеток сетчатки: они возбуждаются закономерно и ритмично с интервалом около 5 сек. При этом вспышки активности продолжительностью в несколько секунд перемежались периодами покоя от 30 до 120 сек.
Таким образом, в раннем онтогенезе в зрительной системе существует критический период, предопределяющий возникновение нервных путей, которые в дальнейшем будут осуществлять передачу информации в нервной системе. Дальнейший критический период в зрительной системе будет предопределяться формированием способности нервных клеток зрительной коры анализировать поступающие сигналы. Все критические периоды требуют соблюдения определенных условий. Такие же критические периоды есть и в других мозговых анализаторах.
Психическое развитие ребенка — это не просто созревание заложенных от природы задатков. Оно складывается в предметной деятельности малыша, когда он овладевает предметами, созданными человечеством в процессе опосредованного словом общения со взрослым. Первые его орудия — игрушки, ложки, чашки — постепенно сменяются более сложными — ручкой, книгой, компьютером. С их помощью ребенок приобщается и осваивает все разнообразие деятельностей, известных человечеству (Выготский, 1982-1984; Лурия, 1999).
Первая активность ребенка ограничена поведением, побуждаемым биологическими влечениями и ориентировочным рефлексом. Опосредованное речью общение со взрослым придает его активности новый смысл: его внимание следует за указанием взрослого, его действия становятся произвольными. Позднее внешнее опосредование превращается во внутреннее, при котором направляющие внимание и действия слова произносит не взрослый, а ребенок во внутренней речи. Если первоначально мать привлекала его внимание словами: “Это — цветок, а это — солнце”, — и руководила его действиями: “Дай руку, возми чашку”, — то теперь он управляет этими действиями сам. Сначала повторяет самому себе слова матери в ее отсутствие, а позднее его развернутая речь трансформируется во внутреннюю, свернутую до редуцированных фраз. Именно эта речь в дальнейшем будет организовывать поведение человека.
Поэтапное формирование психических возможностей ребенка, освоение новых форм деятельности и языка меняет и соотношение между психологическими функциями. Если малыш структурировал свои представления о мире так, как воспринимал этот мир и запоминал, то позднее по мере освоения опыта человечества, зафиксированного в языковых связях и конструкциях, он начинает воспринимать свое окружение и запоминать его так, как он его мыслит (Выготский, 1982-1984; Лурия, 1999).
Русская пословица гласит: малые дети — малые заботы, большие дети — большие заботы. Однако содержание психофизиологических знаний в области раннего воспитания и обучения свидетельствует о том, что чем больше взрослые вкладывают в ребенка в его ранний период жизни, тем легче идет процесс становления личности и адаптации в обществе в более поздний период жизни.
Словарь
Гетерохронность —
неодновременность созревания разных структур мозга в процессе онтогенеза.
Готовность к материнству
включает несколько составляющих: физиологическую, психологическую и социальную. Физиологическая готовность предполагает зрелость организма матери и его способность выносить и родить здорового ребенка. Психологическая основывается на стремлении матери нести ответственность за жизнь ребенка, желать его воспитывать. Под социальной готовностью понимаются те условия, в которых мать и ребенок будут пребывать в то время, когда оба они напрямую зависят от внешних условий и других людей.
Девиантное материнство —
отклоняющееся от нормы поведение матери, отказывающейся от воспитания ребенка или нежелающей выполнять эту функцию. Возникает в результате неадекватных взаимоотношений с собственной матерью в детстве или, как следствие, искаженного восприятия собственного ребенка.
Импринтинг —запечатлевание в первые часы от момента рождения новорожденным образа своего родителя.
Критический период —
время в пренатальном и в раннем постнатальном развитии, характеризующееся интенсивным морфофункциональным созреванием. Необходимым условием успешного развития в критический период является специфическое воздействие извне. Отсутствие таких специфических средовых стимулов может привести к замедлению созревания или полному отсутствию соответствующей функции.
Материнская депривация —
развитие ребенка без матери.
Обогащенная среда —
среда, условия которой не ограничивают развитие мозга на каждом этапе его формирования.'
Онтогенез —индивидуальное развитие организма.