Особенности развития человека в раннем онтогенезе

В процессе развития организм тесно взаимодействует с окружающей средой (Северцов, 1939), поэтому эффективность его функционирования в суще­ственной мере определяется морфофункциональной зрелостью физиологи­ческих систем и адекватностью средовых факторов функциональным воз­можностям организма (Фарбер, Безруких, 2001) (Рис. 20.1).

Разные структуры и их функциональные объединения (функциональные системы) в соответствии с их значимостью в обеспечении жизнедеятельно­сти созревают на разных этапах пре- и постнатальной жизни. Эта особен­ность развития организма называется гетерохронностъю (Северцов, 1938; Батуев, 2000). Надежность функционирования обеспечивается взаимозаме­няемостью компонентов, их дублированием, избыточностью мозговой тка­ни. Чем раньше период в онтогенезе, рассматриваемый исследователями, гм большее влияние на развитие оказывают генетические механизмы. Flo-Wee же все большее значение приобретают пластические перестройки ком-тонентов внутри формирующихся функциональных систем (Анохин, 1968). Структуры мозга дифференцируются и растут. В них происходят коли-|1ественные и качественные изменения. Качественные обнаруживаются в

Особенности развития человека в раннем онтогенезе - student2.ru

возникновении новых взаимоотно­шений между структурами. Сами же структуры в этот момент отличаются высокой пластичностью и чувстви­тельностью (сенситивностью) к спе­цифическим внешним воздействи­ям. В зависимости от величины этой пластичности выделяют сенситив­ные и критические периоды.

Рис. 20. /. Пластичность и уровень развития животных к моменту рождения варьируют в зависимости от конкретных условий суще­ствования вида (Фото И. Константинова. Со­ветская женщина. 1974. № 12.).

Понятие “критический период” возникло в рамках эмбриологии. Под ним понимали ограниченный временной отрезок формирования того или иного органа, когда внеш­нее воздействие могло необратимо нарушить процесс его развития. Под сенситивным периодом, понятием пе­дагогической науки, понимался временной отрезок, в течение которого про­исходило наиболее эффективное освоение воздействий и приобретение на­выков у ребенка (Марютина, Ермолаев, 1997).

В настоящее время использование этих понятий расширилось. Термин “кри­тический период” относят и к пренатальному и к раннему постнатальному раз­витию для характеристики времени, связанного с интенсивным морфофункци-ональным созреванием. Необходимым условием успешного развития в крити­ческий период является специфическое воздействие извне. Отсутствие таких спе­цифических средовых стимулов может привести к замедлению созревания или полному отсутствию соответствующей функции. Если в момент становления зри1 тельного анализатора свет не будет падать на глаза, то система анализа визуаль­ной информации не будет создана. Это объясняется тем, что для активации ней­ронов необходимо формирование множественных связей, более тысячи на один нейрон. Отсутствие стимуляции нарушит этот процесс, нейроны не смогут воз­буждаться, что приведет к массированной их гибели. Наша нервная система, со­зданная в процессе эволюционного отбора, не может допустить существование нефункционирующих клеток или тканей. Отсутствие зрения, в свою очередь, повлияет на весь ход развития ребенка (Фарбер, Безруких, 2001).

Однако критические периоды могут быть не только в раннем онтогене­зе, но и в более поздние сроки. Например, период в 7-8 лет, когда одновре­менно меняются базовые механизмы организации высших функций, обмен­ные процессы, деятельность всех систем вегетативного обеспечения. Дру­гим подобным периодом можно считать период полового созревания, на­чинающийся у девочек в 11-12 лет, у мальчиков — в 13-14 лет. Выброс в кровь большого количества половых гомонов ведет к изменению взаимодей­ствия корковых и подкорковых структур, снижению эффективности цент­ральной регуляции (Фарбер, Безруких, 2001).

В рамках этой главы мы будем рассматривать прежде всего процессы, ко­торые происходят с ребенком в первые 5 лет, поскольку именно это время является наиболее значимым для становления личности.


Наши рекомендации