Особенности развития человека в раннем онтогенезе
В процессе развития организм тесно взаимодействует с окружающей средой (Северцов, 1939), поэтому эффективность его функционирования в существенной мере определяется морфофункциональной зрелостью физиологических систем и адекватностью средовых факторов функциональным возможностям организма (Фарбер, Безруких, 2001) (Рис. 20.1).
Разные структуры и их функциональные объединения (функциональные системы) в соответствии с их значимостью в обеспечении жизнедеятельности созревают на разных этапах пре- и постнатальной жизни. Эта особенность развития организма называется гетерохронностъю (Северцов, 1938; Батуев, 2000). Надежность функционирования обеспечивается взаимозаменяемостью компонентов, их дублированием, избыточностью мозговой ткани. Чем раньше период в онтогенезе, рассматриваемый исследователями, гм большее влияние на развитие оказывают генетические механизмы. Flo-Wee же все большее значение приобретают пластические перестройки ком-тонентов внутри формирующихся функциональных систем (Анохин, 1968). Структуры мозга дифференцируются и растут. В них происходят коли-|1ественные и качественные изменения. Качественные обнаруживаются в
возникновении новых взаимоотношений между структурами. Сами же структуры в этот момент отличаются высокой пластичностью и чувствительностью (сенситивностью) к специфическим внешним воздействиям. В зависимости от величины этой пластичности выделяют сенситивные и критические периоды.
Рис. 20. /. Пластичность и уровень развития животных к моменту рождения варьируют в зависимости от конкретных условий существования вида (Фото И. Константинова. Советская женщина. 1974. № 12.). |
Понятие “критический период” возникло в рамках эмбриологии. Под ним понимали ограниченный временной отрезок формирования того или иного органа, когда внешнее воздействие могло необратимо нарушить процесс его развития. Под сенситивным периодом, понятием педагогической науки, понимался временной отрезок, в течение которого происходило наиболее эффективное освоение воздействий и приобретение навыков у ребенка (Марютина, Ермолаев, 1997).
В настоящее время использование этих понятий расширилось. Термин “критический период” относят и к пренатальному и к раннему постнатальному развитию для характеристики времени, связанного с интенсивным морфофункци-ональным созреванием. Необходимым условием успешного развития в критический период является специфическое воздействие извне. Отсутствие таких специфических средовых стимулов может привести к замедлению созревания или полному отсутствию соответствующей функции. Если в момент становления зри1 тельного анализатора свет не будет падать на глаза, то система анализа визуальной информации не будет создана. Это объясняется тем, что для активации нейронов необходимо формирование множественных связей, более тысячи на один нейрон. Отсутствие стимуляции нарушит этот процесс, нейроны не смогут возбуждаться, что приведет к массированной их гибели. Наша нервная система, созданная в процессе эволюционного отбора, не может допустить существование нефункционирующих клеток или тканей. Отсутствие зрения, в свою очередь, повлияет на весь ход развития ребенка (Фарбер, Безруких, 2001).
Однако критические периоды могут быть не только в раннем онтогенезе, но и в более поздние сроки. Например, период в 7-8 лет, когда одновременно меняются базовые механизмы организации высших функций, обменные процессы, деятельность всех систем вегетативного обеспечения. Другим подобным периодом можно считать период полового созревания, начинающийся у девочек в 11-12 лет, у мальчиков — в 13-14 лет. Выброс в кровь большого количества половых гомонов ведет к изменению взаимодействия корковых и подкорковых структур, снижению эффективности центральной регуляции (Фарбер, Безруких, 2001).
В рамках этой главы мы будем рассматривать прежде всего процессы, которые происходят с ребенком в первые 5 лет, поскольку именно это время является наиболее значимым для становления личности.