Энграмма и способы ее формирования
След памяти, сформированный в процессе обучения, называется энграммой. Утрата энграммы вследствие ее повреждения называется амнезией (отсутствие памяти). Выделяют антероградную и ретроградную амнезии, различающиеся тем, информация какого периода по отношению к моменту повреждающего мозг воздействия исчезает из памяти. Антероградная амнезия — неспособность сформировать энграмму после воздействия, ретроградная — утрата памяти на определенные события в период, предшествующий воздействию.
Существует несколько концепций, определяющих последовательность формирования энграммы. Наиболее ранняя из них предполагает наличие двух состояний энграммы: первоначального неустойчивого (кратковременная память) и следующего за ним этапа формирования устойчивого следа (долговременная память). Переход энграммы из неустойчивого состояния в устойчивое происходит через механизм консолидации (упрочения следа памяти). Такую этапность формирования следов памяти предложил Д. Хебб (Hebb, 1949). Согласно его концепции, для кратковременной памяти характерен ограниченный объем информации (1+2 единицы), быстрое угасание следа и разрушаемость его под воздействием большого числа факторов.
Наряду с фактами, подтверждающими существование кратковременной и долговременной памяти, существуют многочисленные эксперименты, противоречащие этой гипотезе. У. Пенфилд и Т. Расмуссен (Penfild, Rusmussen, 1950) произвели электрическую стимуляцию отдельных участков поверхности обнаженного мозга у больных эпилепсией в процессе оперативного вмешательства (см. гл. 4). Поскольку в головном мозге болевые
рецепторы отсутствуют (они есть только в стенках сосудов, пронизывающих мозг, оболочках, его покрывающих, и в коже над черепной коробкой), нейрохирургические операции, как уже отмечалось, можно проводить под местной анестезией. В этом случае пациент остается в сознании и способен описать свои ощущения в ответ на раздражение коры электрическим током. У. Пенфилд изучил корковую поверхность более чем у 1000 человек, проведя картирование моторных, сенсорных и речевых функций в коре. Он обнаружил реакцию ретроспекции (возникновение кадров из прошлого), при которой человек под воздействием электрического раздражения височных долей вспоминает и связно описывает события прошлого. В таких исследованиях нередко люди вспоминали факты, о которых никогда не подозревали сами.
Кроме этого, существует спонтанное восстановление следов памяти, утраченных при амнезиях. Все это предполагает скорее то, что энграмма формируется при первом предъявлении стимула, а затем либо остается доступной для воспроизведения, либо нет. Возможно, что в отношении памяти наш мозг подобен компьютеру, в котором информация, стертая пользователем, сохраняется на диске, хотя становится недоступной для предъявления. В то же время более опытный программист при некоторых условиях может вновь ею воспользоваться.
Наряду с представлением о двух состояниях энграммы существует гипотеза, предполагающая формирование следа памяти под влиянием специфического (приобретенного в опыте) и неспецифического (связанного с состоянием мозга) процессов. Ее также называют гипотезой одного следа и двух процессов. Согласно представлениям Дж. Макго и П. Гоулда (McGaugh, Gold, 1976), энграмма формируется одномоментно, при участии специфи*-ческих процессов, но ее состояние зависит от неспецифических систем мозга. Она подчиняется закону Йеркса-Додсона, который гласит, что эффективность процессов памяти максимальна при средних уровнях активации. В соответствии с этой гипотезой, след памяти, сформированный одномоментно, сохраняется навсегда, но его воспроизведение опосредуется мно-, гими дополнительными факторами.
Близкую позицию занимает Т.Н. Греченко (1997), предложившая теорию активной памяти и введшая понятие состояние энграммы, которое предопределяет ее готовность к считыванию. Активность энграммы обнаруживается в возбуждении нейронов, отвечающих за формирование данного следа памяти. Для воспроизведения доступен только активный след, большинство же следов памяти находится в неактивном состоянии. С этой точки зрения, кратковременная память — активная память. Этот же автор полагает, что один и тот же след памяти в зависимости от времени, прошедшего после обучения, реализуется различными нейронами.
Наконец, высказано представление о наличии более трех состояний эн
граммы. Оно основано на результатах экспериментов, в которых исследо
валось влияние различных химических веществ на память. В этих опытах
удавалось получить амнезию различной длительности, что и послужило ос
новой такой гипотезы (Gibbs, Ng, 1997). ,/, .., „