Предмет, задачи, методы и принципы дефектологии.
Лекция 1
Литература
1) В.А.Лапшин, Пузанов Основы дефектологии; М 1990 г.
2) Коррекционная педагогика под ред. Пузанова; 1999 г.
3) Петрова В.Г. «Кто они дети с отклонением в развитии» Белекова, М 1998 г.
Предмет, задачи, методы и принципы дефектологии.
Дефектология (КП) – относится к педагогическим наукам, о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социально-трудовой адаптации различных категорий людей (детей) с отклонением в развитии.
Defektos – недостаток;
Logos – учение
Предметом исследования являются дети с физическими и психическими недостатками.
Выделяют 10 категорий детей с недостатками развития:
1) Незрячие
2) Слабовидящие
3) Глухие
4) Тугоухи
5) С речевыми нарушениями
6) С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
7) Дети с задержкой психического развития
8) С нарушениями поведения различные степени умственной отсталости
9) С умственной отсталостью
10) Дети с комбинированными (сложными) нарушениями.
Дефектология объединяет ряд самостоятельных областей: сурдопедагогику, тифлопедагогику (с нарушением зрения), олигофренопедагогику и логопедию.
Дефектология включает в себя специальную психологию. Изучаются психологические особенности аномальных детей.
Задачи дефектологии.
1) Комплексное психолого-педагогическое и клинико-физиологическое изучение основных закономерностей развития детей с нарушениями.
2) Определение качественного своеобразия структуры нарушения.
3) Разработка психолого-педагогических классификаций различных категорий затей с нарушением развития. Обоснование дифференцированного подхода в воспитании и обучении, а также коррекция недостатков их познавательной деятельности и личности.
4) Обоснование принципов организации системы разнообразных специальных упражнений, которые создают оптимальные условия для воспитания и обучения.
5) Определение целей, задач, содержания принципов и методов воспитания, обучения трудовой и социальной подготовки.
6) Разработка специальных технических средств, которые помогают детям познавать окружающий мир и устанавливать контакты с этим миром.
7) Определение путей и средств профилактики возникновения и развития нарушений у детей.
8) Нахождение путей позволяющих улучшить, сделать более комфортной жизнь лиц, имеющих отклонения в развитии.
Методы
Дефектология использует педагогические и психологические методы.
1. наблюдение.
2. обследование (особенности формирования личности).
3. беседы.
4. эксперимент (в специально создаваемых условиях).
Анализ результатов деятельности:
Методы: социологии, психологии, социометрии, анкетирование, интервьюирование.
Психологопедагогика и медицина.
Общие принципы дефектологии:
1) Доступность
2) Научность
3) Систематичность
4) Наглядность
5) Индивидуализация обучения
6) Единство обучения и воспитания
7) Связь теории с практикой
8) Сознательность
9) Активность
Дефектология основывается на изучении закономерностей развития ребенка в норме и с нарушениями и в установлении особенностей развития. Дефектология связана с общей специальной психологией. Дефектология использует знание медицины в области невропатологии, патологической анатомии, патофизиологии. Использует знания из области общей медицинской генетики (наследственность), по психопатологии, отоларингологии, офтальмологии.
Соотношение биологических и социальных факторов
В развитии ребенка.
Развитие психики формируется поэтапно. Созревание психических функций, их качественное преобразование и совершенствование происходит на каждом последующем возрастном этапе. Нарастает активность, осознанность и целеустремленность деятельности по мере формирования целевых потребностей. Непроизвольные психические потребности перерастают в произвольные. Формируется произвольное внимание, осмысление восприятия, отвлеченное мышление, логическое мышление. Все это есть результат социального опыта, которым в ходе психического развития овладевает ребенок.
Процесс развития личности характеризуется взаимодействием системы биологических и социальных факторов. Оба эти фактора ведут к единой цели – формирование человека. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные способности. Эти способности определяют овладение знаниями, возможности познания. То есть биологические факторы создают предпосылки психического развития. Нарушение развития рассматривается с одной стороны как биологический фактор, с другой – в воспитании и обучении детей с нарушениями развития мы имеем дело с их социальными последствиями.
Лекция 2.
Зона ближайшего развития
Это зона потенциальных возможностей. Важно знать потенциальные возможности формирования функций аномального ребенка, которые он не может (пока) реализовать самостоятельно, но может реализовать с помощью педагога.
Согласно Л.С.Выготскому зона ближайшего развития определяет не только имеющиеся возможности, но и перспективу развития аномального ребенка. Обучение должно стимулировать переход зоны ближайшего развития в зону активного развития. Со временем руководство педагога становится излишним, а решение задач ребенком – самостоятельным.
Врожденные отклонения
Являются следствием различных влияний на зародыш и развивающийся плод во время внутриутробного периода. Интоксикации, травмы, нарушения питания и т.д. Они связаны с состоянием здоровья и образа жизни будущей матери.
Токсоплазмоз – инфекционное заболевание, распространяемое кошками и птицами. Приводит к врожденной умственной отсталости, поражению органов зрения и др.
Гормональные нарушения, заболевания печени и почек, алкоголизм и злоупотребление медикаментами матерью – все это влияет на развитие плода. Резус-несовместимость обуславливает различные мозговые поражения.
Наследственные факторы: нарушение в структуре и гене хромосом вызванные аномалиями хромосомного набора родителей являются причиной некоторых глубоко выраженных форм умственной отсталости, к числу которых относится болезнь Дауна.
Приобретенные аномалии:
Вызваны родовыми и послеродовыми поражениями организма ребенка. К родовым: механическое повреждение плода, асфиксии и т.д. К послеродовым: инфекции, травмы.
Менингит – двигательные нарушения.
Энцефалит – ВЗП, задержка развития моторики. Аффективные вспышки.
Менингоэнцефалит – двигательные, речевые, интеллектуальные нарушения.
Полиомиелит – двигательная сфера, поражение отдельных мышц.
Корь, краснуха, грипп – поражение НС (особенно во время беременности).
Интоксикации – различные нарушения, зависят от области воздействия токсинов.
Лекция 1
Литература
1) В.А.Лапшин, Пузанов Основы дефектологии; М 1990 г.
2) Коррекционная педагогика под ред. Пузанова; 1999 г.
3) Петрова В.Г. «Кто они дети с отклонением в развитии» Белекова, М 1998 г.
Предмет, задачи, методы и принципы дефектологии.
Дефектология (КП) – относится к педагогическим наукам, о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социально-трудовой адаптации различных категорий людей (детей) с отклонением в развитии.
Defektos – недостаток;
Logos – учение
Предметом исследования являются дети с физическими и психическими недостатками.
Выделяют 10 категорий детей с недостатками развития:
1) Незрячие
2) Слабовидящие
3) Глухие
4) Тугоухи
5) С речевыми нарушениями
6) С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
7) Дети с задержкой психического развития
8) С нарушениями поведения различные степени умственной отсталости
9) С умственной отсталостью
10) Дети с комбинированными (сложными) нарушениями.
Дефектология объединяет ряд самостоятельных областей: сурдопедагогику, тифлопедагогику (с нарушением зрения), олигофренопедагогику и логопедию.
Дефектология включает в себя специальную психологию. Изучаются психологические особенности аномальных детей.
Задачи дефектологии.
1) Комплексное психолого-педагогическое и клинико-физиологическое изучение основных закономерностей развития детей с нарушениями.
2) Определение качественного своеобразия структуры нарушения.
3) Разработка психолого-педагогических классификаций различных категорий затей с нарушением развития. Обоснование дифференцированного подхода в воспитании и обучении, а также коррекция недостатков их познавательной деятельности и личности.
4) Обоснование принципов организации системы разнообразных специальных упражнений, которые создают оптимальные условия для воспитания и обучения.
5) Определение целей, задач, содержания принципов и методов воспитания, обучения трудовой и социальной подготовки.
6) Разработка специальных технических средств, которые помогают детям познавать окружающий мир и устанавливать контакты с этим миром.
7) Определение путей и средств профилактики возникновения и развития нарушений у детей.
8) Нахождение путей позволяющих улучшить, сделать более комфортной жизнь лиц, имеющих отклонения в развитии.
Методы
Дефектология использует педагогические и психологические методы.
1. наблюдение.
2. обследование (особенности формирования личности).
3. беседы.
4. эксперимент (в специально создаваемых условиях).
Анализ результатов деятельности:
Методы: социологии, психологии, социометрии, анкетирование, интервьюирование.