Профессиональные нарушения голоса

Особенности профессионального использования голоса • Класси­фикация «голосовых профессий» • Профессиональные дисфонии, их этиология и распространенность • Профилактика голосовых нару­шений • Гигиена голоса

Полноценная деятельность людей коммуникативных профес­сий во многом зависит от работоспособности их голосового аппа­рата и качества голоса, от умения правильно и эффективно вла­деть им в профессиональных целях. К деятельности голосового аппарата людей речевых профессий предъявляются повышенные требования. Во-первых, голосовой аппарат должен быть достаточ­но выносливым для интенсивной ежедневной работы в течение нескольких часов. Во-вторых, голос должен обладать определен­ными качествами — мелодичностью, гибкостью, интонационной выразительностью, приятным тембром, силой.

Несмотря на неуклонное техническое усовершенствование учеб­ного, воспитательного и культурно-просветительного процессов, живое слово педагога, воспитателя, лектора, актера остается са­мым могущественным и убедительным источником информации, прогресса и культуры (Ю.Василенко). Профессионалы голоса — весьма распространенная категория специалистов в самых разных сферах общественной жизни. Только в нашей стране насчитывает­ся более 2 млн. учителей, растет численность работников культу­ры, вокалистов, актеров.

Союзом европейских фониатров в 1979 г. была предложена клас­сификация профессий в соответствии с требованиями, предъяв­ляемыми к качеству голоса.

A. Профессии с чрезвычайно высокими требованиями к каче­ству голоса: а) певцы-солисты; б) певцы-хористы; в) актеры (ар­тисты); г) дикторы радио и телевидения.

Б. Профессии с высокими требованиями к качеству голоса: а) преподаватели; б) профессиональные ораторы, переводчики, те­лефонисты и др.; в) воспитатели и учителя в детских учреждениях.

B. Профессии с повышенными требованиями к качеству голоса или связанные с работой в шумной среде: а) адвокаты; б) судьи; в) врачи; г) войсковые командиры (офицеры, сержанты).

Всех их объединяет повышенный уровень требований к акусти­ческим параметрам голоса, а также к выносливости и функцио­нальной «прочности» голосового аппарата.

Известно, что длительное перенапряжение голосового аппара­та, несоблюдение правил гигиены голоса могут стать причиной развития функциональных или органических заболеваний горта­ни — главного «инструмента» профессионалов голоса. Зачастую заболевания гортани оказываются причиной начала формирова­ния профессиональной непригодности и последующей потери профессиональной квалификации. Государство в случае заболева­ния голосового аппарата специалиста высокого уровня теряет зна­чительные средства, которые были затрачены на его подготовку.

Существует множество точек зрения на то, что следует при­знавать профессиональным заболеванием голосового аппарата. Так, М.С.Эрбштейн (1915), Л.Д.Работнов (1929) считают, что к ним могут быть отнесены такие заболевания, которые возникают в результате грубых погрешностей в технике голосообразования либо из-за длительной, без отдыха, голосовой нагрузки. В.Г.Малютин (1932) среди причин профессиональных заболеваний на первое место ставит обстановку на работе и только на второе — перегруз­ку. E.Nessel (I965) придерживается мнения, что расстройство го­лоса может быть признано профессиональным заболеванием, если, несмотря на постановку голоса в процессе обучения и фониатрическое лечение, во время профессиональной деятельности возник­ло стойкое поражение. В нашей стране, согласно приказу № 90 от 14.03.96 Министерства здравоохранения РФ, к профессиональным заболеваниям голосового аппарата относят хронический ларингит, узелки голосовых складок, контактные язвы. Функциональные на­рушения голоса в список таких заболеваний не включены.

Профессиональные нарушения голоса имеют весьма высокую распространенность. Дисфонии, связанные с особенностями не­которых профессиональных требований, предъявляемых к голо­совой функции, чаще всего наблюдаются у воспитателей детских садов, у начинающих учителей, вокалистов, военнослужащих и представителей других профессий, связанных с продолжительным или грубым использованием голоса. По данным различных авто­ров, профессиональными заболеваниями голосового аппарата стра­дают от 32,6 до 53,2% учителей, в среднем 20% телефонистов, 31 % переводчиков, от 47,5 до 72% воспитателей детских садов, около 77 % экскурсоводов. Военнослужащие традиционно пользу­ются для подачи команд резким, жестким механизмом голосооб­разования и значительно усиливают громкость голоса, однако дан­ные о количестве голосовых нарушений у этой категории профес­сионалов отсутствуют.

Среди наиболее распространенных причин возникновения про­фессиональных нарушений голоса наряду с особенностями его использования значительное место занимают внешние факторы макро- и микроклимата: загрязнение воздуха вредными веще­ствами в газообразном, жидком или твердом состоянии либо эк­стремальные температурные влияния — холод или жара, а также неблагоприятные и вредные акустические условия (Максимов И., 1987).

В современной индустрии насчитывается более 1000 производ­ственных вредностей, которые могут оказывать отрицательное, угнетающее воздействие на слизистую оболочку дыхательных пу­тей. Некоторые из них не являются токсичными в прямом смысле и не оказывают вредного химического влияния. К ним относятся различные инертные вещества минерального происхождения в распыленном состоянии, встречающиеся в промышленном про­изводстве и в сельском хозяйстве. Другие вещества бывают ток­сичными в различных агрегатных состояниях (распыленном, жид­ком, газообразном) и путем химического воздействия могут по­вредить слизистую оболочку дыхательных путей.

Патологические изменения в гортани, выраженные в различ­ной степени, отмечаются у людей, не прошедших специальную подготовку и соответственно не соблюдающих основные правила голосообразования и голосоведения. При заболеваниях гортани оценку влияния профессиональных факторов в связи с наруше­нием ее функций выносят с учетом трудового стажа, возможного превышения нормативов для определенных видов трудовой дея­тельности и данных анализа условий труда по всем показателям. Союз европейских фониатров принял количественную оценку (в баллах) для всех нарушений голоса:

0— нормальный голос;

1— глуховатый голос;

2— осиплость слабой степени;

3— осиплость средней степени;

4— осиплость сильной степени;

5— афония;

6— утрата голоса после ларингоэктомии.

Как уже отмечалось, к голосу профессионалов предъявляются повышенные требования как с точки зрения его акустических и эстетических параметров, так и с точки зрения выносливости. Считается, что голосовой аппарат профессионала может работать в нагрузочном режиме не менее 4 ч в день ежедневно без утраты качества голоса. Для выполнения высоких требований к голосово­му аппарату как к орудию труда профессионалов необходим и комплексный подход к их специальной подготовке к трудовой деятельности и к оценке (и требованиям) условий труда.

1. Профессиональная подготовка специалистов голосовых про­фессий должна основываться на определенном отборе. Необходи­мо исключить наличие у претендента наследственных эндокрин­ных и других заболеваний, снижающих функциональные возмож­ности голосового аппарата. Важно также выявить исходные параметры силы, высоты, выносливости голоса и его эстетические качества.

2. Она также должна предусматривать специальные занятия по «постановке» голоса и технике речи.

3. Важно обеспечить благоприятные акустические, физические, микробиологические и химические условия осуществления про­фессиональной деятельности.

4. Необходимо позаботиться о доступности специальной ин­формации, а также о возможности оказания фониатрической и фонопедической помощи людям, профессионально использую­щим голосовой аппарат.

5. Большое значение приобретает соблюдение правил гигиены голоса, особенно в критические периоды развития организма че­ловека и при заболеваниях верхних дыхательных путей.

Приведем основные правила профилактики голосовых рас­стройств.

Людям, которые подвержены частым заболеваниям гортани и быстрой утомляемости голоса, следует бережно относиться к сво­ему речевому аппарату, используя для отдыха каждую свободную минуту. После окончания рабочего дня целесообразно в течение 2—3 ч избегать продолжительных разговоров, а лучше и помол­чать. При неизбежности таких разговоров следует говорить ти­ше, пользоваться короткими и лаконичными фразами.

Педагогам, которым известны слабые стороны своего голосо­вого аппарата, необходимо под руководством специалиста овла­деть методами правильной голосоподачи и с особой тщательно­стью соблюдать строгий голосовой режим.

В случае заболевания ангиной, хроническим тонзиллитом, бо­лезнями носа и околоносовых пазух (ринит, гайморит, фронтит) воспалительные процессы могут распространиться и в гортани, поэтому надо пройти тщательное лечение у врача-оториноларин­голога. При острых простудных заболеваниях гортани представи­тели речевых профессий должны освобождаться от работы, со­блюдать строгий голосовой режим и следовать всем указаниям врача. Для профилактики простудных заболеваний верхних дыхательных путей необходимо закаливание организма, т.е. постепенное при­выкание к свежему прохладному воздуху. Приобретенная закалка и определенная выносливость позволят переносить колебания тем­пературы более легко и без ущерба для голосового аппарата.

Нельзя забывать также о том, что многие виды деятельности профессионалов голоса связаны с повышенным нервным напря­жением. В некоторых случаях нарушения голосовой функции в виде осиплости (дисфонии) или даже полной утраты голоса (афонии) могут быть обусловлены расстройствами нервной системы. Напри­мер, при большом волнении голос «срывается» и даже может пе­рестать звучать. Поэтому для профилактики надо стараться не подвергать нервную систему неожиданным сильным нагрузкам, психическим травмам, перенапряжению. Чтобы укрепить голосовой аппарат и нервную систему, полезно правильно использовать лет­ний и зимний отдых.

Немалую роль играет и правильное питание, так как голосо­вой аппарат весьма чувствителен к острой и раздражающей пище. Не следует часто употреблять слишком холодную или слишком горячую еду, а также острые блюда. Вредными являются и куре­ние табака, раздражающего слизистую оболочку дыхательного тракта, и употребление спиртных напитков, также пагубно влия­ющих на слизистую оболочку полости рта, глотки и нижележа­щих отделов.

В некоторые периоды жизни голосовые складки гортани осо­бенно ранимы. У женщин они набухают во время менструации, поэтому голос быстрее устает и может становиться глуше. В эти дни лучше его не перенапрягать. В пожилом возрасте голосовой аппарат более чувствителен к различным неблагоприятным фак­торам. Его работоспособность снижается, а чувствительность к простуде и перенапряжению возрастает. Поэтому следует более тщательно выполнять правила гигиены.

Вопросы и задания

1. Какие нарушения функционирования голосового аппарата можно квалифицировать как профессиональные?

2. Определите, к какой группе (согласно классификации Союза евро­пейских фониатров) можно отнести профессию учителя-логопеда.

3. Кто из представителей голосовых профессий, по статистическим данным, наиболее часто страдает нарушениями фонаторной функции? Почему? Какие неблагоприятные факторы обусловливают столь высо­кую заболеваемость?

4. Какие группы патологических факторов могут быть значимы для учителя-логопеда?

5. Составьте план беседы с педагогами ДОУ о правилах гигиены голо­сового аппарата и профилактики фонаторных нарушений.

6. Что, на ваш взгляд, может служить дополнительными факторами, обусловливающими возникновение и хронификацию голосового нару­шения?

7. К какой категории профессий (А, Б, В), согласно международной классификации, относятся «воспитатели и учителя в детских учрежде­ниях»?

8. Выберите из предложенных вариантов тот показатель, который со­ставляет продолжительность рабочего времени педагога, — 40, 36, 30 ч.

9. Какую, на ваш взгляд, роль играет стаж педагогического работника в возникновении хронического голосового нарушения?

ГЛАВА 6

Наши рекомендации