Профессиональные нарушения голоса
Особенности профессионального использования голоса • Классификация «голосовых профессий» • Профессиональные дисфонии, их этиология и распространенность • Профилактика голосовых нарушений • Гигиена голоса
Полноценная деятельность людей коммуникативных профессий во многом зависит от работоспособности их голосового аппарата и качества голоса, от умения правильно и эффективно владеть им в профессиональных целях. К деятельности голосового аппарата людей речевых профессий предъявляются повышенные требования. Во-первых, голосовой аппарат должен быть достаточно выносливым для интенсивной ежедневной работы в течение нескольких часов. Во-вторых, голос должен обладать определенными качествами — мелодичностью, гибкостью, интонационной выразительностью, приятным тембром, силой.
Несмотря на неуклонное техническое усовершенствование учебного, воспитательного и культурно-просветительного процессов, живое слово педагога, воспитателя, лектора, актера остается самым могущественным и убедительным источником информации, прогресса и культуры (Ю.Василенко). Профессионалы голоса — весьма распространенная категория специалистов в самых разных сферах общественной жизни. Только в нашей стране насчитывается более 2 млн. учителей, растет численность работников культуры, вокалистов, актеров.
Союзом европейских фониатров в 1979 г. была предложена классификация профессий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству голоса.
A. Профессии с чрезвычайно высокими требованиями к качеству голоса: а) певцы-солисты; б) певцы-хористы; в) актеры (артисты); г) дикторы радио и телевидения.
Б. Профессии с высокими требованиями к качеству голоса: а) преподаватели; б) профессиональные ораторы, переводчики, телефонисты и др.; в) воспитатели и учителя в детских учреждениях.
B. Профессии с повышенными требованиями к качеству голоса или связанные с работой в шумной среде: а) адвокаты; б) судьи; в) врачи; г) войсковые командиры (офицеры, сержанты).
Всех их объединяет повышенный уровень требований к акустическим параметрам голоса, а также к выносливости и функциональной «прочности» голосового аппарата.
Известно, что длительное перенапряжение голосового аппарата, несоблюдение правил гигиены голоса могут стать причиной развития функциональных или органических заболеваний гортани — главного «инструмента» профессионалов голоса. Зачастую заболевания гортани оказываются причиной начала формирования профессиональной непригодности и последующей потери профессиональной квалификации. Государство в случае заболевания голосового аппарата специалиста высокого уровня теряет значительные средства, которые были затрачены на его подготовку.
Существует множество точек зрения на то, что следует признавать профессиональным заболеванием голосового аппарата. Так, М.С.Эрбштейн (1915), Л.Д.Работнов (1929) считают, что к ним могут быть отнесены такие заболевания, которые возникают в результате грубых погрешностей в технике голосообразования либо из-за длительной, без отдыха, голосовой нагрузки. В.Г.Малютин (1932) среди причин профессиональных заболеваний на первое место ставит обстановку на работе и только на второе — перегрузку. E.Nessel (I965) придерживается мнения, что расстройство голоса может быть признано профессиональным заболеванием, если, несмотря на постановку голоса в процессе обучения и фониатрическое лечение, во время профессиональной деятельности возникло стойкое поражение. В нашей стране, согласно приказу № 90 от 14.03.96 Министерства здравоохранения РФ, к профессиональным заболеваниям голосового аппарата относят хронический ларингит, узелки голосовых складок, контактные язвы. Функциональные нарушения голоса в список таких заболеваний не включены.
Профессиональные нарушения голоса имеют весьма высокую распространенность. Дисфонии, связанные с особенностями некоторых профессиональных требований, предъявляемых к голосовой функции, чаще всего наблюдаются у воспитателей детских садов, у начинающих учителей, вокалистов, военнослужащих и представителей других профессий, связанных с продолжительным или грубым использованием голоса. По данным различных авторов, профессиональными заболеваниями голосового аппарата страдают от 32,6 до 53,2% учителей, в среднем 20% телефонистов, 31 % переводчиков, от 47,5 до 72% воспитателей детских садов, около 77 % экскурсоводов. Военнослужащие традиционно пользуются для подачи команд резким, жестким механизмом голосообразования и значительно усиливают громкость голоса, однако данные о количестве голосовых нарушений у этой категории профессионалов отсутствуют.
Среди наиболее распространенных причин возникновения профессиональных нарушений голоса наряду с особенностями его использования значительное место занимают внешние факторы макро- и микроклимата: загрязнение воздуха вредными веществами в газообразном, жидком или твердом состоянии либо экстремальные температурные влияния — холод или жара, а также неблагоприятные и вредные акустические условия (Максимов И., 1987).
В современной индустрии насчитывается более 1000 производственных вредностей, которые могут оказывать отрицательное, угнетающее воздействие на слизистую оболочку дыхательных путей. Некоторые из них не являются токсичными в прямом смысле и не оказывают вредного химического влияния. К ним относятся различные инертные вещества минерального происхождения в распыленном состоянии, встречающиеся в промышленном производстве и в сельском хозяйстве. Другие вещества бывают токсичными в различных агрегатных состояниях (распыленном, жидком, газообразном) и путем химического воздействия могут повредить слизистую оболочку дыхательных путей.
Патологические изменения в гортани, выраженные в различной степени, отмечаются у людей, не прошедших специальную подготовку и соответственно не соблюдающих основные правила голосообразования и голосоведения. При заболеваниях гортани оценку влияния профессиональных факторов в связи с нарушением ее функций выносят с учетом трудового стажа, возможного превышения нормативов для определенных видов трудовой деятельности и данных анализа условий труда по всем показателям. Союз европейских фониатров принял количественную оценку (в баллах) для всех нарушений голоса:
0— нормальный голос;
1— глуховатый голос;
2— осиплость слабой степени;
3— осиплость средней степени;
4— осиплость сильной степени;
5— афония;
6— утрата голоса после ларингоэктомии.
Как уже отмечалось, к голосу профессионалов предъявляются повышенные требования как с точки зрения его акустических и эстетических параметров, так и с точки зрения выносливости. Считается, что голосовой аппарат профессионала может работать в нагрузочном режиме не менее 4 ч в день ежедневно без утраты качества голоса. Для выполнения высоких требований к голосовому аппарату как к орудию труда профессионалов необходим и комплексный подход к их специальной подготовке к трудовой деятельности и к оценке (и требованиям) условий труда.
1. Профессиональная подготовка специалистов голосовых профессий должна основываться на определенном отборе. Необходимо исключить наличие у претендента наследственных эндокринных и других заболеваний, снижающих функциональные возможности голосового аппарата. Важно также выявить исходные параметры силы, высоты, выносливости голоса и его эстетические качества.
2. Она также должна предусматривать специальные занятия по «постановке» голоса и технике речи.
3. Важно обеспечить благоприятные акустические, физические, микробиологические и химические условия осуществления профессиональной деятельности.
4. Необходимо позаботиться о доступности специальной информации, а также о возможности оказания фониатрической и фонопедической помощи людям, профессионально использующим голосовой аппарат.
5. Большое значение приобретает соблюдение правил гигиены голоса, особенно в критические периоды развития организма человека и при заболеваниях верхних дыхательных путей.
Приведем основные правила профилактики голосовых расстройств.
Людям, которые подвержены частым заболеваниям гортани и быстрой утомляемости голоса, следует бережно относиться к своему речевому аппарату, используя для отдыха каждую свободную минуту. После окончания рабочего дня целесообразно в течение 2—3 ч избегать продолжительных разговоров, а лучше и помолчать. При неизбежности таких разговоров следует говорить тише, пользоваться короткими и лаконичными фразами.
Педагогам, которым известны слабые стороны своего голосового аппарата, необходимо под руководством специалиста овладеть методами правильной голосоподачи и с особой тщательностью соблюдать строгий голосовой режим.
В случае заболевания ангиной, хроническим тонзиллитом, болезнями носа и околоносовых пазух (ринит, гайморит, фронтит) воспалительные процессы могут распространиться и в гортани, поэтому надо пройти тщательное лечение у врача-оториноларинголога. При острых простудных заболеваниях гортани представители речевых профессий должны освобождаться от работы, соблюдать строгий голосовой режим и следовать всем указаниям врача. Для профилактики простудных заболеваний верхних дыхательных путей необходимо закаливание организма, т.е. постепенное привыкание к свежему прохладному воздуху. Приобретенная закалка и определенная выносливость позволят переносить колебания температуры более легко и без ущерба для голосового аппарата.
Нельзя забывать также о том, что многие виды деятельности профессионалов голоса связаны с повышенным нервным напряжением. В некоторых случаях нарушения голосовой функции в виде осиплости (дисфонии) или даже полной утраты голоса (афонии) могут быть обусловлены расстройствами нервной системы. Например, при большом волнении голос «срывается» и даже может перестать звучать. Поэтому для профилактики надо стараться не подвергать нервную систему неожиданным сильным нагрузкам, психическим травмам, перенапряжению. Чтобы укрепить голосовой аппарат и нервную систему, полезно правильно использовать летний и зимний отдых.
Немалую роль играет и правильное питание, так как голосовой аппарат весьма чувствителен к острой и раздражающей пище. Не следует часто употреблять слишком холодную или слишком горячую еду, а также острые блюда. Вредными являются и курение табака, раздражающего слизистую оболочку дыхательного тракта, и употребление спиртных напитков, также пагубно влияющих на слизистую оболочку полости рта, глотки и нижележащих отделов.
В некоторые периоды жизни голосовые складки гортани особенно ранимы. У женщин они набухают во время менструации, поэтому голос быстрее устает и может становиться глуше. В эти дни лучше его не перенапрягать. В пожилом возрасте голосовой аппарат более чувствителен к различным неблагоприятным факторам. Его работоспособность снижается, а чувствительность к простуде и перенапряжению возрастает. Поэтому следует более тщательно выполнять правила гигиены.
Вопросы и задания
1. Какие нарушения функционирования голосового аппарата можно квалифицировать как профессиональные?
2. Определите, к какой группе (согласно классификации Союза европейских фониатров) можно отнести профессию учителя-логопеда.
3. Кто из представителей голосовых профессий, по статистическим данным, наиболее часто страдает нарушениями фонаторной функции? Почему? Какие неблагоприятные факторы обусловливают столь высокую заболеваемость?
4. Какие группы патологических факторов могут быть значимы для учителя-логопеда?
5. Составьте план беседы с педагогами ДОУ о правилах гигиены голосового аппарата и профилактики фонаторных нарушений.
6. Что, на ваш взгляд, может служить дополнительными факторами, обусловливающими возникновение и хронификацию голосового нарушения?
7. К какой категории профессий (А, Б, В), согласно международной классификации, относятся «воспитатели и учителя в детских учреждениях»?
8. Выберите из предложенных вариантов тот показатель, который составляет продолжительность рабочего времени педагога, — 40, 36, 30 ч.
9. Какую, на ваш взгляд, роль играет стаж педагогического работника в возникновении хронического голосового нарушения?
ГЛАВА 6