Гипертонусные нарушения голоса. Спастическая дисфония
Этиология гипертонусных нарушений голоса и характеристика голосовой функции при данных нарушениях • Спастическая дисфония Степени выраженности голосовых нарушений при этом заболевании
Гипертонусная дисфония — нарушение голоса, вызываемое неконтролируемым повышением тонуса мышц голосовых складок. Частота возникновения гипертонусной дисфонии, по данным Ю.С.Василенко и О.М. Кажлаева (1982), составляет 2,3—2,4%. Этот вид функциональной дисфонии отмечается преимущественно у мужчин.
Основным механизмом возникновения гипертонусной дисфонии является форсированная силовая манера речи и пения, особенно в шумной обстановке при использовании жесткой атаки. Такая нагрузка приводит к постоянному перенапряжению мышц брюшного пресса, толчкообразному движению диафрагмы, напряжению мускулатуры лица и шеи, сопровождающемуся набуханием мышц шеи (Дмитриев Л. Б., 1990).
Акустическими признаками гипертонусной дисфонии являются огрубление тембра голоса, снижение динамического диапазона, появление охриплости, напряженность фонации, неконтролируемое повышение силы голоса. Среди субъективных ощущений пациенты указывают на неприятные болевые ощущения в области глотки, гортани, шеи, постоянное желание откашливаться, быструю утомляемость, периодические спазмы, ограничение способности к произвольному изменению тембра и силы голоса, сокращение времени фонации.
Ларингоскопия выявляет следующую специфическую картину. При фонации голосовые складки плотно соприкасаются друг с Другом. Они несколько отечны, поэтому создается впечатление «наползания»; их поверхность покрыта избыточным количеством вязкой слизи. Во время попыток повышения тона звука черпаловидные хрящи спастически сокращаются, вестибулярные складки сближаются.
При длительном процессе они гипертрофируются, включаясь в акт голосообразования, как следствие этого возникает вентрикулярный голос.
Микроларингоскопия демонстрирует при гипертонусной дисфонии признаки нарушения кровообращения — усиление рисунка мелких сосудов слизистой оболочки, гиперемию свободного края голосовых складок.
Ларингостробоскопическая картина характеризуется судорожными мелкоразмашистыми, но синхронными колебаниями.
При гипертонусной дисфонии четко выражены нарушения фонационного дыхания, отсутствует полноценная дыхательная опора, само дыхание поверхностное, неравномерное, легко заметны толчкообразные движения грудной клетки на выдохе.
Спастическая дисфония — нейродинамическое расстройство фонации, обусловленное дискоординацией работы внутренних и наружных мышц гортани, а также дыхательных мышц (Орлова О. С, 1980). Это нарушение встречается довольно редко и потому является наименее изученным функциональным нарушением голоса.
Возникновение этого заболевания наиболее часто связывают с психической травмой и стрессовыми перегрузками. Так, Ю. С. Василенко (1984) указывает, что спастическую дисфонию наблюдают преимущественно у женщин в возрасте 40—45 лет, перенесших психическую травму или длительно находящихся в психотравмирующих ситуациях. Вместе с тем нередко отмечается дискоординация фонаторного акта по типу спастической дисфонии у людей, перенесших острые инфекционные заболевания верхних дыхательных путей или испытывающих чрезмерную голосовую нагрузку.
К акустическим признакам спастической дисфонии относятся затрудненность при выполнении голосовых модуляций, понижение частоты основного тона голоса, появление негармоничных добавлений в звучании голоса, непроизвольные изменения тональности в течение одной фразы, постоянные колебания силы голоса, напряженная, сдавленная фонация. Следует отметить, что во время непроизвольной вокализации (плач, смех, кашель), при пении и после приема алкогольных напитков голос становится нормальным.
В качестве субъективных признаков больные со спастической дисфонией называют болевые ощущения во время фонации в гортани, в мышцах шеи и плечевого пояса, затруднения в общении из-за неспособности регулировать тембр, силу и длительность фонации, нарушения фонационного дыхания.
Различные проявления акустических нарушений и их сочетания с субъективными жалобами больных позволяют выделить три степени спастической дисфонии (Орлова О. С, 1984):
первый уровень нарушений — легкая степень спастической дисфонии — незначительные изменения голоса;
второй уровень нарушений — средняя степень — умеренные изменения голоса;
третий уровень нарушений — тяжелая степень — грубые изменения голоса.
Состояние больных со спастической дисфонией легкой степени характеризуется небольшой охриплостью, единичными кратковременными спазмами. Ларингоскопическое, микроларингоскопическое и стробоскопическое обследования не выявляют выраженных нарушений.
У больных со средней степенью расстройства наблюдаются стойкие нарушения фонации: голос низкий, грубый, напряжений с шумовыми призвуками; темп речи резко замедлен из-за частых голосовых пауз.
Совокупность дефектов фонации и артикуляции обусловливает низкую разборчивость речи. У некоторых больных фонация сопровождается артикуляционными моторными судорогами, тиком век, судорожными сокращениями лицевой и шейной мускулатуры. При ларингоскопии отмечается утолщение вестибулярных складок, движение которых опережает сближение складок голосовых, которые судорожно смыкаются на всем протяжении.
Ларингостробоскопическое исследование выявляет нарушение динамики и снижение амплитуды колебательных движений. Происходит полное смыкание голосовых складок, а время фонации уменьшается. Микроларингоскопия свидетельствует об отечности краев голосовых складок, расширении сосудистой сети.
Третьей группе пациентов — наиболее тяжелая степень заболевания — свойственны грубые нарушения голосообразования. Повышенная спастичность голосовых складок обусловливает напряженный, сдавленный, прерывающийся характер фонации. Максимальное ее время сводится к 1 — 2 с. Акустически ярко выражены охриплость и постоянные дополнительные призвуки. Разборчивость речи грубо нарушается (10—40 %), искажается динамика фонационного дыхания. Ларингоскопическое и микроларингоскопическое исследования затруднены из-за высокой спастичности мышц голосового аппарата.
Вопросы и задания
1. Каковы основные акустические признаки гипертонусной дисфонии?
2. Опишите механизм возникновения гипертонусных нарушений голоса.
3. Определите, в чем сходство и в чем различие гипертонусных и спастических дисфонии.
4. Какой вариант голосовой атаки используется большинством больных, страдающих гипертонусными дисфониями?
5. Назовите субъективные жалобы людей, страдающих гипертонусными дисфониями.
6. Для каких видов детской деятельности характерно перенапряжение голосового аппарата?
7. Составьте рекомендации для педагогов, занимающихся профилактикой гипертонусных дисфонии у детей.
2.3. Гипотонусные дисфонии. Фонастения
Этиология гипотонусных нарушений голоса. Их проявления • Этиология фонастении, ее проявления
Гипотонусная (гипофункциональная) дисфония — нарушение голоса, обусловленное снижением мышечного тонуса голосовых складок. Частота таких заболеваний, по разным данным, составляет от 13,7 (Василенко Ю.С., 1983) до 50% и более (Дмитриев Л. Б., 1968) и даже до 70—80 % (Максимов И., 1987) от общего числа обратившихся с жалобами на нарушения голоса.
Основными акустическими признаками гипотонусных дисфоний являются охриплость, уменьшение силы и «полетности» голоса, понижение звучания нот верхнего регистра, появление легких хрипловатых призвуков («песочка») в голосе. Субъективные жалобы сводятся к быстрой утомляемости, чувству «утечки» воздуха.
При осмотре слизистая оболочка гортани и трахеи не имеет воспалительных изменений, голосовые складки подвижны, но их тонус снижен, при фонации отмечается несмыкание примерно на 1 мм, в результате чего образуется щель в виде вытянутого овала, иногда в задней трети складок в форме треугольника. При ларингостробоскопии наблюдаются вялые, ослабленные колебания голосовых складок. Симптом смещения слизистой оболочки их крайних отделов положительный. Более отчетливо выражен вертикальный компонент фонаторных колебаний. При произнесении высоких или громких звуков голосовая щель полностью смыкается, обусловливая более высокое качество звука.
Микроларингоскопия обнаруживает застойные явления в венозной сети, что, по-видимому, связано со снижением тонуса мышц стенки сосудов. Анализ динамики дыхания свидетельствует об отсутствии постоянства в соотношении вдох—выдох, о чрезмерном «заборе» воздуха перед фонацией.
Причинами гипотонусных дисфонии могут быть как психогенные, так и поногенные факторы. Преимущественно в анамнезе пациентов отмечается сочетание патологических факторов, а именно голосовые нагрузки во время или после острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ), ангины, бронхита, трахеита; нередко подобные признаки появляются на фоне острого или хронического стресса, а также при чрезмерном голосовом напряжении у пациентов с вегетососудистыми дистониями, гормональными дисфункциями.
Фонастения — функциональное расстройство голоса, характеризующееся нарушением координации между дыханием, фонацией, артикуляцией и функцией резонаторных полостей на фоне особой невротической предрасположенности. Фонастению впервые описал в 1887 г. В. Fraenkel. Эта форма голосового расстройства наблюдается преимущественно у людей голосовых профессий. Многие авторы (Фомичев М. И., 1949; Шамшева Т. Е., Морозов В. П., 1966; Василенко Ю. С, 1978, 2002; и др.) относят фонастению к профессиональным заболеваниям, которые встречаются у педагогов с частотой 32,6 %, у певцов — 7,9 %. Значительно чаще фонастенией страдают женщины вследствие большей лабильности их нервной системы и меньшей выносливости голосового аппарата.
Мнения о причинах фонастении весьма разнообразны. Часть исследователей (Т.Е.Шамшева, В.П.Морозов, Ю.С.Василенко) квалифицируют это заболевание как нарушение согласованного функционирования мышц различных отделов голосового аппарата вследствие возникновения очагов застойного торможения в коре головного мозга. А. Митринович-Моджиевска (1965) отмечает прямую зависимость между нарушениями анатомического строения гортани и частотой возникновения фонастении. Е.В.Лаврова и А. Г.Рахмилевич (1978) в качестве причин фонастении рассматривают недостаточную постановку голоса у людей, имеющих голосоречевые профессии. Большинство исследователей едины во мнении, что фонастения развивается преимущественно у людей с лабильной нервной системой или людей, подверженных частому воздействию стрессовых факторов высокой интенсивности.
В соответствии с течением заболевания выделяют острые и хронические формы. Акустическими признаками фонастении являются снижение высоты основного тона голоса, сужение рабочего диапазона голоса, ослабление его силы и «полетности», сокращение максимального времени фонации. Жалобы пациентов: чувство давления в гортани, болевые ощущения, возникающие даже при тихом пении, отсутствие плавности звука, быстрая утомляемость. Профессионалы отмечают трудности поддержания необходимого тембра, огрубление голоса, появление фальшивых звуков. Основные субъективные ощущения больных — сухость, жжение, зуд, щекотание, першение в гортани, скопление слизи, постоянное желание откашляться. Совокупность субъективных ощущений и трудности голосоведения обусловливают формирование у пациентов чувства страха перед выступлением, невротических реакций, нарушения сна.
Видимые изменения в гортани находятся в прямой зависимости от сроков заболевания. При острой фонастении, как правило, такие изменения отсутствуют. При хронической форме возникающие изменения в гортани имеют ряд черт, сходных с таковыми при ларингите: гиперемия голосовых складок, утолщение их свободного края, неполное смыкание вследствие вторичных дегенеративных образований в голосовых мышцах. Ларингостробоскопия обнаруживает асинхронность колебаний голосовых складок, их слабое натяжение, мелкоразмашистую вибрацию либо одной, либо обеих складок. Ларингоскопическая картина непостоянна, характеризуется «вклиниванием» в обычный ход колебаний быстрых поперечных сокращений всей поверхности голосовых складок, напоминающих дрожание. У одного и того же больного ларингостробоскопическая картина может изменяться от колебаний ослабленных и равномерных по частоте к энергичным и неравномерным.
Вопросы и задания
1. Перечислите наиболее характерные жалобы больных с гипотонусными нарушениями голоса.
2. Объясните, почему гипотонусные дисфонии чаше встречаются у женщин.
3. Каковы акустические признаки гипотонусной дисфонии?
4. В чем сходство и в чем различие гипотонусной дисфониии и фонастении?
5. Назовите основные причины развития фонастении.
6. Подберите приемы обследования, с помощью которых можно дифференцировать гипотонусные дисфонии и фонастению.
7. Подготовьте речевой материал для обследования выносливости голоса у детей.
2.4. Функциональная афония
Понятие о функциональной афонии, виды афонии, причины ее возникновения • Психологические особенности людей с функциональной афонией
Функциональная афония — отсутствие голоса, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц центрального происхождения, имеющей нейродинамический характер. В литературе это голосовое нарушение представлено под названиями «истерическая афония», «психогенная афония». По данным G.Bohme (1974), функциональная афония в 8 раз чаще диагностируется у женщин, чем у мужчин, а по наблюдениям Ю. С. Василенко (2002), это соотношение составляет 12:1.
Одним из вариантов функциональной афонии является нарушение способности к нормальному голосообразованию у людей, перенесших острые воспалительные заболевания гортани. Нарушение развивается как результат закрепления шепотной речи, как бы заместителя голоса, и характерно для людей, обладающих весьма лабильной нервной системой.
Особенностью функциональной афонии служит отсутствие звучного голоса при сохранной способности к достаточно громким кашлю и смеху. Причины возникновения афонии следует искать в изменениях деятельности ЦНС, а также среди последствий психических травм различного характера и интенсивности.
Функциональная афония может оказаться единственным признаком перенесенного стресса, но чаще она представляет собой одно из проявлений расстройства деятельности ЦНС по истерическому типу. Нарушение голоса, как правило, возникает внезапно, чаще непосредственно после перенесенного стресса или на следующий день. Одновременно появляются ощущения комка в горле, боли в сердце, общая слабость, дрожание в теле.
У некоторых больных истерическая афония может приобретать хроническое течение. Однако в состоянии эмоционального напряжения они способны закричать достаточно громко.
Поскольку острый и хронический стрессы являются факторами, нарушающими баланс процессов возбуждения и торможения, в результате могут развиться гипокинетический (паретический) и гиперкинетический (спастический) варианты функциональной афонии. По данным Н. Е. Финченко (1967), паретическая форма афонии встречается значительно чаще и составляет около 80 % всех выявленных случаев.
При паретической форме ларингоскопическая картина напоминает явления комбинированного пареза внутренних мышц гортани. Отмечается недостаточность закрытия голосовой щели либо на всем ее протяжении, либо на отдельных участках, что создает зияющие пространства различных конфигураций: в виде овала или треугольника с заостренной вершиной. Возможно компенсаторное смыкание вентрикулярных складок. При спастической форме на фоне попыток к фонации голосовые складки смыкаются, наступает их резкое напряжение, однако вибрация отсутствует.
И при паретической, и при спастической формах функциональной афонии, особенно при длительном течении заболевания, слизистая оболочка голосовых и вентрикулярных складок становится сухой, гиперемированной, покрывается корочками засохшего секрета. Микроларингоскопическое исследование проводить невозможно из-за отсутствия колебательных движений голосовых складок.
Одним из проявлений двигательных расстройств при функциональной афонии может стать затруднение дыхания, связанное с парадоксальным смыканием голосовых складок на вдохе. Характерно, что днем в присутствии посторонних у больных отмечается шумное стридорозное дыхание, но когда во время разговора они отвлекаются, дыхание становится более свободным. Во время сна пациенты дышат совершенно спокойно. При ларингоскопии периоды, когда голосовые складки на вдохе располагаются почти у средней линии (просвет составляет 1—2 мм при норме 14—16 мм), чередуются с периодами расхождения голосовых складок на полный объем.
Больные жалуются на ощущение «комка» в горле, «налипание» слизи, отсутствие звучного голоса. Они, как правило, стремятся подчеркнуть тяжесть заболевания, высказывают неверие в возможность выздоровления и восстановления голоса. У истерических субъектов нередки рецидивы афоний.
Вопросы и задания
1. Назовите основные типы двигательных нейродинамических нарушений при афонии.
2. Каков механизм нарушений смыкательной способности голосовых складок при афонии?
3. Укажите причины возникновения функциональной афонии.
4. Составьте схему обследования больных при подозрении на истерическую (функциональную) афонию.
5.Разработайте диагностическую пробу для дифференциальной диагностики органической и функциональной афонии.
2.5. Коррекция функциональных дисфоний
Коррекционная работа при гипертонусных и спастических дисфониях • Цели, задачи, направления фонопедических занятий • Этапы фонопедической коррекции
Коррекционная работа при функциональных дисфониях строится с учетом характера двигательных нарушений и преобладающего мышечного тонуса. При гипертонусных, спастических дисфониях и функциональных афониях с преобладанием гипертонуса основной целью фонопедии является нормализация (снижение) неконтролируемого мышечного напряжения. При гипотонусных вариантах усилия логопеда направлены на активизацию смыкательной способности голосовых складок, укрепление нервно-мышечной системы артикуляционного аппарата. И при всех типах функциональных дисфоний отрабатываются наиболее физиологичные и эргономичные типы фонационного дыхания.
Коррекция нарушений голоса при гипертонусных и спастических дисфониях реализуется как комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие по следующим направлениям:
1) нормализация процессов возбуждения и торможения в ЦНС;
2) нормализация мышечного тонуса;
3) снятие отрицательных патологических наслоений в виде страха речи, неуверенности в себе, формирование мотивации на преодоление нарушения;
4) постановка физиологичного механизма голосообразования, координация фонаторного акта;
5) введение сформированного механизма голосообразования и голосоведения в повседневную речь.
Фонопедическая коррекция функциональных нарушений голоса может быть представлена на основе модели, разработанной О.С.Орловой, которая включает четыре основных этапа.
1. Подготовительный этап.
Логопедическая работа осуществляется на фоне медикаментозного, физиотерапевтического и психотерапевтического воздействий. Превалирующими задачами на первом этапе являются: торможение патологических навыков фонации и голосоведения (режим молчания); тренировка артикуляционного аппарата и активизация нервно-мышечной системы гортани.
Указанные задачи решаются одновременно. В период соблюдения режима молчания рекомендуется проводить (беззвучно) артикуляционную гимнастику, позволяющую выработать умение произвольно расслаблять оральную мускулатуру, добиться в полном объеме легких, свободных и четких координированных движений нижней челюсти, губ, языка. Параллельно целесообразно выполнять вибрационный и гигиенический самомассаж лица и шеи в разной технике исполнения (тонизирующей или расслабляющей в зависимости от тонусных нарушений), что подготавливает голосовой аппарат к этапу постановки голоса, снимает мышечную усталость, придает бодрость.
2. Этап постановки физиологического и фонационного дыхания.
Задачи, поставленные на этом этапе коррекционного воздействия, решаются на занятиях лечебной физкультурой. Здесь отрабатываются равномерность дыхания, его ритм, достигается оптимальное соотношение вдоха и выдоха. Начиная с 5 — 7-го дня в систему занятий включают динамическую дыхательную гимнастику, направленную на координацию дыхания и фонации.
3. Этап формирования оптимального физиологического механизма голосообразования.
Целью этого этапа работы становится восстановление (создание) рационального механизма голосообразования. Занятия организуют с учетом характера тонусных или дискоординационных нарушений. Для формирования оральных и голосовых кинестезии, а также с целью достижения и закрепления плавного смыкания голосовых складок используют традиционный прием — «подачу звука в маску». Произнесение звука отрабатывается на мягкой атаке. Вводятся соноры в прямые и обратные слоги.
При тяжелых формах гипертонусных нарушений занятия начинают с тренировки беззвучной артикуляции согласных и гласных. Прорабатывают мягкую голосоподачу на придыхательной атаке с опорой на глухие щелевые фонемы. Дает успешные результаты выполнение жевательных упражнений, которые предложил Е. Froschels (1952). В сложных случаях рекомендуется использовать аппараты «отставленной речи» и корректофон Деражне.
При выраженном гипотонусе вводятся упражнения, предусматривающие плотное резкое смыкание голосовых складок, — произнесение слогов «па-пи-пу», сочетания гласного с йотированным звуком [j]: «[айяа-ойе-уйу]» и т.д.
4. Этап закрепления навыков голосообразования и голосоведения.
Постановка голоса еще не гарантирует успешного формирования навыка пользования им в различных ситуациях, и потому коррекционная работа должна продолжаться и по достижении правильной изолированной фонации. На заключительном этапе можно выделить два основных направления фонопедической работы: введение голоса в фонацию и закрепление правильного механизма голосообразования и голосоведения; и наконец, обучение правилам гигиены голоса, определение индивидуально допустимых голосовых нагрузок и их рационального режима с целью профилактики рецидивов.
Введение поставленного голоса в речь осуществляется с использованием вокальных упражнений и специальных текстов, в которых в зависимости от особенностей нарушений в каждом конкретном случае преобладают соноры, смычные или другие необходимые звуки.
Обучение пациента правильному использованию голосового аппарата предполагает прежде всего определение индивидуальных нагрузок с учетом особенностей нервно-мышечной деятельности, овладение приемами нормализации мышечного тонуса, как бы «разогревания» голосового аппарата перед предполагаемыми значительными нагрузками. Коррекция голоса у больных с функциональными дисфониями, особенно при длительном или рецидивирующем характере течения заболевания, представляет значительные трудности. В случае рецидива коррекционная работа проводится повторным курсом, но в несколько сокращенном варианте. При вовлечении в патологический процесс личностных изменений, страха речи и тому подобного большое значение приобретает психологическая коррекция.
Вопросы и задания
1. Обоснуйте значение подготовительного этапа в общем процессе коррекции функциональных дисфоний.
2. Назовите основные направления коррекционной работы при функциональных нарушениях голоса.
3. На каком из этапов коррекционная работа строится с учетом типа мышечных нарушений? Какие из описанных этапов применимы в коррекции всех видов функциональных нарушений голоса?
4. Как организуется профилактика рецидивирования функциональных дисфоний?
5. Составьте план коррекционной работы при гипертонусной дисфоний.
6. Подберите комплекс дыхательных упражнений для гипотонусной дисфоний.
7. Сформулируйте «Правила гигиены голоса» для ребенка 5 лет с гипертонусной дисфонией.
компенсаторное повышение мышечного тонуса голосовых складок, которое при длительном
ГЛАВА 3