Функциональные дисфонии и афонии
Понятие о функциональных дисфониях • Этиология функциональных нарушений голосовой функции • Классификация функциональных нарушений голоса
Под функциональными дисфониями голосового аппарата понимают нарушения голоса, при которых не выявляется органических повреждений.
Механизм их возникновения заключается в нарушении координации процессов дыхания, голоса, артикуляции и проявляется множеством субъективных симптомов, которые распределяются на две основные группы — общеневрологические и местные расстройства.
К общеневрологическим расстройствам относят своеобразное поведение больного: тревожные и мрачные переживания, угнетенное состояние, опасение неблагоприятного исхода лечения, повышенную раздражительность, неустойчивость настроения, вспыльчивость, иногда апатию, нарушение сна. Местные проявления характеризуются изменением голоса, сенсорными и секреторными расстройствами.
Функциональные голосовые нарушения преимущественно наблюдаются у людей, ослабленных различными соматическими и инфекционными заболеваниями, страдающих хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей, а также пользующихся неправильной техникой фонации и дыхания. Акустические проявления функциональных дисфонии не имеют ярко выраженной специфичности и на слух сходны с другими вариантами нарушений функции голосового аппарата, характеризуются искажениями силы и тембра голоса, изменением его диапазона.
За последние годы резко возросло число людей, страдающих Функциональными расстройствами голосового аппарата, что связано, по мнению многих исследователей, с увеличением нагрузки на нервную систему и психику человека. Заболевания гортани, затрудняющие речевое общение, снижают работоспособность и для многих создают угрозу профессиональной непригодности. Рассмотрим отдельные формы функциональных нарушений голоса.
Квалификация дисфонии как функциональной осуществляется по принципу «от противного», т.е., если при тщательном осмотре у пациента с акустическими нарушениями не обнаруживаются органические повреждения голосового аппарата, такие дисфонии квалифицируют как функциональные.
Анализировать этиологию дисфонии можно с двух позиций: во-первых, исходя из определения ядра патологического процесса в голосовом аппарате, обусловившего нарушения акустических свойств голоса и возникновение патологических ощущений у больного, и, во-вторых, учитывая своеобразие патологического фактора, нарушившего координированную работу голосового аппарата.
Первая точка зрения принадлежит М.И.Фомичеву (1949), который все причины возникновения функциональных нарушений голоса делит на три группы: 1) патологические изменения в мышцах гортани; 2) патологические изменения в органах и системах, принимающих участие в голосообразовании; 3) патологические изменения в органах и системах, не входящих в голосовой аппарат.
Вторая позиция отражена в работах J. Perello (1962), который выделяет дисфонии, возникшие на почве патологического воздействия механического фактора при неправильном использовании голосового аппарата или превышающем физиологические возможности нормального человека, и обозначает их как фонопонозы (от греч. 'работа'). Дисфонии, возникшие под влиянием психогенных или неврогенных факторов, он обозначает как фононеврозы.
Данная классификация позволяет разделить все этиологические факторы, вызывающие функциональные дисфонии, на неврогенные и поногенные. Неврогенные факторы чаще всего представлены неврозами вследствие нарушений баланса процессов возбуждения и торможения преимущественно у людей, обладающих неврогенной предрасположенностью. Поногенные факторы являются следствием перенапряжения голосового аппарата, нарушений гигиены голоса, значительных голосовых нагрузок, работы в условиях неблагоприятной внешней среды.
Знание причинного (этиологического) фактора играет важную роль в определении путей коррекции, в частности оптимального сочетания медицинского, педагогического и психологического воздействия.
А.Т. Рябченко (1964) считает, что в этиологии функциональных расстройств участвуют два фактора: невротическое состояние больного, которое возникает еще до появления симптомов заболевания, и пусковой момент — испуг, страх, болезнь. Функциональные нарушения наблюдаются у людей, соматически ослабленных, страдающих хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей и органов, не входящих в состав голосового аппарата, а также пользующихся неправильной техникой фонации и дыхания.
При гипофункции наблюдается выраженное истощение нервно-мышечных элементов — астения периферического или центрального типа. В данном случае на первое место выходит патогенный фактор. При гиперфункции на передний план, как правило, выступает психогенный фактор. Характерной особенностью людей, страдающих функциональными дисфониями, является наличие признаков нарушения баланса процессов возбуждения и торможения в ЦНС, или так называемый двигательный невроз (Максимов И., 1987). У большинства больных задолго до развития дисфонии отмечаются признаки вегетососудистых нарушений, неустойчивость артериального давления, лабильность пульса, гипергидроз.
А. Т. Рябченко указывает, что в анамнезе у 90% больных дисфониями зафиксированы сильный стресс, жизненные трудности или необходимость подавлять свои желания и чувства. Все это сверхсильные раздражители возбудительного или тормозного процесса. Чаще всего функциональная дисфония обнаруживается у слабых, неуравновешенных личностей. Наиболее яркие клинические и акустические проявления функциональных дисфонии возникают на фоне нарушений высшей нервной деятельности, истерии, неврастении или психастении.
По мнению И.Максимова, чисто функциональных нарушений голосовой функции не существует, так как практически всегда тщательный анализ обнаруживает те или иные патологические органические признаки в голосовом аппарате, которые могут служить как причиной, так и следствием нарушений его функционирования. Так, при неправильном выборе разговорной тональности или при фонировании «не своим голосом» отмечаются выраженные нарушения кровоснабжения гортани, сопровождающиеся гиперемией, что в свою очередь является признаком органического нарушения. В то же время при восстановлении адекватной тональности эта «функциональная» гиперемия быстро исчезает. Данный пример иллюстрирует одну из форм перехода «функционального» нарушения в «органическое» и обратно. Кроме того, доказано, что значительная часть органических нарушений в своей основе имеют неправильное использование голосового аппарата. Так, узелки голосовых складок нередко оказываются следствием неправильно осуществляемой фонации.
В настоящее время существуют несколько подходов к классификации дисфонии. Первый основан на характеристике степени крушений голосовой функции, согласно которой выделяют афонию и дисфонию (Mc.Leod, А.Т. Рябченко).
Второй подход учитывает этиологический фактор, обусловивший возникновение дисфонии. В русле данного направления выделяют фонопонозы и фононеврозы (J.Perello), постановочную алиментарную и мутационную дисфонии (А. Р.Хантамиров, В.Д.Тахтамышев).
Третий подход основывается на распределении дисфонии в зависимости от характера тонусных нарушений в мышцах голосовых складок. Согласно данной классификации (см. с. 35—36) выделяют гиперфункциональные (гипертонусные) и гипофункциональные (гипотонусные) дисфонии (V. Barth, T. Pilogen, Ch. Deuster, Ю, С. Василенко). Дополнительно выделяют спастическую дисфонию и фонастению, а также паретическую и спастическую афонии (Л.Б.Дмитриев, Л.М.Телеляева, С.Л.Таптапова, И.И.Ермакова).
Данный подход в сочетании с учетом этиологии голосового расстройства наиболее приемлем для организации патогенетически обоснованной коррекционно-педагогической работы и обучения навыкам правильного голосоведения. Таким образом, в фонопедической работе целесообразно использовать следующую классификацию:
- психогенные афонии,
- гипертонусные дисфонии,
- гипотонусные дисфонии,
- гипогипертонусные (смешанные) дисфонии,
- спастические дисфонии,
- фонастении.
Вопросы и задания
1. Какой вид классификации функциональных дисфонии наиболее приемлем для организации коррекционной работы в условиях логопедического кабинета поликлиники? Почему?
2. Перечислите основные причины развития фононеврозов и фонопонозов.
3. Что обозначает принцип «диагностики от противного» при определении функционального или органического характера нарушения функции голосового аппарата?
4. Какие группы факторов, на ваш взгляд, играют наиболее значимую роль в возникновении дисфонии у педагогов? У дошкольников? Почему?
5. Какую информацию для диагностики нарушений голоса и определения стратегии и тактики коррекционной работы дает знание типа нервной деятельности пациента?
6. Составьте план-конспект беседы с пациентами, направленной на выявление причин нарушений голоса.
7. Составьте схему взаимодействия специалистов в ходе диагностики с целью определения типа нарушения, его причин и степени проявлений.