Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи истинные знамения для обладающих разумом.
(Св. Коран, 3:190)
Научные свидетельства Священного Корана ясно доказывают его Божественное происхождение. Ни один человек не мог написать книгу, содержащую столь достоверные факты, более 14 столетий назад!
Тем не менее, Коран не научная книга, а Книга «знамений». Эти знамения приглашают человека понять цель своего существования на земле и жить в гармонии с природой. Коран – истинное Слово Аллаха, Творца Вселенной. Эта Книга содержит учение о Едином Боге, которое проповедовалось всеми пророками, от Адама до Мухаммада (Мир им!).
О Коране и современной науке написано много подробных работ. Исследования в этой области продолжаются и, если будет на это воля Всевышнего, помогут человечеству приблизиться к Истине. Я не утверждаю, что полностью раскрыл эту тему.
Профессор Т. Теджасен принял Ислам на основании только одного научного «знамения», упомянутого в Коране. Кому-то может потребоваться десять знамений, кому-то –сто. Кто-то не пожелает принять Истину, даже если ему предоставят тысячу доказательств. Это о них сказано в Коране:
صُمٌّ بُكْمٌ عُمْيٌ فَهُمْ لاَ يَرْجِعُونَ
«Глухие, слепые, не сойдут они [с ложного пути]».
(Св. Коран, 2:18)
Благородный Коран содержит полный набор правил для жизни отдельного человека и всего общества. Кто может дать лучшее руководство, чем Создатель? Я прошу, чтобы сей скромный труд был принят Аллахом. О Всевышний, прояви к нам Своё Милосердие и наставь нас на истинный путь! Амин.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
Коран бросает вызов. 4
АСТРОНОМИЯ.. 6
Сотворение Вселенной: теория «Большого взрыва» 6
Что было до сотворения галактик?. 8
Форма Земли – сферическая. 8
Как светит Луна?. 10
Солнечный круговорот. 12
Солнце погаснет. 14
Межзвёздная среда. 16
Расширение Вселенной. 17
ФИЗИКА.. 18
Атом можно расщепить. 18
ГИДРОЛОГИЯ.. 19
Круговорот воды в природе. 19
«Ветры, оплодотворяющие облака…». 22
ГЕОЛОГИЯ.. 25
Горы – опора земли и небес. 25
ОКЕАНОЛОГИЯ.. 28
Моря, которые не смешиваются. 28
"Мрак в морской бездне». 28
БОТАНИКА.. 32
Все сотворены парами. 32
ЗООЛОГИЯ.. 34
Сообщества животных и птиц. 34
Птицы, летающие в небе. 34
Чудесные пчёлы.. 36
Паутина – самое непрочное жилье. 38
Необыкновенные муравьи. 38
МЕДИЦИНА.. 40
Мёд – лекарство для человечества. 40
ФИЗИОЛОГИЯ.. 42
Кровообращение и лактация. 42
Болевые рецепторы находятся в коже. 44
ЭМБРИОЛОГИЯ.. 45
Мусульмане ищут ответы.. 45
Из чего создан человек?. 48
«Нутфа» – капля жидкости. 48
«Сулала» – субстанция, извлеченная из жидкости
(квинтэссенция жидкости) 50
«Нутфун-амшадж» – смешанная капля. 51
Определение пола ребёнка. 52
Плод, защищённый «тремя тьмами». 53
Стадии формирования плода. 54
Сформирован ли эмбрион?. 58
Слух и зрение. 59
ДАКТИЛОСКОПИЯ.. 60
«Даже кончики его пальцев…». 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 61
[1] The Times of India («Таймс оф Индия») – одна из самых читаемых и авторитетных газет Индии. По тиражу обходит все англоязычные крупноформатные газеты в мире. (Здесь и далее – примечания переводчика).
[2] Мумбай (Мумбаи) – название индийского города Бомбей с 1995 года.
[3] Здесь и далее смыслы Священного Корана даны по переводу М.–Н. О. Османова (см.: Коран [Текст] / перевод с араб. М.-Н. О. Османова ; [коммент. М.-Н. О. Османова и В.Д. Ушакова ; отв. ред. В.Д. Ушаков ; редкол. : Б.Б. Булатов, М.А. Велитов, Р.И. Гайнуддинов и др.] – 2-е изд., перераб и доп. – М. : Ладомир, 1999. – 928 с.), если нет иного указания. Первая цифра в скобках обозначает номер суры, цифры после двоеточия – номер (номера) аятов. Необходимо помнить о том, что при переводе неизбежны смысловые потери, поэтому некоторые научные факты, к которым апеллирует автор, в русском переводе коранических аятов не выражены ярко. Этим объясняется цитирование в данной работе разных переводов Священного Корана.
[4] «Аят» в переводе в с арабского языка означает «знамение, назидание, доказательство, чудо».
[5] Существуют различные мнения о количестве аятов в Священном Коране, но обычно указывают число 6600. Расхождения связаны с различной методикой подсчета: считать ли аятами слова «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!», с которых начинаются почти все суры; считать ли аятами буквы, встречающиеся в начале некоторых сур Корана.
[6] По мнению ученых, наша Вселенная родилась 15 миллиардов лет назад в результате Большого взрыва. Но что именно взорвалось в тот момент и что, собственно, существовало до Большого взрыва, по-прежнему остаётся загадкой. Большой взрыв, по современным представлениям, – это состояние расширяющейся Вселенной в прошлом, когда средняя плотность Вселенной в огромное число раз превышала современную. Из-за расширения средняя плотность Вселенной убывает с течением времени. Соответственно, при удалении в прошлое плотность возрастает, вплоть до момента, когда классические представления о пространстве и времени теряют силу (т.е. размеры Вселенной тогда равнялись нулю – она была сжата в точку, это состояние также называют космологической сингулярностью). Этот момент можно принять за начало отсчёта времени. Периодом Большого взрыва условно называют интервал времени от 0 до нескольких сот секунд. В самом начале этого периода вещество Вселенной приобрело колоссальные относительные скорости (отсюда и название). Наблюдаемыми свидетельствами периода Большого взрыва являются реликтовое излучение, значения концентраций водорода, гелия и некоторых других лёгких элементов, распределение неоднородностей во Вселенной (например, галактик). Но эта теория не даёт никакой возможности говорить о чём-либо, что предшествовало моменту взрыва и вовсе не отрицает возможность существования чего-либо до Большого взрыва.
[7] Дрейк Фрэнсис (1540-96) – английский мореплаватель, вице-адмирал (1588). Руководитель пиратских экспедиций в Западную Индию; в 1577-80 совершил 2-е (после Ф. Магеллана) кругосветное плавание. В 1588 фактически командовал английским флотом при разгроме испанской «Непобедимой армады».
[8] Смысл этого аята дается по переводу Б.Я. Шидфар. См.: Коран [Текст] / перевод с араб. Б.Я. Шидфар. – 3-е изд., испр. – М. : УММА, 2006. – 688 с.
[9] Птолемей Клавдий (ок. 90 – ок. 160) – древнегреческий учёный. Разработал математическую теорию движения планет вокруг неподвижной Земли, позволявшую предвычислять их положение на небе. Совместно с теорией движения Солнца и Луны она составила т.н. геоцентрическую (птолемееву) систему мира. Система Птолемея изложена в его главном труде «Альмагест» – энциклопедии астрономических знаний древних.
[10] Коперник Николай (1473–1543) – польский астроном, автор гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т.ч. Земли) вокруг Солнца. Своё учение изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещённом католической церковью с 1616 по 1828.
[11] Кеплер Иоганн (1571–1630), немецкий астроном, один из основоположников астрономии нового времени. Открыл законы движения планет (законы Кеплера), на основе которых составил планетные таблицы (т.н. Рудольфовы таблицы). Заложил основы теории затмений.
[12] Млечный Путь – название нашей Галактики. Во Вселенной существуют и другие галактики, конечно, не все они известны человеку. Ближайшими нашими «соседями» являются галактики Большое Магелланово Облако и Малое Магелланово Облако.
[13] Смысл этого аята дается по переводу Э.Р. Кулиева. См.: Коран [Текст] / [перевод смыслов и комментарии Кулиева Э.Р.] – М. : УММА, 2005. – 800 с.
[14] Межзвездная среда включает разреженное вещество (газ, пыль), электромагнитное излучение, космические лучи, нейтрино и другие виды материи, заполняющей пространство между звёздами в нашей Галактике и других галактиках.
[15] Хаббл Эдвин Пауэлл (1889–1953) – американский астроном, основатель внегалактической астрономии. Доказал звёздную природу внегалактических туманностей (галактик); оценил расстояние до некоторых из них, разработал основы их структурной классификации, установил (1929) закономерность разлёта галактик.
[16] Смысл этого аята дается по переводу Э.Р. Кулиева.
[17] Хокинг Стивен Уильям (р. 1942) – британский астрофизик. Предложил (1971) механизм образования первичных чёрных дыр в ранней Вселенной; открыл (1974) эффект квантового «испарения» чёрных дыр, названных эффектом Хокинга.
[18] Демокрит (ок. 470 или 460 до н.э. – ум. в глубокой старости) из г. Абдера (Фракия) – древнегреческий. философ, один из основателей античной атомистики. По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы – неделимые материальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения.
[19] Смысл этого аята даётся по переводу Э.Р. Кулиева.
[20] Фалес Милетский (ок. 625 – ок. 547 до н.э.) – древнегреческий мыслитель, родоначальник античной философии и науки, основатель милетской школы. Возводил всё многообразие явлений и вещей к единой первостихии – воде.
[21] Палисси Бернар (ок. 1510–89 или 1590) – французский художник-керамист и естествоиспытатель.
[22] Платон (428 или 427–348 или 347 до н.э.) – древнегреческий философ. Ученик Сократа. Ок. 387 основал в Афинах собственную школу. Оказал очень большое влияние на развитие философии вплоть до новейшего времени (платонизм).
[23] Декарт Рене (1596–1650), французский философ, математик, физик и физиолог. С 1629 года жил в Нидерландах. Заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввёл многие алгебраические обозначения. В основе философии Декарта – дуализм души и тела. Общая причина движения, по Декарту, – Бог, который сотворил материю, движение и покой. Человек – связь безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей.
[24] Аристотель (384–322 до н.э.) – древнегреческий философ. Учился у Платона в Афинах; в 335 основал Ликей, или перипатетическую школу. Воспитатель Александра Македонского. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Основоположник формальной логики, создатель силлогистики.
[25] Новая глобальная тектоника (тектоника литосферных плит) – тектоническая гипотеза, предполагающая, что литосфера разбита на крупные плиты, которые перемещаются по астеносфере (слой в верхней мантии Земли, подстилающий литосферу) в горизонтальном направлении. Близ срединно-океанических хребтов литосферные плиты наращиваются за счёт вещества, поднимающегося из недр, и расходятся в стороны (спрединг); в глубоководных желобах одна плита поддвигается под другую и поглощается (субдукция) мантией. Там, где плиты сталкиваются между собой, возникают складчатые сооружения.
[26] Различают континентальную кору (толщиной от 35-45 км под равнинами до 70 км в области гор) и океаническую (5-10 км).
[27] Эти же аяты в переводе Э.Р. Кулиева: «Разве Мы не сделали землю ложем, а горы – колышками?»
[28] Пресс Франк (р. 1924), американский геофизик, президент Национальной академии наук США, иностранный член Российской академии наук (1988). Работает в области океанографии, физики планет, разведки месторождений ний полезных ископаемых, региональной геофизики, прогноза землетрясений.
[29] Одно из значений этого слова – «водораздел, узкий канал, разделяющий моря».
[30] Величина поверхностного натяжения обуславливается различной плотностью морских вод.
[31] Этот же аят в переводе Э.Р. Кулиева: «Или же они подобны мраку во глубине морской пучины. Его покрывает волна, над которой находится другая волна, над которой находится облако. Один мрак поверх другого! Если он вытянет свою руку, то не увидит ее. Кому Аллах не даровал света, тому не будет света».
[32] Море – часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа и отличающаяся от открытой части океана гидрологическим и метеорологическим режимом. В данном контексте слова «океан» и «море» употребляются как синонимы.
[33] Внутренние волны – волны возникающие внутри жидкости или газа. Для возникновения внутренних волн нужен перепад плотности. В жидкости небольшой перепад плотности может возникнуть из-за изменения температуры и солёности с глубиной.
[34] Перевод Э.Р. Кулиева.
[35] Высшие растения (теломные растения) – подцарство растительного мира. В отличие от низших растений тело высших растений разделено на специализированные органы – листья, стебель и корень.
[36] Цветок – орган полового размножения цветковых растений; цветки могут быть женскими (имеют только пестик или пестики), мужскими (содержат только тычинки) или обоеполыми.
[37] Перевод Э.Р. Кулиева.
[38] Сообщество – 1. Объединение людей, народов, государств, имеющих общие интересы, цели. 2. Группа растительных или животных организмов, живущих вместе. См.: Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова ; Рос. акад. наук, Ин-т рус. языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М. : Азбуковник, 1999. – 944 с.
[39] Буревестник тонкоклювый – птица средних размеров: длина тела её около 48 см, размах крыльев около 1 м, длина крыла около 30 см. Цвет оперения темный, сверху темно-бурый, снизу буровато-серый. Гнездится тонкоклювый буревестник на небольших островах Бас-сова пролива (между Австралией и Тасманией). В последние годы область гнездования тонкоклювого буревестника несколько расширилась в южном направлении вдоль берегов Тасмании. На местах гнездования тонкоклювый буревестник появляется в сентябре сразу большими стаями. Сроки его прилета, так же как и сроки гнездования, отличаются большим постоянством. Установлено, что расстояние 8000-9000 км тонкоклювые буревестники преодолевают не более чем за один месяц.
[40] Фриш Карл фон (1886–1982) – немецкий физиолог, этолог. Исследовал органы чувств у рыб и насекомых, инстинктивное поведение животных. Расшифровал механизм передачи информации пчёлами («танцы пчёл»). Лауреат Нобелевской премии (1973, совместно с К. Лоренцем и Н. Тинбергеном).
[41] «В процессе исследований Фриш доказал, что пчёлы способны различать до десятка разных запахов: они безошибочно выбирали картонный ящик, который привлекал их цветочным ароматом, исходящим от блюдца с сахарным сиропом. Когда сироп кончался, пчёлы переставали залетать в этот ящик. Но стоило пчеле-разведчице обнаружить новый источник пищи, как туда немедленно отправлялся большой рой пчёл. “Мне было ясно, – напишет впоследствии Ф. в своей автобиографии, – что сообщество пчёл обладало превосходной разведывательной службой, но я не мог понять до конца, как она действовала”. Весной 1919 г. Фриш провел следующий эксперимент: пометив краской несколько рабочих пчёл, он проследил поведение пчелы, попробовавшей корм из блюдца с сахарным сиропом и вернувшейся в улей. “Я едва мог поверить своим глазам, – пишет Фриш, – когда она исполнила круговой танец на медовых сотах, чем привела в сильное возбуждение находящихся рядом с ней пчёл, помеченных краской, которые немедленно полетели к месту кормёжки... Это было, как я думаю, наиболее важное наблюдение в моей жизни, во всяком случае, имеющее самые далеко идущие последствия”, – заметил Фриш В течение нескольких лет он работает над тем, чтобы раскрыть смысл танца пчёл. С годами ученый понял, что танец пчёл намного сложнее, чем ему поначалу казалось. Он узнал, что пчёлы передают друг другу информацию о примерном направлении полёта к новому источнику пищи, расстоянии до него, а также количестве пищи в нем с помощью серии тщательно разработанных танцев, отдельные па которых и содержат соответствующую информацию. Если пища находится близко, пчела исполняет «круговой танец»; если расстояние до источника пищи превышает 85 м, пчела пользуется «вихляющим» танцем в виде восьмерки. Ф. обнаружил, что угол исполнения пчёлами этого танца по отношению к вертикальной оси медовых сот соответствует углу, образуемому источником пищи относительно солнца. Он узнал также, что даже при переменной облачности пчёлы могут находить пищу, ориентируясь относительно плоскости поляризации света от просветов чистого неба между облаками». (См. сайт электронной библиотеки НиТ: http://www.n-t.ru).
[42] В пчелиной семье существуют солдаты/строители, сборщики пищи/медовые, трутни и пчелиные матки (королевы).
[43] Паукам некоторых видов действительно свойствен каннибализм.
[44] Сулайман – Сулейман, Соломон.
[45]В муравьиной семьей есть даже «няньки», то есть те, кто ухаживает за расплодом и самкой. Немного повзрослев, они становятся строителями, а затем фуражирами (добытчиками пищи). Самые старые муравьи, которые уже не способны к добыванию пищи, делаются хранителями продовольственных запасов, сторожами или наблюдателями.
[46] Однако другие свойства мёда известны человеку очень давно. Древние греки и римляне применяли мёд для консервирования свежего мяса, которое не изменяло своего естественного вкуса в течение четырех лет. В Египте и Древней Греции его использовали для бальзамирования. Сообщения об использовании мёда в детском питании появились 900 лет до н.э. В Древнем Китае считали, что мёд оздоравливает все внутренние органы, увеличивает силу, сжигает жир, длительное употребление его закаляет волю, придает легкость телу, сохраняет молодость, продлевает жизнь. В Древнем Египте его давали в школах. Школьники, потреблявшие мёд, лучше развивались физически и умственно, были более талантливы. Первый педиатр Рима Соран Эфесский, живший во II веке, рекомендовал мёд новорожденным детям, считая, что он повышает аппетит и полезен для желудка и для кишечника и т.д.
[47]Прополис (пчелиный клей) – клейкое смолистое вещество, вырабатываемое медоносными пчёлами для обмазывания стенок улья и заделки щелей. Обладает антибактериальным и анестезирующим действием. Применяется в медицине и ветеринарии.
[48] Болезнь Альцгеймера – одно из наиболее тяжелых заболеваний, начинающихся в пожилом и старческом возрасте. Болезнь Альцгеймера характеризуется постепенно нарастающим ухудшением памяти и других интеллектуальных функций. В основе заболевания лежит комплекс нарушений в головном мозге, приводящих к прогрессирующей гибели нервных клеток. При отсутствии лечения болезнь неуклонно прогрессирует и приводит к разрушению всех психических функций.
[49] Кровообращение – движение крови в кровеносной системе, обусловливаемое главным образом сокращениями сердца. Лактация – образование молока в молочных железах и периодическое выведение его. Свойственна самкам млекопитающих животных и женщинам. Начинается после родов под действием гормонов; если молоко не выводится из железы, лактация прекращается.
[50] Ибн Нафис (Ибнун-Нафис) (1210–1288) – мусульманский ученый. Свое образование по исламским наукам он получил в родном Дамаске. Медицину изучал у известных ученых своего времени. Благодаря глубокому изучению этой науки, стал умелым медиком. Одним из первых произведений Ибн Нафиса, в котором он излагает систему легочного кровообращения, являются комментарии к книге Ибн Сины «Аль-Канун» («канон»). Согласно рукописному экземпляру этой книги, вопрос о лёгочном кровообращении был решен Ибн Нафисом за три столетия до выдвижения этого вопроса европейскими учеными в лице Мигеля Сервето. Исходя из этого, некоторые исследователи считают, что эту идею Сервето заимствовал у Ибн Нафиса. Другим произведением этого мусульманского ученого является «Аш-шамел», которое посвящено хирургической технике и содержит интересные материалы об этой науке.
[51] Харвей (Гарвей, Хaрви) Уильям (1578–1657) – английский врач и естествоиспытатель, один из основателей современной физиологии и эмбриологии. Описал большой и малый круги кровообращения. В труде «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628) изложил учение о кровообращении, опровергавшее представления, господствовавшие со времён Галена, за что подвергался гонению со стороны современных ему учёных и церкви. Впервые высказал мысль, что «всё живое происходит из яйца».
[52] «Заключительный этап» процесса пищеварения также происходит в кишечнике. В нижней части толстого кишечника скапливаются непереваренные остатки пищи – то, что в цитируемом ниже переводе названо словом «помёт».
[53] Если точнее, то рецепторы, расположенные в кожных покровах, преобразуют раздражения, воспринимаемые извне или из внутренней среды организма, в нервное возбуждение. Это нервное возбуждение затем передаётся в центральную нервную систему и, следовательно, в головной мозг.
[54] Хадис – высказывание или действие Пророка Мухаммада (Мир ему и благословение Всевышнего). (Примечание автора).
[55] Эмбриология – наука о развитии человеческого организма до рождения. (Примечание автора).
[56] Мур (Моор) Кейт Л. – одним из самых известных во всем мире специалистов в области анатомии и эмбриологии, является автором книги The Developing Human («Развитие человека»), которая была переведена на восемь языков. Эта книга является его авторским рефератом, и специальный комитет США признал эту книгу лучшей книгой, написанной одним автором. Доктор Кейт Мур является почетным профессором анатомии и клеточной биологии Университета Торонто в Канаде, в котором он долгое время занимал должность заместителя декана на отделении базовых наук медицинского факультета и в течение 8 лет возглавлял кафедру анатомии. В 1984 году он получил премию Гранта, которая была учреждена Канадской ассоциацией анатомов и является в Канаде наиболее престижной наградой в области анатомии. Кейт Мур возглавлял многие международные организации, в том числе Канадскую и Американскую ассоциации анатомов и Совет при Союзе биологических наук.
[57] Этот же аят в переводе И.Ю. Крачковского: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил – сотворил человека из сгустка». (См.: Коран [Текст] / перевод с араб. И.Ю. Крачковского. – 3-е изд. – М., СПб. : «Издательство АСТ», «Северо-запад пресс», 2005. – 524 с.)
[58] Эти слова взяты из видеофильма «This is the Truth» (Это – Истина). (Примечание автора).
[59] Эти слова взяты из видеофильма «This is the Truth» (Это – Истина). (Примечание автора).
[60] Об этом также упоминается в сурах: 23:12–14, 40:67, 53:46, 75:37, 76:2, 80:19. (Примечание автора).
[61] При многоплодии могут оплодотвориться и развиться в полноценный плод несколько яйцеклеток.
[62] Гаметы – женские (яйца, или яйцеклетки) и мужские (сперматозоиды, спермии) половые клетки людей, животных и растений, обеспечивающие при слиянии развитие новой особи и передачу наследственных признаков от родителей потомкам.
[63] Перевод Э.Р. Кулиева.
[64] По мнению других исследователей, «оплодотворённая яйцеклетка, или зигота, принимает форму капли. Слово «нутфа» – существительное единственного числа, а «амшадж» – прилагательное множественного числа. Поэтому это выражение представлялось таинственным для ранних толкователей Корана, однако сегодня ясно, что зигота, оставаясь в единственном числе, представляет собой многокомпонентную систему, сложенную из хромосом и других составляющих сперматозоида и яйцеклетки. В процессе развития зиготы происходит деление клеток зародыша, называемых бластомерами. Через четыре дня после оплодотворения они образуют скопление клеток сферической формы – морулу. На пятый день после оплодотворения по мере разделения на две части клеток, составляющих морулу, из неё формируется многоклеточное образование – бластула. В этот период бурного деления клеток термин «амшадж» очень точно характеризует «нутфа».
[65] Перевод Э.Р. Кулиева.
[66] Этот же аят в переводе Б.Я. Шидфар: «Он сотворил вас из души единой, а потом сделал из неё ей пару. Он ниспослал вам восемь видов скота, дав каждому пару. Он творит во чреве матерей ваших, от семени к сгустку и зародышу – творение за творением, в тройном мраке – чрева, матки и последа. Он – Аллах, Господь ваш, Ему принадлежит царствие, нет Бога, кроме Него, как же вы отказываетесь от поклонения!»
[67] В английском переводе Священного Корана вместо выражений «тройной мрак», «тройная тьма» используется «три завесы (покрывала) темноты».
[68] Брюшная полость – часть вторичной полости тела, или целома; у позвоночных содержит внутренние органы, за исключением почек и сердца, а у млекопитающих – и лёгких. У человека брюшной полостью называют также низ живота.
[69] Матка – мускулистый половой орган у самок животных и у женщин, представляющий расширенную часть яйцевода. У человека матка – детородный орган; расположена в полости малого таза между мочевым пузырём и прямой кишкой.
[70] Плодные оболочки (оболочки плода) – прилегающие друг к другу оболочки, окружающие плод: амнион, хорион и часть отпадающей (децидуальной) оболочки.
[71] Плодный пузырь выполняет защитную функцию, то есть защищает плод от инфекции – бактерий и вирусов. Околоплодные воды не только обеспечивают обмен веществ между плодом и матерью, но и выполняют функцию механической защиты, защищая плод от внешних воздействий, предохраняя также тело плода от сдавливания стенками матки и являясь амортизатором в случаях падений мамы, то есть околоплодные воды сглаживают толчок или удар, передающийся плоду при ударах в живот или падениях.
[72] Левенгук Антони ван (1632–1723) – нидерландский натуралист, один из основоположников научной микроскопии. Изготовив линзы с 150-300-кратным увеличением, впервые наблюдал и зарисовал ряд простейших, сперматозоиды, бактерии, эритроциты, движение крови в капиллярах. Описал строение гладких и поперечно-полосатых мышц, клеточное строение различных органов растений. Хамм – один из студентов Левенгука. Имя его точно неизвестно, встречаются различные написания: Людвиг Хамм, Людвиг ван Хамм, Людвиг фон Хаммен.
[73] Этого «человечка» называли «гомункулус» (от лат. «homunculus» – человечек).
[74] Представители этой научной школы известны как «анимакультисты» – биологи 17-18 вв., ошибочно считавшие, что в сперматозоиде предобразован сформировавшийся организм и развитие зародыша сводится лишь к его увеличению в размерах. Виднейший представитель анимакультистов – А. Левенгук.
[75] Преформизм – учение о наличии в половых клетках организмов материальных структур, предопределяющих развитие зародыша и признаки образующегося из него организма.
[76] Этой теории придерживались овисты – биологи 17- 18 вв., ошибочно считавшие, что взрослый организм
предобразован в микроскопическом виде в женской половой клетке – яйце, а развитие зародыша сводится лишь к увеличению в размерах. Овистами были итальянские учёные М. Мальпиги и А. Валлиснери, швейцарские – Ш. Бонне, А. Галлер и др.
[77] Мопертюи Пьер Луи Моро де (1698–1759) – французский учёный, иностранный почётный член Петербургской АН. В 1741–56 работал в Германии, президент Берлинской АН (1745–53). В 1736-37 руководил т.н. лапландской экспедицией для градусных измерений. Первым сформулировал принцип наименьшего действия (1740).
[78] Стадия «алак» завершается на 24–25 дне беременности. Стадия «мудга» начинается на 26–27 день.
[79] Сомиты – (первичные сегменты), парные участки мезодермы у зародышей некоторых беспозвоночных, всех хордовых животных и человека. Тянутся по продольной оси тела, прилегая с боков к нервной трубке и хорде. Дифференцируются на дерматомы, миотомы, склеротомы.
[80] Пророк Мухаммад сказал: «Когда минуют 42 ночи со времени «нутфа», Аллах посылает к нему ангела, который придаёт ему форму и создаёт уши, глаза, кожу, мышцы и кости...» (хадис от Муслима). В хадисе подчёркивается, что ангел придаёт форму зародышу. До 42-го дня довольно трудно отличить внешний вид эмбриона человека от зародышей многих других животных, только в этот период он приобретает присущий человеческий облик.
[81] Эти слова взяты из видеофильма «This is the Truth» (Это – Истина). (Примечание автора).
[82] Перевод Э.Р. Кулиева.
[83] Перевод Э.Р. Кулиева.
[84] Гальтон (Голтон) Фрэнсис (1822–1911) – английский биолог, психолог и антрополог. Внук Э. Дарвина, двоюродный брат Ч. Дарвина. Один из создателей биометрии, дифференционной психологии, методов тестов, евгеники. Основные работы по антропологии и наследственности. Обширный материал по наследованию психических особенностей человека обобщил в книге «Наследственность таланта, её законы и последствия» (1869). В работах по евгенике придерживался взглядов о наследственной неполноценности некоторых рас и социальных групп. Разработал научные методы дактилоскопии.
[85] Дактилоскопия – раздел криминалистики, изучающий строение кожных узоров внутренних (ладонных) поверхностей ногтевых фаланг пальцев рук для идентификации личности, уголовной регистрации и розыска преступника.