Формирование толерантного отношения у дошкольников.
Дошкольный возраст характеризуется рядом особенностей [9]:
— осознанием, пониманием и объяснением собственных переживаний и эмоциональных состояний других людей (Л.С. Выготский);
— становлением личности ребенка через освоение общественно значимых ценностей, норм и установок (В.С. Мухина);
— формированием «Я-концепции», самосознания, мыслей и переживаний о жизни, единства личности (Д.И. Фельдштейн).
В целом исследователи считают дошкольный возраст переломным этапом в формировании осознанной регуляции поведения и рождении личности ребенка.
Детский возраст оптимален для формирования большинства личностных качеств, лежащих в основе толерантного отношения, поскольку именно в этот период:
— происходит интенсивное психическое развитие детей;
— начинает проявляться интерес к сфере социальных отношений, освоению культурных норм и правил поведения;
— начинают развиваться произвольность и саморегуляция;
— становится самоценным общение со сверстниками;
— появляется потребность в сотрудничестве с другими детьми, в признании и уважении с их стороны;
— появляется готовность к взаимопомощи и сочувствию, умение сдерживать свои негативные побуждения и конструктивно решать конфликтные ситуации, умение регулировать свою активность (соблюдать очередность, учитывать права других детей, распределять роли в игровой деятельности, согласовывать свои действия с действиями сверстников, оценивать результат и характер взаимоотношений в общей деятельности) [2].
Более того, по мнению С.К. Болдыревой и Д.В. Колесова, «существует врожденная толерантность — неагрессивность, когда индивид изначально преднастроен на толерантность, и приобретенная (благодаря воспитанию) толерантность, когда последняя определяется сформированными у него установками, привычками, мировоззрением» [7].
О.И. Крушельницкая считает, что «если на этом этапе взрослые не помогут детям развить такое качество, как толерантность, не сформируют у них навыки толерантного взаимодействия, у детей может стихийно сформироваться интолерантное мировоззрение, изменить которое в дальнейшем будет непросто» [22].
Учитывая гендерные особенности развития детей, О.А. Карабанова отмечает, что у девочек формирование толерантности происходит быстрее, чем у мальчиков. Девочки больше стремятся к сотрудничеству, чем к соревнованию, менее агрессивны, настойчивы, конфликтны и легче идут на компромисс. О.А. Карабанова объясняет это тем, что «...девочкам с самого раннего возраста категорически запрещается вести себя агрессивно, так как в женский социально-психологический стереотип входят противоположные агрессивности качества: доброта, мягкость, сопереживание, сочувствие, женственность»[42].
Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд особенностей: эмоциональность, нестандартность, непринужденность, инициативность и т.д. Однако главная особенность — выраженная потребность в признании и уважении со стороны детей своего возраста. Сверстник для дошкольника — самый предпочитаемый и привлекательный партнер по общению.
Толерантное отношение детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ мы понимаем как качество личности, проявляющееся в позитивном отношении, принятии особенностей и готовности к оказанию помощи.
Структура толерантного отношения, с нашей включает в себя следующие компоненты [37].
Таблица 2
Структура толерантности
Компоненты | |||
Когнитивный | Эмоционально - волевой | Мотивационный | Поведенческий |
Содержательные характеристики компонентов | |||
- открытость новому, гибкость мышления; - адекватность самооценки; Знания: - особенностей детей с ОВЗ; - способов вступления с ними в контакт; - проявления сочувствия, поддержки и оказания им помощи; - правил поведения в обществе детей с ОВЗ | - умение распознавать эмоциональные состояния сверстников; - принятие детей с ОВЗ такими, какие они есть; - способность к эмпатии; - самоконтроль и саморегуляция, умение сдерживать свои негативные побуждения; - умение регулировать свою активность | - отсутствие психологических барьеров, стереотипов и предрассудков по отношению к детям с ОВЗ; - готовность к взаимопомощи и сочувствию; - потребность к взаимодействию, сотрудничеству, признанию и уважению со стороны сверстников | - мобильность поведения, социальная активность; - легкая адаптация в инклюзивной развивающей группе; - уверенность в себе; - умение конструктивно решать проблемные ситуации |
Соотношение со схемой формирования толерантности по С.К. Бондыревой, Д.В. Колесову | |||
Положительная оценка индивидом объекта (значимость объекта для индивида) | Положительное отношение индивида к объекту | Положительное побуждение (намерение) в отношении объекта | Толерантное поведение (естественная толерантность, толерантность идентификации, способность исходить (в своих действиях) из самого себя, из своих оценок) |
С нашей точки зрения, для успешного формирования толерантного отношения у детей дошкольного возраста необходимо создание следующего комплекса условий [39]:
— организация инклюзивной развивающей среды;
— формирование толерантного отношения одновременно с развитием высших психических функций;
— участие родителей в процессе формирования толерантного отношения.
Условие 1. Организация инклюзивной развивающей среды
Понятие развивающей среды, в т.ч. инклюзивной, для детей дошкольного возраста многоаспектно: Л.С. Выготский рассматривал ее как источник психического развития детей; В.В. Давыдов — как условие, процесс и результат психического развития дошкольников; В.А. Петровский — как единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей; А.В. Мудрик — как способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворение потребности в деятельности; В.А. Левин — как систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [9].
Формирование толерантного отношения у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ невозможно без организации их совместной деятельности, например в ДОО или детском психологическом центре.
С нашей точки зрения, инклюзивная среда таких организаций должна быть органично включена в вертикально-горизонтальную структуру инклюзивной среды социума [37].
Таблица 3
Вертикально-горизонтальная структура инклюзивной среды социума
Уровни | Возраст | Вертикаль | Горизонталь |
0-3 | -комплексная помощь детям с ОВЗ и их родителям по адаптации в правовом поле, в сфере конкретных форм помощи со стороны органов социальной защиты, в области мер медицинской помощи и сопровождения, в поле психологических проблем; - решение вопроса о выборе образовательного и развивающего маршрута, в т.ч. об определении формы и степени инклюзии в образовательную и развивающую среду с учетом особенностей психического развития детей | - техническое оснащение ДОО и детских психологических центров для создания безбарьерного пространства (пандусы, подъемники, специально оборудованные туалеты, кабинеты лечебной физкультуры и психомоторного развития, комнаты для логопедических и развивающих занятий со специалистами помогающих профессий, медицинский кабинет, спортивный зал и т.д.); - организация разностороннего взаимодействия специалистов помогающих профессий, детей с нормативным развитием, детей с ОВЗ, родителей; - профессиональная подготовка специалистов помогающих профессий для организации инклюзивной развивающей среды; - разработка адаптированных образовательных программ и развивающих методик; - разработка индивидуальных планов занятий (совместно с родителями); - регламентированное нормативно – правовыми документами финансовое и юридическое обеспечение образовательного и развивающего процесса | |
4-7 | - воспитание, социализация и психическое развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ в рамках ДОО (детских садов) и детских психологических центров; -обоснованное и дифференцированное определение индивидуальных образовательных и развивающих маршрутов; - организация инклюзивной развивающей среды | ||
7-17 | - полная, частичная или временная инклюзия в образовательный и развивающий процесс с учетом возможностей каждого школьника с ОВЗ; - организация инклюзивной развивающей среды в условиях общеобразовательных школ и детских психологических центров | ||
- профориентация; - определение траектории дальнейшего профессионального образования | |||
17-21 | - профессиональное образование выпускников с ОВЗ и их дальнейшее трудоустройство |
Четкая организация преемственности этапов позволит на протяжении всего периода образования, адаптации, социализации и профессионализации детей с ОВЗ обеспечить их полисубъектное сопровождение (особый тип взаимодействия, развивающий творческую активность субъектов, их способность к диалогу и интеграции).
Структуру инклюзивной развивающей средыдошкольного образовательного учреждения или психологического центра можно представить во взаимосвязи четырех компонентов: психологического, методологического, материально-технического и информационно-методического [1]:
1. Психологический компонент
Необходимое условие совместной развивающей деятельности детей — толерантность всех участников образовательного процесса по отношению к детям с ОВЗ: специалистов, детей с нормативным развитием, родителей. Ориентирами для организации психологически комфортной инклюзивной среды должны служить закономерности психического развития детей дошкольного возраста, специфика дефекта детей с ОВЗ, психологические особенности мальчиков и девочек [39].
2. Методологический компонент
При организации инклюзивной развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:
· договоренности, согласия и взаимных обязательств семьи, общества и государства;
· информативности (разнообразия тематики материалов и оборудования);
· вариативности (возможности использовать среду для различных развивающих занятий);
· полифункциональности (богатого выбора возможностей развития, обеспечения всех составляющих развивающего процесса);
· трансформируемости (возможности многофункционального исполь- зования пространства);
· психологической целесообразности (необходимости и достаточности наполнения развивающей среды).
3. Материально-технический компонент
ДОО или психологический центр должны быть оснащены всем необходимым для занятий с детьми. Материалы и оборудование должны и иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, психологическим и и эстетическим требованиям.
4. Информационно-методический компонент
Инклюзивная развивающая среда должна включать необходимый диагностический и развивающий материал для педагогов и родителей: документацию, научно-методическую литературу, интернет - ресурсы и т.д.
Таким образом, под инклюзивной развивающей средой дошкольного образовательного учреждения или психологического центра мы понимаем взаимосвязь материально-технического, методологического, информационно-методического и психологического компонентов, обеспечивающих необходимые условия для совместной деятельности детей с нормативным развитием и детей с ОВЗ [7].
То есть, для формирования толерантного отношения у детей дошкольного возраста необходимо реальное взаимодействия детей с нормативным развитием и детей с ОВЗ в грамотно организованной инклюзивной среде.