Когда человек находится в погоне за счастьем, он ставит перед собой слишком много задач, у него появляется слишком много амбиций.
Он все время стремится чего-то достичь и как бы сжигает себя изнутри. Отсюда болезни, возникающие из-за усталости, переутомления. Это головная боль, язвы желудка, сердечно-сосудистые заболевания и т. д. Это болезни, от которых, в принципе, можно излечиться.
Но люди в Раджасе не похожи на людей в Саттве, пытающихся найти корень проблем в себе, решить их и извлечь какой-то урок, – в Раджасе люди пытаются найти виноватого и сбросить тяжесть своих проблем на другого. Они не видят, что они, на самом деле, сами создают эти проблемы своим неправильным мировоззрением и образом жизни. Они пытаются обвинить в своих бедах других людей или обстоятельства.
В Раджасе ум постоянно куда-то стремится, привлекается объектами чувств, и это вызывает определенную эмоцию, которая подпитывается мыслью. Например, мы спокойно идем по улице и вдруг замечаем в витрине вещь, которую очень хотим купить. У нас сразу возникает мысль, затем эмоция по поводу этой вещи, и мы привязываемся к ней или начинаем ненавидеть ее, потому что не можем ее купить, а так хочется. Тогда в озере нашего ума от лишних мыслей и переживаний по поводу увиденной вещи возникают волны, и из-за этого мы не можем воспринимать ситуацию в ее нормальном, реальном состоянии, а воспринимаем ее только в искаженном виде.
Человек не находится здесь и сейчас, своими мыслями и эмоциями он как бы привязан к какому-то объекту, и тогда он принимает решение, основанное на эмоциях, чувствах, желаниях. Это могут быть какие-то амбиции, цели, потому что состояние Раджаса – это активное состояние, это энергичная деятельность. И он начинает бежать к этой цели, подпитываемый ее энергией. Но поскольку наша реальность искажена, все цели, которые мы себе ставим в Раджасе, могут быть иллюзорными.
Любовь в Раджасе не может быть искренней – она имеет какой-либо корыстный оттенок, эгоистична или на деле оказывается привязанностью . Например, в Раджасе человек скажет: «Я так с ним счастлива и не могу без него жить, значит, я его люблю». Но в Саттве человек скажет: «Я могу сделать этого человека счастливым, и я с ним счастлива, и мы хотим быть вместе, значит, мы друг друга любим, но если он не примет мою любовь, то я его отпущу, раз его это сделает счастливей». В Раджасе любовь исходит из концентрации только на своих желаниях, и, если партнеры не переводят свои отношения на уровень благости, между ними возможна только временная страсть. В Саттве человек сконцентрирован на том, чтобы сделать счастливым не только себя, но и партнера.
Большинство современных западных людей живут в Раджасе. Качества Раджаса – чрезмерная активность, энергичность, переменчивость, отсутствие спокойствия, беготня, суета, взбудораженный ум, дисбаланс, неустойчивость, иллюзорность цели. Человек ищет счастье не там, где надо – не внутри себя, а снаружи . Человек в страсти любит вещи и деньги, а людей использует.
Ум в невежестве
В Тамасе нет энергии. Если что-то происходит, то лишь пассивно и по инерции. Ум в Тамасе способен на мыслительный процесс, но мысли двигаются в нем очень медленно и туго. Может быть, вам знакомо такое состояние – оно бывает после переутомления, когда хочется не думать, а просто лечь и смотреть в потолок. Но не путайте это со спокойствием ума. На самом деле, при сильной усталости мысли есть и ум беспокоен – просто он застывает от нехватки энергии.
Если снова сравнить ум с прудом, то в Тамасе вода этом пруду мутная, грязная и темная, в ней ничего не отражается. Грязь и тина, заполняющие этот пруд, – это наши грязные и темные мысли, желания, эмоции, которые полностью нас контролируют и затмевают ясность мировосприятия.
Самое опасное в этих мыслях – то, что мы можем их даже не замечать и не осознавать их существование, так как они могут находиться глубоко в подсознании и оттуда руководить человеком. Поэтому очень важно учиться отслеживать свои мысли и природу их возникновения.
Грязь и тина – это еще и токсины, которыми люди загрязняют свой организм. Они затмевают наше восприятие реальности. Пример этому – наркотики, алкоголь, кофеин. Они – как куча мусора, которую человек сбрасывает в воду, загрязняя ее. Таким образом люди пытаются убежать от реальности, если она им неприятна.
Но на самом деле проблема не в реальности, а в ее восприятии, а это уже зависит от самого человека. Поэтому с помощью наркотиков и алкоголя человек временно отключается от реальности, но на самом деле получается, что он пытается убежать от себя, а это невыполнимая задача.
Что делает человек, когда наступает состояние истощения в Тамасе после утомляющего раджасичного дня? Он расслабляется с помощью допингов: алкоголя, кофе, сигарет, наркотиков. В Тамасе человек думает, что таким образом он наслаждается, но на самом деле он еще больше затмевает ум, и наступает еще большее отупение. Если человек пьет кофе, то это еще больше будоражит ум.
И в Раджасе, и в Тамасе трудно сконцентрироваться, так как ум находится в затемненном состоянии. Человек вводит себя в тупик, он смотрит на жизнь как будто через грязное стекло, и поэтому не может воспринимать реальность правильно и не способен принимать верные решения. Из-за этого возникают страхи, мнительность, неуверенность.
Проблемы в Тамасе не решаются, так как человек чаще всего их не осознает. Например, если у него заболит нога, он, скорее всего, будет жаловаться на жизнь и ругать окружающих и даже не попытается что-либо предпринять. Если в Саттве человек начинает принимать какие-то меры для лечения, извлекая урок из ситуации, но при этом он принимает любое развитие событий, то в Тамасе человек даже к доктору не пойдет.
Тамасичные люди не умеют следить за собой правильным образом: даже имея проблемы с печенью (что не редкость для представителей этого типа), они могут есть жирное, жареное мясо, запивая его пивом, потому что это удовлетворяет их чувства. Они думают, что то, что хорошо для их чувств, хорошо и для них самих.
В Саттве и даже в Раджасе человек понимает, что так действовать нельзя, а в Тамасе его единственная цель – удовлетворить свои чувства, а того, что впоследствии ему будет плохо, он не понимает либо игнорирует этот факт.
Обычно болезни в Тамасе – это тяжелые и трудно излечимые хронические заболевания. В Раджасе болезнь – это вспышка, которую можно погасить, а болезнь в Тамасе можно сравнить с тлеющим отсыревший фитилем, который трудно потушить. Тамасичные люди не склонны брать на себя ответственность за свою жизнь, они плывут по течению, опустив руки, куда бы их ни несло.
В Тамасе вода в пруду вообще не отражает реальность. Тамасичный человек не видит мир таким, какой он есть, и не видит себя его частью, поэтому его эго отождествляется только с самим собой. «Я – тело, и больше ничего».
В Тамасе самооценка никогда не бывает адекватной –она либо чрезмерно завышена, либо занижена. Клиническая стадия – мания величия.
Тамас подобен лампе, накрытой одеялом – свет уже не проникает наружу и не виден. Человек как бы постоянно находится в темноте, живет в своей собственной реальности, которую сам придумывает. Поэтому у тамасичных людей наиболее часто бывают психические расстройства и отклонения.
Любви в Тамасе нет. Есть ненависть, зависть, корысть, ненасытное сексуальное желание, эгоизм, уныние, депрессия, болезненная привязанность, огромная жадность и помешательство на деньгах.
Тамасичный человек обычно живет инстинктами, для него жизнь – это удовлетворение потребностей тела и своих прихотей. Это жизнь на уровне животного и даже ниже.
Тамас – состояние инерции, когда мысли застыли в уме, и ментальная грязь полностью затмевает реальность.
Ум как колода карт
Сравним ум и влияние на него трех гун с колодой карт. Карты – это мысли. В Саттве наш ум подобен аккуратно сложенной карточной колоде: ум сосредоточен, мысли сконцентрированы на чем-то одном.
В Раджасе ум активизируется. Это колода карт, подброшенная вверх: момент полета карт – это мысли, пролетающие в уме. Концентрация теряется, ясности нет, за всеми мыслями уследить невозможно, так как их слишком много, а сосредоточиться на одной трудно.
Карты, упавшие в разбросанном состоянии на пол, – это ум в Тамасе. Мыслей много, но энергии уже нет, сконцентрироваться невозможно, и ум находится как бы в зависшем состоянии, но это не спокойствие, а просто ступор, отупение.
Чтобы собрать разбросанные карты (Тамас) и сложить их обратно в колоду (Саттва), нужно приложить энергию действия – собирания карт (Раджас). Поэтому сразу перепрыгнуть из Тамаса в Саттву невозможно, надо сначала пройти этап Раджаса, который разгонит Тамас – активизирует ум, расшевелит и заинтересует его – только после этого возможна концентрация, сосредоточение ума в Саттве.
Например, чтобы поднять с дивана ленивого тамасичного человека, надо мотивировать его чем-то выгодным –только тогда он может встать и начать что-то делать, например, зарабатывать: ведь заработок для него – это возможность удовлетворить свои чувства.
Медитация – это лучший способ познать свой ум, наблюдая за ним, научиться его успокаивать и сосредотачивать, придавая ему ясность.
Но если тамасичного человека посадить медитировать, то он не успокоит свой ум, а просто уснет. Поэтому из Тамаса сначала надо подняться в Раджас, а затем в Саттву.
Поэтому людям, у которых еще много невежества и страсти, лучше практиковать динамические медитации.
Диаграмма «мысли в гунах»
Саттва . Энергия и стабильность. Человек спокойно и сосредоточенно, без лишней суеты, не отвлекаясь, продвигается к цели.
Раджас . Энергия без стабильности. Иллюзорные цели и объекты, на которые реагируют наши чувства и которые отвлекают и не дают нам продвигаться вперед, к истинной цели. Ненужная суета и распыление энергии.
Одна мысль разбивается на множество мыслей. Нет концентрации и сосредоточения. Каждый пик диаграммы – это еще одна мысль, волнение, переживание и иллюзорная цель. Похоже на плохую кардиограмму.
Тамас . Первая характеристика – состояние застоя, мысль не двигается с места, нет энергии. Нет цели, а значит, нет направления для движения и прогресса.
Вторая – бесцельное движение по инерции – куда ветер подует. Пассивность. Такое движение может происходить только вниз, к деградации, подобно тому, как мяч скатывается вниз с горки.
Аюрведа считает, что беспокойный ум – это один из первых показателей приближения болезней и совершения ошибочных поступков .
Также один очень важный момент: когда человек достигает состояние чистого и умиротворенного ума, он не реагирует на положительное и отрицательное, на этом уровне на него не действует закон кармы. Некоторые школы называют это «состоянием вне ума». Во многих буддистских школах это называется состоянием просветления.
Чтобы избавиться от психических страданий и успокоить ум, Аюрведа рекомендует в первую очередь саттвичный (здоровый) образ жизни, а также пранаямы (дыхательные техники), питание в благости и соответственно своей конституции, использование лечебных трав, выбор правильного общения, жизнь на природе, хороший массаж, максимально частые выезды на природу, а лучше проживание там, контроль за чувствами, мантры и медитации.
Душа, очистившись полнотою заповедей, приуготовляет незыблемое положение ума, делая его способным воспринимать искомое состояние.