Поступки и деятельность в разных энергиях

В Саттве – регулируемые, исполняемые без привязанности и ненависти, без желания получать плоды.У нас всех есть свои обязанности, мы исполняем свой долг –например, отца, мужа, члена религиозной организации и т. п. Но важно не быть привязанным к плодам своей деятельности. Если мы выполняем действия как акт жертвоприношения – это гуна благости. Деятельность также должна быть регулируемой, а не по принципу: «Хочу – делаю, не хочу – не делаю».

Чем человек отличается от животного? И у животных жизнь очень организована – ее регулирует природа. Собака не может изучать священные писания и осознанно менять свою жизнь к лучшему или худшему, но у человека, в отличие от нее, есть выбор. Это единственное живое существо, которое обладает таким выбором. У каждого народа есть какие-то регулирующие принципы. У людей в невежестве тоже есть священные писания. У одного из народов Южной Африки, например, есть такое предписание: «Кушайте только стариков» – иначе они давно бы съели друг друга.

В страсти . Предписание для людей в страсти может звучать так: «Жертвуйте как минимум десятину». То есть регуляции существуют для каждой гуны. Человек в Раджасе судит о духовном прогрессе других по тому, как строго они выполняют различные предписания. В страсти человек не может долго следовать каким-либо принципам.

В невежестве . Когда евреи, будучи рабами, получили Тору, их уровень сознания стал выше во много раз. Или, скажем, бедуины раньше жили вместе: несколько поколений родственников в одном шатре. Когда пришел Мухаммед, то один из пред-религиозных принципов, который он дал, гласил: «Не имей секса со своей матерью». Потом он давал более глубокие принципы, и следование этим правилам очень возвысило народы, которые им следовали. Советую вам почитать суфийских мастеров – вы встретитесь с глубочайшими Истинами, которые они постигли на основе Корана.

Первыми учениками и последователями Христа были рыбаки и рабы. Это показывает, что даже неграмотные рабы могут очень быстро прогрессировать, если получат наставления от великой души просветленного и священные писания в благости.

Если мы не следуем принципам, у нас начинает ухудшаться судьба и появляются болезни. Поэтому нужно правильно питаться, правильно общаться и читать духовные книги. Все это нас возвышает.

Человек в Саттве непременно следует регулирующим принципам, но невежественный человек не может понять их смысла, поэтому ему, с самого начала, не нужно давать очень возвышенные предписания. Тут главное не впасть в другую крайность – не сделать следование правилам и заповедям главной целью, ведь это приводит к религиозному фанатизму.

Важно помнить, что конечной целью может быть только Любовь к Богу, а следование заповедям – это лишь средство.

АНЕКДОТ

Моисей спустился с горы Синай, где он получил заповеди от Всевышнего. Нa вопросы окруживших Его людей он ответил: «Есть две новости – одна плохая, одна хорошая. Хорошая – удалось договориться, что будет только десять заповедей. Плохая – прелюбодеяние вошло в список».

Деятельность в благостивыполняется как предложение плодов своего труда Всевышнему, без желания иметь плоды, но тем не менее с большим энтузиазмом.

Деятельность в страститребует больших усилий, она осуществляется под влиянием ложного эго для удовлетворения желаний, основные ее мотивации – гордыня, желание наслаждаться плодами. Человек в страсти много и напряженно работает, но, в итоге, все равно остается неудовлетворенным.

Деятельность в невежестве – это деятельность в иллюзии, с пренебрежением к наставлениям, без заботы о последствиях, которые она за собой влечет, в рабстве, с насилием или с причинением другим страданий, главные мотивы для деятельности – это жадность и зависть.

Сюда относится, в том числе, деятельность мясников. Психологи доказали, что люди, которые более двух-трех лет работают на бойнях, имеют серьезные нарушения в психике.

АНЕКДОТ

Решил Бог дать заповеди, которые служат быстрому возвышению сознания, и решил дать людям. Пришел Бог к цыганам. И предложил заповеди им. И цыгане тоже захотели услышать пример. И прочитал Бог: «Не укради». И ответили цыгане: «Нет, это не для нас».

И пошел Бог к французам. Но и те отказались от заповедей Его, услышав пример: «Не прелюбодействуй». Наконец, пришел Бог к евреям и сказал: «Есть заповеди». «Заповеди? – спросили евреи. – И почем они?» «Бесплатно», – ответил Бог. И сказали тогда евреи: «Здорово, давай десять!»

Счастье-яд и счастье-нектар

Наши рекомендации