Сочетание «страсть-благость» имеет силу изменять явления и обстоятельства в лучшую сторону
Если человек находится в гуне благости – он испытывает счастье, умиротворение, очень ясно слышит свою интуицию. Если же этого не происходит – значит, идет влияние гун страсти и невежества.
Если все, окружающее нас, поместить в гуну благости – она проникнет и в нас самих . Невежество и страсть приходят в нашу жизнь легко, но, чтобы в нее пришла благость, нужно вначале потрудиться, приложить усилия. Чтобы подняться в гуну благости – нужно научиться действовать проактивно (одно из значений этого слова – «заранее»).
Например, человек, живущий в невежестве, постоянно предъявляет претензии и жалуется, но на самом деле внутренне он не готов к изменениям. Чтобы измениться к лучшему, достигнуть прогресса в чем-то, нужны Раджас и Саттва. Далее я приведу реальную историю, наглядно демонстрирующую это.
Однажды бомбардировщик Северного флота Советской армии потерпел крушение – вышла из строя навигационная система. Береговая служба направила самолет неверно, и тот полетел не к цели, а в противоположную сторону. Когда экипаж понял это и развернулся, чтобы лететь обратно, горючего уже не хватало, и самолет не смог долететь до берега. Тогда члены экипажа выпрыгнули с парашютами на поверхность Баренцева моря. У каждого из них было по плоту. Но капитан сказал, что он не поплывет, ведь до берега много километров, и доплыть при таком холоде просто нереально – и застрелился. У другого летчика с собой был спирт, и, отчаявшись, он напился. Через несколько недель его нашли замерзшим. А штурмана, молодого лейтенанта, ждала дома любимая жена и маленький ребенок. Он очень хотел вернуться к ним и сказал себе: «Я доплыву, чего бы мне это ни стоило!» – и поплыл на плоту, загребая воду руками. Он плыл два дня, без еды и воды. Потом, когда его ноги уже касались дна, он шел еще несколько часов – сначала по пояс, а затем по колено в воде. Добравшись до берега, он дошел до ближайшей рыбацкой хижины и упал возле нее, потеряв сознание. Его нашли и привели в чувство, и он вернулся домой к жене, при этом даже не заболев. Вот это гуна страсти (активность, решительные действия) плюс благость (оптимизм, бесстрашие) – вместе они становятся мощной силой, способной творить чудеса.
В страсти человек пытается что-то изменить, а в невежестве он способен только жаловаться на свои болезни, не имея при этом даже реального желания излечиться. Большинство больных людей осознанно или неосознанно желают быть больными и не хотят становиться здоровыми и прилагать к этому усилия .
Люди в страсти, заболевая, стараются побыстрее снять симптомы болезни, выпив какое-нибудь сильнодействующее лекарство. Симптомы, действительно, пропадают (например, есть препараты, которые снижают температуру за час), но организму наносится большой вред: ведь каждая таблетка имеет множество побочных эффектов. Но людей в страсти это обычно не беспокоит, главное для них: «Сейчас все прошло, и я могу дальше работать».
У меня есть дядя, ему за 75 лет. Как-то в молодости он прочитал о том, насколько опасны и вредны практически все аллопатические (химические) препараты и таблетки, и полностью отказался от них. Через пару лет он перестал болеть и сейчас выглядит очень здоровым, много физически работает, занимаясь фермерским хозяйством.
Люди забираются в скорые поезда, но они сами не понимают, что они ищут, – сказал Маленький принц. – Поэтому они не знают покоя, бросаются то в одну сторону, то в другую... и все напрасно... Глаза слепы. Искать надо сердцем.
Антуан де Сент-Экзюпери
ГЛАВА 3. Педагогика третьего тысячелетия
Воспитание в гунах
Согласно Аюрведе, к зачатию ребенка следует готовиться как минимум за год, и эта подготовка заключается в физическом и ментальном очищении. И день для зачатия тоже необходимо подбирать. Все это нужно для того, чтобы пришла гармоничная личность, которая принесет всем счастье и родится в здоровом теле. Да и сама беременность в благости приносит большое счастье и пользу: в это время женщина получает многие духовные и психологические реализации.
Но к сожалению, у современных врачей Саттва доминирует далеко не у всех. Да и сама современная западная медицина – или, как ее еще называют, аллопатическая –преимущественно в страсти и невежестве.
Буквально несколько дней назад одна беременная женщина рассказала, как врачи постоянно пугали ее: «Вы уже старая (38 лет!), куда вам рожать, у вас родится ребенок с дефектами, может быть дауном и т. п., нужно делать серьезные анализы, а самое правильное – это аборт. У вас уже есть один ребенок – и хватит». И таких случаев я знаю очень много.
Люди в страсти очень привязаны к работе, женщины работают, даже будучи беременными, а некоторые вскоре после родов снова выходят на работу – хотя для полноценного развития ребенка его нужно кормить грудью как минимум до года. В противном случае может вырасти ребенок, который почему-то не любит своих родителей, и, как бы мстя им, сдает их в дом престарелых, когда они достигают старческого возраста. А это может быть следствием того, что беременность его матери проходила не в благости, она работала в офисе вместо того, чтобы общаться со своим ребенком, правильно питаться и находиться в саттвических условиях, а после рождения ребенка отдала его бабушкам и дедушкам и снова вышла на работу.
Но если воспитывать детей правильно, они могут принести огромное благо. Даже если вы очень занятой человек, вы все равно ежедневно должны находить время для общения с ребенком.
Воспитание в невежестве:родители пьют, употребляют наркотики, дерутся, бьют ребенка (считается, что до 5 лет к ребенку нужно относиться как к Богу, а девочек вообще никогда нельзя бить), в доме играет тяжелая музыка, смотрят порнографию, фильмы ужасов, в доме грязь. Учителя бьют детей, приходят пьяными, матерятся, применяют к детям насилие (в том числе сексуальное) и т. д.
Воспитание в страсти:наиболее распространенная в настоящее время модель поведения. Родители отдают детям крайне мало душевного тепла. Их главная задача, как они считают, обеспечить их (и себя) материальными благами. В их понятии «ребенок состоялся» – это когда он вырастет и получит престижную, хорошо оплачиваемую должность. Детей отдают в престижные школы. Родители заняты работой, светскими развлечениями и пытаются откупиться от детей, покупая им дорогие подарки и забывая, что детям, в первую очередь, нужна безусловная любовь. Для таких родителей очень важно, чтобы ребенок достиг внешнего успеха: главными жизненными ценностями они считают высокий общественный статус, хорошую должность, материальное процветание. Наличие всего этого для них это означает, что ребенок «состоялся». Они привязаны к своему ребенку, но другие дети им безразличны.
Учителям, да и родителям, нет особого дела до воспитания моральных качеств учеников. Главное – пройти побольше материала, дать побольше информации, и чтобы ученики получили высокие баллы на экзамене. А то, что эти знания не практичны и в жизни вряд ли пригодятся, никого не беспокоит, ведь главное – получить престижный диплом.
Внутренние качества ребенка, его морально-нравственный облик особо никого не волнуют. Очень популярна соревновательная модель обучения. Школы расположены в больших городах. Родители отдают своих детей во множество кружков и секций одновременно.
Педагоги и родители не считают и не знают, что ранняя сексуальная жизнь, порнография, эротика действуют на подростков крайне разрушительно. Если появляется элемент невежества, то ребенка еще до полового созревания «ознакамливают» с сексуальными темами, причем очень наглядно, что закрывает ему верхние энергетические центры, и он становится неспособен учиться.
Например, в Швеции уже появляются детские сады, где детям говорят, что гомосексуализм – это нормально. В Германии бесплатно распространяют Камасутру для детей, в которой побуждают их заниматься сексом. В Канаде, в Онтарио, где я сейчас живу, детям с 1-го класса хотят ввести обязательное обучение сексу, где все показано в картинках и говорится, что гомосексуализм – это более чем нормально.
Сейчас весь этот ужас начинается на 3–4 года позже. Так, родственница моей жены в возрасте 10–11 лет, проходя этот урок, обучилась, например, как надевать презерватив (на манекене), а также тому, что нужно всегда с ним ходить – на всякий случай..., но он не понадобится, если она решит заняться сексом с подружкой..., что тоже «более чем нормально».
В продвинутых духовных цивилизациях нормальным считалось убивать тех, кто растлевает и развращает детей и подростков, обрекая их на несчастную жизнь, а общество –на вымирание, большой рост преступности и полное разрушение института семьи.
У нас работала няня из Литвы, рассказавшая, что ее близкая родственница, которая работает в Англии, с ужасом рассказала, что сейчас там все больше баров, куда женщинам можно прийти с младенцами. Там громко играет музыка, накурено, там они пьют легкие спиртные напитки, ищут себе новых половых партнеров в перерывах между кормлением ребенка...
Воспитание в благости:в доме чисто, царит атмосфера взаимоуважения, спокойствия. Дом находится среди природы. Родители, особенно мать, ставят воспитание детей на первое место. Дети получают много любви. Если ребенок ошибся, родители говорят: «Ты поступил неправильно», но никогда не говорят: «Ты плохой». Родители развивают ребенка в соответствии с его талантами и желаниями, а не следуя своим эгоистичным мотивам: «Мой ребенок должен быть дипломатом, известным человеком и т. п.». Главное для них – чтобы он состоялся как личность, стал гармоничным, нравственным человеком. Родители внимательно следят за диетой ребенка и кормят его только натуральной саттвичной пищей, внимательно следят за его общением и окружением. С детства у ребенка развивают альтруистическое настроение. Его учат быть отдающим, а не потребителем. Родители с детства приучают его молиться перед едой, участвовать в благотворительных мероприятиях, помогать другим, быть скромным, готовят его к счастливой семейной жизни, приучают к мысли, что семья – это важнейшая ценность.
Образование происходит в классах, где мальчики и девочки учатся отдельно, – это обязательное условие для обучения в Саттве, особенно в подростковом возрасте.
Школы находятся в парках, на природе, в красивых местах. Мать либо не ходит на работу совсем, либо немного работает в свое удовольствие, если это не мешает воспитанию детей.
Недавно прочитал, что министр образования одной из провинций Канады признал, что для того чтобы дети росли здоровыми и счастливыми, лучше, если мать сидит с ними дома.
Воспитание ребенка начинается... еще до зачатия. Примерно за год до этого родители начинают очищать свой организм от шлаков, очищать свое сознание и тонкое тело от обид, гнева и других отрицательных эмоций. Они очень ответственно относятся к зачатию: оно происходит в чистом месте, в благоприятное с астрологической точки зрения время, в возвышенном состоянии сознания, после молитвы.
В период беременности все делается так, чтобы женщина была максимально погружена в любовь и спокойствие. Понимается, что в период беременности ребенка и первые 2–3 года жизни закладывается фундамент его психики и физического тела. В это время очень важно много и правильно общаться с ребенком (говорить, петь и т. д.).
Из современных педагогов ярким примером обучения в благости является академик РАО Шалва Александрович Амонашвили, а также академик РАО Михаил Петрович Щетинин, создавший прекрасную школу в Краснодарском крае.
С 6 до 15 летродители достаточно строги с ребенком, ибо знают, что в это время он нуждается в ограничениях, ведь дай ему свободу – и он будет есть одни чипсы, конфеты, пиццу и другую junk food (англ. – «пища, мусор»).
Может даже начать курить, пить, употреблять наркотики, посещать порносайты и т. д.
С 15 летродители развивают дружбу с ребенком, в это время, как правило, уже невозможно, да и не нужно его строго контролировать – ведь его характер уже сформирован.
Английская система воспитания несла в себе большой элемент Саттвы, поэтому она достаточно действенна до сих пор. Примерно до 14 лет с мальчиками обращались очень строго – даже секли розгами при всех по нижней части спины. Но когда ребенок был уже сформирован как личность – с ним начинали обращаться как с джентльменом. Школы в этой системе, как правило, расположены в сельской местности, на природе.
Но стоило внести в эти школы всего один элемент страсти и невежества – свободный секс, как практически вся система перестала работать.