Вы ожидаете или не ожидаете, что в ближайшем будущем в стране произойдут перемены? и если да, то в лучшую или в худшую сторону? (фом, август 2005)

Предисловие

Манифест — особый жанр, это не статья, не анализ, это — гражданская позиция, это — призыв к действию. Это — кредо тех, кто примерно одинаково смотрит на судьбы страны и мира, это руководство к действию для тех, кто готов не только говорить, но и действовать. Манифест не должен как рубль нравиться всем, он имеет не равнодушно-благожелательных читателей, а сторонников или противников. Или тех, кто с ним согласен и в свое время поддержит эту политическую позицию НАШИх, или противников, — тех, кто в свое время выступит против НАШИх. Ну, кто-то пока еще не определился. Их все меньше и меньше.

Самый знаменитый манифест в истории — 'Манифест коммунистической партии' Маркса и Энгельса, который перевернул мир, с которым люди шли на баррикады, в тюрьму и на казнь. Шли, рискуя всем, потому что верили в идеи, изложенные в том манифесте. Мы писали этот манифест, потому что верим в эти идеи и потому что готовы действовать, бороться, чтобы эти идеи оказались реализованными в жизни.

Но в манифесте всего не напишешь, это очень концентрированный документ, к нему нужны пояснения:

— пояснения, разъясняющие те или иные политические термины, используемые в Манифесте; ( выделено курсивом)

— сведения, развертывающие более подробно тезисы, сформулированные в манифесте и иллюстрирующие их примеры.

Таким и является комментарий, который читатель найдет в этой брошюре вместе с самим манифестом. Комментарий не является политически нейтральным, он написан с точки зрения движения НАШИ. Его цель — не объяснить, а дать идеологическое оружие в руки политических бойцов. А политические бойцы — члены движения НАШИ могут использовать это идеологическое оружие в споре со своими политическими оппонентами и в борьбе за еще не определившихся.

Молодежь идет в политику. Среди активных, умных, сильных скоро уже почти не останется нейтральных, не определившихся, политически безразличных. За них в эти годы предстоит борьба. Манифест и комментарии к нему должны убедить колеблющихся в правоте Движения НАШИ, в том, что НАШИ выражают самые главные интересы целого поколения и борются за Россию, за ее возрождение. Манифест и комментарий должны показать политическим противникам, что они ошибаются, что им надо задуматься и во имя возрождения России стать политическими союзниками НАШИх.

И стория — это смена поколений. У каждого поколения есть шанс уйти незамеченным или изменить мир. Сегодня у нас, поколения молодых россиян, есть такой выбор. Мы — те, кто верит в будущее России и считает, что ее судьба в наших руках. Мы — молодежное движение 'НАШИ'. Мы предлагаем тебе присоединиться к мегапроекту нашего поколения, мегапроекту 'Россия'.

Поколение (когорта) — термин для обозначения людей, родившихся в одном и том же интервале времени. Поколением называют также стадию, ступень в происхождении от общего предка (дед, отец, сын и т.д.), отрезок времени между этими ступенями обычно исчисляется в двадцать-тридцать лет. Возрастная структура общества и складывающиеся в ней взаимоотношения поколений. имеют троякую природу: биологическую (смена поколений связана с естественным жизненным циклом), социальную (разделение функций между возрастными группами и сами его критерии зависят от социально-экономической структуры общества) и историческую (начиная жить в определенный момент времени, каждое поколение связано общностью каких-то жизненных переживаний и в силу этого уникально, неповторимо).

В истории понятие поколения имеет прежде всего символический смысл и ассоциируется не столько с одновременностью рождения, сколько с общностью значимых переживаний людей, оказавшихся участниками и современниками исторических событий. Н е всякое демографическое поколение(люди, родившиеся в одном интервале времени) становится историческим поколением — участником и творцом великого события или процесса.

В России XIX века сложилось три исторических поколения

· 'людей 1812 года' (включающее не только участников Отечественной войны, но и, например, А.С.Пушкина, которому в 1812 году было 13 лет)

· 'людей 40-х годов' (В.Белинский, А.Герцен, Н.Некрасов, И.Тургенев)

· 'шестидесятников' (Л.Н.Толстой, Н.Добролюбов, Н.Чернышевский, деятели либерально-буржуазных реформ 1860-1870 гг.).

А вот поколений 'людей тридцатых годов' или 'восьмидесятников' в позапрошлом веке не сложилось.

В XX веке историческими стали поколения революции и гражданской войны, 20-х и 30-х годов. Особую роль в истории сыграло 'военное поколение' — те, кто выиграли тяжелейшую в истории человечества войну, отдавая свои жизни за Победу, восстановили из руин и вплоть до начала 80-х годов стояли у руля страны. Поколение 'шестидесятников' (термин выбран не случайно — параллель между XIX и XX веками проводилась самими 'шестидесятниками') вошло в историю вместе с Ю.Гагариным и другими героями мирного времени. Но поколений 1950-х годов или 'семидесятников' не возникло.

Манифест обращен к молодежи. Движение НАШИ — это движение молодежи первой декады нового тысячелетия. Как показывают исследования социологов, сегодняшняя российская молодежь отличается от старших поколений оптимизмом и верой в будущее России.

Молодежь Старшее поколение

В лучшую 53 35

В худшую 9 18

Российская молодежь по сравнению со своими европейскими сверстниками вырывается далеко вперед по многим показателями жизненной активности. Это показал опрос мужчин и женщин в возрасте от 18 до 31 года, проведенный в 2005 году международным агентством BBDO в Великобритании, Германии, Испании, Италии, России, Франции, Швеции и Чехии.

Так, молодые россияне со значительно большим оптимизмом, чем их зарубежные ровесники, смотрят в будущее. Почти 80% русских — против 46% западных европейцев — уверены, что будут жить лучше своих родителей. Столь решительный психологический настрой на успех немаловажен, тем более, что он проявляет себя и в других жизненных приоритетах. Так, российской юношеской аудитории, как выясняется, в неизмеримо большей степени свойственна здоровая амбициозность. Прославиться на том или ином поприще в России стремятся более 40%, тогда как в других странах стать знаменитыми хотели бы только 20% опрошенных.

Резко рознятся взгляды россиян и нероссиян на соотношение в жизни трудового и пенсионного циклов. 48% западных европейцев присуща философия 'заработать капитал и уйти на заслуженный покой как можно более молодым'. В России такую позицию готовы занять только 13% молодежи. Остальные говорят: 'Я хочу работать, пока хватить сил и здоровья'. В России подрастает целое поколение трудоголиков. Наконец, российская молодежь по-настощему патриотична. Значительно больше молодых россиян, чем их европейских сверстников готовы сражаться за свою Родину с оружием в руках. Число потенциальных защитников Отечества в России в два раза превосходит западноевропейские показатели — 64% против 34%.

В целом по большинству показателей жизненной активности российская молодежь почти в два раза опережает своих зарубежных сверстников. Российские молодежь жаждет всего больше: работы — чтобы была тяжелее, но денежнее; профессионального успеха — чтобы привел к национальной, а то и всемирной славе; развлечений — но не после ухода на пенсию. И, главное, они верят, что всех этих целей можно достигнуть, целиком полагаясь на собственные силы.

Новое поколение граждан нашей страны — то есть мы — стремится принять активное участие в политике и добиться того, чтобы жизнь в нашей стране отвечала нашим идеалам. Мы не хотим отдавать судьбу России в чьи-то руки. Наше поколение должно сказать свое слово в истории. Мы вместе должны создать план развития России и реализовать его. Это мы называем Мегапроектом Россия.

М ировое развитие — это конкуренция народов. Опираясь на свою культуру, каждый народ порождает новые технологии, общественные идеалы, социальные и политические институты. Постоянное обновление (модернизация) — пропуск в будущее. Тот, кто останавливается на достигнутом, отстает и сходит с дистанции мировой истории. В этом, собственно, суть демократии как общественного строя конкуренции во всем. Современный мир — это мир глобальной конкуренции в экономике, технологиях, конкуренции культурных ценностей и политических идеалов.

Конкуренция (от латинского глагола concurre — сталкиваться) — в повседневном понимании — соперничество экономических субъектов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Конкуренция - в классической экономической теории — элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение.

Конкуренция - в биологии — антогонистические отношения, определяемые стремлением лучше и скорее достигнуть какой-либо цели по сравнению с другими членами сообщества. Конкуренция возникает за пространство, пищу, свет, убежище, самку и т.д. Конкуренция есть проявление борьбы за существование

Глобальная конкуренция — конкуренция в мировом масштабе. Глобальная конкуренция — проявление и следствие глобализации.

Глобализация — один из основных процессов в современном мире — процесс становления единого мира, в котором народы и люди не отделены друг от друга привычными барьерами в виде границ.

Глобализация — это и процесс формирования связи и взаимозависимости между странами, людьми и организациями. Идеал глобализации — единый рынок и единое общество без барьеров и границ. 'Под глобализацией подразумевается наличие мирового общества без всемирного государства и без всемирного правительства' — замечает один из крупнейших социологов современности Ульрих Бек.

Границы, с одной стороны, мешали общению и развитию, но, с другой стороны, они защищали слабых от конкуренции со стороны сильных. К этапу глобализации разные страны подошли неодинаково готовыми к такой конкуренции.

Так, в Бразилии в 1970-80 гг. развивалась национальная автопромышленность. В новых исторических условиях в отрасль был допущен иностранный капитал. Сегодня вся автопромышленность Бразилии принадлежит транснациональным корпорациям, таким как 'Дженерал моторс', 'Даймлер — Крайслер', 'Форд' и т.д. В результате в 2003 году Бразилия заняла 10-е место в мире по производству автомобилей, но при этом выпуск национальных моделей полностью прекратился — производятся только зарубежные по происхождению машины.

В СССР парк гражданской авиации был практически полностью отечественного производства. На сегодняшний день российскими авиакомпаниями эксплуатируется 6085 воздушных судов. 95% — пассажирские самолеты, сделанные еще в СССР. Половина этого парка к 2010 году будет списана из-за ветхости.При этом обновление авиапарка составляет лишь 0,3% в год. Мощности гражданских авиационных заводов загружены менее чем на 20%. Новые российские самолеты составляют лишь 1,5% всего авиапарка, в то время как подержанные зарубежные лайнеры (американские 'Боинги' и европейские 'Аэробусы') — уже 3,5%. Не только наши зарубежные партнеры, но и руководство крупнейших российских авиакомпаний требуют от правительства России отмены пошлин на ввоз авиатехники. Если это произойдет, то гражданское авиастроение в России вовсе прекратится.

Проповедниками глобализации выступают наиболее развитые и могущественные страны, которые путем глобализации пытаются развить свою экспансию.

Глобализм — теория, идеология и политика продвижения глобализации, во многом насильственного продвижения.

Эта доктрина, разрабатываемая в основном американским политическим классом, направлена на продвижение именно американского проекта глобального мира. Глобализм — это проект утверждения гегемонии США в современном мире. В то же время в европейской мысли возникла концепция мондиализма — глобализации как объективного процесса, в который должны быть вовлечены все нации. Возникло всемирное движение антиглобалистов, которое выступает против глобализации, поскольку она разрушает культурное своеобразие народов. Возникло всемирное движение альтерглобалистов, которое считает, что глобализация должна стать социальной, должна быть вырвана из подчинения транснациональным корпорациям и поставлена под контроль глобального гражданского общества с тем, чтобы служить людям. Глобализация — объективный исторический процесс. От него нельзя спрятаться, в него надо как можно быстрее войти и занять в нем как можно более выгодные позиции. В мире идет борьба по поводу того, какой должна быть глобализация. Наша задача — сделать Россию лидером глобализации.

Демократия, а это исторический выбор народа России — это политическое устройство, основанное на конкуренции. Мы должны быть готовы к конкуренции — готов каждый из нас и готова наша страна. Такая конкуренция существует и внутри каждого демократического общества и между странами, корпорациями и проектами и на мировой арене.

Каждый член общества участвует в свободной конкуренции. Нормальная демократия — это как раз свобода конкуренции, которая не ограничена ни идеологией всеобщего равенства, ни грубой силой общей государственной или местной криминальной диктатуры. Профессионал — тот, кто обладает знаниями и опытом, а также готов участвовать в профессиональной конкуренции. Одна из задач движения НАШИ — подготовить к конкуренции целую когорту молодых профессионалов, которые при этом будут не пораженцами, а историческими оптимистами, искренними патриотами, сторонниками развития России как современной свободной страны. Мы поможем членам Движения стать высокими профессионалами и в свободной конкуренции с другими победить, доказать свое право управлять Россией: государственными организациями, бизнесом, общественными структурами, СМИ.

Э то нормально и несет позитивный смысл. Тем не менее, глобальный характер конкуренции делает ее жесткой, а подчас жестокой. Слабый должен принять правила игры сильного, встать в его фарватер в мировой политике, культурно ассимилироваться. Ты — либо лидер, либо ведомый, либо жертва.

— Лидер — (англ. leader — ведущий, руководитель, от lead — вести) — в буквальном смысле слова — тот, кто ведет других за собой.

Каждый народ, каждая страна вынуждены участвовать в такой конкуренции. Тот, кто проигрывает в борьбе, тот сходит с мировой арены. Многие страны были великими, но не выдержали конкуренции и исчезли.

Английский историк Арнолд Дж.Тойнби, в своем многотомном труде 'Постижение истории' сформулировавший понимание исторического процесса как борьбы и смены цивилизаций ( обществ с более широкой протяженностью как в пространстве, так и во времени, чем национальные государства, города-государства или любые другие политические союзы) , выделил в общей сложности двадцать одну цивилизацию. В настоящее время, по его мнению, существуют всего пять цивилизаций.

К числу оказавших решающее влияние на ход мировой истории событий принадлежит гибель Западной Римской империи. Великий Рим, завоевавший и подчинивший себе территории почти всей Европы, значительной части Азии и Африки, пал под натиском племен варваров. После почти века вторжений и постепенного захвата римских территорий в 476 году командир наемного римского войска по имени Одоакр сверг номинального императора подростка Ромула Августула, провозгласил себя королем и отослал в Константинополь знаки императорской власти, заявив, что жители Италии и римский сенат считают дальнейшее существование империи ненужным.

Византийская (Восточная Римская) империя со столицей в Константинополе, которая после падения Рима была главным центром цивилизации и от которой Россия приняла православие и культуру, не выдержала конкуренции и в 1453 году была завоевана турками-османами, основавшими Османскую империю. Эта империя исчезла после поражения в Первой Мировой войне. Тогда же распалась Австро-Венгерская империя (империя Габсбургов), которая была великой европейской державой с 1438 года.

Погибшие империи проиграли военную конкуренцию.Они были разбиты на поле боя. Но это не единственная причина гибели государств и народов.

Отстав в развитии и погрязнув во внутренних распрях, почти исчез с карты мира Китай. В начале XIX века европейские колонизаторы развернули в Китае торговлю страшным наркотиком — опиумом. В 1839 народный герой Китая Линь Цзюсюй уничтожил 20 тысяч ящиков опиума, принадлежавших английским и американским купцам. Ответом в 1840 году стало разбойничье нападение английского флота и высадка десанта, в 1842 приступившего к южной столице Китая Нанкину. Колонизаторы навязали стране неравноправный Нанкинский договор. За ним последовали новые домогательства, новые войны и новые поражения Китая. Империалистические державы приступили к открытому разделу и вооруженному захвату страны. К 1939 году японские войска захватили всю территорию Северного Китая, включая Пекин, значительную часть Центрального Китая, включая Шанхай, Нанкин и Ухань, а также важные районы в Южном Китае, в том числе один из крупнейших в мире морских портов — Гуанчжоу (Кантон). После разгрома Японии во Второй Мировой войне Китай мог вернуть утраченные территории, однако в стране продолжалась гражданская война. Благодаря победе в 1949 году коммунистов во главе с Мао Цзедуном была восстановлена территориальная целостность страны. Коммунисты прекратили губившую страну торговлю наркотиками и уничтожили наркомафию, однако экономическая отсталость сохранялась. Только сравнительно недавно, 25 лет назад, правящий класс Китая, поняв, что пропасть очень близко, начал быструю модернизацию страны.

Экономическая конкуренция не менее остра, а проигрыш в ней может не менее опасен, чем военная. Мировой рынок характеризуется наличием определенной устойчивой структуры. Французский историк Фернан Бродель писал: 'У мировой экономики центром тяжести всегда был город — этот главнейший снабженческий узел ее активности. Информация, товары, капитал, кредит, люди — все это потоком вливается в город и выливается из него: В мировой экономике в определенный отрезок времени может существовать только один центр. Успех одного рано или поздно означает закат другого'. Бродель выделил в мировой экономической истории с XIV века по наши дни 8 сменявших друг друга рыночных структур и соответственно 8 центров. В эпоху Великих географических открытий центром мировой экономики был Лиссабон — столица Португалии, чьи мореплаватели нашли морской путь в Индию и Китай вокруг Африки. Однако затем звезда Лиссабона закатилась, и в XX веке Португалия была уже самой бедной страной Западной Европы.

В XVIII — начале XX века центром мировой экономики был Лондон, столица Британской империи. Однако он не смог удержать своего положения и в 1920-30-е гг. центр мировой экономики переместился в Нью-Йорк. Причиной стала Первая мировая война — хотя Англия победила, она из кредитора Америки превратилась в должника США.

***

В результате кризиса переходного периода 1990-х годов Россия оказалась в угрожаемом положении. В.В.Путин отмечает:

'Нашей страны нет сегодня в числе государств, олицетворяющих высшие рубежи экономического и социального развития современного мира, — во-первых. И наше Отечество стоит сейчас перед очень нелегкими экономическими и социальными проблемами — во-вторых. За 90-е годы объем ВВП России сократился почти в два раза. По совокупному размеру ВВП мы уступаем США в 10 раз, Китаю в 5 раз: Изменилась структура российской экономики. Ключевые позиции в национальном хозяйственном комплексе ныне занимают топливная промышленность, электроэнергетика, черная и цветная металлургия. Их доля в ВВП около 15%, в общем объеме промышленной продукции — 50, в экспорте — более 70%. Крайне низка производительность труда в реальном секторе. Если в сырьевых отраслях и энергетике она близка к среднемировым показателям, то в остальных гораздо ниже — 20-24% аналогичных показателей, например США. Технико-технологический уровень выпускаемой продукции в большой степени определяется долей оборудования со сроком эксплуатации до пяти лет. Она сократилась у нас с 29% в 1990 году до 4,5% в 1998 году. Более 70% всех машин и оборудования эксплуатируется свыше 10 лет. Это более чем вдвое превышает показатели экономически развитых стран.'

Если Россия проиграет в конкуренции, то она может исчезнуть подобно Риму, Византии, Османской империи. Кто-то, может быть, обрадуется этому, надеясь поживиться на ее разграблении. Но мы любим нашу Родину и не допустим этого.

Правила этой игры вырабатываются прямо в ходе игры. И вырабатывает их сильные, те, кто побеждает — они и диктуют всем остальным правила игры. Так они закрепляют за собой свою победу. Движение НАШИ — это движение молодежи первой декады нового тысячелетия. Так поступают США и Запад в целом, пока выигрывающие в мировой конкуренции. Остальные вынуждены с этим мириться. Поэтому борьба за установление правил — это тоже часть конкурентной борьбы. В то же время, правила должны иметь под собой какие-то основания, они должны казаться справедливыми. Поэтому борьба включает в себя еще и борьбу за то, что считать справедливым и что несправедливым — а это идеологическая борьба. Поэтому Россия должна участвовать и в мировой борьбе идей.

Н аша цель — сделать Россию глобальным лидером ХХI века. Лидерство России мы понимаем не как ее военно-политическое доминирование над другими странами и народами, а как влияние России в мире, основанное на привлекательности российской культуры, образа жизни, политического, экономического и социального устройства. Быть лидером означает постоянно стремиться к новому и создавать образцы успеха для других.

Наше поколение не устраивает статус геополитического проигравшего. Нам не по пути с поколением, согласившимся с проигрышем. Мы считаем, что Россия должна принять вызов жесткой, но неизбежной геополитической конкуренции, выиграть и вернуть себе статус великой державы.

Мы не стесняемся — мы ставим перед собой большую задачу: не просто вывести Россию из кризиса, но обеспечить ей лидерство в современном мире. Да, сейчас Россия в трудном положении, но 21 век только начался, у нас есть время, чтобы преодолеть кризисный этап развития и постепенно выйти в лидеры.

Мы осознаем, что борьба за военное лидерство — тупик для человечества. Человечество хочет жить в мире и лидерство сегодня надо утверждать прежде всего в мирных формах. Мы не хотим, чтобы граждане других государств боялись России, мы хотим, чтобы они с надеждой и немного завистью смотрели на нее.

   

Но это не значит, что Россия будет добровольно слаба и уязвима. История учит нас необходимости всегда быть готовыми защищать страну с оружием в руках. Мы, как никто другой, испытали на себе тяготы войн, горечь миллионных потерь и тотальной разрухи. На протяжении всего нашего исторического пути нас пытались согнуть и сломать силой оружия, вынуждая обнажать меч и давать отпор. Мы не позволим России быть слабой в военном отношении, хотя и не собираемся навязывать никому своей воли насильно. Слабых не уважают в мире, их бьют, с ними не считаются. Поэтому наше мирное лидерство всегда будет подкрепляться боеспособной армией, надежным и высокотехнологичным оружием.

Мы должны обеспечить лидерство российской культуре. Тем более, что наша культура пользуется высочайшим уважением во всем. Лев Толстой, Федор Достоевский, Антон Чехов, Михаил Булгаков, Михаил Шолохов, Петр Чайковский, Николай Гоголь, Иосиф Бродский, Мстислав Ростропович, Александр Солженицын — это великие люди российской культуры и они же великие лидеры мировой культуры. Мы должны обеспечить в России достойные условия для творчества людей, условия для культурного диалога и условия для того, чтобы миллионы могли общаться с культурой.

Образ жизни — понятие, применяемое в социальных науках для характеристики условий и особенностей повседневной жизни людей в том или ином обществе.

Это способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических (то есть в определенное время в определенном месте) условий. Образ жизни охватывает все существенные сферы деятельности людей: труд, формы его социальной организации, быт, формы использования людьми своего свободного времени, их участие в политической и общественной жизни, формы удовлетворения их материальных и духовных потребностей, вошедшие в повседневную практику нормы и правила поведения.

В современном мире важно и лидерство в образе жизни, как раз в том, как живут в обычное время обычные люди. Мы хотим сделать жизнь обычных людей в России такой, чтобы нам завидовали люди из других стран, чтобы они хотели жить так же, как мы. 'Жить по-русски' должно стать модно!

Духовная основа лидерства — лидерство в идеях. Тот, кто формирует ценности, по которым живет человечество, тот и является лидером.Мы хотим, чтобы во всем мире жадно прислушивались к тому, о чем спорят в России, ждали от нас новых идей, открывающих новые горизонты.

Ценности — это система идей, в которых трактуется, что такое хорошо и что такое плохо, что такое добро и что такое зло, что такое прекрасное и что — безобразное, что такое прогресс и что — реакция. Это система ориентиров для миллионов, по которым они определяют, как себя вести в ситуации сложного выбора, какие принимать решения, как оценивать действия других людей, в том числе и политических и общественных лидеров, и как воспитывать своих детей.

Ценности и образ жизни людей тесно связаны между собой, причем не только прямой, но и обратной связью. Представления людей о хорошем и плохом формируют их обычное поведение и образ жизни; в свою очередь образ жизни людей оказывает решающее влияние на их образ мыслей.

Страны, претендующие на глобальное лидерство, особое внимание уделяют распространению в мире своих идеалов, ценностей, образа жизни. Так, государственный департамент США в 2006 потратит 328 млн. долларов на внешнеполитическую пропагаду и улучшение образа США.

Важнейшая основа лидерства — экономика, мощные экономические ресурсы, которые направляются на развитие страны и решение стоящих перед ней проблем и обеспечивающие высокий уровень жизни ее граждан. Экономическое лидерство предполагает и лидерство технологическое. Мы хотим, чтобы граждане других государств ориентировались на Россию экономически, чтобы их интересы подталкивали их к союзу и сотрудничеству с Россией, чтобы они восхищались новыми идеями, придуманными российскими инженерами и учеными. Мы должны создать в России такие условия для предпринимателей, чтобы в мире не жаловались на плохой инвестиционный климат в России, а стремились к нам предприниматели, ученые и изобретатели со всего мира, надеясь, что именно в России они смогут реализовать свои проекты, которые не смогли реализовать в других странах.

Историческая перспектива

У же ХХ век был веком России. Трижды в течение этого века Россия задавала формат мировой истории. Октябрьская революция была тем историческим взрывом, который в конечном итоге сформатировал мировую политическую повестку дня ХХ века.

Повестка дня — те вопросы, которые обсуждаются в первую очередь, которые всех волнуют и по поводу которых все должны занять ту или иную позицию.

Среди политиков бытует такая поговорка: 'Кто контролирует повестку дня, тот и выигрывает выборы'. Поэтому между всеми главными игроками, участвующими в борьбе, всегда идет борьба за повестку дня.

Как не оцен ивать роль большевиков, коммунистов в мировой ис тории и в истории России, они сыграли свою роль очень громко. Коммунисты в наиболее радикальной, часто — слишком радикальной форме выразили главную мысль, которая была у народов большинства стран в начале 20 века — мысль о справедливости и равенстве. Поэтому коммунисты России определили повестку дня 20 века. Российские коммунисты наиболее радикально решили вопросы сокращения рабочего дня (с 12 часов в день до 8), бесплатного образования, пособий от государства в случае потери работы или болезни, права рабочих на участие в управлении предприятиями, всеобщее избирательное право, равноправие женщин. Только после того, как большевики реализовали эти меры в России, другие страны из страха перед коммунистической революцией в своих странах пошли на подобные преобразования.

После Октябрьской революции 1917 года революционные выступления по 'русскому образцу' прокатились по Европе: революция в Финляндии (январь 1918), Ноябрьская революция 1918 в Германии, установление власти Советов в Баварии, Венгрии, Словакии в 1919, восстания и политические стачки в Германии (Гамбургское восстание 1923 г.), Чехословакии, Великобритании, Франции, Италии.

Эти выступления были подавлены, но в результате почти повсюду были введены 8-часовой рабочий день, социальное страхование на случай безработицы и болезни, в ряде стран были узаконены коллективные договоры, легализованы фабрично-заводские комитеты; в большинстве стран Европы было завоёвано всеобщее избирательное право. Борьба против коммунизма и социальные реформы под давлением коммунистов были основой политики всех европейских стран после 1917 года.

С национальной точки зрения коммунистический проект был попыткой модернизации, основанной на неверных представлениях о природе человека. Коммунисты не понимали роли личной свободы в социальном развитии. Это стало, в конечном итоге, причиной трагедий ХХ века и завело Россию в экономический и политический тупик.

Модернизация— взаимообусловленные общественные процессы и изменения во всех сферах жизни общества, сопровождающие процессы индустриализации и урбанизации.

Различают два важнейших этапа модернизации.

Модернизация первого этапа — переход к индустриальному обществу — это совокупность изменений:

· в экономике— переход от аграрной экономики, основу которой составляет сельское хозяйство, к индустриальной — промышленности, к крупным заводам;

· в географии — урбанизация, то есть рост больших городов, перемещение большинства населения из деревни в города, создание системы транспортных коммуникаций, связывающих между собой все регионы страны и главные города — с городами мира;

· в социальной сфере — переход к всеобщему бесплатному среднему образованию и создание системы всеобщего медицинского обслуживания (оно может быть бесплатным или платным, но доступным для большинства);

· в общественно-политической сфере — переход от аристократической системы, когда в политике участвует малое меньшинство, к массовой политике, когда в политику включены почти все граждане;

· в духовной сфере — это переход от безусловного авторитета религии, главы семье, жестких ограничений личной жизни человека — к высокой степени личной свободы человека и личной его же ответственности, когда человек сам волен выбирать, кто для него является авторитетом;

· в сфере социально-классовой — переход от жизни в маленькой общине, которая контролирует всю жизнь индивида, к жизни в большом обществе, во всей стране. Это переход от предопределенности от рождения к жизни в каком-то сословии — к борьбе за то, к какому классу и социальной группе принадлежать.

· с поколенческой точки зрения — переход от полного господства старших поколений над молодежью, к тому, что каждое поколение имеет свой шанс сделать свою жизнь по своему, возможно — совершить революцию против старшего поколения.

Через период модернизации как переход от традиционного общества к современному прошли уже многие страны. У одних этот период занял больше времени, другие прошли его быстрее. Одни начали его раньше, — как правило, это страны Европы, другие — позже, такие страны часто называют странами догоняющего развития или запаздывающей модернизации. Те страны, которые в XIX — начале XX века не вошли в модернизацию, теряли свою независимость, а некоторые вообще исчезли. Например, великий Китай, запоздав с модернизацией, почти на столетие оказался во власти западных держав. Страны Африки так и не прошли период модернизации, и в результате их народы страдают сегодня от неисчислимых бедствий.

Первым в мировой истории опытом проведения политики модернизации считаются реформы Петра Великого в России.'Петр является ключевой фигурой для понимания отношений остального мира с Западом не только в отношении России, но и в мировом масштабе, ибо Петр — это архетип автократического реформатора в западном духе, и он на два с половиной столетия избавил мир от попадания в полную зависимость от Запада, научив его противостоять западной агрессии ее же собственным оружием' — утверждал английский историк А.Дж.Тойнби.

Перт Великий заимствовал передовые для его эпохи достижения науки и техники, но не те общественные отношения, которые на Западе обеспечивали нарастающий поток инноваций. Со временем Россия вновь отстала от Запада. Когда большевики взяли власть в России, она все еще была в основном аграрной страной. Существовавшая в стране промышленность не могла удовлетворить ее нужды — так, даже косы, серпы, пилы ввозились из Германии. Перед каждой страной стоит задача модернизации, за выполнение этой задачи и взялись коммунисты.

Большевики завершили модернизацию первого этапа и вывели Россию в великие промышленные державы, символом чего стало покорение космоса Гагариным. Однако эта модернизация прошла в режиме жесткой диктатуры, подавления свобод и поэтому потребовала огромных жертв со стороны населения. Символом таких жертв народа на алтарь модернизации страны стал подневольный тяжкий труд десятков миллионов людей в концентрационных советских лагерях ГУЛАГа (Главное управление лагерей), описанный в книге великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии Александра Солженицына 'Архипелаг ГУЛАГ'.

Сейчас перед Россией стоит следующая задача модернизации — прорыв в постиндустриальное общество.

Постиндустриальное общество — термин для обозначения новой стадии общественного развития, следующей за индустриальным.

В зависимости от уровня техники в обществе последовательно преобладают "первичная" сфера экономической деятельности — сельское хозяйство — это стадия аграрного, традиционного общества. Затем возникает и приобретает решающее значения " вторичная" сфера — промышленность — это стадия индустриального, современного общества. Ныне ведущую роль приобретает "третичная" сфера экономики — услуги, наука и образование.

Сфера услуг здесь понимается в широком смысле слова: финансовые услуги, транспорт, туризм, сфера развлечений, коммуникационные (мобильная связь, телевидение), информационные услуги. Последние особенно важны. Постиндустриальное общество часто определяется как информационное общество, где информация определяет, кому принадлежит власть. Те, кто создает, обрабатывает, использует и контролирует информацию, обладают властью.

Главный капитал человека в постиндустриальном обществе — не деньги, а профессиональные навыки, образование. Образование становится все более долгим, постепенно переходя в непрерывное.

Постиндустриальное общество — это общество высокой мобильности, высокого уровня жизни и стремительных инноваций.

П обеда России во Второй мировой войне создала основы миропорядка, который до последнего времени гарантировал защиту мира от глобальной гегем

Наши рекомендации