Развитие памяти и внимания на основе рисунков-ассоциаций
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был не только здоровым и красивым, но и непременно самым умным. Конечно, умный ребенок и учится лучше, и шалит меньше. На самом деле развитием умственных способностей можно заниматься так же регулярно, как, например, утренней гимнастикой и добиваться определенных результатов. А если занятия будут проходить в увлекательной форме, да еще и с картинками, удовольствие получат не только дети, но и сами взрослые. Результаты таких занятий не заставят вас долго ждать - вы увидите их сразу же. Чаще всего взрослые сетуют на плохую память и сообразительность детей. Проверьте это сами. Зачитайте ребенку слова, которые он должен запомнить и сразу же воспроизвести.
Инструкция ребенку: «Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты послушай их внимательно и постарайся запомнить: кухня, ваза, самовар, крокодил, круг, квадрат, рыба, стихи, осень, дом, лист, ребенок, Жар-птица, чеснок, карандаш, мыло, дождь, конфета».
Если ребенок 6-7 лет назовет 9-10 слов, то его память выше среднего, 7-8 слов — его норма, но если ребенок назвал меньше 7 слов, то развитием памяти нужно начать заниматься как можно раньше. Начните с простого запоминания нескольких слов, цифр. Затем перейдем к запоминанию слов-ассоциаций: зонт - дождь, лето - жара, зима - холод, прическа - расческа, компьютер - мышка, буква - азбука, ботинки - шнурок, мыльница -мыло, шуба-мех, колбаса - завтрак и т. д. По окончании воспроизведения слов, вы называете первые слова, а ребенок - слова-ассоциации, которые к ним запомнил. На следующем этапе пусть ребенок сам придумывает ассоциации к словам и запоминает их. Набор слов может быть любым: творог, ракета, тротуар, скамейка, потолок, пирожное, бусы, бутылка, аквариум, зажигалка и др. А теперь перейдем к работе с картинками. Сначала это самые простые слова и картинки, можно - схематичные, которые вы можете нарисовать даже сами (рис. 1, 2).
Затем слова переходят в словосочетания, короткие рассказы (см. сказки), а затем и в стихи (см. небылицы, потешки, стихи). Каждой фразе стихотворения соответствует картинка. Вы читаете стихотворение, иллюстрируя картинками, просите ребенка запоминать. Затем Вы просто демонстрируете ребенку картинки, а он Вам рассказывает стихотворение. Такой прием поможет Вам не только в заучивании стихотворений, но и в развитии образного и ассоциативного мышления, внимания, памяти, научит сосредоточенности и усидчивости.
Приведем примеры простых и коротких рассказов, стихотворений для работы с детьми на основе рисунков-ассоциаций.
Рис. 1. Схематичные картинки к словам
Рис. 2. Схематичные картинки к словам
ТЕРЕМОК
(русская народная сказка)
Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Прибежала мышка-норушка и спрашивает: — Терем-теремок, кто в тереме живет?
Никто не отвечает. Вот она вошла и стала жить-поживать в тереме одна.
Бежала мимо лягушка-квакушка. Попросилась к мышке. Стали они жить вдвоем.
Прибежал заяц. Стали они жить втроем.
Потом пустили лису, волка. Тесновато им стало впятером.
А тут еще медведь идет и тоже просится - да некуда. Тогда он сел на крышу и раздавил теремок! |
Чики, чики, чикалочки— Едет гусь на палочке. |
Уточка на дудочке.
Курочка на чурочке.
Мальчик на собачке. |
Зайчик на тачке. Вопросы:
На чем едет гусь? На чем едет уточка? На чем едет курочка? На чем едет зайчик? На ком едет мальчик?
Как у нашего Мирона На носу сидит ворона.
А на дереве ерши Строят гнезда из лапши.
В огороде-то на грядке Вырастают шоколадки.
Сел баран на пароход И поехал в огород.
И прыгать мне на спину. |
Когда я взрослым стану,
Я все позволю сыну:
Руками есть сметану.
Валяться на диване.
На стенке рисовать,
Жука хранить в кармане,
Лица не умывать,
Кричать,
Спилить у стула ножки, |
Не спать и не обедать, |
Пить воду из-под крана, |
Скакать верхом на кошке |
Крутить в часах пружину, |
Я все позволю сыну,
Когда я взрослым стану.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрущенко, Т. Ю., Карабекова, Н. В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников. - Волгоград: Перемена, 1993.
2. Безруких, М. М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. - М: Дрофа, 2000.
3. Белая, А., Гамазакова, М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. - М.: ACT, 2000.
4. Ведерникова, Т. В. Коррекционно-развивающие задания для младших школьников. - Волгоград, 1993.
5. Данилов, И. В. Система упражнений для развития у детей произвольных познавательных процессов. - М., 1993.
6. Деннисон, П., Деннисон, Г. Гимнастика для развития умственных
способностей. - М.: Брейн Джим, 2001.
Т.Дьяченко, О. М, Агаева, Е. П. Чего на свете не бывает. - М.: Просвещение, 1991.
8. Коноваленко, С. В. Развитие познавательной деятельности у детей
от 6 до 9 лет. - М., 2000.
9. Матюгин, И. Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. -
М.: Эйдос, 1994. .
10. Соколова, Ю. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка четырех лет. - М.: ЭКСНО, 2004.
11. Столяр, А. А. Давайте поиграем. - М: Просвещение, 1991.
12. Тушканова, О. И. Подготовка к школе: развитие памяти. - Волгоград, 1997.
13. Черемошкина, Л. В. Развитие памяти детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
13. Черемошкина, Л. В. Развитие внимания детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
14. Чуковский, К. Сказки. «Африка». — Минск, 1995.
15. Школа для дошколят. Развиваем память. - М.: Росмэн, 2002.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.........................................................................................................................
Развитие произвольной познавательной деятельности у детей..............
Занятие 1.........................................
Занятие 2.........................................
Занятие 3........................................
Занятие 4....................... ,......... ,.....
Занятие 5........................................
Занятие 6........................................
Занятие 7........................................
Занятие 8...................................... ...
Занятие 9........................................
Занятие 10.......................................
Занятие 11.......................................
Занятие 12.......................................
Занятие 13.......................................
Занятие 14.......................................
Занятие 15.......................................
Занятие 16.......................................
Занятие 17........ :..............................
Занятие 18........................ ,.............
Занятие 19.......................................
Занятие 20........... „..........................
Занятие 21.......................................
Занятие 22.......................................
Занятие 23.......... :.. .,........................
Занятие 24.......................................
Занятие 25..... ,.................................
Занятие 26.......................................
Занятие 27.......................................
Занятие 28.......................................
Занятие 29.......................................
Занятие 30.......................................
ПРИЛОЖЕНИЯ..................... ,............................................................................
Приложение I. Диагностическая методика
«Графический диктант» Д. Б. Эльконина...........................................................
Приложение 2. Определение мотивов учения старших дошкольников
(по методике М. Р. Гинзбург)..................................................................................
Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «Беседа о школе»
(по методике Т. А. Нежновой)..............................................................................
Приложение 3. Методика раннего прогнозирования школьных
трудностей у детей 6-7 лет (по методике М. М, Безруких)............................
Приложение 4. Развитие памяти и внимания на основе
рисунков-ассоциаций.............................................................. .............................
Литература...,............................................................................................................
Охраняется законом об авторском праве. Воспроизведение всего пособия или любой его части, а также реализация тиража запрещаются без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
С Автор-составитель Юлия Владимировна Останкова, 2006
Ответственные за выпуск Л. Е. Гринин, А. В. ПерепЁлкина
Редактор А. В. ПерепСлкина