Тема «внутренняя среда организма. транспорт веществ»
РАБОТА №5 МИКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КРОВИ ЧЕЛОВЕКА И ЛЯГУШКИ.
Цель:изучить строение крови человека и лягушки; сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.
Оборудование:микроскоп, готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки.
Ход работы:
1.Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците и наличие его в лейкоците. Зарисуйте 3-4 эритроцита и 1 лейкоцит, обозначьте клетки и ядро лейкоцита.
2.Рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на форму, величину и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате. Зарисуйте 3-4 эритроцита и 1 лейкоцит, обозначьте клетки и ядро лейкоцита.
Найдите черты сходства и различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки.
3.Заполните таблицу:
Сравнительная характеристика строения эритроцитов человека и лягушки.
Эритроциты | Относительный размер | Форма клетки | Наличие ядра | Окраска цитоплазмы |
Человек | ||||
Лягушка |
4.Сделайте вывод по работе: эритроциты, чьей крови – человека или лягушки – способны переносить больше кислорода. Объясните причину.
РАБОТА №6 ПОДСЧЕТ ПУЛЬСА ДО И ПОСЛЕ ДОЗИРОВАННОЙ НАГРУЗКИ
Цель:научиться подсчитывать пульс; с помощью подсчета пульса научиться определять частоту сокращения сердца и делать выводы об особенностях его работы в разных условиях.
Оборудование:часы с секундной стрелкой.
Ход работы:
1.Запишите в тетрадь, что такое пульс, о чем говорит частота пульсовых ударов.
2.Найдите пульс на поверхности своей лучевой кости около кисти, научитесь его подсчитывать.
3.Подсчитайте число ударов пульса за 1 минуту:
а) в положении сидя,
б) в положении стоя,
в) после 10 приседаний.
4.Заполните таблицу:
Изменение пульса при разной мышечной работе
Число пульсовых ударов в 1 мин. | ||
при покое | после 10 приседаний | |
в положении сидя | в положении стоя | |
5.Сравните полученные результаты, сделайте выводы о работе собственного сердца в покое и при нагрузке.
6.Сделайте вывод по работе.
РАБОТА №7. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ
Цель: научиться накладывать жгут; уметь объяснять действия по наложению жгута при артериальном и сильном венозном кровотечении, применяя знания о строении и функциях кровеносной системе.
Оборудование:резиновые трубки для жгута, палочки для закрутки, бинт.
Ход работы:
1.Наложите жгут на предплечье товарища для остановки условного кровотечения.
2.Забинтуйте место условного повреждения артерии.
3.Опишите последовательность наложения жгута с объяснением своих действий:
а) сначала надо определить вид кровотечения, так как ……………..
б) Жгут следует накладывать ……….. места повреждения, так как …………….
в) Жгут надо накладывать так, чтобы …………………..
г) Жгут надо держать примерно ………… часа, так как ……………...
4.Сделайте выводы о проделанной работе.
ТЕМА «ДЫХАНИЕ»
РАБОТА №8 ИЗМЕРЕНИЕ ОБХВАТА ГРУДНОЙ КЛЕТКИ В СОСТОЯНИИ ВДОХА И ВЫДОХА
Цель:выяснить функциональные возможности дыхательной системы как показателя здоровья.
Оборудование:мерная лента.
Предварительные пояснения. При вдохе и выдохе поднимается и опускается грудная клетка, а следовательно меняется ее обхват. В состоянии вдоха он больше, а в состоянии выдоха меньше. Изменение обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки. Чем она больше, тем больше может быть увеличена грудная полость, а легкие больше набрать воздуха.
Для того, чтобы измерить грудную клетку, необходимо приподнять руки и наложить измерительную ленту так, чтобы на спине она касалась углов лопаток, а на груди проходила по нижнему краю сосковых кружков у мужчин и над молочными железами у женщин. Во время измерения руки должны быть опущены.
Ход работы:
1.Измерение на вдохе: глубоко вдохните - мышцы напрягать нельзя, плечи не поднимать.
2.Измерение на выдохе: сделайте глубокий выдох - плечи не опускать, не сутулиться.
3.Оцените полученные результаты: в норме разница обхвата грудной клетки в состоянии глубокого вдоха и в состоянии глубокого выдоха у взрослых равна 6 – 9 см.
4.Сделайте вывод по работе.
ТЕМА «ПИЩЕВАРЕНИЕ»
РАБОТА №9 ДЕЙСТВИЕ ФЕРМЕНТОВ СЛЮНЫ НА КРАХМАЛ
Цель: убедиться, что в слюне имеются ферменты, способные расщеплять крахмал до глюкозы.
Оборудование:кусок накрахмаленного сухого бинта величиной с ладонь, блюдце со слабым раствором йода, ватные палочки.
Ход работы:
1.Приготовьте реактив на крахмал – йодную воду (в блюдце налейте воду и добавьте несколько капель йода до получения жидкости цвета крепко заваренного чая).
2.Смочите слюной ватную палочку и напишите ее букву на накрахмаленном бинте.
3.Расправленный бинт зажмите в руках и подержите его некоторое время, чтобы он нагрелся -1-2 минуты (действие фермента проявляется только при температуре 36-38 С).
4.Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его. Наблюдайте, как окрасится кусочек бинта.
5.Сделайте вывод о действии ферментов слюны на крахмал.
РАБОТА №10 ДЕЙСТВИЕ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА НА БЕЛКИ
Цель: выяснить условия действия ферментов желудочного сока на белки.
Оборудование:штатив с 3 пробирками, пипетка, термометр, хлопья белка куриного яйца (к белку сырых куриных яиц добавить воды (1:1), тщательно перемешать, добавить к раствору 0,5 ч л соли, профильтровать через тонкий слой ваты и прокипятить; остудить), натуральный желудочный сок, 0,5% раствор NaОН, водяная баня, лед.
Ход работы:
1.В каждую пробирку поместите хлопья куриного белка и прилейте по 1 мл желудочного сока.
2.Первую пробирку поставьте на водяную баню при температуре +37С.
3.Вторую пробирку поставьте в воду со льдом или снегом.
4.В третью пробирку добавьте 3 капли 0,5% раствора NaОН и поставьте ее на водяную баню при температуре 37С.
5.Через 30 минут рассмотрите содержимое пробирок.
6.Заполните таблицу:
Условия опыта | Наблюдения | Выводы из опыта |
7.Сделайте вывод о необходимых условиях, при которых ферменты желудочного сока действуют на белки.
РАБОТА №11 СОСТАВ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
Цель:научиться составлять пищевой суточный паек с учетом расхода ккал (вида физического труда).
Ход работы:
1.Составьте пищевой паек, из расхода 3000 ккал и 4-х разового питания.
2.Укажите время приема пищи.
3.Подсчитайте число белков, жиров, углеводов и калорий в составе пищевого пайка.
4.Заполните таблицу.
Суточный рацион питания.
Время приема пищи | Этапы приема пищи | Продукты, питания | Ккал. | Содержание | ||
белки | жиры | углеводы | ||||
1. завтрак | ||||||
2.обед | ||||||
3.полдник | ||||||
4.ужин |
5.Сделайте вывод о проделанной работе.
ТЕМА «ПОКРОВЫ ТЕЛА»
РАБОТА №12 СТРОЕНИЕ КОЖИ, ВОЛОС И НОГТЕЙ
Цель: изучить с помощью лупы и микроскопа внешнее и внутреннее строение кожного покрова, производных кожи – волос и ногтей.
Оборудование: лупа, микроскоп.
Ход работы:
1.Рассмотрите под лупой тыльную поверхность руки. Она как бы разделена на ромбики и треугольники, на углах которых находятся поры, из них выходят стержни волос.
А) Рассмотрите строение волоса. Найдите основные его части. Зарисуйте волос.
В) Объясните, почему ромбики и треугольники на поверхности кожи кажутся блестящими.
2.Изучите под лупой кожу ладонной поверхности кисти. Найдите мелкие отверстия устий протоков потовых желез. Почему при волнении ладонные поверхности кисти оказываются влажными, а тыльные нет?
3.Рассмотрите ноготь, чем он образован? Как доказать, что в ногте отсутствуют кровеносные и нервные окончания.
4.Обратите внимание на кожу подушечек пальцев. Что мы можем сказать об отпечатках пальцев каждого человека? Объясните, почему ощупывать предметы лучше подушечками пальцев.
5. Сделайте вывод о проделанной работе.