Частота нарушений голоса у детей
Многие логопеды считают, что частота нарушений голоса у детей возрастает. По мнению одного логопеда, в последние годы нарушениями голоса страдают_5—6% детей. Половина из них нуждается в регулярном логопедическом лечении, а другая половина— в наблюдении врачей других профилей.
Результаты обследований состояния голоса
Большинство исследователей отмечают, что нарушения голоса встречаются приблизительному 6—9% детей, т. е. у 60—90 из 1000. Данные разных исследований сильно отличаются, что, вероятно, обусловлено использованием различных методов и критериев. Pont (1965) обследовал 639 детей. У 9,1% обнаружен хриплый голос. Baynes (1966) обнаружил, что у 7,1% из 1012 детей первого, третьего и шестого класса был хронически хриплый голос. James и Cooper (1966) выявили нарушения голоса у 6,2% из 718 детей третьего класса, причем у половины из них была нарушена и артикуляция.
Senturia и F. В. Wilson (1968) сообщили, что 6% из 32 500 школьников в возрасте 5—18 лет имеют отклонение голоса от нормы. Исходя из этих цифр, они подсчитали, что в США нарушения голоса наблюдаются у 3 млн из 50 млн детей в возрасте 5—18 лет. Исходя из более осторожной оценки (3% детей с нарушениями голоса, мешающими общению), эти авторы сделали вывод, что в США насчитывается 1,5 млн детей с нарушенным голосом. В более поздней работе F. В. Wilson (1972) отметил, что в специальном лечении нуждаются около 1,0— 1,5% школьников с нарушениями голоса, мешающими общению. Он также привел точную цифру обследованных им детей — 32 542, у 1962 из которых были выявлены те или иные нарушения. В течение двух лет после обследования около 1000 детей были проверены с помощью специальных диагностических методов. При этом у 24% дегей не было выявлено нарушений голоса, что говорило об их транзиторной природе. У 76% детей обнаружены изменения голоса: у одних едва заметные, у других— затрудняющие общение.
Sugawara (1976), обследовав в 1970 г. 33 149 учеников начальной и средней школы в Японии, обнаружил нарушения голоса менее чем у 1 % из них. Он пришел к выводу, что такой низкий процент нарушений может быть связан с неэффективным первичным скринингом, который проводили учителя. Zaliouk (1976) выявил дисфонию Jl2J_%_ из 647 учеников 1—6 классов начальных сельских школ Израиля.
Schlanger и Gottsleben (1957) осмотрели 516 воспитанников школы для умственно отсталых, средний хронологический возраст которых был 28,9 лет, тогда как по интеллектуальному развитию они соответствовали примерно 8-летним детям. ^47% отмечены нарушения голоса; наиболее выражены были осигР лость и охриплость, гиперназальность, нарушение высоты тона и темпа речи.
РОЛЬ ЛОГОПЕДА
Логопед должен заботиться о том, чтобы дети с нарушениями голоса не оставались без внимания. При работе с ними необходимо стремиться к достижению следующих целей: предотвра-
щению ухудшения нарушений; активному сотрудничеству со всеми специалистами, участвующими в оценке и диагностике таких нарушений; разработке программы голосовой терапии для уменьшения или полного устранения нарушений голоса.
Предотвращение развития нарушений голоса у детей является важной задачей логопеда. Выше говорилось, что примерно у 3% детей 5—18 лет имеют место нарушения голоса, мешающие общению [Senturia, F. В. Wilson, 1968]. Около половины таких детей нуждаются в голосовой терапии [D. К. Wilson, 1972J. Остальным нужна не голосовая терапия, а помощь терапевта, хирурга, психолога или психиатра. Однако логопед может помочь и тем, кто непосредственно не нуждается в голосовой терапии, так как он может своевременно направить их к соответствующим специалистам.
Логопед должен уметь распознавать даже самые небольшие нарушения голоса, так как некоторые из них сигнализируют об органических изменениях или патологии. Например, у ребенка с небольшой гиперназальностью может иметь место незначительная небно-глоточная недостаточность. Аденоидэктомия в этом случае может привести к резкому усилению недостаточности и тяжелому нарушению голоса. Ребенка со слабо выраженной хронической охриплостью или периодически возникающей охриплостью после перенапряжения голоса можно считать здоровым. Однако если он будет продолжать неправильно использовать свой голос, охриплость может усилиться и привести к патологическим изменениям голосовых складок. При любой необъяснимой длительной охриплости ребенка необходимо показать врачу. Изменения голоса возникают при многих заболеваниях. Например, по данным Cohen и соавт. (1983), дисфония у ребенка может быть очень ранним признаком серьезных патологических изменений гортани или какого-то системного заболевания.
Особое внимание следует уделять детям, нуждающимся в голосовой терапии. Zemmol (1977) описала очередность терапевтических процедур в школе. Согласно этой схеме, в первую очередь лечению подлежат дети с выраженными нарушениями, препятствующими общению, такими, как тяжелые нарушения голоса, особенно в начальных стадиях реабилитации, нарушения речи, связанные с выраженной потерей слуха, гиперназальность. Во вторую — дети с умеренными изменениями голоса и нарушениями речи, связанными с небольшой или умеренной потерей слуха. По мнению Bown (1971), принимая решение о терапевтической помощи конкретному ребенку, школьный логопед должен получить ответ на следующие ключевые вопросы: 1) Вызывает ли затруднение общения негативную эмоциональную реакцию у этого ребенка? 2) Мешает ли речь и голос ребенка его общению с окружающими? 3) Мешает ли затруднение общения успешной учебе ребенка? Положительный ответ на все три вопроса делает соответствующую терапию абсолютно необходи-
мой. Мы рекомендуем использовать разработанную нами шкалу критериев из пяти пунктов для классификации нарушений по тяжести и для выбора тактики лечения.
В целях предупреждения нарушений голоса школьный логопед должен работать в тесном контакте с учителями. У многих взрослых нарушения голоса возникли в детстве, особенно если в то время они часто перегружали голос криком, визгом и неестественным пением [Ellis, 1959]. Kallen (1959) считал, что программа по гигиене голоса у детей должна быть направлена на то, чтобы предотвратить неправильное использование и перена-пряжение голоса начиная с того момента, когда ребенок пошел в детский сад, и вплоть до завершения пубертатного периода. Школьные учителя должны стремиться создать все необходимые условия, способствующие развитию хорошего голоса [Pronovost, Kingman, 1959]. Froeschels (1940) подчеркивал важность соблюдения гигиены голоса при обучении детей чтению.
Логопед и школьные учителя должны обращать особое внимание на детей, склонных к охриплости. У таких детей легко возникает охриплость после занятия спортом, вечеринок, тяжелой работы, при простуде или эмоциональных перегрузках [Boland, 1953]. Ребенок, склонный к охриплости, при разговоре излишне напрягает мышцы шеи и неадекватно открывает рот; при этом создается впечатление, что голос исходит из глубины глотки. Он часто жалуется на голосовую усталость. Логопед должен своевременно выявлять склонных к охриплости детей, устанавливать диагноз и назначать лечение на ранних стадиях заболевания. White (1946) отметил, что нарушения голоса у детей в предпубертатном и раннем пубертатном периоде часто остаются без внимания, так как их считают проявлениями процесса полового созревания. Он считал, что таких детей необходимо обследовать и по возможности лечить. Это позволит избежать формирования у ребенка неправильного представления о своей личности, которое может стать помехой в дальнейшей жизни (в экономическом и социальном плане). Если нарушение голоса не вылечить в школе, оно может сохраниться на всю жизнь [Warr-Lepper, 1979] и поэтому привлекательную молодую девушку могут не взять на работу в качестве секретаря из-за гиперназальности, а юношу могут подвергнуть насмешкам из-за его высокого голоса [Мооге, 1967].
Diehl и Stinnett (1959) сравнили частоту направления к логопеду учеников второго класса и результаты школьной программы по тестированию речи. Учителя обоснованно направляли к логопеду 36,9% детей с нарушенным голосом. В случае сочетания нарушения голоса и артикуляции этот показатель возрастал до 70%. По данным James и Cooper (1966), учителя обоснованно направляли к логопеду лишь 10% детей, у которых было только нарушение голоса, при сочетании этого нарушения с дефектами артикуляции этот показатель возрастает до 52%- Wertz и Mead (1975) установили, что воспитатели дет-
ских садов и учителя 1—3 классов при оценке степени тяжести нарушений голоса (на основании прослушивания фонограммы} на первое место ставят заикание, нарушение артикуляции, дефекты, связанные с расщелиной неба, а на последнее — изменение голоса. Это, по мнению автора, говорит о том, что учителя, как правило, не обращают внимания на изменения голоса.
Silverman и Van Opens (1980) после прочтения учителям эпизодов из жизни детей с заиканием, нарушением артикуляции, голоса и речи опросили 133 воспитателя детских садов и учителей 1—6 классов на предмет выявления ими детей с нарушениями голоса. Восемьдесят процентов учителей ответили, что они будут направлять на лечение детей обоего пола с заиканием, дефектами артикуляции и речи, и только 50% собирались направлять детей с хронической охриплостью. Clauson и Кора-tic (1975) обнаружили, что при прослушивании записанной на пленку речи ребенка с нарушением голоса учителям удавалась идентифицировать дефекты голоса в 92% случаев. Martin (1974) считает, что учителей следует информировать о том, что такое нормальный и измененный голос. Для улучшения осведомленности учителей Deal, McCiain и Sudderth (1976) составили следующую рабочую программу. Учителям представили записи с различными нарушениями голоса, контрольные листы с описанием характерных признаков, инструкции по выявлению и направлению к логопеду детей с данной патологией. К логопеду нужно было направлять детей со следующими нарушениями; охриплость в течение 2 нед и более; ларингит в течение 2 нед и более; слишком низкий или слишком высокий основной тон; гиперназальность; слишком громкая или слишком тихая речь; придыхание; напряженный голос; частые резкие изменения высоты тона; монотонный голос. В результате этих мероприятий-к ларингологу было направлено 77 детей. У 34 из них обнаружены узелки на голосовых складках, у 7 — отек складок, у 7 — аллергия, у 25 детей патология не выявлена, 4 обследовать не удалось. У 16 мальчиков были двусторонние узелки, у 3 — односторонние. У 12 девочек были двусторонние узелки.
Желательно, чтобы рекомендации для родителей детей с нарушением голоса совместно вырабатывали логопед и учитель. Родители, как правило, не обращают внимания на изменения голоса ребенка до тех пор, пока они понимают его речь. Их волнует главным образом развитие речи. На замечание логопеда они могут ответить: «У его брата было то же самое» или «Послушайте, как говорят соседские дети». Если они в целом понимают речь ребенка, то их мало волнуют плохое качество голоса, нарушения высоты тона или другие изменения.
Weiss (1974) подчеркнул важность роли логопеда в лечении детей, пользующихся небным обтуратором или зубным протезом. Логопед должен знать правила ношения протеза и ухода за ним, он должен также хорошо разбираться в критериях, используемых для подбора небного обтуратора, в методах оценки
его соответствия, необходимости замены и корректировки. Он также должен знать слуховые аппараты, принцип их действия и правила эксплуатации.
Логопеды играют важную роль в комплексной оценке и диагностике нарушений голоса, проводимых специалистами разного профиля. Они должны уметь проводить скрининговые обследования голоса в школах, на основании полученных данных ставить диагноз и назначать соответствующую терапию. Они должны хорошо разбираться в следующих вопросах: анатомия и физиология органов речи и слуха, принципы и основы методологии обучения; общая и частная методология реабилитации нарушения голоса.
Роль логопеда в процессе лечения может быть проиллюстрирована с помощью ответов на вопросы, предложенные Andrew (1973). Первый вопрос: «Чему я учу этого ребенка?» Для ответа на этот вопрос необходимо сформулировать конкретные цели терапии и выбрать те процедуры и методы, которые могут привести к ощутимым изменениям в голосовом аппарате. Подразумевается также, что логопед должен при необходимости так изменять окружающую обстановку, чтобы по мере обучения новая манера поведения прочно входила в повседневную жизнь ребенка. Второй вопрос: «Как я узнаю, насколько эффективны мои рекомендации?» Для того чтобы узнать это, необходимо вести запись достигнутых успехов от занятия к занятию; это позволит в любой момент оценить эффективность того или иного технического приема и решить вопрос о целесообразности его дальнейшего применения. Третий вопрос можно сформулировать так: «Является ли данное терапевтическое мероприятие необходимым?» Логопед должен в любой момент определять, насколько избранные методы целесообразны для осуществления программы голосовой реабилитации и выполняются ли они соответствующим образом. Четвертый вопрос: «Какие методы обучения я использую для достижения поставленной цели?» Необходимо тщательно планировать методы лечения, с тем чтобы каждый технический прием оказывал необходимый терапевтический эффект. Пятый вопрос: «Насколько эффективно я использую похвалы?» Похвала должна быть желанной наградой для ребенка. Вознаграждение ребенок должен получать сразу же, как только он достигнет очередного успеха, а не в качестве задатка за будущие успехи. Если логопед дает положительные ответы на эти вопросы, то он может считать, что выбранная им тактика правильна.