Факторы, влияющие на тембр голоса
НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА
Для ответа на вопрос, что такое нарушенный голос, необходимо к пяти характерным признакам нормального голоса приставить частицу отрицания «не». О нарушении голоса у ребенка можно говорить при наличии одного или нескольких перечис-
ленных ниже изменений: 1) нарушение тембра, обусловленное дисфункцией гортани и характеризующееся охриплостью, огрубелостью, придыханием; 2) гиперназальность, ослабление носового звука или тупиковый резонанс, вызванный дисбалансом ротового и носового резонанса; 3) слишком гихий голос, который трудно расслышать, или слишком громкий, вызывающий неприятные ощущения; 4) слишком высокая или слишком низкая для человека данного возраста, размеров тела и пола частота основного тона; 5) неправильное произношение слов, проявляющееся главным образом неверными ударениями и интонацией. Слишком быстрый или медленный темп речи также может быть причиной недостаточно четкого произношения. Нарушенный голос может отвлекать слушателя или быть неприятен ему, а в тяжелых случаях серьезно затрудняет общение [ASHA1964; Peterson, 19461.
Seymour (1975), обследовав 130 мальчиков в возрасте 6— 8 лет, установил, что хуже воспринимался голос тех, у кого была меньшая высота тона, более мягкий голос и более медленный темп речи. По мнению Maragos (1984), при тщательном прослушивании можно точно определить нарушение голоса. Например, у человека с двусторонними узелками голосовых складок голос будет скрежещущим и с придыханием. В речи такого человека слышны провалы в фонации, отмечается резкая и сильная аддукция голосовых складок; он вынужден напрягаться при разговоре. Певцы обычно отмечают уменьшение возможностей голоса и в первую очередь выпадение высоких нот. Однако, по мнению Vaughan (1982), многие качества, неприемлемые для одних голосов, могут быть желательными и неотъемлемыми для других. Глубокий с придыханием звук голоса исполнителя сентиментальных песен о любви совершенно неприемлем для колоратурного сопрано, и наоборот, легкий, чистый звук колоратурного сопрано не подходит для исполнения сентиментальных любовных песен. Поэтому Vaughan считает, что нарушением голоса следует считать такие параметры голоса и голосовые данные, которые ухудшают необходимые для конкретного человека качества голоса. Например, у одного певца узелки голосовых складок вызывают придыхание, охриплость или делают голос неуправляемым, тогда как у другого они никак себя не проявляют.
ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА
Можно выделить четыре категории причин нарушения голоса у детей: органические изменения; органические изменения, вызванные перенапряжением голоса; функциональные; факторы, способствующие развитию нарушений голоса.
Причины нарушений голоса можно представить в виде непрерывного ряда, на одном конце которого находятся органические изменения, а на другом — функциональные [Moore, 1971a;
Murphy, 1964; Sokoloff, Rieber, 1966]. На органическом конце этого ряда находится врожденная или приобретенная патология гортани, глотки, рта и носа. На функциональном — нарушения голоса, связанные с эмоциональными факторами или отрицательным воздействием внешних факторов. Этот непрерывный .ряд представляет собой дорогу с двусторонним движением, так как органические изменения могут привести к функциональным сдвигам, а нарушения нормальной функции голоса могут вызвать органические изменения [Moore, 1971a; Murphy, 1964; Sokoloff, Rieber, 1966]. Провести четкую границу между функциональными и органическими нарушениями довольно трудно; так, при некоторых формах органических заболеваний или аномалиях строения нарушения голоса определяются не только органической патологией, но и функциональными расстройствами [Brodnitz, 1971a]. Иногда психическая реакция на органическое нарушение вызывает функциональное расстройство гораздо более значительное, чем сама органическая патология [Brodnitz, 1971]. Дисфункция голоса может долго сохраняться после того, как органическое нарушение перейдет в функциональное [Brodnitz, 1971a; Sokoloff, Rieber, 1966].
В середине этого непрерывного ряда находятся морфологические изменения, возникающие в результате неправильного использования голосового механизма. Damste (1973) назвал эти изменения голосовых складок вторичной органической дисфони-ей. Brodnitz (1967a) утверждает, что лиц с органическими изменениями, вызванными перенапряжением голоса, не следует относить к той же группе, что и пациентов с истинными органическими повреждениями типа паралича голосовых складок. Мы называем это состояние органическим изменением в результате перенапряжения голоса.
К факторам, способствующим развитию нарушений голоса (четвертая категория), относятся аллергии и заболевания верхних дыхательных путей. Они способствуют возникновению нарушений, вызываемых причинами, относящимися к первым трем категориям, а в некоторых случаях сами могут быть первопричиной нарушений. Все четыре типа причин могут быть так тесно переплетены между собой, что выделить основную не всегда представляется возможным.
ТИПЫ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА
Традиционно выделяют четыре типа нарушений голоса: нарушения тембра голоса; нарушения резонанса; изменения громкости; изменения высоты тона. Отклонения от нормы темпа речи иногда считают пятой категорией нарушения голоса, но чаще их относят к нарушениям артикуляции и ритма. Комбинация изменения громкости и высоты тона является причиной неэффективных модуляций.
Van Riper и Irwin (1958), отметив удобство предложенной
классификации, подчеркнули, что лишь в редких случаях аномалия голоса проявляется нарушением только какого-то одного его параметра. Хриплый голос может иметь низкий тон, голос с придыханием может быть тихим. Эта взаимная обусловленность характеристик голоса затрудняет классификацию его нарушений, поэтому мы рассмотрим каждую характеристику в отдельности, а затем исследуем их взаимозависимость. Наши заключения основаны как на субъективных описаниях и оценках, так и на результатах акустического анализа дефектов голоса.
Нарушения тембра голоса
Изменения голоса вызваны нарушением ларингеального тона, в основе которого лежит звук, образующийся на уровне голосовых складок. Такие нарушения, как огрубление, придыхание, охриплость или чрезмерно выраженная дикротическая дисфония, относятся к дефектам образования тона.
Нарушения резонанса
Логопед сталкивается с двумя основными типами нарушений резонанса: гиперназальностью.— чрезмерным использованием носовой полости как"рёзонатора и^гипоназальностьк^- недостаточным ее использованием. Гиперназальность "(гнусавость) является одной из особенностей некоторых региональных диалектов, она также может имитироваться сознательно или неосознанно.
Вторичные нарушения резонанса включают сочетание гипо-и гиперназальности, а также тупиковый резонанс, когда звук концентрируется в носовой полости вследствие частичного или полного закрытия передних отделов ноздрей. Гиперназальность и гипоназальность обычно относят к нарушениям голоса. Мы также рассматриваем первичные и вторичные нарушения резонанса как одну из форм нарушения голоса.
2 Заказ № 1538
jrrjQCTofi диалектной гнусавости до тяе_ ру да гиперназальный резонанс вытесняет все другие речевые "характер_истики. Далее Fletcher констатировал, что гиперназаль- ■ность" "вызывает «смазывание» гласных, одни согласные теряют свою твердость^ а другие замещаются звуками, которые не зави сят от создания давления в полости рта. Эти вредные привычки искажают речь и могут приводить к серьезным нарушениям лич- ностйТГповедения. «_-л Нарушения резонанса могут быть результатом небно-глоточ-ной дисфункции как при наличии, так и при отсутствии расщелины неба. Гиперназальность — не лучший термин для описания речи при расщелине неба, так как зачастую имеет место соче-^_ тание гипер- и гипоназальности, которому сопутствует необыч-"" ный тупиковый резонанс Речь людей с недостаточностью небно-глоточного клапана характеризуется избыточной назальной эмиссией звуков, гиперназальностью и неадекватным ротовым дыханием, что серьезно ухудшает качество голоса и артикуляцию [Ward, Wepman, 1964]. Гипоназальность Она представляет собой недостаток носового резонанса в фонемах м, н, нь. Человек говорит так, как будто он простужен^ а при резко выраженной форме гипоназальности б^звучйт как".и, |
Гиперназальность
В любой речи присутствует в той или шшй степени носовой резонанс. Звуки м, и, н в нощш назализованы. Назализация гласных звуков не является нормой и рассматривается как гиперназальность. Гиперназальность может встречаться при произнесении некоторых согласных, когда требуется создание дыхательного давления в полости рта. Иногда эти звуки произносятся через нос с характерным фырканьем. Существуют два типа назальной эмиссии воздуха. В первом случае возникает слышимая турбулентность в результате неполного закрытия небно-глоточного клапана при произнесении этих согласных, когда требуется создать повышенное давление в полости рта. Во втором случае назальная эмиссия или резонанс возникают при произнесении в процессе речи гласных или звонких согласных [Peterson-Falzone, 1984]. Может встречаться ассимиляционная гиперназальность, когда гласные, произносимые до или после м, н и нь, слишком назализованы из-за близкого соседства с нормально назализованными звуками. Глоточный резонанс заключается в неправильной локализации звука в глотке и задних отделах полости рта и часто носит название «глоточность» или «отсутствие проекции». По-видимому, в этих случаях звук концентрируется в ограниченном пространстве между голосовой щелью и спинкой языка. Fletcher (1972) высказал мнение, что в плане реабилитации гидерназальнос.ть дредставляет собой сложную проблему, поскольку ее выраженность колеблется от fi диалектной гнусавости до тяжелейших_ нарушений, ког льный резонанс вытесняет все другие речевые
д — как н, что приводит к словесной путанице. Например, бог звучит как мог, код—-как конл Fairbanks (1960) рассматривал гипоназальность как дефект артикуляции: по мнению Peterson— Falzone (1984),Тш гиперназальность, ни гипоназальность нельзя рассматривать как нарушение голоса, так как эти дефекты возникают не в гортани.
Нарушения громкости
Ребенок в силу привычки может разговаривать так громко, что все соседи находятся в курсе его дел. Его голос можно легко расслышать в шуме школьной столовой, учитель постоянно просит его говорить тише, он громче всех поет. И наоборот, всегда найдется ребенок (обычно девочка) с тихим голосом, которого очень трудно расслышать. Все просят ее говорить громче и повторять сказанное, что вынуждает ее говорить только в случае необходимости. Когда она читает вслух, никто в классе ее не слышит, и учитель думает, что она недостаточно подготовлена. Часто ее считают чрезмерно застенчивой, но все дело состоит лишь в недостаточной громкости голоса. У детей с нарушениями громкости голоса необходимо исследовать слух.
Результаты исследований уровня громкости зависят от расстояния между говорящим и измерительным прибором. При измерении уровня громкости на расстоянии примерно 1 м от измерительного прибора громкая речь достигает 86 дБ, а тихая— 46 дБ [Fletcher, 1953]. Draper, Ladefoged и Witteridge (1960) также отмечают разницу в 40 дБ между спокойной речью и тем, что они называют «криком на учебном плацу». Black (1961) установил, что .нормальный, или естественный, уровень громкости на расстоянии 45 см составляет 80 дБ.
При определении соответствующей громкости можно руководствоваться наиболее комфортным уровнем восприятия. Hoch-berg (1975) сообщил", что уровень восприятия наиболее комфортен при громкости речи возле ух.а„вЛЙг35~дБ уровня звукового давления (УЗД), а речь наиболее понятна_г!гл1м69аЗ_1 дБ УЗД. Koizumi (1982) установил, что средний наиболее комфортный уровень восприятия музыки через наушники у старшеклассников средней школы, имеющих нормальный слух, составлял 68— 71 дБ УЗД. Beattie и соавт. (1982) установили, что средний наиболее комфортный уровень восприятия спокойной речи у молодых людей с нормальным сл>хом составляет 82,5 дБ УЗД. Nichols и соавт. (1971) сравнили 30 женщин с нормальной громкостью голоса и 30 тихо говорящих женщин. Средний комфортный уровень громкости на расстоянии 30 см от рта для женщин первой группы составил 59,5 дБ, а для женщин второй группы — 50,5 дБ.
2' 19
Нарушения высоты тона
Об отклонении, высоты тона у ребенка говорят в тех случа-ях, когда "его" голос имеет одну или несколько из следующих характеристик: слишком ^высокую или слишком, низкую частоту основного тона; очень„узкий частотный диапазон; чрезмерные провалы высоты тона; слишком высокий или низкий_для_данной ситуации тон. Особый интерес представляет высота основного тотгаТПёе" соответствие норме. Слишком низкий тон у 8-летней девочки, делающий ее голос похожим на голос юноши, так же неестествен, как и слишком высокий голос 10-летнего мальчика, похожий на голос девочки дошкольного возраста. Необходимо также учитывать мнение самого ребенка о высоте тона его голоса. У одного мальчика 9 лет, с нашей точки зрения, был очень высокий голос, однако преподаватель и родители считали, что высота тона у него нормальная, просто он мало говорит. Другие дети также не обращали внимания на его голос. Однако сам мальчик сказал: «У меня голос, как у девочки, поэтому я говорю только при необходимости», — и добавил с грустью: «Вы — учитель речи, помогите мне научиться говорить, как другие мальчики».
Высота тона, характерная для детского голоса, но сохранив- шаяся и после того возраста. когд_а_п£оисходит перестройка
голоса, должна рассматриваться как_серьезное отклоледае^рт нормы. При перестройке голос у мальчиков падает цо_высоте приблизительно на одну октяву, а у девочек — на 3,или. 4_ полутона.
Если в голосе ребенка 12 лет присутствуют высокие тона, то он особенно не отличается от других детей. Однако у ребенка 14 или 15 лет, будь то девочка или мальчик, голос уже должен изменяться. Если у мальчика не происходит изменений голоса или у девочки голос становится слишком низким, необходимо принимать соответствующие меры. У одного 17-летнего рослого старшеклассника был очень высокий голос. Обследование, проведенное семейным врачом, ларингологом и психологом, не выявило органических или физиологических отклонений. Уже после первых сеансов голосовой терапии нам удалось понизить высоту тона почти на целую октаву и примерно через месяц использование более низкого голоса вошло у него в привычку.
РОЛЬ ЛОГОПЕДА
Логопед должен заботиться о том, чтобы дети с нарушениями голоса не оставались без внимания. При работе с ними необходимо стремиться к достижению следующих целей: предотвра-
щению ухудшения нарушений; активному сотрудничеству со всеми специалистами, участвующими в оценке и диагностике таких нарушений; разработке программы голосовой терапии для уменьшения или полного устранения нарушений голоса.
Предотвращение развития нарушений голоса у детей является важной задачей логопеда. Выше говорилось, что примерно у 3% детей 5—18 лет имеют место нарушения голоса, мешающие общению [Senturia, F. В. Wilson, 1968]. Около половины таких детей нуждаются в голосовой терапии [D. К. Wilson, 1972J. Остальным нужна не голосовая терапия, а помощь терапевта, хирурга, психолога или психиатра. Однако логопед может помочь и тем, кто непосредственно не нуждается в голосовой терапии, так как он может своевременно направить их к соответствующим специалистам.
Логопед должен уметь распознавать даже самые небольшие нарушения голоса, так как некоторые из них сигнализируют об органических изменениях или патологии. Например, у ребенка с небольшой гиперназальностью может иметь место незначительная небно-глоточная недостаточность. Аденоидэктомия в этом случае может привести к резкому усилению недостаточности и тяжелому нарушению голоса. Ребенка со слабо выраженной хронической охриплостью или периодически возникающей охриплостью после перенапряжения голоса можно считать здоровым. Однако если он будет продолжать неправильно использовать свой голос, охриплость может усилиться и привести к патологическим изменениям голосовых складок. При любой необъяснимой длительной охриплости ребенка необходимо показать врачу. Изменения голоса возникают при многих заболеваниях. Например, по данным Cohen и соавт. (1983), дисфония у ребенка может быть очень ранним признаком серьезных патологических изменений гортани или какого-то системного заболевания.
Особое внимание следует уделять детям, нуждающимся в голосовой терапии. Zemmol (1977) описала очередность терапевтических процедур в школе. Согласно этой схеме, в первую очередь лечению подлежат дети с выраженными нарушениями, препятствующими общению, такими, как тяжелые нарушения голоса, особенно в начальных стадиях реабилитации, нарушения речи, связанные с выраженной потерей слуха, гиперназальность. Во вторую — дети с умеренными изменениями голоса и нарушениями речи, связанными с небольшой или умеренной потерей слуха. По мнению Bown (1971), принимая решение о терапевтической помощи конкретному ребенку, школьный логопед должен получить ответ на следующие ключевые вопросы: 1) Вызывает ли затруднение общения негативную эмоциональную реакцию у этого ребенка? 2) Мешает ли речь и голос ребенка его общению с окружающими? 3) Мешает ли затруднение общения успешной учебе ребенка? Положительный ответ на все три вопроса делает соответствующую терапию абсолютно необходи-
мой. Мы рекомендуем использовать разработанную нами шкалу критериев из пяти пунктов для классификации нарушений по тяжести и для выбора тактики лечения.
В целях предупреждения нарушений голоса школьный логопед должен работать в тесном контакте с учителями. У многих взрослых нарушения голоса возникли в детстве, особенно если в то время они часто перегружали голос криком, визгом и неестественным пением [Ellis, 1959]. Kallen (1959) считал, что программа по гигиене голоса у детей должна быть направлена на то, чтобы предотвратить неправильное использование и перена-пряжение голоса начиная с того момента, когда ребенок пошел в детский сад, и вплоть до завершения пубертатного периода. Школьные учителя должны стремиться создать все необходимые условия, способствующие развитию хорошего голоса [Pronovost, Kingman, 1959]. Froeschels (1940) подчеркивал важность соблюдения гигиены голоса при обучении детей чтению.
Логопед и школьные учителя должны обращать особое внимание на детей, склонных к охриплости. У таких детей легко возникает охриплость после занятия спортом, вечеринок, тяжелой работы, при простуде или эмоциональных перегрузках [Boland, 1953]. Ребенок, склонный к охриплости, при разговоре излишне напрягает мышцы шеи и неадекватно открывает рот; при этом создается впечатление, что голос исходит из глубины глотки. Он часто жалуется на голосовую усталость. Логопед должен своевременно выявлять склонных к охриплости детей, устанавливать диагноз и назначать лечение на ранних стадиях заболевания. White (1946) отметил, что нарушения голоса у детей в предпубертатном и раннем пубертатном периоде часто остаются без внимания, так как их считают проявлениями процесса полового созревания. Он считал, что таких детей необходимо обследовать и по возможности лечить. Это позволит избежать формирования у ребенка неправильного представления о своей личности, которое может стать помехой в дальнейшей жизни (в экономическом и социальном плане). Если нарушение голоса не вылечить в школе, оно может сохраниться на всю жизнь [Warr-Lepper, 1979] и поэтому привлекательную молодую девушку могут не взять на работу в качестве секретаря из-за гиперназальности, а юношу могут подвергнуть насмешкам из-за его высокого голоса [Мооге, 1967].
Diehl и Stinnett (1959) сравнили частоту направления к логопеду учеников второго класса и результаты школьной программы по тестированию речи. Учителя обоснованно направляли к логопеду 36,9% детей с нарушенным голосом. В случае сочетания нарушения голоса и артикуляции этот показатель возрастал до 70%. По данным James и Cooper (1966), учителя обоснованно направляли к логопеду лишь 10% детей, у которых было только нарушение голоса, при сочетании этого нарушения с дефектами артикуляции этот показатель возрастает до 52%- Wertz и Mead (1975) установили, что воспитатели дет-
ских садов и учителя 1—3 классов при оценке степени тяжести нарушений голоса (на основании прослушивания фонограммы} на первое место ставят заикание, нарушение артикуляции, дефекты, связанные с расщелиной неба, а на последнее — изменение голоса. Это, по мнению автора, говорит о том, что учителя, как правило, не обращают внимания на изменения голоса.
Silverman и Van Opens (1980) после прочтения учителям эпизодов из жизни детей с заиканием, нарушением артикуляции, голоса и речи опросили 133 воспитателя детских садов и учителей 1—6 классов на предмет выявления ими детей с нарушениями голоса. Восемьдесят процентов учителей ответили, что они будут направлять на лечение детей обоего пола с заиканием, дефектами артикуляции и речи, и только 50% собирались направлять детей с хронической охриплостью. Clauson и Кора-tic (1975) обнаружили, что при прослушивании записанной на пленку речи ребенка с нарушением голоса учителям удавалась идентифицировать дефекты голоса в 92% случаев. Martin (1974) считает, что учителей следует информировать о том, что такое нормальный и измененный голос. Для улучшения осведомленности учителей Deal, McCiain и Sudderth (1976) составили следующую рабочую программу. Учителям представили записи с различными нарушениями голоса, контрольные листы с описанием характерных признаков, инструкции по выявлению и направлению к логопеду детей с данной патологией. К логопеду нужно было направлять детей со следующими нарушениями; охриплость в течение 2 нед и более; ларингит в течение 2 нед и более; слишком низкий или слишком высокий основной тон; гиперназальность; слишком громкая или слишком тихая речь; придыхание; напряженный голос; частые резкие изменения высоты тона; монотонный голос. В результате этих мероприятий-к ларингологу было направлено 77 детей. У 34 из них обнаружены узелки на голосовых складках, у 7 — отек складок, у 7 — аллергия, у 25 детей патология не выявлена, 4 обследовать не удалось. У 16 мальчиков были двусторонние узелки, у 3 — односторонние. У 12 девочек были двусторонние узелки.
Желательно, чтобы рекомендации для родителей детей с нарушением голоса совместно вырабатывали логопед и учитель. Родители, как правило, не обращают внимания на изменения голоса ребенка до тех пор, пока они понимают его речь. Их волнует главным образом развитие речи. На замечание логопеда они могут ответить: «У его брата было то же самое» или «Послушайте, как говорят соседские дети». Если они в целом понимают речь ребенка, то их мало волнуют плохое качество голоса, нарушения высоты тона или другие изменения.
Weiss (1974) подчеркнул важность роли логопеда в лечении детей, пользующихся небным обтуратором или зубным протезом. Логопед должен знать правила ношения протеза и ухода за ним, он должен также хорошо разбираться в критериях, используемых для подбора небного обтуратора, в методах оценки
его соответствия, необходимости замены и корректировки. Он также должен знать слуховые аппараты, принцип их действия и правила эксплуатации.
Логопеды играют важную роль в комплексной оценке и диагностике нарушений голоса, проводимых специалистами разного профиля. Они должны уметь проводить скрининговые обследования голоса в школах, на основании полученных данных ставить диагноз и назначать соответствующую терапию. Они должны хорошо разбираться в следующих вопросах: анатомия и физиология органов речи и слуха, принципы и основы методологии обучения; общая и частная методология реабилитации нарушения голоса.
Роль логопеда в процессе лечения может быть проиллюстрирована с помощью ответов на вопросы, предложенные Andrew (1973). Первый вопрос: «Чему я учу этого ребенка?» Для ответа на этот вопрос необходимо сформулировать конкретные цели терапии и выбрать те процедуры и методы, которые могут привести к ощутимым изменениям в голосовом аппарате. Подразумевается также, что логопед должен при необходимости так изменять окружающую обстановку, чтобы по мере обучения новая манера поведения прочно входила в повседневную жизнь ребенка. Второй вопрос: «Как я узнаю, насколько эффективны мои рекомендации?» Для того чтобы узнать это, необходимо вести запись достигнутых успехов от занятия к занятию; это позволит в любой момент оценить эффективность того или иного технического приема и решить вопрос о целесообразности его дальнейшего применения. Третий вопрос можно сформулировать так: «Является ли данное терапевтическое мероприятие необходимым?» Логопед должен в любой момент определять, насколько избранные методы целесообразны для осуществления программы голосовой реабилитации и выполняются ли они соответствующим образом. Четвертый вопрос: «Какие методы обучения я использую для достижения поставленной цели?» Необходимо тщательно планировать методы лечения, с тем чтобы каждый технический прием оказывал необходимый терапевтический эффект. Пятый вопрос: «Насколько эффективно я использую похвалы?» Похвала должна быть желанной наградой для ребенка. Вознаграждение ребенок должен получать сразу же, как только он достигнет очередного успеха, а не в качестве задатка за будущие успехи. Если логопед дает положительные ответы на эти вопросы, то он может считать, что выбранная им тактика правильна.
Фаза II. Анализ голоса
Завершают тщательный анализ голоса ребенка. Для оценки голосовых характеристик и определения задач терапии применяют систему Баффало III, состоящую из 10 карт. Составляют расписание сеансов терапии и прогнозируют результаты.
ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЕ ГОЛОСА
Неправильное использование голоса, называемое перенапряжением, может быть причиной органических нарушений. По мнению Holinger и соавт. (1967), перенапряжение голоса является «...сочетанием многочисленных вредных привычек». Существуют следующие формы перенапряжения голоса: крик, визг, напряженная вокализация, чрезмерная разговорчивость, реверсивная фонация (вокализация на вдохе), взрывная вокализация, твердая голосовая атака, частое откашливание и разговор в очень шумной обстановке. Вредное воздействие на голос могут оказать курение, употребление алкоголя, работа в пыльном помещении.
К перенапряжению голоса относят также неправильное использование высоты тона и громкости. Громкая речь часто сопутствует чрезмерной разговорчивости и твердой голосовой атаке. Громкоговорящие семьи и семьи с большим числом детей склонны к неправильным голосовым привычкам. Многие из обследованных Lore (1950) детей с дисфункцией гортани жили в условиях, которые способствовали перенапряжению голоса. Различают два типа перенапряжения голоса: кратковременное и очень сильное, а также длительное, но умеренное [Kelly, Craik, 1952; Orton, 1951]. Froeschels (1940) сообщил о группе детей в возрасте до 16 лет с различными типами дисфункции гортани. У 42 детей имела место твердая голосовая атака, у 15 было слишком сильное сокращение мышц — констрикторов гортани, у 83 — то и другое. Многие вредные привычки появляются уже в раннем детстве и сохраняются долгие годы.
Напряженная вокализация
Напряженная вокализация происходит при голосовой имитации шума машин, грузовиков, самолетов во время игры или при разговоре об этих источниках шума. При громкой напряженной вокализации становится видимым напряжение шеи; кроме того, она вызывает гиперфункцию голосового механизма. Это проявляется сокращением мышц глотки и внутренних мышц языка, что приводит к его утолщению и оттягиванию назад. В этом случае голос звучит приглушенно, сдавленно и резко [Brodnitz, 1971a].
Чрезмерная разговорчивость
У ребенка, который много и громко говорит на высоких тонах, часто возникают патологические изменения гортани. West и Ausberry (1968) установили, что при правильном использовании голоса не происходит повреждения голосовых складок, какой бы энергичной ни была вокализация. Мы считаем, что если ребенок долго и энергично говорит, то при этом происходит перенапряжение голоса, которое иногда приводит к образованию узелков [D. К. Wlison, 1961]. Более того, если у ребенка голос имеет нормальную громкость и высоту, но он говорит с утра до вечера, то это также является перенапряжением голоса [Orton, 1951; Perkins, 1957; D. К. Wilson, 1961, 1962а].
Кашель и откашливание
У многих детей с дисфункцией гортани отмечены частый кашель и откашливание. Во время кашля скорость воздуха в трахее достигает скорости звука (около 320 м/сек), на уровне гортани она снижается до скорости урагана (около 45 м/сек), на уровне губ — примерно 7 м/сек ['Ross et al., 1955, цит. по Eisenson, Eisenson, 1979]. Senturia и F. В. Wilson (1968) у половины из 92 детей школьного возраста с нарушениями голоса отметили в анамнезе рецидивирующий кашель, частота кашля была одинаковой у детей с патологией складок и без нее. Нарушение голоса может быть вызвано также чрезмерным смехом и криком. При изучении снятых на кинопленку движений гортани выявлены значительные изменения в гортани даже во время слабого смеха и откашливания [Timske et al., 1959]. Von Leden и Isshiki (1965) изучали деятельность гортани во время кашля. На кинопленке видно, что кашлевой импульс состоит из трех фаз: «...начального широкого раскрытия голосовой щели, длительного плотного закрытия и сложной вибрационной (экспираторной) фазы». В экспираторной фазе участвуют не только голосовые складки, но и надскладочные структуры и слизистая оболочка задней стенки гортани. Во время кашля происходят очень сильные периодические ундуляции этих нежных структур, оказывающие на них вредное влияние. Изучая детей с узелками голосовых складок, у которых был сильный кашель, мы установили, что последний может быть симптомом самых различных заболеваний. Привычный сухой кашель бывает проявлением пищевой аллергии [Missal, 1961].
Punt (1974) установил, что у людей, которые во время разговора делают перерыв, чтобы откашляться, недостаточно смазывается весь голосовой механизм. Это происходит из-за недостаточной продукции слизи, особенно железами, расположенными в желудочках гортани. Причиной неадекватного смазывания могут быть эмоциональные факторы, включающие боязнь сцены; заболевания носа и придаточных пазух; злоупотребление алкоголем и курением; синдром Шегрена; употребление лекарств, которые подавляют секрецию слизи и слюны; недостаточная влажность воздуха.
Необычно длинный язычок может быть причиной хронического кашля, иногда его приходится ампутировать [De Weese, Saunders, 1982]. Мы наблюдали 7-летнего мальчика с постоянным кашлем. При обследовании обнаружен очень длинный язычок, который свисал в глотку и касался корня языка. После удаления кончика язычка кашель прекратился. Schubert (1963)
также наблюдал двух больных, которым резекция язычка под местной анестезией позволила избавиться от кашля
Частое откашливание, приводящее к нарушению голоса, может быть вызвано пищевой аллергией [Missal, 1961]. Всегда необходимо попытаться выяснить причину откашливания, но следует иметь в виду, что человек может откашливаться просто по привычке.
Окружающий шум
Известно, что сильный шум неблагоприятно действует на орган слуха, и поэтому его надо избегать. Особый интерес представляет изучение перенапряжения голоса при разговоре в шумной обстановке. Mills (1975) установил, что уровень шума в 60—65 дБ А часто заставляет человека говорить громче, а при шуме в 75 дБ А людям приходится кричать. Lane и Tranel (1971), изучая рефлекс Ломбарда, пришли к выводу, что при увеличении уровня шума на определенную величину громкость голоса возрастает не более чем на половину этой величины. Так, повышение шума на 20 дБ приводит к повышению голоса на 10 дБ. Ниже будут приведены данные о влиянии окружающего шума на уровень громкости, высоту тона и перенапряжение голоса. Обследованию подверглись дети и подростки, долго говорившие во время езды в автомобиле, в школе, рядом с сельскохозяйственными машинами, на заводе, при прослушивании рок-музыки и занятиях мотоспортом.
Автомобильный шум. При езде в автомобиле на большой скорости людям приходится говорить очень громко, чтобы перекрыть фоновый шум. Увеличение громкости приводит к повышению высоты тона и нагрузки на голосовой аппарат. При снижении скорости до 35—50 км/ч громкость шума существенно снижается.
Промышленный шум и шум сельскохозяйственных машин. Если ребенок с нарушением голоса живет в сельской местности, то следует выяснить, как долго ему при< ходится разговаривать на фоне шума сельскохозяйственной техники. Многие дети крестьян в течение долгих часов ездят со своим отцом на тракторе, кроме того, они нередко самостоятельно работают с раннего возраста. Разговор в этих условиях может оказывать вредное действие на голос. Jones и Oser (1968) установили, что при работе трактора с полной нагрузкой шум на уровне уха тракториста составляет в среднем 105 дБ. Ouzts (1969) измерял шум на расстоянии 2,5 см от уха работающего. В тракторе шум был равен 96 дБ УЗД, в комбайне для уборки бобов— 102 дБ УЗД, в хлопкоуборочном комбайне—107 дБ УЗД. Lierle и Reger (1958) установили, что уровень в сельскохозяйственных тракторах на расстоянии 15 см от уха варьировался от 85 до 102 дБ УЗД.
5* 67
Перенапряжение голоса может возникнуть у работающих в условиях сильного шума на промышленных предприятиях. Например, Johnson, Willoughby, Mettler и соавт. (1979) установили, что на лесопилках уровень шума составлял 85—90 дБ. Rontal, Rontal, Jakob и Poluick (1979) у 8 % из 283 промышленных рабочих, которые трудились в условиях сильного шума, обнаружили дисфункцию голосовых складок, связанную с образованием узелков, полипов и развитием хронического ларингита. Рабочим приходилось кричать, чтобы услышать друг друга. Ситуация усугублялась курением, загазованностью и запыленностью помещений, а также производственными стрессами. Это исследование касалось людей среднего возраста, но, без сомнения, полученные данные применимы и к другим возрастным группам, включая детей.
Громкая музыка. Разговор во время выступления рок-групп или при прослушивании рок-музыки через наушники может неблагоприятно сказаться на голосе. Громкость музыки на концерте варьируется от 94 до 150 дБ УЗД, составляя в среднем 120 дБ УЗД в зависимости от расстояния и полосы частот. Lebo и соавт. (1969) показали, что уровень звукового давления в репетиционном помещении рок-группы составлял 120—130 дБ. Kuras и Findlay (1974) попросили 25 любителей рок-музыки в возрасте 18—25 лет установить наиболее приемлемый для них уровень громкости при прослушивании через наушники. Для этого использовали две записи: одна стандартная запись была предложена исследователем, другую запись каждый из обследуемых принес с собой. Наиболее комфортной громкостью при прослушивании стандартной записи была 88,1 дБ А, а для собственной записи — 97,2 дБ A. Wood и Lips-comb (1972) установили, что уровень громкости при прослушивании рок-музыки через наушники составил 75—155 дБ А. По данным Koizumi (1982), старшеклассники в Японии прослушивают рок-музыку через наушники с уровнем громкости в 68— 76 дБ УЗД. Высокий уровень громкости поп-музыки может вызвать временный сдвиг порога слухового восприятия и оказать вредное воздействие на голос.
Спортивный шум. Bess, Gala, Aarni и Redfield (1974) сообщили, что при езде на снегоходе уровень шума в зоне уха водителя, который не пользуется защитными противошумовыми средствами, составляет ПО дБ и несколько выше. Соревнования любителей снегоходов продолжаются 3—4 ч. Не тол