Выработка звонкого, собранного, свободного звучания голоса. Развитие диапазона голоса
1. Произнесение сонорных согласных (м, н) с гласными. Сонорные произносятся на стоне, легко, свободно, естественно, без напряжения, в «позиции резонатора», с привлечением тактильно-вибрационного, зрительного и слухового контроля. Голос звучит на среднем регистре, в одной тональности:
ммуммоммэммиммамм
ннанноннэнниннанн
ммнуммноммнэммниммнамм
2. Повышение и понижение голоса на сонорных согласных м, нс паузами и без пауз. Голос повышается и понижается на 2-3 тона.
Повышение и понижение голоса производится то речевым, то полунапевным способом произнесения, что дает возможность «раскрепостить» органы артикуляции и увеличить полетное звучание голоса.
Для тренировки собранного звучания предлагается упражнение «Гудок» — произнесение гласных у, о, аводной тональности, в «позиции резонатора», а затем с повышением и понижением голоса.
УУУУ
УУОУУОУУО
УУАУУАУУА
УУЭУУЭУУЭ
УУИУУИУУИ
4. Произнесение фраз слитно, на стоне, сначала монотонно, негромко, затем с изменением высоты голоса. Сонорные согласные при этом удваиваются.
Мам, меду нам,
ммаммедуннамм.
Мам, мам, молока бы нам.
ммаммммаммммоллокабыннамм.
Мед в лесу медведь нашел, мало меду, много пчел.
Ммёдвллесуммедведьннашеллммалломмедуммнногопчёлл.
5. Произнесение стихотворений на стоне с изменением диапазона голоса. Стихотворения подбираются в зависимости от возраста ребенка, они должны быть короткими, несложными (например, «Мяч» С.Я. Маршака, стихи К.И. Чуковского, А. Барто).
Междометия. Одно из ярких средств эмоционального воздействия на слушателя — междометия. Будучи экспрессивно окрашенными и интонационно модулированными, междометия выражают эмоции, настроения, волевые побуждения человека — радость, боль, гнев, страх, ужас, восхищение, возмущение, презрение, жалобу, упрек, угрозу, протест, приглашение и т.д. Междометия тренируют естественную подачу голоса, при их произнесении активны все мышцы, участвующие в голосообразовании, особенно диафрагма. Упражнения с использованием междометий осуществляют координацию дыхания с деятельностью гортани и голосовых складок, раскрепощают и расширяют объем глоточной и ротовой полости, развивают гибкость, диапазон голоса, создают связь между чисто внешним выражением чувств (т. е. силой, высотой, модуляцией голоса) и внутренним подтекстом. Междометия дополняются интонацией, иногда мимикой и жестом, так как смысловой оттенок в них выражен очень слабо.
«Боль, холод, радость, ужас вызывают у всех детей одни и те же звуковые выражения; так, например, звук а-а-авырывается изнутри сам собой от охватившего нас ужаса или восторга (...). Понимаете ли вы, что через ясный звук а-а-аиз нашей души выходит наружу чувство? Этот звук сообщается с какими-то внутренними глубокими переживаниями, которые просятся наружу и свободно вылетают изнутри, из недр души.
Но есть и другое а-а-а, более глухое, закрытое, которое не выпархивает свободно наружу, а остается внутри и зловеще гудит, резонирует там, точно в пещере или в склепе. Есть и коварное а-а-а, точно вьюном вылетающее изнутри и сверлом ввинчивающееся в душу собеседника. Бывает и радостное а-а-а, которое, как ракета, вылетает изнутри души. Бывает и тяжелое а-а-а, которое, как железная гиря, опускается внутрь, точно на дно колодца...» — писал К.С. Станиславский[42].
Работу над голосом нужно начинать с междометий: О!, А!, Ах!, Ох!, выражающих удивление, радость, недовольство, испуг, восторг, страх.
Затем включаются междометия и звукоподражания в стихотворный материал. Стихи вызывают в детях эмоциональный отклик, рождают так называемую ритмическую эмоцию, что приводит в рабочее, активное состояние весь организм ребенка, в том числе и голосовой аппарат.
Примерный голосовой материал
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
(М.Ю. Лермонтов)
...Но, увидев усача,
(Ай-ай-ай!)
Звери дали стрекача.
(Ай-ай-ай!)
По лесам, по полям разбежалися,
Тараканьих усов испугалися.
...Но однажды поутру
Прискакала кенгуру,
Увидала усача,
Закричала сгоряча:
— Разве это великан?
(Ха-ха-ха!)
Это просто таракан!
(Ха-ха-ха!)
(К.И. Чуковский)
Гуси начали опять
По-гусиному кричать:
Га-га-га!
Кошки замурлыкали:
Мур-мур-мур!
Птицы зачирикали:
Чик-чирик!
Лошади заржали:
И-и-и!
Мухи зажужжали:
Ж-ж-ж!
Лягушата квакают:
Ква-ква-ква!
А утята крякают:
Кря-кря-кря!
Поросята хрюкают:
Хрю-хрю-хрю!
Мурочку баюкают
Милую мою:
Баюшки-баю!
Баюшки-баю!
(К. И. Чуковский)
...Рассердился народ,
И зовет, и орет:
— Эй, держите его,
Да вяжите его,
Да ведите скорее в полицию!
Он вбегает в трамвай,
Все кричат:
— Ай-ай-ай!
— И бегом,
Кувырком,
По домам,
По углам,
Помогите! Спасите! Помилуйте!
(К. И. Чуковский.)
...Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки:
Туки-туки-туки-тук!
Туки-туки-туки-тук!
И постукивают,
И похрюкивают:
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
(К. И. Чуковский)
При чтении стихотворения «Футбол» можно передать различные эмоциональные отношения людей к футболу — презрение, негодование, сомнение, восторг.
Сказала тетя:
— Фи, футбол! —
Сказала мама:
— Фу, футбол! —
Сестра сказала:
— Ну, футбол...
А я ответил:
— Во, футбол!
(Г. Сапгир)