Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей
Алмазова Е. С.
Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей
под общ. ред. Г. В. Чиркиной
М.: Айрис-пресс, 2005
В пособии приводится методика восстановления голоса у детей при органических заболеваниях гортани. На основе знания анатомо-физиологических механизмов речи и голоса предложен комплексный метод восстановления голоса, который заключается в сочетании ортофонических упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебных мероприятий. Книга адресована логопедам-практикам а также студентам дефектологических факультетов.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие................................................................................................................................ 3
От автора....................................................................................................................................... 6
1 Классификация нарушений голоса у детей и подростков............................................. 9
Клинико-педагогический подход к нарушениям голоса............................................... 9
Функциональные нарушения голоса................................................................................ 13
Органические нарушения голоса...................................................................................... 24
2 Особенности психического и речевого развития детей с органическими заболеваниями гортани...................................................................................................................................................... 49
3 Методика восстановления и развития голоса у детей.................................................. 65
Общие проблемы восстановления голоса у детей........................................................ 65
Содержание курса логопедических занятий по восстановлению голоса................ 82
Подготовительный этап логопедических занятий...................................................... 83
Восстановительный (основной) этап логопедических занятий............................ 106
Заключительный этап (автоматизация процесса голосообразования)............... 171
Особенности логопедической работы при дисфонии................................................ 174
Особенности логопедической работы по устранению ринофонии......................... 176
Результаты логопедической работы по восстановлению голоса............................ 183
Приложение............................................................................................................................. 187
Предисловие
Елена Самсоновна Алмазова родилась 2 августа 1935 г. В 1953-1958 гг. была студенткой логопедического отделения дефектологического факультета МГПИ им. В.И. Ленина (ныне МПГУ). В 1960-1964 гг. обучалась в заочной аспирантуре при кафедре психопатологии и логопедии под руководством профессора С.С. Ляпидевского. Научные интересы Е.С. Алмазовой сложились в период работы в логопедическом отделении детской городской клинической больницы № 9 (г. Москва), где она начала заниматься восстановлением голоса у детей с органическими заболеваниями гортани. В отделении, которое являлось базой клиники детского возраста ГНИИ уха, горла и носа, проводились серьезные исследования нарушений голоса, апробировались новейшие лечебно-педагогические методики.
Первые научно-методические разработки были начаты Е.С. Алмазовой еще в 1958 г., их результаты были опубликованы в I и II выпусках «Очерков по патологии речи и голоса» под редакцией С.С. Ляпидевского (1960-1963), в Ученых записках, журналы «Вопросы дефектологии» МГПИ им. В.И. Ленина (1964) под ред. X.С. Замского, С.С. Ляпидевского и др.
После окончания аспирантуры и защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Е.С. Алмазова, не прерывая связи с клиникой, начала работать на дефектологическом факультете. Елена Самсоновна с блеском читала лекции, вела практические занятия, семинары на отделениях логопедии и олигофренопедагогики. Все виды вузовской работы Е.С. Алмазова — сначала ассистент, затем доцент — выполняла на высоком научно-теоретическом и организационно-методическом уровне. Она разработала ряд учебных курсов, написала программы, подготовила лекционный курс по проблеме нарушений голоса на английском языке, получала приглашения читать лекции в разных странах.
Вклад Е.С. Алмазовой в подготовку кадров дефектологов значителен. Ее многочисленные ученики — ныне выдающиеся специалисты в разных областях логопедии, с неизменным уважением вспоминают своего учителя,ее эрудицию, глубокое знание специальной литературы по логопедии и смежным дисциплинам, ее содержательные и эмоциональные лекции, выступления на научных конференциях. Известные специалисты-дефектологи О.С. Орлова, Е.Д. Худенко, которым довелось слышать лекции Е.С. Алмазовой, всегда стараются передать своим слушателям не только содержание разработанной ею методики, но и свойственную ей способность вызвать у логопеда неподдельный интерес к своей профессии. Увлеченный наукой человек — Елена Самсоновна приобщала к исследовательской работе и студентов, руководила интересными курсовыми и дипломными работами, вела научный кружок, готовила доклады студентов на межвузовские студенческие научные конференции.
Круг научных интересов Елены Самсоновны в России был широк, но основной ее поиск был направлен на изучение и восстановление детского голоса. Работая в этом аспекте, она вместе с Б.М. Гриншпуном, В.И. Селиверстовым, В.К. Воробьевой, С.Н. Шаховской под руководством С.С. Ляпидевского способствовала становлению научной школы кафедры психопатологии и логопедии (позднее логопедии), развивала психолого-педагогические основы логопедии в ее связи с другими дисциплинами, в первую очередь с психолингвистикой. Величайший авторитет в логопедии, Е.С. Алмазова параллельно с вузовской работой продолжала научные изыскания, консультировала детей, взрослых, обращавшихся к ней с разными проблемами, оказывала методическую помощь логопедам и фониатрам.
Проблема нарушений голоса и их коррекции долгие годы была, да и сейчас остается, одной из сложнейших, это направление было представлено в науке и практике недостаточно. Е.С. Алмазова представила подробный анализ клинических и психолого-педагогических особенностей детей с такими нарушениями, разработала методику восстановления голоса, которая получила широкое распространение и показала высокую ее эффективность.
Е.С. Алмазова подчеркивала необходимость медико-психолого-педагогического подхода к изучению и лечению таких больных, детально анализировала все аспекты комплексного воздействия (лечебного, психотерапевтического, педагогического и воспитательного). Выделяя в структуре дефекта первично пострадавшее звено и вторичные проявления нарушения, Е.С. Алмазова четко определяла основную направленность системы ортофонического воздействия, при этом подчеркивая, что эта работа строго индивидуализированная, что наилучший терапевтический эффект достигается комплексной терапией — хирургическим, медикаментозным, физиотерапевтическим, психотерапевтическим воздействием, логопедическими занятиями и лечебной физкультурой. Е.С. Алмазова неизменно утверждала, что восстановление голоса возможно даже при очень тяжелых, казалось бы, необратимых деформациях гортани и голосовых складок.
Можно с уверенностью утверждать, что издание книги по сложной проблематике восстановления и развития детского голоса будет встречено с интересом не только логопедами-практиками, но и преподавателями дефектологических факультетов, специалистами в области фониатрии и фонопедии.
Доктор пед. наук, профессор Г.В. Чиркина
Кандидат пед. наук, профессор С.Н. Шаховская
От автора
На дефектологическом факультете Московского государственного педагогического университета читается курс «Нарушения голоса у детей и подростков» и проводится практикум по постановке голоса и выразительности речи.
Содержание курса лекций и практикума, как это следует из их названий, определяется задачами, которые встают перед логопедами в связи с тем, что значительная часть детей и подростков имеет те или иные нарушения голоса. Эти нарушения могут быть обусловлены самыми различными факторами: перенапряжением голоса, закономерным последствием хирургического вмешательства по поводу различных заболеваний голосообразующего аппарата и т.д.
Нарушения голоса органического и функционального характера оказывают весьма существенное влияние на общее развитие детей и подростков, их нервно-психическое состояние, формирование речи, так как голос имеет большое значение в процессе общения. Известна, например, роль голоса в передаче интонации, которая определяет смысловую и эмоциональную стороны высказываний.
Диапазон встречающихся нарушений — от полной потери голоса (афония) до незначительных его изменений. Степень отрицательного влияния нарушений голоса на личность в целом и отдельные ее проявления зависят от характера и глубины расстройства.
В этой связи возникает настоятельная необходимость своевременного преодоления встречающихся у детей и подростков расстройств голоса. Эта задача может быть решена на основе осуществляемой группой специалистов правильной диагностики и использования адекватного метода преодоления дефекта.
Целесообразность публикации данного пособия обусловлена тем, что в имеющейся литературе по преимуществу излагаются приемы восстановления голоса у взрослых. Там же, где речь идет о восстановлении голоса у детей, содержится описание лишь отдельных методических приемов, не представляющих сколько-нибудь законченной системы. Усвоение содержания пособия поможет студентам овладеть системой восстановления голоса у детей и творчески использовать ее в своей дальнейшей работе.
Основная задача автора пособия состоит в изложении метода восстановления голоса у детей и подростков в процессе логопедической работы. В ходе теоретической разработки вопроса и проведения практической работы использовались методы восстановления голоса у подростков и взрослых при функциональных его нарушениях (Н.Ф. Лебедева, М.И. Фомичев, Ф.А. Ивановская, А.Т. Рябченко), некоторые приемы вокальной методики (Е.Н. Малютин, Ф.Ф. Заседателев, Л.Д. Работнов, Л.Б. Дмитриев), материалы исследований иностранных фониатров и логотерапевтов (Г. Гутцман, В. Во, Д. Тарно, М. Бери, Д. Эйзенсон, В. Рипер).
Под наблюдением автора находились дети с афонией и дисфонией, возникшими на почве тяжелых органических заболеваний гортани — папилломатоза и рубцового стеноза. Большинство этих детей потеряли голос в результате хирургического вмешательства на гортани.
В ходе восстановительного обучения разработан и апробирован комплексный ортофонический метод, который заключается в сочетании артикуляционных, дыхательных и голосовых упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебных мероприятий.
В данном пособии освещается сущность этого метода, приемы восстановления голоса и особенности дифференцированной логопедической работы в зависимости от возраста ребенка, степени и характера расстройства голоса. Эффективность излагаемого в книге комплексного ортофонического метода была проверена в ходе многолетней работы по восстановлению голоса у детей и подростков.
Учебное пособие состоит из трех глав и списка рекомендуемой литературы.
В главе «Классификация нарушений голоса у детей и подростков» подробно описываются причины органических и функциональных нарушений голоса, освещаются медицинский, логопедический и психологический аспекты рассматриваемой классификации, приводятся выписки из истории болезни, которые дают конкретное представление о характере того или иного заболевания и особенностях его логопедического обследования. Особое внимание уделяется характеристике афонии и дисфонии органического характера и дисфонии при дизартрии и ринолалии.
В главе «Особенности психического и речевого развития детей с органическими заболеваниями гортани» описывается влияние на формирование личности ребенка и на развитие его речевой и голосовой функции тяжелых и длительных заболеваний гортани — папилломатоза и рубцового стеноза.
В главе «Методика восстановления и развития голоса у детей» излагается сущность комплексного ортофонического метода, подробно описываются приемы и методы коррекционной работы, используемые на разных этапах логопедических занятий.
Приводимые выписки из историй болезни дают возможность судить об эффективности разработанной автором методики, применявшейся при восстановлении голоса.
Настоящее пособие предназначается студентам-дефектологам, логопедам дошкольных и школьных логопедических учреждений.
Таблица 1
Таблица 2
Содержание комплексного метода восстановления голоса
Этапы лечения | Рубцовый стеноз гортани | ||||
I | II | III | IV | V | |
дооперационный (подготовительный) | послеоперационный (ношение Т-образной трубки 3-4 мес.) | постдеканюляци- онный, контрольный (3-5 мес.) | пластическое закрытие стомы | функциональная терапия | |
Содержание логопедической работы | Психотерапия | Психотерапия | Психотерапия | 14-17 дней после операции логопедические занятия не проводятся | Психотерапия |
Артикуляционная гимнастика | Артикуляционная гимнастика | Артикуляционная гимнастика | Артикуляционная и дикционные упражнения | ||
Дыхательная гимнастика | Дыхательная гимнастика | Дыхательная гимнастика | Дыхательная гимнастика | ||
– | Логопедическая лечебная физкультура | Логопедическая лечебная физкультура | Логопедическая лечебная физкультура | ||
– | – | Голосовые упражнения | Интенсивные голосовые упражнения | ||
– | – | – | Физиотерапия |
Содержание курса логопедических занятий
по восстановлению голоса
Курс логопедических занятий по восстановлению голоса состоит из двух этапов — подготовительного и восстановительного — и включает психотерапию, артикуляционную, дыхательную гимнастику и голосовые упражнения.
В данном учебном пособии характеризуются артикуляционные, дыхательные и голосовые упражнения изолированно. Тем не менее упражнения должны проводиться одновременно, так как артикуляция, дыхание и голосообразование — это единые, взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы. Координированная работа этих трех систем и обеспечивает нормальную функцию голосообразования.
II. Основной раздел
Задача основного раздела — постепенно возрастающая тренировка организма, постановка речевого дыхания с акцентом на удлиненный выдох.
Применяются упражнения:
1. Исходное положение — лежа (при этом расслабляются мышцы всего тела, в том числе и гортани). Вдох и выдох через рот и нос. При вдохе передняя стенка живота и подложечная область поднимаются и выпячиваются, при выдохе — опускаются. Верхний плечевой пояс почти неподвижен.
2. Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поднять руки через стороны вверх — вдох, опустить руки — выдох.
3. Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поднять руки на затылок — вдох, руки опустить — выдох.
4. Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поворот туловища и головы вправо с отведением руки в сторону — вдох, исходное положение — выдох.
5. Исходное положение — стоя, ноги вместе. Наклоны туловища в стороны: руки попеременно скользят вдоль туловища до подмышечной впадины. При выдохе произносятся длительно звуки с, ф, ш, сочетания звуков пф, пш.
6. Исходное положение — стоя, ноги вместе. Наклоны головы попеременно к левому и правому плечу.
7. Исходное положение — стоя, ноги вместе. Наклоны головы назад и вперед вместе с шеей.
8. Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Поднять руки через стороны вверх, присесть, обхватить руками колени и произнести уф, ух.
9. Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Руки отвести в стороны и поднять над головой. Пальцы переплести — вдох. Быстрый наклон туловища вперед с произнесением на выдохе ух(упражнение «Дровосек»).
10. Исходное положение — стоя, ноги вместе. Руки через стороны вверх — вдох, руки вниз с произнесением на выдохе согласных звуков с, ш, щ, в, з, ж, ф, гласных у, о, и, э, а, а, а также слогов ух, уф.
11. Исходное положение — стоя, ноги вместе, поза боксера. Движение руками вперед, с силой и произнесение утрированного звука жжж.
12. Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Руки медленно поднять через стороны, хлопнуть в ладоши — вдох, опустить руки с произнесением на выдохе ах, ох, ух.
13. Исходное положение — стоя, ноги вместе, руки на бедрах. Выпады попеременно правой и левой ногой с разведением рук в стороны.
14. Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поднимать попеременно левую и правую ногу с хлопком под коленом.
15. Исходное положение — стоя, ноги вместе. Приседания с вытягиванием рук вперед.
16. Упражнения с мячом:
а) мяч подбросить вверх с произнесением слов ух, уф;
б) мяч подбросить, присесть, поймать и произнести звуки з, ж, в;
в) мяч на полу, наклониться, взять мяч, поднять вверх, положить на пол
с произнесением на выдохе слога уф;
г) игра в мяч: построить детей в кружок с большими интервалами и
передавать мяч соседу с произнесением слов; построить детей в
колонну, одного ребенка поставить напротив колонны и дать ему мяч
(он водящий). Водящий передает мяч впереди стоящему с произнесением
любого звука, тот возвращает мяч водящему и бежит в конец колонны.
Кто уронит мяч, становится водящим.
Таким образом, большинство упражнений включает произнесение гласных и согласных звуков одновременно с движениями верхних и нижних конечностей. Длительное произнесение гласных и согласных звуков развивает удлиненный выдох. Обычно на начальном этапе обучения дети могут произносить эти звуки в течение 5-7 с, постепенно выдох удлиняется до 15-20 с. В дальнейшем упражнения усложняются — на одном выдохе произносятся стечения двух, трех согласных звуков (вз, еж, жз, взж и т.д.), затем слоги (во, ву, зу, и т.д.).
III. Заключительный раздел
Задача заключительного раздела — добиться снижения общефизиологической нагрузки, снять утомление.
Упражнения:
1) дыхательные упражнения,
2) отвлекающие упражнения (с хлопками, пением),
3) ходьба с постепенным замедлением.
Из всех перечисленных упражнений курса логопедической лечебной физкультуры на 5-6 дней составляются комплексы упражнений. Дозировка, темп проведения упражнений меняются в зависимости от возраста ребенка, характера и течения его заболевания, состояния речевой и голосовой функции. Лечебная физкультура проводится в течение всего процесса лечения ребенка, являясь существенным звеном в общей цепи терапевтических мероприятий.
В результате проведения логопедической лечебной физкультуры организм ребенка физически укрепляется, повышается его работоспособность, улучшается функция диафрагмы, брюшного пресса и увеличивается жизненная емкость легких. Кроме того, трахеотомированные больные подготавливаются к деканюляции путем развития дыхания через естественные пути и постановки нижнереберно-диафрагмального дыхания.
Приводим кимограммы дыхания детей при речи до и после проведения логопедических занятий по восстановлению голоса.
В дальнейшем, по мере тренировки фонационного дыхания, дыхательные упражнения усложняются. Ребенку предлагаются упражнения на удлинение выдоха:
1) счет на выдохе шепотом и громко;
2) произнесение пословиц, поговорок, скороговорок с добором воздуха;
3) чтение одной, двух, трех и четырех стихотворных строк на одном выдохе;
4) чтение небольшого (3-4 строки) абзаца прозаического текста на одном выдохе.
Подобные упражнения предполагают сочетание дыхательных движений с тренировкой сильного, звонкого, модулированного голоса.
Таким образом, проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики, логопедической лечебной физкультуры является подготовительным этапом в процессе восстановления голоса. В ходе подготовительного этапа логопедических занятий артикуляционный и дыхательный аппараты ребенка приспосабливаются к последующим интенсивным голосовым упражнениям.
Работа с глухими согласными
Закрепление голоса начинается с произнесения слогов, включающих гласные звуки и глухие смычные согласные п, т, к,а затем щелевые согласные ф, с, ш, х.
С анатомо-физиологической точки зрения смычные глухие п, т, кявляются наиболее простыми звуками. В. А. Богородицкий объяснял это тем, что взрывные согласные требуют простого грубого прижатия органа артикуляции, тогда как для щелевых согласных орган произношения должен держаться приближенным или отчасти касающимся.
Смычные согласные п, т, кболее воздушны, так как имеют больший дебит воздуха[38], чем щелевые. Быстрый выдох после размыкания сомкнутых частей произносительного аппарата и создает акустический эффект взрыва, характеризующий эту группу согласных. Именно за счет этого взрыва звук пполучает усиление. Без усиления же слабый звук губного взрыва, даже при повышенной экспирации, был бы совершенно неуловим для восприятия.
По участию голоса и шума звуки п, m, кглухие. В процессе усвоения ребенком звуков при формировании речи глухие согласные появляются раньше звонких, т. е. большое значение имеет не акустическая яркость звука, а его артикуляционная сложность. Глухие согласные более воздушны, чем звонкие, т. е. последние обычно слабее глухих. Присутствие голоса делает согласный более слышимым даже при слабой артикуляции. Чтобы достичь такой же слышимости глухого согласного, его нужно произносить сильнее. При произнесении звука пакустическая сила звука достигается повышенной экспирацией, прорывом смычки губ выдыхаемой струей воздуха.
При образовании звука пглотка несколько сужается[39]. На короткий миг суженная глоточная трубка сдерживает сильное давление воздуха. В момент взрыва глоточная трубка несколько расширяется, т. е. расслабляется, и сдерживаемое воздушное давление переходит на смычку губ. Суженная глоточная трубка усиливает мощность глухого звука; расширенная глоточная трубка приглушает мощность звонкого согласного. При произнесении звука пмодуляция поточной трубки наименьшая из всех согласных звуков, кроме м. Поэтому взрывные звуки находятся на первой ступени динамической податливости.
При произнесении пбольшую помощь оказывают: а) тактильно-вибрационные ощущения (ребенок осязает сильный взрыв, толчок теплого воздуха на тыльной поверхности кисти руки); зрительный контроль (ребенок видит крепко сжатые губы и взрыв).
Таким образом, п— наиболее простой и удобный звук из группы смычных согласных, он образуется при минимальном участии языка, поднятом мягком нёбе, разомкнутых голосовых складках, суженной глоточной трубке, повышенной экспирации и значительных тактильно-вибрационных ощущениях.
Ребенок произносит звук пв слоговых сочетаниях с гласными у, о, а, и(последующий гласный усиливает сонорность предшествующего согласного).
Прямые и обратные слоги: Закрытые слоги:
пу | уп | упа | апу | пуп | ||||
по | оп | опа | опу | поп | ||||
па | ап | ипа | ипу | пап | ||||
пи | ип | ала | упу | пип |
При произнесении смычных согласных т, кязык более активен, увеличивается напряжение спинки языка. Экспираторная струя чуть слабее, чем при произнесении п. Модуляции глоточной трубки незначительны, что усиливает мощность звуков. Тактильно-вибрационные ощущения (взрыв, струя воздуха) помогают поймать звук, зрительные — увидеть его, слуховые — услышать шум взрыва.
Звуки т и к соединяются с гласными в прямых и обратных слогах.
Примерные упражнения
ту | ут | ута | ату | тут | |
то | от | ота | оту | тот | |
та | ат | ита | иту | тат | |
ти | ит | ата | уту | тит | |
ку | ук | ука | аку | кук | |
ко | ок | ока | оку | кок | |
ка | ак | ика | ику | как | |
ки | ик | ака | уку | кик |
Приводимые асемантические слоговые упражнения на данном этапе являются единственно доступным ребенку голосовым материалом. Но их целесообразно включать лишь в кратковременную тренировку.
Щелевые (фрикативные) согласные ф, с, ш, х: по сравнению со смычными такие согласными более трудны по артикуляции. Они стоят на следующей ступени динамической податливости. Артикуляционная сложность щелевых звуков последовательно возрастает внутри этой группы звуков от фдо х (ф, с, ш, х). Соответственно увеличивается и объем глоточного резонатора, а в связи с расширением глоточной трубки падает мощность глухого звука (наибольшая сила у звука ф, наименьшая — у звука х).
Работу с щелевыми согласными лучше начинать со звука фкак наиболее простого из этой группы звуков.
По способу образования звук ф— щелевой (фрикативный длительный), по месту образования — губно-зубной. При его произнесении нижняя губа прижата к краям верхних резцов, между ними остается узкая щель для выдоха. Верхняя губа слегка приподнята. Язык принимает положение следующего гласного. Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки. Напряжение выдыхаемого тока воздуха сильнее. Звук фусиливается за счет шума, возникшего в результате трения воздуха о края щели.
По участию голоса звук фглухой. При его произнесении голосовые складки разомкнуты. Сила звука достигается повышенной экспирацией, прорывом струей воздуха щели между нижней губой и верхними резцами.
При произнесении фмодуляции глоточной трубки незначительны. С началом фонации трубка сужается, к концу фонации — немного расширяется. Суженная глоточная трубка усиливает мощность глухого звука.
При произнесении фребенок фиксирует подтянутую к верхним резцам нижнюю губу, приподнятую верхнюю губу, обнаженные верхние резцы, осязает холодную, довольно сильную струю вдыхаемого воздуха, отсутствие вибрации гортани, слышит шум от прорыва струей воздуха щели, т. е. включается тактильно-вибрационный, зрительный и слуховой контроль:
При произнесении слога фуребенок видит вытянутые вперед губы, осязает холодную струю воздуха.
Примерные упражнения
фу уф уфа афу фуф
фо оф офа офу фоф
фа аф ифа ифу фаф
фи иф афа уфу фиф
После многократного повторения этих слогов можно перейти к слогу су.
По способу образования звук с щелевой, по месту образования — переднеязычный, зубной. При его произнесении губы растянуты, слегка прижаты к зубам, расстояние между верхними и нижними зубами примерно 1 мм. Кончик языка упирается в нижние зубы. Между передней частью языка и твердым нёбом образуется узкая щель в форме желобка, проходя через которую воздушная струя производит резкий шум. Мягкое нёбо поднято. Голосовые складки раскрыты. Напряжение выдыхаемой струи воздуха сильное. Звук с усиливается за счет шума, образуемого в результате прохождения воздуха через желобок.
По участию голоса звук с глухой. Сила звука достигается повышенной экспирацией.
При произнесении с модуляции глоточной трубки незначительны. С началом фонации глоточная трубка сужается, к концу произнесения — несколько расширяется. Суженная глоточная трубка усиливает мощность глухого звука.
При произнесении с ребенок видит сжатые или сближенные зубы, растянутые углы рта, осязает сильную холодную струю воздуха, слышит шум при прохождении выдыхаемой струи воздуха, т. е. участвуют тактильно-вибрационные, зрительные и слуховые ощущения.
При произнесении слога суребенок видит вытянутые вперед губы, осязает холодную струю воздуха.
Примерные упражнения
су ус уса асу сус
со ос оса осу сос
са ас иса ису сас
си ис аса усу сис
После неоднократного повторения этих слогов можно перейти к слогу шу.
По способу образования звук ш щелевой, по месту образования — переднеязычный. При его произнесении губы выдвинуты вперед, расстояние между верхними и нижними зубами примерно 1 мм, язык имеет форму чашечки. Между передним краем языка и нёбом образуется щель, проходя через которую воздушная струя производит шум. Мягкое нёбо поднято. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемый ток воздуха сильный, теплый. Звук шусиливается за счет шума, образуемого в результате прохождения воздуха через щель.
По участию голоса звук шглухой.
При произнесении шмодуляции глоточной трубки невелики (но несколько больше, чем при произнесении с).
Тактильно-вибрационный, зрительный и слуховой контроль играют роль при произнесении ш: ребенок видит выдвинутые губы, обнаженные сжатые зубы, осязает теплый воздух, слышит шум при прохождении воздуха. Звук шсоединяется с гласными в слогах.
Примерные упражнения
шу | уш | уша | ашу | шуш | |
шо | ош | оша | ошу | шош | |
ша | аш | шла | ишу | шаш | |
ши | иш | аша | ушу | шиш |
Далее следует перейти к работе над звуком х.
По способу образования звук хщелевой, по месту образования — задненебный. При его произнесении губы в положении следующего гласного, кончик языка опущен. Мягкое нёбо поднято. Голосовые складки разомкнуты. По участию голоса звук х глухой. Напряжение выдыхаемого тока воздуха более сильное, чем при к. Звук хусиливается за счет шума, возникающего в результате прохождения воздуха через щель, образуемую задней частью спинки языка и нёбом.
При произнесении хмодуляции глоточной трубки невелики, ребенок видит форму рта, отвечающую следующему гласному, осязает теплую струю воздуха, слышит шум при прохождении воздуха.
Примерные упражнения
ху | ух | уха | аху | хух | |
хо | ох | оха | оху | хох | |
ха | ах | иха | иху | хах | |
хи | их | аха | уху | хих |
Затем можно перейти к произнесению слогов со всеми гласными и глухими согласными (пока это главным образом бессмысленные сочетания).
Например:
пут | пом | пам |
тут | поп | пат |
кум | пок | пас |
туп | тот | паф |
тум | том | там |
тук | пос | таф |
туф | пош | тас |
куп | кош | фас |
кут | кос | фат и т. д. |
Слоги произносятся в «позиции резонатора», что снимает излишнее напряжение с голосового аппарата, усиливает звук, увеличивает его сонорность и полетность путем контроля за деятельностью артикуляционного, дыхательного и голосового аппаратов.
При переходе к произнесению слов в упражнение сначала включаются односложные слова, затем — двухсложные (с открытыми и закрытыми слогами), после этого — трехсложные и т. д.
Например:
мус | поп | там | тип |
пук | пот | так | тик |
путь | тот | пас | тиф |
пуф | том | пан | тит |
пух | ток | мак | пиф |
туп | ком | фас | кит |
тут | кот | сам | ким |
туф | кон | Тата | кино |
тушь | кок | такса | киска |
кум | сок | Паша | киоск |
куш | сом | фасад | пика |
фут | сон | шапка | пилка |
сук | сос | хата | финик |
шум | шок | сапог | фикус |
муха | Поля | шахта | кипарис |
туша | почка | каска | Мишка |
утка | точка | каша | |
пуля | Сочи | капуста |
При подборе слов соблюдается переход от гласного у ки, от согласного м к х.
Для тренировки удлиненного выдоха, укрепления силы голоса предлагается прием наращивания слогов. Слог и полученное от него слово произносятся на одном выдохе, с одинаковой интенсивностью голоса.
Например:
му — муха
ту — туф — туфли
ко — ком — компас
та — танк — танкист
ки — кипа — кипарис
Закончив работу с глухими согласными, полагаем, что ребенок уже достаточно хорошо контролирует звучание голоса в ротовой позиции, умеет регулировать силу экспираторной струи воздуха и координировать движения артикуляционного аппарата.
Примерные упражнения
бу — бо — ба — би
ду — до — да — ди
гу — го — га — ги
Слова
буду | иду | губы | |
буква | дуб | гусь | |
булка | душ | год | |
бухта | Дубы | годы | |
бомба | дудка | голос | |
боль | Дима | гость | |
бок | дом | глобус | |
баба | Дон | газ | |
бас | доски | галка | |
бал | дата | гимн | |
басня | дама | гильза и т. п. |
Слова-паронимы
папа — баба | пока — бока | |
палка — балка | Паня — баня | |
папка — бабка | напор — набор | |
папочка — бабочка | запор — забор | |
плоха — блоха | попить — побить | |
пил — бил | там — дам | |
пой — бой | тень — день | |
тушь — душ | Толя — доля | |
том — дом | кот — год | |
уточка — удочка | купить — губить | |
точка — дочка | колос — голос |
Вс