Тема 15. Общие закономерности функционального развития ЦНС в онтогенезе

Физиологические закономерности эмбрионального и постанатального развития головного мозга. Возрастные особенности ЦНС: нейрональные изменения, изменения на уровне синапсов, миелинизация нервных волокон, изменения характеристик процессов торможения в ЦНС, изменения свойств нервной системы, изменения в рефлекторной деятельности и электрической активности мозга. Стадии формирования рефлекторной деятельности в пренатальном периоде: стадия отдельных локальных движений, генерализованных ответов, специализированных рефлекторных актов. Особенности становления рефлекторной деятельности в постнатальном периоде. Формирование спинальных механизмов рефлекторной деятельности в процессе развития организма. Роль афферентной импульсации и супраспинальных влияний. Развитие познотонических, установочных, пищевых, защитных, ориентировочных и зрительных рефлексов в процессе совершенствования координационных механизмов ЦНС в онтогенезе.

Онтогенез основных отделов ЦНС. Учет возрастных особенностей функционального развития ЦНС в деятельности практических психологов УИС. Незрелость нервной системы как биологическая детерминанта преступного поведения.

Усложнение и смена форм рефлекторной деятельности в связи с углублением развития корково-подкорковых отношений. Функциональная асимметрия мозга. Влияние окружающей среды и генетических факторов на развитие функциональной асимметрии мозга. Половая дифференцировка мозга.

Морфо-функциональные изменения нервной системы в связи со старением организма: нарушение функций сенсорных систем; уменьшение числа нейронов ЦНС; накопление липофусцина и амилоида; снижение интенсивности ионных насосов; изменения, связанные с нейромедиаторами; повышение порога безусловно-рефлекторных реакций; снижение высших психических функций; изменения сна; нарушение регуляции произвольных движений; дистрофические процессы вегетативной нервной системы.

Используемая литература: [2, 3, 4, 7]

5. Методические указания для обучающихся
по освоению дисциплины (модуля)

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины на лекционных занятиях

В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. После лекции необходимо доработать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной рабочей программой.

Методические указания для обучающихся по подготовке к занятиям семинарского типа

В ходе подготовки к семинарским занятиям следует изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования рабочей программы. В процессе подготовки обучающийся должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания для обучающихся по выполнению различных форм самостоятельной работы

Самостоятельная работа обучающегося может выполняться в библиотеке академии, учебных аудиториях, компьютерных классах. Содержание самостоятельной работы обучающегося определяется рабочей программой дисциплины, методическими материалами по организации самостоятельной работы обучающихся (для очной формы), методическими указаниями по самостоятельному изучению дисциплины (для слушателей заочной формы), заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа обучающихся может включать: работу со справочной и методической литературой; изучение учебной и научной литературы; работу с нормативными правовыми актами; подготовка выступления с докладом или рефератом;решение задач, выданных на практических занятиях; подготовку к контрольным работам, тестированию и т.д.; выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций по данным вопросам с преподавателями кафедры на их еженедельных консультациях; проведение самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний; решения представленных в учебно-методических материалах задач, тестов, написания эссе по отдельным вопросам изучаемой темы и т.п.

6. Перечень учебно-методического обеспечения

для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

Анатомия и физиология центральной нервной системы: планы сем. и практ. занятий. 44.05.01. – 2016.

Анатомия и физиология центральной нервной системы: метод. рек. по орг. сам. раб. 44.05.01. – 2016.

7. Фонд оценочных средств для проведения
промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования
в процессе освоения дисциплины (модуля)

Компетенции Этапы формирования компетенций (наименование разделов, тем)
Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Тема 9 Тема 10 Тема 11 Тема 12 Тема 13 Тема 14 Тема 15
ПК-29 + + + + + + + + + + + + + + +

Наши рекомендации