Барабанный бой и путешествие шамана
Когда шаман «отправляется в путешествие», он не перемещается снаружи, по земной поверхности, а, следуя ритмическим ударам, переносится внутрь. Вместо того чтобы перемещать своё тело в обычном физическом смысле, шаман переходит в измененное состояние сознания, находясь в котором он воспринимает окружающую реальность не так, как она воспринимается в обычном состоянии. Такое измененное состояние сознания Майкл Харнер называет Шаманским Состоянием Сознания (ШСС). Обычно именно барабанный бой помогает шаману войти в ШСС2. Хотя в некоторых культурах используются и другие ударные инструменты, например трещотки или палочки, барабан шамана, по словам Джин Ахтенберг, «царит над всеми остальными, являясь важнейшим средством для вхождения в другие реальности и одной из самых универсальных характерных особенностей шаманизма»3.
Не вполне понятно, почему барабанный бой имеет такое мощное воздействие. Впрочем, ученые открыли, что слушание монотонных ударов способствует смещёнию биоритмов мозга в область альфа- и тета-ритмов, в противоположность бета-ритмам, характерным для обычного «сознания с открытыми глазами». Изобретенный Максвеллом Кейдом электроэнцефалограф, названный «Зеркалом Разума», позволил установить, что тета-ритмы (4—7 герц) связаны с творчеством, живым воображением и состоянием экстаза.
Связь между барабанным боем шамана и заметным увеличением уровня тета-ритма была продемонстрирована во время сеанса, проведенного Анной Уйаз, ученицей Максвелла Кейда и ведущим североамериканским специалистом по «Зеркалу Разума». После того как меня обвешали датчиками электроэнцефалографа, исследователи попросили меня для установления точки отсчета посидеть некоторое время спокойно с открытыми глазами, затем закрыть глаза и медитировать, после чего мысленно представлять некоторые цвета и сцены. Показатели биоритмов мозга, связанные с этой частью, не отличались от идентичных у других людей. Однако когда я начала бить в барабан и вошла в измененное состояние, что я уже тысячи раз проделывала во время шаманских консультаций и семинаров, амплитуда тета-ритмов, особенно правого полушария моего мозга, подскочила до высшего предела шкалы «Зеркала Разума».
Многие коренные американцы считают барабанный бой «сердцебиением Земли». В связи с этим интересно отметить, что частота электромагнитного резонанса Земли, которая, согласно измерениям, составляет 7,5 герца, совпадает с частотой высокого тета- / низкого альфа-ритмов.5 Оказывается, что барабанный бой позволяет шаманам настроить частоту биоритмов своего мозга на пульс Земли.
Хранители и духи-помощники
Строго говоря, шаман совершает своё внутреннее путешествие не в одиночку. Выполнять работу ему помогают животные силы и другие духи-помощники, а также основные силы природы.
Элиаде объясняет:
Покидая тело, душа [шамана] входит в Нижний мир и отправляется на поиски души пациента... Если душа больного похищена умершим, шаман посылает одного из своих духов- помощников, чтобы тот её нашел. Дух-помощник хватает душу и приносит её хозяину на земле... Если же душа больного похищена злым духом, то уже сам шаман обязан предпринять путешествие, а это намного труднее.
Шаманы считают, что у каждого человеческого существа есть один или несколько особых хранителей, которые защищают его и дают ему силы. (Хотя этими хранителями могут быть феи или эльфы, обычно они принимают облик животных.) Личным хранителем, известным также как животное силы, может быть, например, медведь, орел, конь, дельфин или лев.
Каждое животное обладает особым мастерством в своей конкретной области и своими особыми знаниями, которые оно передает нам.
Орел может научить, как увидеть мир из отдаленных воздушных просторов или как оседлать тонкие потоки жизни. Лев может научить искусству выслеживания жертвы и умению яростно защищать своих малышей.
Эти животные появляются перед нами в виде самцов или самок и часто обладают хорошо различимыми личными качествами. В моей работе с шаманскими путешествиями одним из самых больших подарков для меня были прекрасные товарищеские отношения, установившиеся между моим животным силы и мной.
Задача животного силы заключается в том, чтобы поддерживать здоровье своего подопечного — физическое, эмоциональное, ментальное и духовное, — помогая ему и направляя его. В повседневной жизни каждый может призвать своё животное силы, когда ему необходима дополнительная энергия или помощь, когда он находится в опасном месте или во время болезни.
Находясь в обычной реальности, шаман, как и любой другой человек, обращается за помощью к своему животному силы. Кроме того, шаманы полагаются на их поддержку и во время своих духовных путешествий. Часть работы животного силы состоит в том, чтобы помогать шаману прокладывать путь в необычной реальности. Животное силы может снабжать его непосредственной информацией о том, что сделано не так. как облегчить болезнь или какие шаги следует предпринять клиенту в обычной реальности. Если шаман отыскивает часть души на территории, на которую трудно войти или выйти, здесь осуществление поиска, совет и другая помощь со стороны животного силы могут оказаться неоценимыми. Кроме того, животное силы может непосредственно помогать в доставке утраченной души обратно в обычную реальность.
В любой данный момент у шамана может быть несколько животных силы, и животные силы могут оставаться при шамане многие годы, возможно, почти всю жизнь. Работая с животным силы, шаман со временем узнает те области, в которых это животное способно особо отличиться, а также те, где лучше вызвать каких-то конкретных хранителей. Например, у меня есть один хранитель, которому лучше даются советы о моих пациентах, и другой, который лучше разбирается в моей собственной жизни.
Кроме хранителей — близких духов-друзей, которые верой и правдой служат шаману долгие годы, ему помогают и другие, также дружественные духи, приходящие для особых целей во время особых путешествий. Если шаману нужно бросить взгляд на положение клиента с воздуха, внезапно появляется орел и поднимает его на высоту, откуда видно все происходящее. Может появиться эльф и прошептать ему на ухо недостающую информацию. А может случиться, что шаману, чтобы добраться до души клиента, понадобится пересечь широкое море. В этом случае на помощь ему придет помощник в виде кита или дельфина.
Необычная реальность
Когда шаман входит в необычную реальность, правила внешнего мира перестают работать. Лошади летают, растения разговаривают, вокруг полно фей и гномов. Времени, в привычном для нас понимании, тоже не существует. Если мерить обычными мерками, шаман может потратить на своё путешествие с полчаса, но за это время он будет наблюдать восход и заход солнца. В этих необычных мирах пространство тоже не подчиняется внешним правилам. При помощи духовного помощника огромные расстояния покрываются за одно-два мгновения внешнего времени.
Совершая за годы своей работы тысячи путешествий, шаман успевает узнать некоторые территории очень близко. Например, посетив один раз такое место, как Пещёра Утраченных Детей, шаман уже знает, как работать в этом месте и каким путем лучше всего идти в следующий раз. Это место становится частью карты шамана.
У шаманов часто имеются свои места силы в необычной реальности. Подобно тому, как у нас во внешнем мире есть места, где мы чувствуем себя спокойно, счастливо и умиротворенно, у шаманов есть места во внутренней реальности, где они могут расслабиться и просто поразмышлять. Например, во время своих путешествий во внутреннюю реальность я часто отправляюсь в густой сосновый лес, к водопаду, низвергающему свои воды в спокойное лесное озеро. Здесь живет моё животное силы вместе с феями, эльфами и оленем. Я сажусь на камни и долго смотрю на верхушки деревьев на фоне голубого неба. Я ложусь на мягкую прохладную землю и, чувствуя себя в полной безопасности, заново переживаю многие чувства из обычной жизни. Лежа на земле, я иногда чувствую, как моё сердце начинает биться синхронно с сердцем земли, и ощущаю свою связь со всем живущим.
Другие путешествия подобны Звездным полетам, когда шаманы встречаются с местами и существами, с которыми они меньше знакомы. Шаман может вдруг обнаружить, что он находится в бесплодной пустыне, которая, кажется, никогда не кончится. В этой пустыне он может найти неземные кактусы, и те расскажут ему, как вылечить больного. Шаман может оказаться рядом с пещёрой, где африканское племя совершает свой ритуал, к нему подойдет мудрая женщина и пригласит принять участие в ритуале.
Мирча Элиаде разделяет необычную реальность на три основные территории:
Верхний мир, Средний мир и Нижний мир.
Эти названия определяются тем направлением, в котором шаман совершает своё путешествие, отправляясь в эти миры.
В Верхнем мире, как и в Нижнем, существует много уровней. Путешествуя по этим территориям, шаман-практик осознает, что мы живем в безграничной Вселенной. Хотя ментальные ограничения не позволяют дать полное описание необычной реальности, я постараюсь поделиться тем, что мне приходилось в ней пережить, чтобы дать вам представление, на что могут быть похожи эти территории.
Некоторые воспринимают Верхний мир как нечто бесплотное. Освещёние часто очень яркое, цвет переходит от слепящее белого к мягким пастельным тонам, к серому, заканчиваясь полной темнотой. В Верхнем мире я знаю, что я на чем-то стою, но часто не знаю наверняка, что меня здесь удерживает. Я могу пройти через хрустальный город с замысловатыми домами, сооруженными из стекла и хрусталя. Могу оказаться на берегу озера, где можно полежать, или в городе из облаков.
Посещёние Нижнего мира
Здесь обитают животные силы, а также учителя в человеческом облике, которые могут дать мудрый совет относительно человеческих взаимоотношений.
В отличие от нематериального Верхнего мира, в Нижний мир попадают через туннель, ведущий вглубь земли10.
Необычные существа и явления — норма для этого мира, а ландшафты часто напоминают земные: пещёры, моря, густые джунгли и леса. Здесь я могу погрузить пальцы в землю. Существа, населяющие Нижний мир, — это духи растений и животных, а также духи тех людей, которые связаны с тайнами земли
Средний мир напоминает нашу собственную биосферу, но представленную в необычном ключе. В Среднем мире шаман может перемещаться взад-вперед по жизни человека. Иногда душа пациента остается в давно прошедшем моменте его жизни, тогда как внешний мир продолжает двигаться вперед. Чтобы спасти такую душу, шаман должен пройти через Средний мир к этому скрытому моменту, а затем найти способ забрать из него душу.
Методы возвращения души
Шаман, ведомый намерением возвратить утраченную душу клиента, странствует в необычной реальности до тех пор, пока не отыщет заблудившуюся душу. После того как он её встретит, его задача, как я уже объясняла, заключается в том, чтобы доставить душу в обычную реальность.
Но как это сделать? Традиционные шаманы, чтобы поймать или заманить в ловушку утраченную душу, прибегали к хитрости, увещёванию, краже или использовали уже упоминавшиеся духовные орудия. Учитывая тот факт, что большинство традиционных шаманов возлагали ответственность за утрату души на недоброжелательные силы, — считалось, что душой овладел умерший, она утрачена в результате изнасилования или похищена человеком с недобрыми намерениями, — такого рода взаимные уловки не лишены были смысла.
Моя точка зрения на утрату души сформировалась под влиянием интерпретации этого явления, которое дает современная психология. Утрата души, с которой мне чаще всего приходится иметь дело, является результатом физической и эмоциональной травмы, когда не существует четко определенных преступников. Травмы, приводящие к утрате души, часто наносятся людьми, ставшими жертвами собственных травм. Я говорю об этом не для того, чтобы оправдать виновного, а чтобы привлечь внимание к длинной цепи утрат душ, когда одно поколение передает свои раны следующему.
Так, в случаях инцеста, тот из родителей, кто совершает преступление, часто сам пережил инцест. Часть его (или ее) души была утрачена ещё в детстве при получении аналогичной травмы. От этого поступок виновного не становится менее ужасным, но в этом случае его легче понять. Разве могут родители обижать собственных детей, если только их самих не лишили каким-то образом их природного равновесия? Утрата души порождает утрату души.
Это же относится ко всем виновным в совершении любых жестоких преступлений. Преступления могут быть ужасными и наносить большой вред жертвам. Посочувствовав жертве, люди всегда начинают удивляться, как мог преступник до такой степени потерять человеческие чувства? Каковы причины их столь очевидной утраты души?
Утрата души — это адаптивная реакция на первичную травму. Покинуть тело — иногда наиболее разумный способ убежать от всеобъемлющего ужаса. Будь то женщина, подвергшаяся насилию, или мужчина, столкнувшийся со всеми зверствами войны, подобного рода адаптация может помочь человеку выжить. Точно так же маленький Ребёнок, выживаемость которого всецело зависит от родителей, не может физически уйти от оскорбительной ситуации и должен искать способ свести боль к минимуму. Меня всегда трогает до глубины души, когда я слышу: «Я упрятал свою душу в безопасное место, где никто не сможет причинить ей вред». Когда душа катапультируется из тела, срабатывает внутренний разум.
Переговоры вместо хитрости
Мне, как практику, кажется не слишком удачным решением хватать душу и тащить её обратно, как поступают некоторые традиционные шаманы. Я считаю, что сама душа, узнав, как изменилась прежняя ситуация, должна принять решение вернуться. Чтобы убедить эту душу вернуться, я должна вести себя как можно искреннее. Я объясняю утраченной сущности, что со времен детства многое изменилось и теперь она сможет больше контролировать свою жизнь. Иногда я напоминаю о том хорошем, что было в ранние годы, и использую эти радости как стимул для возвращения. Я признаю боль и ужас, которые довелось пережить ей в прошлом, в то же время мягко настаивая на том, чтобы она вернулась в настоящее.
Случается, что части души уже нашли приятный духовный мир, и он намного предпочтительнее покинутого ими, так что они не хотят возвращаться. А бывает и так, что душа улетела не в такой уж приятный мир, но там заблудилась или попала в западню. В любом случае, моя задача — заставить душу понять, что её надлежащее место дома, в теле моего клиента.