Дифференциальная диагностика псевдобульбарной дизартрии и моторной алалии (ОНР III)
Дифференциальная диагностика двух сходных состояний базировалась на нейролингвистическом и нейропсихологическом анализе деформации структуры слова (слогового и звуко-буквенного уровня).
В качестве диагностических критериев были выделены:
1.Особенности нарушений структуры слова.
2.Характеристика ошибок нарушающих структуру слова.
3. Виды нарушений звуковой структуры слова.
4.Особенности восприятия и воспроизведения слуго-ритмических структур слова.
5.Ососбенности нарушений звукопроизношения.
6.Характеристика различных вариантов нарушенного произношения.
7.Особенности восприятия и дифференциации звуков.
8.Особенности фонематических процессов.
9.Особенности состояния моторной функции.
10.Особенности произвольного артикуляционного праксиса.
Особенности нарушений структуры слова у детей с дизартрией
Исследование состояния структуры слова у детей с дизартрией включает изучение состояния звучания слов различных степеней сложности (14 классов, по А. К. Марковой). Материалом исследования служили предметные картинки, предполагающие в своих названиях различные степени сложности слоговой структуры слова. В процессе предъявления картинок экспериментатор задает вопросы «Что это?» или «Кто это?».
Оценивалось следующее: речевые реакции детей на оптический раздражитель (картинку); особенности нарушений структуры слова и его ритмико-интонационный рисунок.
Для называния были предложены следующие серии картинок:
Серия 1. Односложные слова с закрытым слогом (СГС).
Оптический раздражитель (картинки): дом, мак, сыр.
Серия 2. Двусложные слова из 2 прямых открытых слогов (СГСГ).
Оптический раздражитель (картинки): рука, роза, лапа.
Серия 3. Двусложные слова с одним закрытым слогом (СГСГС).
Оптический раздражитель (картинки): сахар, диван, забор.
Серия 4. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (СГССГ), (СССГС).
Оптическийраздражитель (картинки): кукла, марка, утка, арбуз.
Серия 5. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (ССГС).
Оптический раздражитель (картинки): стол, стул, шкаф.
Серия 6. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (СГСС).
Оптический раздражитель (картинки): волк, тигр.
Серия 7. Двусложные слова со стечением согласных в начале слова (ССГС).
Оптический раздражитель (картинки): трава, брови, книга.
Серия 8. Двусложные слова со стечением согласных в начале слова (ССГССГ).
Оптический раздражитель (картинки): клумба, гнездо.
Серия 9. Двусложные слова со стечением согласных в конце слова (СГСГСС).
Оптический раздражитель (картинки): корабль, бинокль.
Серия 10. Трехсложные слова из 3 открытых слогов (СГСГСГ).
Оптический раздражитель (картинки): панама, канава, малина, ракета.
Серия 11. Трехсложные слова с последним закрытым слогом (СГСГСГС).
Оптический раздражитель (картинки): кошелек, пулемет, телефон.
Серия 12. Трехсложные слова со стечением согласных (ССГССГСГСС), (СГСГССГ), (СГССГСГ).
Оптический раздражитель (картинки): конфеты, памятник, винтовка, термометр, тракторист.
Серия 13. Четырехсложные слова с открытыми слогами (СГГСГСГ, СГСГСГСГ).
Оптический раздражитель (картинки): паутина, черепаха, Буратино.
Серия 14. Многосложные слова из сходных звуков (ССГСГС).
Оптический раздражитель (картинки): клубок, колосок, корзина, картина.
По результатам математической обработки были получены следующие результативные различия между выборками (см. табл. 1.).
Таблица 1
По данным табл. 1 видно, что у всех испытуемых обнаружены нарушения структуры слова. Анализ ошибок, допущенных детьми с легкой степенью дизартрии (ОНР III уровня), показал, что у них нарушена не слоговая, а звуковая структура слова. Наиболее характерными ошибками для данной категории детей были:
1) искажения звуков;
2) опускание стечений согласных;
3) замена звуков;
4) перестановки звуков;
5) пропуски звуков;
6) уподобление звуков;
7) смешение звуков;
8) добавление звуков.
С недоразвитием звукового анализа были связаны ошибки при произношении слов различной слоговой сложности.
Так, при произношении односложных слов с закрытым слогом (серия 1: мак, сыр, дом) были отмечены ошибки в виде искажения звуков. При произношении двусложных слов, состоящих из двух прямых открытых слогов (серия 2: рука, роза, лапа), наблюдались искажения фонем [р], [л].
При произношении двусложных слов с одним закрытым слогом (серия 3: сахар, диван, забор) имелись ошибки в виде искажения фонемы [р].
Произношение односложных слов со стечением согласных в начале слова (серия 4: стол, стул) имело нарушения структуры слова, добавление гласного звука [н], стечение [ш] и [с] и опускание стечений [ст]Þ[т].
Односложные слова со стечением согласных в конце слова (серия 6: волк, тигр) произносились с ошибками в виде опускания стечения согласных в конце слова, искажения фонем [л] и [р].
Двусложные слова со стечением согласных в начале слова (серия 7: трава, брови, книга) также произносились с опусканием стечения согласных, заменой согласного, искажением фонемы [р]. Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (серия 8: клумба, гвоздь, гнездо) искажались путем опускания стечения согласных, замены согласного, добавления звука. Двусложные слова со стечением согласных в конце слова (серия 9: корабль, бинокль) были искажены за счет опускания стечения согласных в конце слова, опускания стечения согласных в середине слова, замены согласных, замены гласных, добавления гласного звука.
При произношении трехсложных слов с последним закрытым слогом (серия 11: кошелек, пулемет, телефон) наиболее частыми ошибками были искажения звуков, опускание фонемы [п], замена гласных, а также опускание фонемы [т]. Произношение трехсложных слов из трех открытых слогов (серия 10: панама, ракета, канава, малина) сопровождалось следующими видами ошибок: искажения звука [гакета], замены звука [танава], уподобление звука [мамина], перестановка звуков [манила], опускание звука [анава]. Трехсложные слова с последним закрытым слогом (серия 11: кошелек, тротуар, пулемет, телефон) были деформированы за счет замены звука [тосеет], смешения звуков [косеек], искажения звука [тготуаг]. Произношение трехсложных слов со стечением согласных (серия 12: конфеты, памятник, винтовка, термометр) сопровождалось следующими видами ошибок: [витовка] – опускание стечения согласных; [канафеты] –добавление звука; [вантофка] – замены звука; [тегмомет] – искажение звука; [анфеты] – опускание звука.
Произношение четырехсложных слов с открытыми слогами (серия 13: паутина, черепаха, Буратино) имело ошибки в виде: уподобления звуков [чечепаха]; замены звуков [четепаха], [черепата]; перестановки звуков [черехапа]; искажения звука [чегепаха]; пропуска звука [пауина];
Многосложные слова из сходных звуков (серия 14: клубок, колосок, корзина) искажались за счет: опускания стечения согласных [кубок]; искажения звука [когосок]; замены звука [когосот]; пропуска звука [кабок].
На основе данных, полученных при обследовании состояния структуры слова у детей с дизартрией, можно сделать следующие ВЫВОДЫ:
1. У детей с ОНР III уровня, обусловленным дизартрией, имеются нарушения структуры слова, связанные с дефектами произношения, вторичным недоразвитием фонематического слуха и несовершенством операций звукового анализа.
2. Нарушения структуры слова у детей с дизартрией вызваны следующими ошибками: 1) усечением стечений согласных; 2) заменами звуков; 3) искажениями звуков; 4) уподоблением звуков; 5) добавлением звуков; 6) опусканием звуков.
Особенности восприятия и воспроизведения
ритмико-интонационного рисунка слова у детей с дизартрией
Исследование восприятия и воспроизведения ритмико-интонационного рисунка слова у детей с дизартрией (ОНР III уровня) включает изучение состояния неречевого чувства ритма и ритмико-интонационного рисунка слов. Материалом исследования служили ритмические рисунки, отстукиваемые экспериментатором; ритмы ударных музыкальных инструментов (бубен, барабан и т. д.); ритмико-интонационные рисунки слов. Детям были предложены следующие виды заданий.
Серия 1. Оценка и воспроизведение ритмов:
а) выполнение ритмов по образцу. Экспериментатор задает ряд ритмов, ребенок воспроизводит их: // // // /// /// /// // /// /// // // // // // // // //;
б) выполнение ритмов по речевой инструкции. Экспериментатор задает словесно ряд ритмов («по 2», «по 3», «по 4»), ребенок воспроизводит их;
в) музыкальное «эхо». Экспериментатор ударяет в определенном ритме по ударному музыкальному инструменту (бубен, барабан и т. д.), ребенок должен точно повторить услышанное.
Серия 2. Оценка и воспроизведение ритмико-интонационных рисунков слов.
а) экспериментатор воспроизводит ритмико-интонационные рисунки заданных слов, ребенок оценивает их: дом – /, лама – //, машина – ///,
стул – /, ведро – //, гнездо – //, паутина – //// и т. д.;
б) выполнение ритмико-интонационных рисунков по образцу. Экспериментатор задает ряд ритмико-интонационных рисунков слов, ребенок воспроизводит их, проговаривая;
в) выполнение ритмов по речевой инструкции. Экспериментатор задает словесно ряд ритмико-интонационных рисунков слов, ребенок воспроизводит их. Отстучи слово дом. – /. Отстучи слово каша. – //. Отстучи слово калина. – ///. Отстучи слово стол. – /. Отстучи слово игла. – // и т. д.
Оценивалось следующее: состояние неречевого чувства ритма; ритмико-интонационные рисунки слов различной степени сложности.
Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей с дизартрией (ОНР III уровня) ритмико-интонационный рисунок слова сохраняется, слоговая структура слова выдерживается, что говорит об относительно сохранной структуре слова.
Таким образом, исследование ритмико-интонационных рисунков слов у детей с дизартрией (ОНР III уровня) еще раз подтверждает наше предположение о том, что при данной речевой патологии общий ритмический рисунок слова выдерживается, слоговая структура относительно сохранна, а нарушения структуры слова вызваны ошибками звукобуквенного уровня.