Характеристика голоса и дыхательной функции

ПРИ ДИСЛАЛИИ

При дислалии нет нарушений просодического компонента речи: голос звонкий, нет осиплости, монотоности голоса. Хорошо выражена «полётность», модулированность. Речевое дыхание значительно не нарушено.

ПРИ ДИЗАРТРИИ

Помимо нарушения звукопроизношения, при дизартрии практически всегда страдает голосовая и дыхательная функция. Голос слабый, немодулированный, или слабо модулированный. Часто наблюдается осиплость, быстрая утомляемость голоса. Наблюдается монотонность, истощаемость, нет «полётности».

Речевое дыхание сформировано недостаточно. В ряде случаев страдает функция внешнего дыхания. Жизненная ёмкость лёгких (ЖЭЛ) у детей с дизартрией значительно ниже, чем у детей в норме.

Речевой выдох более короткий, чем вдох. Из-за нарушения оральной чувствительности и паретичности мягкого нёба происходит утечка воздуха через нос. Воздушная струя недостаточно целенаправленна: наблюдается её отклонение в сторону, выход из одной стороны щёк, «вдох в себя», недостаточная сила выдоха. При произношении звуков нарушено место образования и (или) разрыва смычки.

ВЫВОДЫ:

· тщательный анализ данных состояния голосовой и дыхательной функции может служить важным критерием при дифференциальной диагностике сходных состояний при лёгкой (стёртой) степени дизартрии и дислалии;

· помимо нарушения звукопроизношения, при дизартрии практически всегда страдает голосовая и дыхательная функция;

· при дизартрии всегда имеются симптомы, свидетельствующие за неврологическое поражение голосовой и дыхательной функции в виде:

а) монотонности, истощаемости, дисфонии;

б) речевой выдох более короткий, чем вдох;

в) явлений паретичности мягкого нёба;

г) воздушная струя недостаточно целенаправлена;

· при дизартрии наблюдается нарушение места образования и (или) разрыва смычки при произношении звуков.

Состояние общей и тонкой моторики

ПРИ ДИСЛАЛИИ

При изучении состояния общей моторики у детей с дислалией можно констатировать достаточный уровень сформированности моторной функции. Навык самостоятельной ходьбы появляется своевременно и в дальнейшем не отмечается моторной неловкости, неуверенности походки, быстрой утомляемости при ходьбе. У детей нет задержки овладения такими сложными двигательными актами как бег, катание на велосипеде, прыжки через скакалку.

При внешнем осмотре можно отметить хорошее гармоническое физическое развитие (росто-весовых показателей, пропорциональность строения тела и др.).

У детей, страдающих дислалией прослеживается своевременное становление тонкой моторики рук. К возрасту 3-х месяцев дети захватывают игрушки, длительно удерживают, в дальнейшем проводят различные манипуляции с ними, а к году их действия уже приобретают характер ситуативной предметной игры. В возрасте 1–3-х лет, когда предметно-манипуляторная деятельность становится основной, дети с дислалией демонстрируют хороший уровень сформированности моторики пальцев рук. Они легко складывают пирамидки различной сложности, мягкие конструкторы, овладевают шнуровкой, застёгиванием пуговиц, длительно могут удерживать различные предметы, манипулируют ими. С 2,5 лет дети проявляют интерес к рисованию, учатся удерживать карандаш, кисточку для акварели. Ведущая деятельность возраста способствует становлению диалогической формы речи, а также появлению языковых функций: номенативной, когнитивной и коммуникативной.

ПРИ ДИЗАРТРИИ

При изучении состояния общей моторики у детей с дизартрии можно выявить недостаточный уровень сформированности моторной функции. Навык самостоятельной ходьбы появляется с запаздыванием (хотя и вкладывается в возрастные сроки) . В дальнейшем проявляется в виде моторной неловкости, неуклюжести и неуверенности походки, быстрой утомляемости при ходьбе . В анамнезе таких детей отмечается задержка овладения такими сложными двигательными актами как бег, катание на велосипеде, прыжки через скакалку. Даже 5-летние дети не могут прыгать поочерёдно на правой или левой ноге, им требуется опора рукой. При быстром шаге наступают на пятки впереди идущего, часто спотыкаются, падают, промахиваются при схватывании предметов.

При внешнем осмотре можно отметить хорошее гармоническое физическое развитие (росто-весовых показателей, пропорциональность строения тела и др.), хотя можно отметить общую тенденцию снижения веса на 400–500гр. и снижения показателей роста на 4 см.

У детей, страдающих дизатрией, прослеживается задержка становления тонкой моторики рук. К возрасту 3-х месяцев дети захватывают игрушки, длительно удерживают, в дальнейшем проводят различные манипуляции с ними, но движения носят преимущественно размашистый характер, хаотичны. К году их действия приобретают характер ситуативной предметной игры, как и у здорового ребёнка, но движения носят преимущественно размашистый характер, хаотичны. В возрасте 1–3-х лет, когда предметно-манипуляторная деятельность становится основной, дети с дизартрией демонстрируют низкий уровень сформированности моторики пальцев рук. Они с трудом складывают пирамидки различной сложности, мягкие конструкторы. Им сложно даётся овладение шнуровкой, застёгиванием пуговиц. С 2,5 лет дети с нормой речевого онтогенеза проявляют интерес к рисованию, учатся удерживать карандаш, кисточку для акварели. Ведущая деятельность возраста способствует становлению диалогической формы речи, а также появлению языковых функций: номенативной, когнитивной и коммуникативной. Дети с дизартрией начинают рисовать поздно. Даже в 5–6-летнем возрасте им доступны лишь самые простые движения, требуется помощь взрослого, отсутствует естественный детский интерес к рисованию. В дальнейшем их рисунки небрежны, размыты, выходят за границы контура. В школьном возрасте отпечаток незрелости афферентной системы сказывается и на почерке.

ВЫВОДЫ:

· тщательный анализ данных состояния общей и тонкой моторики может служить важным критерием при дифференциальной диагностике сходных состояний при лёгкой (стёртой) степени дизартрии и дислалии;

· при дизартрии всегда имеются симптомы, свидетельствующие за неврологическое поражение общей и тонкой моторики в виде:

а) общей моторной неловкости;

б) низкого уровня сформированности моторики пальцев рук;

в) в школьном возрасте отпечаток незрелости афферентной системы сказывается и на почерке;

· при дизартрии наблюдается нарушение общей организации движений.

Наши рекомендации