Дифференциальная диагностика псевдобульбарной дизартрии и дислалии

Клиническое обследование каждого ребенка начиналось со сбора общих сведений и анамнестических данных.

Общие сведения:

Œ Фамилия, имя, отчество.

 Дата рождения.

Ž Домашний адрес.

 Данные специалистов (психиатра, невропатолога, отоларинголога, окулиста).

 Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания, отношение ребенка к своему дефекту).

‘ Жалобы родственников.

’ Данные о родителях (возраст, здоровье, профессия, социальные условия).

“ Общий анамнез:

а) от какой беременности ребенок;

б) характер беременности (болезни, травмы, токсикозы, место работы, вредные факторы);

в) течение родов (долгосрочное, срочное, стимулирование родов, наложение щипцов, вакуум-экстракция, асфиксия, кесарево сечение и т. д.);

г) вес и рост при рождении;

д) на какие сутки был выписан из роддома;

е) вскармливание (грудное, искусственное);

ж) особенности питания (сосал активно, вяло; не было ли поперхивания; при каком положении головы кормление протекало свободно, при каком затрудненно; уставал ли в период кормления, в плаче, покое, как жевал и глотал твердую и жидкую пищу);

з) перенесенные ребенком заболевания, травмы, интоксикации.

” Раннее психомоторное развитие:

а) когда стал держать голову;

б) когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками;

в) когда стал самостоятельно садиться, ходить;

г) когда появились зубы;

д) поведение ребенка до года (спокойный, беспокойный, как спал);

е) появление навыков самообслуживания.

• Речевой анамнез:

а) гуление (время появления, характеристика);

б) лепет (время появления и его характеристика);

в) первые слова, фразы (время их появления и характеристика);

г) как шло развитие (скачкообразно, с перерывами, постепенно, причины и время отклонения в развитии);

д) с какого времени замечено отставание в речи;

е) речевая среда;

ж) занимался ли с логопедом (с какого возраста, сколько времени, результаты занятий);

з) характеристика речи в настоящее время.

Диагностические параметры дифференциальной диагностики псевдобульбарной дизартрии и дислалии

Дифференциальная диагностика псевдобульбарной дизартрии и дислалии ведётся по следующим параметрам:

Анамнез общего и речевого развития ребёнка

ПРИ ДИСЛАЛИИ

Анамнез, как правило, не содержит сведений о резидуально- органическом поражении ЦНС:

Течение беременности физиологично, роды в срок, самостоятельные. Дети рождаются с физиологичным весом (2900-3800гр.). Нервно-психическое развитие на первом году жизни характеризуется своевременностью появления всех статико-моторных функций: в возрасте 3х месяцев все дети уже хорошо удерживают голову, садятся к 6 месяцам. Навык самостоятельной ходьбы сформирован к 10–12 месяцам жизни. В анамнезе таких детей нет сведений о тяжёлых инфекционных и соматических заболеваниях, травмах, сопровождавшихся судорожными состояниями, осложнениями.

ПРИ ДИЗАРТРИИ

Анамнез всегда отягощён и содержит сведения о резидуально- органическом поражении ЦНС:

При дизартрии наблюдаются различные патологические факторы, осложняющие протекание беременности и родов: гестоз, угроза выкидыша, инфекционные и различные соматические заболевания матери, натальные травмы плода (в частности натальные травмы шеи). Дети имеют более низкую, по сравнению с нормой, оценку по шкале АПГАР (6-7 баллов), причиной чего является внутриутробная гипоксия плода, гипоксия ,возникшая в момент родов из-за слабости родовой деятельности. Родовая травматизация шейного отдела позвоночника занимает особое место среди этиологических факторов дизартрии. Как показывают исследования (Ратнер, Е.М. Мастюкова, З.В. Шарипова и др.), практически все дети, страдающие псевдобульбарной дизартрией, при функциональном обследовании (рентгенограмма шейного отдела позвоночника) имеют нарушения, представленные дислокацией, или подвывихом шейных позвонков. Изучение состояния кровоснабжения головного мозга (РЭГ) обнаруживает различные сосудистые изменения в виде венозного застоя, нарушения сосудистого тонуса по типу формирующейся, или уже сформированной дистонии по гипертоническому, или гипотоническому, или смешанному типу. В анамнезе детей с дизартрией часто имеются сведения о имеющемся гипертензионном, или гипертензионно-гидроцефальном синдроме. В первые три месяца жизни такие дети имеют повышенную возбудимость ЦНС: беспричинный плач, нарушение фаз сна, судорожные состояния. Однако высокие компенсаторные механизмы при псевдобульбарной дизартрии (особенно при её стёртом варианте) позволяют таким детям своевременно овладеть основными статико-моторными функциями. В анамнезе большинства детей отмечается, что навык сидения оказывается сформированным к шести месяцам, самостоятельной ходьбы появляется к году или в первые месяцы после года (1,1- 1,4мес.), что в целом вписывается в возрастные сроки.

Ранний период развития детей с дизартрией также может содержать сведения о перенесённых травмах мозга, тяжёлых энтеро-вирусных и нейроинфекциях.

ВЫВОДЫ:

· тщательный анализ анамнестических данных может служить важным критерием при дифференциальной диагностике сходных состояний при лёгкой (стёртой) степени дизартрии и дислалии;

· анализ становления навыка самостоятельной ходьбы может служить дополнительным показателем при проведении дифференциальной диагностики.

Речевое развитие

ПРИ ДИСЛАЛИИ

Соответствует онтогенезу здорового ребёнка: к 1,5–3-м мес. появляется активное гуление. Дети проходят две стадии лепета (в 6 и 9 мес.). К году появляются первые слова, на третьем году жизни фразовая речь. Речевое развитие характеризуется своевременным появлением всех речевых новообразований: новых форм и функций речи.

ПРИ ДИЗАРТРИИ

В целом также соответствует онтогенезу здорового ребёнка. Речевое развитие характеризуется своевременным появлением всех речевых новообразований: новых форм и функций речи. Со временем намечается значительный разрыв в становлении сформированности языковых средств. Речь характеризуется смазанностью, невнятностью, имеет нозальный оттенок. По структурному компоненту при дизартрии могут быть все четыре уровня ОНР, характеризующихся различной степенью речевой недостаточности. При легчайшем варианте нарушения (в виде минимальных дизартрических расстройств) нарушения диагностируются при тщательном неврологическом и логопедическом обследовании.

ВЫВОДЫ:

· тщательный анализ данных речевого развития может служить важным критерием при дифференциальной диагностике сходных состояний при лёгкой (стёртой) степени дизартрии и дислалии;

· анализ речевого онтогенеза (становления сформированности языковых средств: фонетики, просодического компонента, сроков изжития возрастной дислалии) может служить дополнительным показателем при проведении дифференциальной диагностики. Особое значение при диагностике может иметь оценка степени внятности речи ребёнка в различном возрасте.

ПРИ ДИСЛАЛИИ

Наиболее сложной для дифференциальной диагностики является артикуляторно-фонетическая форма дислалии. Специфичным для данной формы является образование звука в неправильных вариантах – «аллофонах» когда нарушен способ и место образования звука. При осмотре ребёнка можно обнаружить следующие анатомические несовершенства: неправильный прикус (при механической дислалии), укороченную подъязычную связку языка, редко встречается вариант готического строения нёба. Обычно это можно объяснить сопутствующей ЛОР патологией.

Наши рекомендации