Объемная мандала как отражение качества жизни
Таланова Наталья Георгиевна – специальный психолог, арт-терапевт Международного психоаналитического центра семьи (г. Санкт-Петербург)[email protected]
Качество жизни складывается из многих аспектов реализации и удовлетворения потребностей. Каждый из нас в течение даже одного дня примеряет на себя множество социальных ролей, активно или не очень реализовывает себя в различных сферах: семья, работа, досуг, обучение. И чем больше этих областей, тем больше возможностей у человека реализовать себя как личность и удовлетворить свои потребности. Но при этом нельзя упустить из внимания и тот факт, что на активную деятельность необходимы ресурсы: силы, время, финансовые возможности и т.д. Стадии изображения мандал (а их 12) помогают нам наглядно проанализировать, то на каком этапе реализуема в нашей жизни та или иная сфера. А объемная модель позволяет рассмотреть ресурсные и слабые стороны, предъявляемые для окружающих и сокрытые возможности, так необходимые для полноценной активной жизни.
ДАРЫ ПРИРОДЫ: ПРАКТИКА ЭКО-АРТ-ТЕРАПИИ ПО ТРАНСФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ БАРЬЕРОВ В РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ
Шарафиева Лилия Раисовна– заведующая лабораторией эко-арт-терапии Ботанического сада Тверского государственного университета психолог, коуч (г. Тверь) [email protected]
Во время мастер-класса участники познакомятся с практикой эко-арт-терапии, основанной на сочетании импрессивной арт-терапии с элементами игровой терапии и работы с пространством. Будут рассмотрены два варианта практики: работы с ландшафтами на картинах мастеров живописи и с выходом в природный ландшафт. Будет проведена прогулка по ландшафтам известных мастеров живописи разных эпох; определены ключи к комфортной, стресогенной и трансформирующей среде развития. Участники смогут подобрать свои ключи для сотворения экологичного ландшафта; разберут методические аспекты проведения практики с клиентами.
ИППОВЕНЦИЯ: ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБЩЕНИЮ С ЛОШАДЬМИ (14:30-17:00)
Газизов Каюм Касимович –клинический психолог, тренер по верховой езде, Международный конно-спортивный комплекс (Г.Казань) [email protected]
Лопухова Ольга Геннадьевна –доцент Института психологии и образования, Казанский федеральный университет, (Россия, Казань)[email protected]
В ходе МК будет представлена ипповенция как такое направление терапевтического взаимодействия с лошадьми, которое ориентировано на психотерапевтическое и развивающее личность взаимодействие человек-лошадь, в результате которого происходит стимулирование самопознания, интеграция личностных образований, их гармонизация. Особенностью ипповенции является фокусирование внимания на психологических аспектах общения человека с лошадью (состояний, мыслей, образов, ощущений, переживаний, ассоциаций), которые становятся предметом обсуждения и анализа. В ипповенции представлен очень широкий спектр терапевтических видов взаимодействия с лошадьми, которые могут применяться как отдельно, так и в комбинации: наблюдение, чистка, кормление, вождение в поводу и взаимодействие без повода (так называемые «мягкие техники» работы с лошадью, «работа в руках», «работа на земле», техники «свободных отношений», «игры с лошадьми»), работа с образом лошади (проективные техники, метафорические карты «Образ лошади»), арт-терапевтические, фото-терапевтические техники, движение верхом на лошади, психотерапевтическое обучение верховой езде.
*Данный мастер-класс будет проводиться на выезде, по предварительной записи. Количество участников строго ограничено (10 человек).
ДОМИКИ ДЛЯ ГНОМИКОВ
Яковчик Людмила Дмитриевна – педагог-психолог МБДОУ комбинированного типа №25 «Малыш». Ведущая цикла образовательных модулей и тренинговых занятий в школе приемных родителей на базе ГКУЗ МО «Фрязинский специализированный дом ребенка» (г. Щелково Московской области) [email protected]
Мастер-класс познакомит специалистов, работающих с детьми, переживающими травматические события, с методами и приемами идентификации с внутренними ресурсами, которые блокирует травма. Интегративные телесно-ориентированные приемы подготовят к медитативному путешествию-погружению, соприкосновению с глубинными, архетипическими образами. Найденный ресурс будет надежно защищен. Построение дома с использованием природных материалов (камешки, глина, ветви, кора и т.д.) усилит контакт с ресурсом и чувство защищенности. Участники будут работать с метафорой дома как внутреннего психического пространства ребенка.
«ПУТЬ К СЕБЕ»: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ И АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ПАЦИЕНТАМИ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Зоткина Елена Александровна – медицинский психолог отделения реабилитации Самарского областного клинического онкологического диспансера, старший преподаватель кафедры психологии развития Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева. (г. Самара), e-mail: [email protected]
Мастер-класс посвящен исследованию внутренних ресурсов на основе концентрации на телесных ощущениях, визуализации и изобразительной деятельности. Данное сочетание приемов было использовано в качестве средства саморегуляции при работе с онкобольными, но может быть также использовано любым человеком, кто готов путешествовать по ландшафтам своей души и тела, открывая новые возможности. Тело станет активным участником этого путешествия и, возможно, главным советчиком, который знает, что нужно для физического и психического здоровья. В работе будут задействованы телесно-ориентированные техники, использована техника концентративного расслабления Бригитты Бьеттер, а также арт-терапевтические техники.
«ПРОЩАНИЕ С ОБИДОЙ»: МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ АКТУАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
Лебедева Людмила Дмитриевна – доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и международному сотрудничеству института позитивных технологий и консалтинга (г. Москва) [email protected]
Будет представлена авторская интермодальная арт-техника «Путешествие по лабиринту актуальных переживаний» с использованием рисунка-схемы «лабиринт классический правосторонний, семиповоротный», нацеленная на экспресс-коррекцию остро переживаемых эмоциональных состояний.
Теоретический обзор базовых концепций по проблематике «прощания с обидой», положения Э. Эриксона о кризисах развития и обретении добродетелей; теории «прощания» и «прощения» (Э. Кюблер-Росс, Ф. Перлз, Р. Энрайт, К. Эстес, Ф.Е. Василюк), представления об образе Я, идентичности, механизмах отреагирования, ослабления и преодоления негативных переживаний. Практическое знакомство с авторской методикой: творческая работа, создание пластилиновой куклы-заместителя, символическое прохождение лабиринта с последующей трансформацией художественных объектов, рефлексивный анализ.